Мысли на каждый день

Лишь напряжением всех сил победим.

Рерих Е.И. Письмо от 01.10.1937

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

СВЯЩЕННЫЙ ЗНАК

Автор: Совет и сотрудники СибРО  




Конец 2002 года был отмечен неслыханно кощунственным актом в истории Рериховского движения — приватизацией в качестве собственности МЦР вселенского Символа, известного всем как знак Знамени Мира, что явилось апофеозом утверждения монополии на Рериховское Наследие со стороны Международного Центра Рерихов и его руководителя Л.В.Шапошниковой.

Сибирское Рериховское Общество распространило текст открытого письма, разоблачая в нём подоплёку этого захватнического замысла. Приводим текст этого документа.

ЗА КЕМ ИДЁТЕ?

Через Николая Константиновича Рериха мы получили знак общемирового значения — знак Знамени Мира, в котором заключены все величайшие понятия, данные народам Земли.

Древнейший символ, прошедший через тысячелетия человеческой истории, он оказался раскинутым по всему миру: скалы Монголии, храмы Тибета и Индии, древнерусские иконы, полотна старых мастеров, философские символы и старинные гербы несут этот вселенский Символ.

Столь же многогранно и его объяснение: прошлое, настоящее и будущее в круге Вечности; религия, знание и искусство в кольце Культуры; любовь, красота, действие в круге Вечности и другие.

В этом знаке также выражен символ Триединства Божества.

Из личной выгоды и желания доминировать Л.В.Шапошникова посягнула на этот величайший Божественный Символ путём низведения его до товарного знака и этим как бы уничтожая всё его высочайшее духовное общемировое значение.

Кому Л.В.Шапошникова служит?!

Сибирское Рериховское Общество
и другие Рериховские общества всех регионов страны, 30 января 2003 г.


Этот поступок Международного Центра Рерихов, о котором мир узнал из интернета, ошеломил и вызвал растерянность даже у некоторых сторонников МЦР. Во множестве Обществ произошло резкое разделение сотрудников на поддерживающих и осуждающих эту преступную акцию.

Спустя некоторое время МЦР публикует Информационное письмо руководителям Рериховских Обществ (от 12.02.2003 г., № 56), в котором заявляет о том, что «в 2002 году Международным Центром Рерихов получены свидетельства Российского агентства по патентным и товарным знакам на знак МЦР и знак ''Знамени Мира''. Международный Центр Рерихов как правообладатель этих знаков, защищённых охранными свидетельствами Роспатента, приобрёл исключительное право пользоваться и распоряжаться этими знаками. В соответствии с установленным порядком использование указанных знаков другими организациями и лицами возможно только с разрешения их правообладателя — Международного Центра Рерихов».

Этот документ навсегда войдёт в историю всемирного Рериховского движения как акт неслыханного кощунства.

В преамбуле информационного письма правление МЦР, объясняя мотивы регистрации знака Знамени Мира как товарного знака, ссылается на письма Елены Ивановны Рерих и Юрия Николаевича Рериха.

В ряде писем и Е.И.Рерих, и Ю.Н.Рериха действительно высказана озабоченность по поводу использования высокой символики. Обратимся к этим свидетельствам. Так, Ю.Н.Рерих в письме от 17.03.1936 г. к А.Е.Махону пишет: «Я бы хотел, чтобы имя ''Урусвати'' и знак Института были защищены здесь, в Индии, копирайтом [авторским правом. — Ред.]. Пожалуйста, проведите необходимую регистрацию и защиту прав...» «Символ этот означает знание, по крайней мере такова его обычная интерпретация в ламаизме. Пожалуйста, приступите к регистрации...» (письмо от 27.04.1936 г.).

Адвокат в Лахоре (Индия) занимается регистрацией знака, и А.Е.Махон посылает Юрию Николаевичу ряд уточняющих запросов, на которые тот даёт конкретные ответы (письмо от 21.04.1936 г.): «У знака нет определённого имени, но он используется только в связи с Институтом Гималайских исследований ''Урусвати''»; «Знак впервые был принят в 1929 г.»; и т.д.

Итак, идёт процесс получения авторских прав на знак Института Гималайских исследований.



Знак Института Гималайских
исследований «Урусвати»


Теперь о письмах Е.И.Рерих. В письме к Г.Г.Шкляверу (от 24.10.1934 г.) она пишет: «Очень важное обстоятельство, что г-н Икскуль для своего общ[ества] ''Круг Мысли'' воспользовался Знаком Музея. Прошу Вас сообщить мне, зарегистрирован ли этот Знак за нашим Обществом в Париже? В Америке на этот Знак взят копирайт, но я не знаю, как обстоит дело в других странах. Так, я написала г-ну Стур[э], прося его зарегистрировать этот Знак во всех трёх Приб[алтийских] странах. Недопустимо, чтобы сомнительные организации прикрывались нашим Знаком».



Знак Музея Николая Рериха в Нью-Йорке


Из письма к председателю Латвийского Рериховского Общества К.И.Стурэ: «...Я очень прошу Вас, К[арл] Иванович, узнать, можно ли взять копирайт или зарегистрировать Знак этот в трёх Прибалтийских странах? Я охотно возмещу издержки по такому охранению великого Знака (эзотерически эмблема эта означает ''Мор[иа] Рекс'')» (от 18.10.1934 г.).

Речь идёт о пресечении бесконтрольного использования знака Нью-Йоркского Музея Николая Рериха, но отнюдь не Знамени Мира.

Из заявления Белорусского отделения МЦР: «Белорусское отделение МЦР считает всяческие нападки на МЦР и Л.В.Шапошникову, по поводу авторских прав на символику в том числе, фактами проявления ожесточённого невежества...» Сторонники кощунственной акции убеждены в том, что «мощная и героическая деятельность Л.В.Шапошниковой вызывает яростные атаки духовных вандалов, всех тех, кто страдает дефицитом культуры и нравственности».

Логично предположить, что среди подписавших это заявление указанный дефицит отсутствует. Неясно только, почему никто из этого числа не удосужился внимательно прочесть, о каком именно знаке пишет Елена Ивановна Рерих? Почему не указали правлению МЦР, что такая спекуляция недопустима?!

В Роспатент идёт поток протестов с требованием отменить недопустимую регистрацию товарного знака под номерами 226539 и 226540 от 01.11.2002 г. В одном из ответов Роспатента говорится: «Следует отметить, что знак ''Знамя Мира'' известен, в основном, среди участников Рериховского движения, к которым не относится большая часть населения России и всего мира», а всем не согласным с этой регистрацией предложено обращаться в суд «в соответствии с законодательством Российской Федерации» (ФИПС, отд. № 30, 27.03.03). Что ещё можно ждать от несведущих чиновников, для которых эта регистрация является рядовым явленим?..

Регистрация символики самого Международного Центра Рерихов, равно как и любой другой организации, не вызывает вопросов, но в данном случае речь идёт о регистрации символа Триединства Божества!

В своё время у МЦР была попытка присвоить себе все картины Н.К.Рериха и С.Н.Рериха, имеющиеся в Государственном Музее искусств народов Востока. Сейчас очередь дошла до присвоения вселенского знака Знамени Мира. Опасная тенденция захвата скрывается за мнимой заботой о сохранении великого Наследия, о защите имён Рерихов и священных символов.

По какому принципу будут отбираться достойные лица и Общества, которым «правообладатель» выдаст разрешение на «использование» знака Знамени Мира? Каким образом будут проверяться тысячи рериховцев, имеющих нагрудные значки с этим символом? Наконец, какой будет следующая акция МЦР? Что осталось ещё не захваченным? Может быть, наименование «Рериховское Общество»?

Превращение Л.В.Шапошниковой знака Знамени Мира — Знамени высокой Культуры — в знак личной собственности в комментариях не нуждается. Авторитет руководителя МЦР держится на страхе, запретах и иллюзии духовной преемственности. Происшедшее — естественное следствие позиции человека, принцип жизни которого не в отдаче, а в бесцеремонном захвате.

Принадлежа искусству разных времён и народов, связывая, по словам Н.К.Рериха, «священные образы по всему миру», заключая Высшую Мудрость, охраняя общечеловеческие духовные ценности, этот Знак, этот вселенский Символ — поистине всеобщее достояние, которое никак не может отождествляться с одной организацией, тем более что принципы её не согласуются с Учением Живой Этики.

Совет и сотрудники Сибирского Рериховского Общества
г. Новосибирск


Сергей Деменко
ОСОЗНАНИЕ ПРАВОТЫ

Прав не тот, кто нашёл оправдания,
Извращая великий Завет;
Правота — в отраженье сияния
Солнца Правды, несущего Свет;

Правота — в чистоте побуждения,
Когда сердце пылает огнём, 
В бесконечности преображения,
Для чего на Земле мы живём;

Правота — в духе сильном 
 и сдержанном,
Обуздавшем все чувства свои,
В синем пламени самоотверженном
И в сиянье Вселенской Любви.
Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Спецвыпуск о Знамени Мира