…Чем тяжелее ноша, тем короче путь. Рерих Е.И. Письмо от 15.01.1931 |
Маттео Джованни. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И ДВУМЯ АНГЕЛАМИ. Фрагмент. XV в. ЯВЛЕНИЕ БОГОМАТЕРИ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ. Клеймо иконы «Преп. Сергий Радонежский в житии». XVI в. Н.К. Рерих. ЧИНТАМАНИ. 1935 – 1936 Храм Неба и фрагмент украшения храма. Пекин, Китай. XV в. Керамический кувшин о. Санторини, Греция. VII в. Изображение на стене храма. Дарджилинг, Индия Герб Папы Пия XI |
Учение Живой Этики говорит: «...Нужно всеми силами духа развернуть Знамя Мира, в нём содержатся все устои культуры»1. «Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чём заключается восхождение. Истинно, спасение в культуре. Так Знамя Мира несёт лучшее будущее»2.
«...Когда Мы утверждаем великое значение Знамени Мира, нужно принять его духом. Истинно, так Мироспасение придёт! Время великое, время такое значительное!»3
«...Каждое светлое напряжение и устремление даёт планете утверждение Нового Мира. Потому великое Знамя Мира несёт свои заряды Света и огненно насыщает токи вокруг Земли, как панацея против зла»4. «...В эпоху Огня, когда Свет борется с тьмою, явление Знамени Мира есть тот основной знак, который даст новую ступень человечеству. Так под этим знаком объединятся — Красота, Знание, Искусство и все народы. Так только высшие меры приложимы к Знамени...»5 «Истинно, Великое Знамя Мира покроет весь мир!»6
У Николая Рериха есть статья, которая называется «Знамя Мира». В ней он пишет: «Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. (...)
Чинтамани — древнейшее представление Индии о счастье мира — содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдёте то же изображение. Тибетские "Три Сокровища" говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак — на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. ...Знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гессэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Бари. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии и на Коптских древностях. Он же — на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несёт тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахуля, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на буддийских знамёнах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века — вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространённым и древнейшим среди символов человеческих»7.
«Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это — прошлое, настоящее и будущее, объединённые кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения...»8
Для нашего времени наиболее важна трактовка знака Знамени Мира как Любовь, Красота и Действие в круге Вечности. «Спросят: где же поиски совершенства? Отвечайте: нам в любви, красоте и действии — тех трёх путей достаточно», — сказано в книге «Зов»9.
Поговорим немного об основах Триединства Знамени Мира. Первое из них — Любовь. Какая же любовь подразумевается в этом священном символе? Она имеет и космический и личностный аспекты. В завете Христа «Бог есть любовь» — Бог, сотворивший Небо и Землю, несказуемое Начало всех начал.
Высокая энергия Любви —
Торжественная творческая сила —
Ты звёздный мир и атом сотворила.
Ты — всё во всём. В травинке и в звезде,
В неисчислимых формах мирозданья;
Ты призываешь следовать тебе,
Не знать преград в трудах и в познаванье;
И созидать, не ведая конца,
Уподобляясь сущности Творца.10
В аспекте личном Христос завещал всем людям «любить ближнего, как самого себя».
О значении любви Апостол Павел оставил пронзительный и мощный призыв ко всем людям: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится»11.
Далее мы рассмотрим вторую часть знака Знамени Мира в аспекте Красоты.
У Николая Рериха есть притча на тему о значении Красоты. Она называется «К Нему».
Я нашел наконец пустынника.
Вы знаете, как трудно найти
пустынника здесь на земле.
Просил я его, укажет ли
он путь мой и примет ли
он благосклонно мои труды?
Он долго смотрел и спросил,
что у меня есть самое любимое?
Самое дорогое? Я отвечал:
«Красота». — «Самое любимое
ты должен оставить». — «Кто
заповедал это?» — спросил я.
«Бог», — ответил пустынник.
Пусть накажет меня Бог —
я не оставлю самое прекрасное,
что нас приводит
к Нему.12
В последних словах этой притчи указывается на то, чтоименно нас приводит к Наивысшему.
«...Красота есть Звезда Путеводная...»
В Царстве Духа твоё зарождение.
Ты ведёшь нас путями свободными;
Ты хранишь нас от злых наваждений
В океанах смертей и рождений;
И возносишь в миры светородные
Возрождений
и перерождений.13
Красота есть понятие, охватывающее все сферы жизни. Без неё нет пути к эволюции человечества. Красота окружает нас повсюду, но надо научиться её видеть и уметь восхищаться ею. Она и в природе, и в искусстве, и в чувствах и поступках человеческих.
В книге «Надземное» Великие Учителя говорят о том, как Они неуклонно на протяжении бесчисленных эпох заботятся о сохранении мировых сокровищ красоты в произведениях человеческого гения. «Силы тьмы отлично понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием. Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишённое внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. (...) Так, каждое произведение [искусства] живёт и способствует обмену и накоплению энергии»14.
Третья сфера в круге Вечности — это Действие или, как писала Е.И.Рерих, — Знание, без которого подлинное и необходимое действие невозможно. Но о каких действиях идёт речь? Будда говорил: «Каждое мгновение имеет свою необходимость, и это называется справедливостью действия». Значит, действие должно быть прежде всего справедливо, а справедливость предполагает целесообразность, то есть его необходимость. Целесообразность служит чётко поставленной цели, соответствующей данному этапу эволюции. Вся Красота должна работать на то, чтобы человек осознал своё значение и предназначение, иначе он может остаться за бортом эволюции.
В очередной раз мы напоминаем о качествах, необходимых для совершенствования. Поскольку сказано, что «без Общины Земля жить не может», и мы к этой Общине должны двигаться, если мы хотим продолжать наше существование на планете Земля, то мы должны осознать те качества, которые требуются для этого. Живая Этика потому и названа живой, что она помогает жить и выжить в грядущей небывалой Эпохе.
Учение Живой Этики — это как тот плат Матери Мира, который на картине Н.К.Рериха «Мадонна Лаборис» (или «Труды Мадонны») Она опускает в низшие тёмные слои, в которых гибнут души человеческие, если не воспользуются этой Божественной Помощью и не поднимутся в сферы Света.
Все Великие Учителя человечества говорили об этом спасительном плате и в разных словах учили об одном и том же — как по нему подняться Наверх.
Утверждая великое значение Знамени Мира, Е.И.Рерих писала: «Пора понять, что разворачивается Знамя, величайшее в Истории. Никогда Знамя Мира не выявлялось как знак нового Мира. Пусть поймут люди Знак Спасения. Твердь трепещет. Токи раскалены. Знамя Мира как маяк в бурю. И посев Культуры как противоядие. "Знамя Мира — Знамя Твердыни Света!"»15
«Круглый стол» 27 апреля 2001 г.
1 Иерархия. 324.
2 Там же. 331.
3 Там же. 339.
4 Там же. 381.
5 Там же. 377.
6 Там же. 375.
7 Н.К.Рерих. Листы Дневника. Т. 2. М., 1995. С. 206.
8 Там же.
9 Листы Сада Мории. Зов. 19.07.1922.
10 Н.Д.Спирина // «Перед Восходом». № 10, 1997, с. 4.
11 1-е Послание Апостола Павла к коринфянам. 13: 1-8.
12 Н.К.Рерих. Стихотворения. Проза. Новосибирск, 1989. С. 51.
13 Н.Д.Спирина. Капли. Н., 2001. С. 191.
14 Надземное. 122.
15 Письма Елены Рерих. 1932–1955. Новосибирск, 1993. 27.09.46.