Мысли на каждый день

Каждое пятно страха есть цель вражеской стреле.

Знаки Агни Йоги, 406

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов
ПЛАМЕННОЕ СЕРДЦЕ Часть II. У рубежа

Автор: Кочергина Наталья  

Другие части статьи: ПЛАМЕННОЕ СЕРДЦЕ. I. Труды Мадонны.

Теги статьи:  Николай Рерих, картины Рериха, о женщине

Заря Новой Эры ещё только брезжила на историческом горизонте, а Николай Константинович Рерих уже ощутил это приближение. Как подлинные «колокола будущего», его картины благовестили о приближении Новой Эпохи в истории человечества, названной великими Учителями Востока Эпохой Женщины.

Чуткий провидец, Николай Рерих ощутил пробуждение женского сердца к новой жизни, что имело огромное значение для всей планеты. «Настоящая эпоха недаром называется эпохою Матери Мира, она выдвигает особую деятельность женщин как носительниц культуры»1, — писал Рерих.

«...Приходят сроки, когда человечество обязано выявить все свои духовные силы и возможности. Женщины, опоясанные силой любви, венчанные венцом подвига... ополчаются против тьмы и зла и придут на помощь человечеству, которое находится в небывалой ещё опасности»2.

Первая часть нашего сообщения3 была посвящена трудам пламенного сердца Великой Матери, нашедшим своё отражение в творчестве Николая Рериха. Теперь от космической концепции Женского Начала перейдём к женщинам нашей планеты.

У Н.К.Рериха есть две картины, отображающие два противоположных состояния духа, и обе посвящены женщине. Рассмотрим их.

Н.К.Рерих. ПЛЕННИЦА. 1937

Н.К.Рерих. ПЛЕННИЦА. 1937

«Пленница» (1937): густые синие и фиолетовые тона рисуют глубокое подземелье, в котором находится пленница. Она погружена в оцепенение, в сон и хлад могильного склепа. Её фигура почти слилась с подземельем, стала его частью. И кажется, нет никакой надежды на освобождение, но сверху, сквозь круглое окно, льётся солнечный свет; он напоминает о другом мире, полном жизни и тепла, который находится где-то там, высоко. И становится понятно, что цепи и плен — это состояние сознания девушки. Стоит ей сбросить с себя тлен старого мира, ветхого мышления, воспрянуть духом — и цепи спадут.

Наталия Дмитриевна Спирина посвятила этой картине стихотворение:

 
В борьбе за свободу ты сбросишь цепи
И крылья получишь взамен.
Разве так плох обмен?
Что же ты медлишь в холодном склепе?!
Крылья давно тебе суждены, 
Крылья — реальность, а цепи — сны, 
Только проснись — и спадут они4.
 

Другая картина — «Выше чем горы» (1924) — создаёт образ совершенно иной — образ безграничных возможностей: так парит дух, свободный от всех земных притяжений, преображённый самыми возвышенными стремлениями. Лёгкая парящая женская фигура, прозрачность красок, разрежённость нежных розово-голубых тонов — всё это переносит нас в мир света, полёта, свободы...

Н.К.Рерих. ВЫШЕ ЧЕМ ГОРЫ. Серия «Его Страна». 1924

Н.К.Рерих. ВЫШЕ ЧЕМ ГОРЫ. Серия «Его Страна». 1924

Огромно расстояние, разделяющее эти образы. Между ними — тот путь, который должна пройти женщина.

Елена Ивановна Рерих писала: «...Женщина должна осознать, что в ней заключены все силы, и стоит ей сбросить с себя вековой гипноз в своей якобы законной подчинённости... и она, в сотрудничестве с мужским началом, создаст новый и лучший мир»5. «Так женщина должна занять место, суждённое ей. Она должна стать... вдохновительницей на жизненные подвиги. Величайшая задача состоит в том, чтобы одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте. Но начать нужно... с самих себя, потому и призыв к женщинам должен быть, прежде всего, призывом к самоусовершенствованию, к сознанию своего достоинства, своего истинного великого назначения...»6 «...Пусть женщины... устремятся к знанию; там, где знание, там и мощь»7.

Устремление к миру духа, который обещает столько чудесных открытий, передано в картинах Рериха начала XX века. На полотнах возникает череда женских образов, возвышенных и одухотворённых. Длинное одеяние, коса, чуть склонённая голова, открытый взгляд иконописных глаз, на голове лента или венок... «Ветреное весеннее утро покоится на пологих холмах над синим озером, распустились белоствольные берёзы, расцвели жёлтые скромные лютики... Девушка бродит по нежной траве, и словно слышится: ''А ты вей, ветер, понеси от меня весть моей родине, обойми её своими крыльями...'' Это ''Ункрада'' 1909 года»8. Из зарисовки А.Ремизова к этой же картине: «Колесом пошло солнце под гору... (...) Тихо, прозрачно. По небу плывут облаки-лебеди... Запою тебе песню, моя родина привольная, о твоей шири и воле, о вольности русской, Русь моя, Россия родимая!»9

По необозримым просторам северных земель, теряющихся в голубой дымке далей, ходит задумчивая девушка — на картине «Дочь викинга» (1910).

Настроение этих картин элегическое, безмятежно-спокойное. Но уже в следующем полотне на эту тему — художник назвал его «За морями земли великие» (1910) — под кистью мастера возникает более динамичный образ. На смену мягкой лиричности приходит движение и устремлённость. Художник отмечал, что в этой картине он хотел дать облик женщины, «устремившейся к крайнему берегу в осознании суждённых сокровищ духа»10. «Новые Лучи женщины сердца коснулись, и проснулась она, и ныне по лику Земли усиливается это пробуждение, и Новая Страна [Россия] впереди»11.

А вот как видит эту картину Наталия Дмитриевна Спирина: «Радостная, раскрепощённая женщина быстро движется вперёд. Здесь удивительно передано её стремительное движение вперёд, к будущему, к Новому Миру»12.

У Наталии Дмитриевны есть и поэтическое описание этого полотна:

В том же, 1910 году появляется ещё одна картина с таким же названием, написанная Рерихом под впечатлением посещения Балтики.

Если сравнить два полотна с образами женщин-северянок — «Дочь викинга» и «За морями земли великие», — то мы увидим, что композиционно они очень схожи, но насколько различно их общее настроение! Безоблачное чистое небо сменяется бурным движением низко бегущих облаков, мы словно ощущаем прохладный северный ветер и слышим шум морского прибоя, рокочущего какую-то увлекательную северную сагу. Как писал Рерих, женщина, устремившись навстречу дальнему ветру, «мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной стране, которая живёт в сердце человеческом»14.

«Она хочет познавать мир, она хочет уйти из своей тесной клетки. ...Быть со всем миром, помогать ему и понимать его»15, — рассказывает о картине Наталия Дмитриевна Спирина.

Н.К.Рерих. ЗА МОРЯМИ ЗЕМЛИ ВЕЛИКИЕ. 1910

Н.К.Рерих. ЗА МОРЯМИ ЗЕМЛИ ВЕЛИКИЕ. 1910

И ещё одно её стихотворение на эту тему:

 
Стремительно и неустанно, 
С улыбкой светлой, с ясным взглядом,
Стремишься ты за сине море,
К великим далям неоглядным.

Мечты свершатся. К жизни новой
Ведёт тропа неотвратимо;
И нет сомнений в светлом взоре,
Что всё в грядущем достижимо13. 
 

И наконец, на картине «У рубежа» (1915) мы видим женщину, подошедшую к какому-то пределу. Она стоит перед чем-то неведомым, внимательно вглядываясь в туманные тревожные дали. В облике женщины — настороженное ожидание. Рубеж — это некая веха, грань, за которой должно начаться что-то новое, и нужно в готовности встретить эту ступень жизни.

 Н.К.Рерих. У РУБЕЖА. 1915

Н.К.Рерих. У РУБЕЖА. 1915

Как парная к этой картине воспринимается «Знамение» — работа, созданная, как и предыдущая, в 1915 году. В необычных очертаниях облаков человек увидел Знамение — знак свыше — и замер, поражённый.

Эти картины объединяет ощущение предчувствия каких-то очень важных, значительных событий. Обратим внимание на дату написания — 1915 год. Это было грозное время перемен. Во внешнем мире — война, выбившая из привычного ритма целые народы. В жизни Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих эти годы тоже были рубежными.

Всё художественное, поэтическое и литературное творчество Рериха этих лет отражает его духовные прозрения, которые разворачиваются на фоне общественных событий эпохального масштаба.

Рядом с великим художником прошла его спутница, другиня, его Лада. «Дочь Земли и Свет Звезды» — так назвала Елену Ивановну Рерих в одном из своих выступлений Наталия Дмитриевна Спирина. Эта светоносная женщина прошла самым высоким путём, каким только может пройти человек по Земле, — путём подвига во имя спасения всей планеты. Именно Елене Ивановне Николай Константинович Рерих посвятил многие свои картины, где в прекрасных символах рассказал о светлых вехах её духовной биографии. В них Рерих обозначил также и те ступени, которыми «предстоит пройти человечеству, если оно вступит на эволюционный путь развития»17.

В 1930-х годах Николай Константинович писал: «При несломимой окружающей оседлости не так-то легко было тридцать лет тому назад помечтать, как бы выйти за пределы, за границы — ''за морями — земли великие''. Но ко всяким таким землям далёким, ко всяким горам зовущим, к высотам вдохновляющим нужно найти какой-то ключ, нужно, чтобы вестник какой-то постучал и позвал»18. Под разными ликами приходят вестники, несущие Весть из Высшего Мира, и нужно проявить всё самоотвержение, всю сердечную чуткость, чтобы встретить их. Трудно в земных условиях распознать Указ Учителя, ибо он приходит издали и вещает о далёком.

С 1916 по 1918 год семья Рерихов живёт в Финляндии, в связи с резким ухудшением состояния здоровья Николая Константиновича. Война, тревожные предчувствия, напряжённый духовный поиск нашли яркое выражение в картинах и поэтических сюитах Рериха тех лет — ценнейших документах духовной биографии.

Семья Рерихов поселилась на берегу Ладожского озера. От шхер и островов веяло глубокой древностью. Скалы и валуны — причудливые письмена земной истории — были покрыты мягкими мхами, которые цвели всеми оттенками красок. Мир полон чудес, но как увидеть самый нужный, священный знак? Мир полон голосов — как услышать среди них тот, единственный? Вся торжественная обстановка северной природы и вынужденное одиночество учили Рерихов прислушиваться к Голосу Безмолвия.

Ветер гнал по небу облака, меняя их очертания. Из красок и облаков возникали всадники и богатыри. Облачные рыцари днём и ночью мчались по небу и словно спешили передать весть. Так появлялись картины и сюиты: «Вечные всадники», «Облако-вестник». В эти же годы Рерих создаёт несколько вариантов картины «Сыновья Неба — дочери Земли». Рассмотрим одну из них — «Дочери Земли» (1919). Почти всё пространство картины занимает древняя скала. У входа в пещеру сидят четыре женщины. За причудливыми скалистыми уступами виден мир, пока ещё закрытый для дочерей Земли; призывно голубеет вода, словно светлая тропинка, зовущая вдаль. Возможно, женщины только что вышли из своего земного убежища, они осматриваются вокруг, а одна устремила взгляд вверх: там, среди клубящихся розово-лиловых облаков, она увидела облачного богатыря. Призыв Сына Неба услышала одна из дочерей Земли.

Н.К.Рерих. ДОЧЕРИ ЗЕМЛИ. 1919

Н.К.Рерих. ДОЧЕРИ ЗЕМЛИ. 1919

Как всегда, понять содержание картины во многом помогают её композиция и колорит. С одной стороны — насыщенные, плотные краски земли: коричневатые цвета женских фигур, чёрная пещера, тёмно-зелёные каменные массивы с редкими синими пятнами; с другой — горящие розовые и лиловые краски неба, клубящиеся воздушные массы, — такое противопоставление говорит само за себя.

В тиши северных островов у Н.К.Рериха рождались необычные стихи, за поэтическими образами и аллегориями которых скрывался опыт осознания первоочередных задач эпохи и своей роли в их осуществлении. Поэтические сюиты, вошедшие в сборник «Цветы Мории», так же как и серия картин «Героика», написанные в Карелии, имели для духовной биографии Рерихов огромное значение — они отражали страницы пробуждения духовных накоплений в сложнейшей обстановке земного пути.

В цикле картин «Героика» (1917) очень точно показан путь Рерихов, начало которого уходит в необозримую даль веков. Именно эти картины лучше всего дают понять, что Высокая Весть была ими получена и принята, считает П.Ф.Беликов. Вот как он описывает эту сюиту: картина «Клад захороненный» — «это скрытая правда жизни. Все подступы к ней загородила злая нойда (нойда в карельской и скандинавской мифологии — колдунья) [картина «Зелье Нойды»], но люди получают Приказ разыскать этот клад [картина «Приказ»]. Священные огни ведут к нему, но нужен ещё Знак, чтобы пуститься на розыски. И люди терпеливо ждут, зорко всматриваясь в горизонт далёких островов». Картина «Вечное ожидание» — это «ожидание Вести, оповещающей, что Путь открыт. Но на пути ждёт ещё немало опасностей. Наконец они преодолены. Об этом оповещает картина ''Гибель великанов''. Великаны в скандинавской мифологии — демоны зла. И как апофеоз героического подвига, в последней картине мы видим ''Победителей клада'' — четыре фигуры выносят Огненное Сокровище из горных ущелий»19.

Две картины этой серии были повторены Рерихом в последние годы жизни, — словно в подтверждение того, что их миссия была выполнена.

На картине «Вечное ожидание» (или «Ждущие») мы видим четыре фигуры: три мужские и одну женскую. «Явный намёк на четырёх Рерихов», — отмечает Беликов. Не легко ожидать проявления Высших Знаков, могущих указать дальнейший путь. Духовная лира тех, кто ждёт, должна быть настроена очень высоко. В строках стихотворений Н.К.Рериха, перекликающихся с сюжетами картин, угадываются реальные приметы, связанные с их жизнью на берегу Ладоги.

Н.К.Рерих. ВЕЧНОЕ ОЖИДАНИЕ. Серия «Героика». 1917

Н.К.Рерих. ВЕЧНОЕ ОЖИДАНИЕ. Серия «Героика». 1917

 
Затворы отброшены, вестнику двери 
Открыты. Лампада горит.
Корзины плодов ожидают без меры,
И ухо Твой зов сторожит.

Кончаются сроки великой разлуки,
Доносится голос — «Приду».
Кувшины готовы. Протянуты руки.
Пролейтесь, потоки. 
	 		Ж д у27.

«В моих картинах часто есть мотив вечного ожидания и мотив понимания космического языка. И обычно женщина и ждёт и понимает»21, — писал Н.К.Рерих. И совсем не случайно в позднем варианте картины — «Ждущая» (1941) — Рерих оставил только одну фигуру, женскую. «...Жена моя Лада прозревала на всех путях наших. Нашла она водительство духа и укрепила она путь наш»22, — писал Николай Константинович.

Много лет спустя ближайший ученик Елены Ивановны и Николая Константиновича — Борис Николаевич Абрамов — в Высоких Собеседованиях услышит: «...Готовность сердечную надо иметь, чтобы не упустить урочного часа. (...) Вечное ожидание, как на картине ''Ждущие'', — символом служит жданности сроков и готовности к ним»23. «Картина ''Ждущие'' — символична. Ждать тоже надо уметь. Пусть ожидание будет всегда плодоносным. Светоносно оно, ибо объединяется со Светом будущего»24.

Именно в карельский период происходит нечто очень значительное, позволившее Рерихам направить свою жизнь согласно Указам Свыше. Природа, уединение, сосредоточенность способствовали тому, что Зов был услышан.

В 1918 году Финляндия отделилась от России и закрыла свои границы. Елена Ивановна и Николай Константинович оказались перед суровым выбором дальнейшего пути. Их ждала полная неизвестность, и в то же время перед ними словно бы открылся весь мир. В этом же году Рерих создаёт картину «Властитель Ночи». Она имела самое непосредственное отношение к духовным прозрениям Елены Ивановны. Тогда же Николаем Константиновичем было написано стихотворение в прозе с таким же названием.

«Должен Он прийти — Властитель ночи. И невозможно спать в юрте на мягких шкурах. Встаёт Дакша и встают девушки. И засвечивают огонь. Ах, томительно ждать. Мы его призовём. Вызовем. Огонь жёлтый, и юрта золотая, и блестит медь». И далее рассказывается, как Дакша пытается призвать Властителя ночи волхованием, сожжением трав, — но всё напрасно. И тогда она понимает, что нужно лишь открыть своё сердце навстречу Властителю.

«...Оставьте меня, — просит Дакша. — Здесь душно. Пусть тухнет огонь. Поднимите намёт. Допустите воздух сюда.

И вошла ночь. И открыли намёт. И вот она стоит на коленях. Ушёл приказ. Ушло волхование. И тогда пришёл Он, Властитель. Отступила Дакша, замирая. И опустилась. Он уже здесь. Всё стало просто. Ах, так проста ночь. И проста звезда утра. И дал Он власть. Дал силу. И ушёл. Растаял. Всё просто»25.

«Всё просто», — говорится в стихотворении, но мы понимаем, что эта простота должна быть достигнута громадными духовными усилиями. Только тот, кто сможет изгнать «все привычные мысли, все обыденные заботы, все настроения дня», — тому ведома простота, в которой «заключена Высшая Мудрость самообладания. Лишь единицы способны открыть полог своего сердца, изгнав из него всё земное»26, а без этого не может состояться общение с Высшим.

Всё цветовое звучание картины художник построил на мощном сопряжении двух цветов — холодного синего и горячего золотого. Запомним это сочетание — оно не раз ещё встретится нам в картинах Н.К.Рериха, посвящённых женским образам. Обратим внимание на то, что шатёр девушки находится на огромной высоте; оттуда виден весь мир, раскинувшийся перед ней. Не символизирует ли это высоту духовного горения героини?

Фигура девушки и шатёр изнутри пылают золотым светом. Откуда же свет, ведь говорится, что все огни в юрте затухают перед тем, как открывается намёт? Это пылает огонь сердца, зажжённого любовью к Наивысшему.

Затворы отброшены, вестнику двери 
Открыты. Лампада горит. 
Корзины плодов ожидают без меры, 
И ухо Твой зов сторожит. 
Кончаются сроки великой разлуки, 
Доносится голос — «Приду». 
Кувшины готовы. Протянуты руки. 
Пролейтесь, потоки. 
 	 	Ж д у 27.

Для Пылающего Сердца — Cor Ardens — начиналась ступень подвига...


1 Н.К.Рерих. Венец женщины // Н.К.Рерих. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 251.
2 Там же. С. 253.
3 См.: Восход. 2008. № 2. С. 7 – 12.
4 Н.Д.Спирина. Капли. Новосибирск, 2001. С. 57.
5 Письма Елены Рерих. Т. II. Рига, 1940. 09.08.1937.
6 Письма Елены Рерих. Т. I. Рига, 1940. 17.08.1934.
7 Письма Елены Рерих. Т. II. 09.08.1937.
8 С.Эрнст. Н.К.Рерих // Держава Рериха. М., 1994. С. 31.
9 А.Ремизов. Жерлица дружинная // Держава Рериха. С. 67.
10 Н.К.Рерих. Женщинам // Н.К.Рерих. Держава Света... С. 40.
11 Грани Агни Йоги. XI. 1.
12 Н.Д.Спирина. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 160.
13 Н.Д.Спирина. «Лучшая трапеза». Новосибирск, 2003. С. 22.
14 Н.К.Рерих. Эстония // Зажигайте сердца. М., 1978. С. 156.
15 Н.Д.Спирина. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 160.
16 Н.Д.Спирина. «Лучшая трапеза». С. 20.
17 Н.Д.Спирина. Письма Елены Рерих // Н.Д.Спирина. Урусвати — Свет Утренней Звезды. Новосибирск, 1998. С. 23.
18 Н.К.Рерих. Злата Прага // Н.К.Рерих. Нерушимое. Рига, 1991. С. 209.
19 П.Ф.Беликов. РЕРИХ (Опыт духовной биографии). Новосибирск, 1994. С. 141 – 142.
20 Н.К.Рерих. Улыбка Твоя // Н.К.Рерих. Стихотворения. Проза. Новосибирск, 1998. С. 73 – 74.
21 Н.К.Рерих. Назначение женщины // Н.К.Рерих. Пути Благословения. М., 1999. С. 337.
22 Цит. по: П.Ф.Беликов. РЕРИХ. С. 142.
23 Грани Агни Йоги. I. 17.02.1960.
24 Грани Агни Йоги. III. 41.
25 Н.К.Рерих. Властитель ночи // Перед Восходом. 1996. № 3. С. 8.
26 П.Ф.Беликов. РЕРИХ. С. 137.
27 Н.Д.Спирина. Ожидание // Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 31.
Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов