Язык понимания и сочувствия откроет первые Врата Беспредельности. Беспредельность, Предисловие |
Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) — известный во всём мире великий художник, учёный, путешественник, культурный и общественный деятель, философ-гуманист. «Сделанное им не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях», — сказал сибирский учёный, академик А.П.Окладников. Организованная Рерихом Центрально-Азиатская экспедиция, ставшая крупнейшим достижением в области географических исследований планеты, явилась настоящим научным и человеческим подвигом.
Особое притяжение Н.К.Рериха к Центральной Азии было неслучайным. Так, в «Листах дневника» он писал: «К сердцу Азии потянуло уже давно, можно сказать, от самых ранних лет. (...) Сердце Азии является как бы и сердцем мира, ибо откуда же шли все учения и вся мыслительная мудрость?»1
С 1923 по 1928 год Н.К.Рерих руководил экспедицией, целью которой было, как он отмечал, «проникнуть в таинственные области Азии, в тайны философии и культуры безмерного материка». Караванными тропами экспедиция прошла огромный маршрут от Индии до Сибири и Алтая и обратно — через Монголию, Китай и Тибет — в Индию. Было пройдено 25 тысяч километров, покорено 35 горных перевалов высотой от 4000 до 6400 метров, преодолены безжизненные пустыни Монголии и Китая и опасные болота Цайдама.
Кроме Николая Константиновича, в основном составе экспедиции находились его жена Елена Ивановна и их старший сын Юрий Николаевич, учёный-востоковед. По его словам, экспедиция «дважды обошла вокруг земель, составляющих сердце Азии», тем самым завершив дело русских исследователей Азии, пытавшихся пройти из России Азиатской через Тибет в Индию. Это удалось только Рериху, поэтому его экспедиция является великим достижением в ряду географических открытий мира.
Путешествуя по Центральной Азии, Рерих искал то общее, что объединяет и роднит культуры разных стран. Изучая легенды и сказания народов Азии, он находил в них схожие темы — о таинственном камне благоденствия, о заповедной стране, где живут великие мудрецы, хранящие сокровенные знания. С помощью сравнительного изучения древних религий, искусства и культуры Европы, Азии и Америки он сделал вывод, что Центр Азии является колыбелью всех народов. Путь экспедиционного каравана пролегал по одному из самых важных путей эволюции человечества. Пересекая время и пространство, Рерихи несли послание о Новом Мире, зажигая в людских сердцах благородные стремления.
Экспедиция прошла с севера на юг весь Алтай, являвшийся одним из центров великих миграций древних народов. Выполнялась одна из задач — регистрация обнаруженных могильных курганов и других следов кочевой культуры, ещё не описанных в научной литературе. Н.К.Рерих записал в путевом дневнике: «Погребение, уставленное большими камнями, так называемые Чудские могилы, надписи на скалах — всё это ведёт нас к той важной эпохе, когда с далёкого юго-востока, теснимые где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу. И в доисторическом и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу»2.
Николай Рерих прославил Алтай на весь мир. «Не малы пути сибирские, — писал он. — Велика их мечта. Велико им суждённое. Страна Белого Бурхана, страна доброго Ойрота. (...) Страна Чуди подземной. Страна кузнецов Курумчинских, ковавших коней всех великих путников от восхода и на закат»3. «...Строительная хозяйственность, нетронутые недра, радиоактивность, травы выше всадника, лес, скотоводство, гремящие реки, зовущие к электрификации, — всё это придаёт Алтаю незабываемое значение!»4
И едут сюда люди со всех концов света, чтобы увидеть воспетую Рерихом природу Алтая, а главное — чтобы прикоснуться душой к заповедному месту, которому столько предназначено...
Двенадцать дней, с 7 по 19 августа, Рерихи провели в Верхнем Уймоне, поселившись в известном на всю Уймонскую долину доме, принадлежавшем Вахрамею Семёновичу Атаманову — староверу, патриарху многочисленного семейства, знатоку потаённых троп Алтая, человеку просвещённому и широко одарённому. Сейчас в этом доме, восстановленном Сибирским Рериховским Обществом, находится Музей Н.К.Рериха.
Рериха влекла на Алтай и возможность изучить быт, искусство, образ жизни алтайского народа. Его интересовали и русские старообрядцы, которые, спасаясь от церковных реформ, с давних пор селились здесь, в глухих и необжитых местах, и сохраняли самобытный уклад жизни. Здесь Рерих создаёт наброски и этюды, посвящённые этому краю; записывает в дневнике легенды о таинственном народе под названием «чудь», о Белом Бурхане и индийском царевиче Иосафе, о священном Беловодье. Обитатели Верхнего Уймона верили в эту страну-мечту и ходили искать её; существовало и описание пути к этому заповедному месту, в котором были указаны названия рек, озёр, горных хребтов и перевалов: Иртыш, Аргунь, Богогорше, Кокуши, Ергор... «А за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Беловодье»5. Н.К.Рерих пишет: «Когда вы сообразите названные географические имена, вы легко поймёте их смысл. Иртыш и Аргунь произнесены правильно. (...) Богогорше, или Богогорье, конечно, это горный хребет Бурхан-Будда. Кокуши, каждому понятно, является хребтом Кукушили. А Ергор, то есть самое высокое нагорье, конечно, будет Чантанг у Трансгималаев, уже в виду вечных снегов»6. Таким образом, путь в Беловодье, указанный алтайскими староверами, выходил за пределы Алтая до самой Индии и во многом совпадал с маршрутом Центрально-Азиатской экспедиции...
Несмотря на огромные трудности и препятствия — столкновения с бандами разбойников, неоднократные запреты дальнейшего продвижения, огромные потери, — Рерихи прошли почти весь намеченный маршрут, собрав небывалый по ценности художественный и научный материал и составив уникальное описание районов Внутренней Азии. Результаты проделанной работы трудно переоценить. Впервые были исследованы памятники археологии, литературы и искусства районов Центральной Азии. Экспедиция расширила культурно-историческую картину мира, введя в неё кочевой мир Азии. Предшествующие европейские экспедиции изучали преимущественно флору и фауну, географические и этнографические особенности этих регионов.
«Николай Константинович привёз из путешествия около пятисот полотен и этюдов. Впервые в истории в художественных произведениях были запечатлены малодоступные области Центральной Азии, величайшие горные перевалы, воплощены образы восточных легенд»7. После экспедиции Н.К.Рерих издаёт две книги, написанные на основе путевых дневников: «Алтай – Гималаи» и «Сердце Азии».
«Елена Ивановна произвела ценнейшие записи этических учений Востока. Юрий Николаевич собрал большую коллекцию уникальных произведений тибетского искусства, археологический, этнографический, фольклорный и лингвистический материал. Это были настолько богатые, неожиданные и новые для науки находки и открытия, что и в настоящее время поистине трудно оценить самоотверженную работу Рерихов»8.
Для систематизации и изучения материала, собранного в экспедиции, Рерихами был создан Институт гималайских исследований «Урусвати». Он располагался в Западных Гималаях, в окрестностях бывшей столицы княжества Кулу — Наггаре. По словам Юрия Николаевича Рериха, ставшего его директором, «этот институт должен был стать своего рода выдвинутой в горы комплексной экспедицией... носить всесторонний характер, охватывая как природу, так и человека, населяющего эту область. (...) Здесь с 1930 по 1942 год проводились научные работы, пока события мировой войны не заставили временно приостановить их»9.
Материалы, собранные Рерихами в экспедиции, до сих пор не систематизированы. Наступит время, когда учёные обретут доступ к ценнейшим архивам экспедиции и работа по их серьёзному и тщательному изучению будет завершена.
1 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 114.
2 Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 185–186.
3 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991. С. 227.
4 Рерих Н.К. Цветы Мории... С. 185.
5 Рерих Н.К. Цветы Мории... С. 236.
6 Там же. С. 237.
7 Князева В.П. Николай Рерих. СПб., 1994. С. 123.
8 Там же.
9 Рерих Ю.Н. Листки воспоминаний // Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. М.: Сфера, 1999. С. 463–464.