Испытание терпением есть одно из высоких испытаний. Сердце, 212 |
Прекрасен Великий Путь Женщины, совершаемый на нашей планете, — Путь даяния, милосердия и любви. В лучших произведениях мирового искусства мы находим отблески того огня, которым просиял в веках этот Подвиг. Но никогда ещё великое назначение женщины не раскрывалось так значительно, как это сделал Николай Константинович Рерих — быть может, единственный в своём роде художник, духовные достижения которого столь же высоки, как и гений живописца. Как проницательно писал Голлербах*, искусство Рериха проникнуто «знанием вещей видимых и обличением вещей невидимых».
Творческая воля художника вызвала к жизни целый мир образов глубочайшего значения — мир, одушевлённый мудростью в античном смысле этого слова, ибо в Древней Греции художники именовались мудрецами.
В своём творчестве Николай Рерих совершенно по-новому раскрывает образ женщины, её значение и роль в жизни человечества. Матери, жёны и сёстры должны стать вдохновительницами на подвиг. Поднять себя на новую духовную ступень и тем одухотворить человечество — в этом видит Рерих великую миссию женщины.
Нередко на его полотнах образу женщины сопутствует образ огня, который на картинах явлен по-разному: то заревом костра, то лучами восходящей Зари, чашей огненных достижений или светоносными излучениями ауры. Иногда это присутствие огненной стихии лишь ощущается в картине и передаёт состояние напряжённого духовного горения героини... Это присутствие Огненного, Высшего Мира в жизни женщины отразилось и в названиях картин: «Лампада Герою», «Огненные мысли», «Агни Йога», «Cor Ardens», что в переводе с латыни означает «Пламенное Сердце». Через высокую символику картин Рериха прикоснёмся к красоте подвига пламенного сердца женщины.
Начнём с Подвига Высочайшего. Что способно осветить путь человека, бредущего во мраке земных дорог, — осветить и стать ведущей звездою? Только Любовь Великой Матери, её сострадание и милосердная помощь всем, кто сквозь тернии жизни, страдания и падения всё же идёт вперёд.
Н.К. Рерих. Царица Небесная над Рекой Жизни. Эскиз росписи апсиды церкви в Талашкино. 1910-е
В картинах Рериха мы не встретим образов земных матерей, но лишь великий идеал каждой земной женщины и каждой матери — Матерь Всего Мира. Елена Ивановна Рерих писала о том, что наступает время, когда каждая женщина должна раздвинуть пределы своего очага и вместить очаги всего мира. Но это возможно, только имея перед собой Величайший Идеал.
Рерих создаёт целый ряд Образов Богоматери, при этом для него было важно, не подчёркивая принадлежности этого Образа к какой-либо одной религии или народности, дать Облик Матери, близкий каждому человеку и всем народам. Вот почему эти изображения не каноничны, то есть не традиционны, а если сказать более точно, синтезируют религиозные и художественные традиции разных народов. Тем самым художник стремится выразить идею единства представлений всех людей о Высшем Начале Вселенной.
Одна из первых таких работ Рериха — «Царица Небесная над Рекой Жизни». Ранний эскиз неосуществлённой росписи (1906) предназначался для церкви в имении Голубевых в селе Пархомовка под Киевом. Хорошо известная фотография 1914 года переносит нас в храм Святого Духа в Талашкино, где художник стоит на фоне росписи, выполненной по новым, переработанным эскизам.
Эта грандиозная работа была высоко отмечена современниками, в том числе и патриархами русской церкви. Тем не менее у многих она вызвала непонимание именно по причине необычного подхода к изображению Священного Облика.
В этой работе Рерих задумал осуществить «синтез всех иконографических представлений» о Богоматери. Потому в Облике Богоматери мы видим соединение самых различных истоков: от образов Богородиц древнерусской и византийской живописи, образов Мадонн западноевропейской живописи — до богинь, почитаемых на Востоке — в Индии, Китае, Тибете.
Рассмотрим внимательно, как строится картина. Центральное место в ней занимает Царица Небесная, фигура которой простирается через все миры, объединяя собой мир земной и мир надземный. Со всех сторон она окружена святыми, пророками, ангелами; она — центр Мироздания. «Вокруг Неё вырастают великие небесные города, охраняемые полками Ангелов; молитвенно к Ней обращены сонмы Святых»1. Всё устремляется к Матери, как бы образуя круговую композицию. Мир земной, символизируемый рекой с малыми судёнышками, занимает далеко не самое значительное место во всём построении, основное пространство картины заполнено Существами Высших Миров.
Судя по описаниям современников, роспись была необычайно красочная, яркая, переливающаяся всеми оттенками красок. Мы можем составить представление об этих красках по некоторым сохранившимся эскизам.
Поэт Максимилиан Волошин, увидев на выставке эскиз росписи «Царицы Небесной», был потрясён. Он описывал его так: «Пламенные, золотисто-алые, багряные, рдяные сонмы сил небесных, стены зданий, развёртывающихся над облаками, и посреди них Царица Небесная в белом платье, а внизу неяркий земной облачный день и студёные воды будничной реки жизни». Саму Богоматерь — как источник Высшего Света — художник изобразил в серебристо-белых тонах, с розовым и золотым.
А вот ещё одно описание картины, сделанное писателем Вс.Н.Ивановым: «Катится, холодно, своим чередом идёт таинственная река Жизни, увлекает своим течением утлые судёнышки плывущих, лишь до поры до времени не тонущих людей. Слабы эти людишки, но не одиноки! Над ними Богородица. Она, Великая Жена, в сонме Небесных Сил, она — охранительница и предстательница за малых сих... (...) Отметим, что вообще характерен этот мотив реки в творчестве Рериха; это некий лейтмотив движения, ухождения времени... (...) Река — движение; напротив, святые над нею — это нечто сильное, устойчивое, вечное. И это вечное притом и действенное, помогающее, активное — святое»2.
Таким образом, в этих описаниях сопоставляются два мира: земной — неяркий, будничный, облачный, Река Жизни — студёная, холодная — и огромный, развернувшийся на весь купол, яркий, праздничный, величественный мир Надземного. Так, композиционно и через колористическую гамму художник показывает соотношение двух миров, их место и значение в Мироздании.
И если мир Высший наполнен ликованием и прославлением Подвигов Матери, то мир земной живёт только благодаря её трудам. На помощь людям Владычица призвала «святых кормчих» — их мы видим в каждой лодочке рядом с фигурами людей.
Эта роспись была настолько величественна и необычна, что её можно сравнить только с самыми значительными монументальными произведениями искусства Древней Руси, Византии или Эпохи Возрождения. Свою картину художник сопроводил литературным описанием: «Высоко проходит небесный путь. Протекает река жизни опасная. Берегами каменистыми гибнут путники неумелые — не знающие различить, где добро, где зло.
Милосердная Владычица Небесная о путниках тёмных возмыслила. Всеблагая на трудных путях на помощь идёт. Ясным покровом хочет покрыть людское всё горе, греховное.
Из светлого града. Из красной всех ангельских сил обители Преблагая воздымается. К берегу реки жизни Всесвятая приближается. Собирает святых кормчих Владычица, за род людской возносит моления.
Трудам Царицы ангелы изумляются. Из твердыни потрясённые сонмы подымаются. (...) Трубным гласом Владычице славу поют. (...)
Духу Святому, Господу Великому передаст Владычица моления. О малых путников вразумлении, о Божьих путей посещении, о спасении, заступлении, всепрощении. Подай Господи, Великий Дух»3.
О том, как помогает Матерь путникам земли, сложено немало легенд. Одна из них, о монахине Беатрисе и о чуде, совершённом Пресвятой Девой, пришла к нам из времён средневековья и получила широкое распространение не только в католической Европе, но была хорошо известна и в России.
Сюжет легенды использовал известный бельгийский драматург Морис Метерлинк для создания пьесы «Сестра Беатриса». Жанр этой небольшой поэмы драматург определил необычным подзаголовком: «Чудо в трёх действиях».
Н.К.Рерих, которому М.Метерлинк был очень близок своими нравственными воззрениями, создал серию картин на его сочинения. При этом, по словам художника, он не пытался перевести на язык живописи сюжетную ткань первоисточника; Рерих уловил главное — «атмосферу напряжённой духовности», пронизывающую мир, созданный бельгийским драматургом.
О чём же повествует старинная легенда?
В одном средневековом монастыре жила юная монахиня Беатриса, лучшее украшение обители. Её отличали поразительная красота и необыкновенные добродетели. Среди обитателей монастыря не было сердца более преданного Пречистой Деве, чем сердце юной Беатрисы. Прекрасную статую Девы Марии она украшала лучшими цветами. Душа её была чиста и наполнена радостными молитвами. Но однажды эта безмятежная радость была нарушена. На пути Беатрисы появился искуситель в образе молодого человека, уверявшего её в своей любви и обещавшего подарить ей счастье там, в большом мире, за стенами монастыря. Находясь в мучительной тревоге и душевном разладе, девушка обращается к Пресвятой Деве, прося Её о помощи. Не в силах бороться с собой, она оставляет у ног Богоматери своё монашеское одеяние, ключи от монастырской ризницы и покидает монастырь вместе с тем, кто сулил ей счастье.
Прошли долгие годы — годы страданий, лишений и горя. Но в сердце Беатрисы всегда жила любовь к Пресвятой Деве, и это давало ей силы. Предчувствуя свою близкую кончину, нищая и больная, она возвращается в некогда родную обитель, надеясь перед смертью покаяться и тем заслужить прощение Богоматери. Каково же было её изумление, когда она узнала от монахинь, что сестра Беатриса не только никогда не покидала монастыря, но все эти годы совершала чудеса помощи, за что была названа святой. Чудо это объяснилось просто: движимая состраданием к своей любимой дочери и желая скрыть от всех её грех, Сама Пречистая, приняв облик Беатрисы, выполняла её обязанности по монастырю. Богоматерь знала, что Беатриса однажды вернётся и вновь займёт своё место. Так никто при жизни сестры Беатрисы и не узнал о том, что с ней произошло, и лишь после её смерти, по желанию Богоматери, история эта стала широко известна.
Рерих ощутил цветовую гамму произведений Метерлинка как множество «синих, фиолетовых, пурпурных аккордов», — эти тона были особенно близки самому художнику; как он писал, они ему «особенно отвечали».
На одной из лучших работ Рериха к «Сестре Беатрисе» — картине «В монастыре» — мы видим образ коленопреклонённой монахини перед статуей Девы, находящейся в нише. Сквозь открытую дверь видна крохотная келья Беатрисы.
Выстраивая композицию этой картины, Рерих ввёл яркий цветной витраж окон, противоположных стене, где находилась статуя. «В результате неповторимые живописные рефлексы розовых, зеленовато-синих, охристо-жёлтых и фиолетовых цветов дали ту ''тональную симфонию'', о которой мечтал художник. Отсветы этих рефлексов, подчёркивая фактуру каменной кладки пола, стен, сводов, прочность и тяжесть дверей, создали особую атмосферу, отвечающую духу поэтики Метерлинка»4.
Облик склонившейся монахини выражает состояние благоговейной молитвы; суровая красота и благородство старого католического монастыря рождает у зрителя чувство торжественного покоя и молитвенного предстояния.
Образы, навеянные Метерликом, навсегда остались дороги Рериху. Впоследствии мы вновь встретимся с этими мотивами — в более поздних картинах художника «Слава Герою» (1933), «Тайна Розы» (1933) и других.
Мадонне, которая трудится неустанно, спасая людей даже из пламени ада, посвящена известная картина Н.К.Рериха «Madonna Laboris (Труды Мадонны)» (существует два её варианта).
В одном из очерков Николай Константинович приводит древний христианский апокриф, рассказывающий о том, что в заоблачных высях надземного мира находится Рай — жилище Богов. Высоки окружающие его стены, а путь туда лежит только через врата Рая, и за ними строго следит ключарь Райской обители, Апостол Пётр. Но вот жалуется Пётр Владыке: «''Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю''.
И сказал Господь: ''Пойдём, Пётр, ночным дозором''.
Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену Рая белоснежный шарф Свой и принимает по нему какие-то души. Возревновал Пётр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: ''Ш-ш! не мешай!''»5.
Обратим внимание на то, что в картине, созданной по этой легенде, как бы противопоставляется два рода огней: серебристый сияющий Свет Небесного Ашрама и алое пламя чистилища. Излучения Богоматери, Христа и Апостола Петра особенно ярко горят на фоне глубокой синевы символических Небес, а красный огонь, вырывающийся из страшных чёрных расщелин и пропастей ада, создаёт впечатление особого мрака.
Вспомним, что Царица Небесная у Реки Жизни была изображена художником в состоянии молитвы, с раскрытыми к миру ладонями — символом её даяния. Теперь же мы видим, как из этих молитвенно сложенных рук, от сердца Богоматери протянута к людям серебряная нить спасения. Это тот самый Плат, который с давних времён опускает Матерь в низшие слои земного мира, чтобы не дать погибнуть душам человеческим, только бы сумели они воспользоваться Высшей Помощью и поднялись в Сферы Света. (В одном из своих выступлений Наталия Дмитриевна Спирина этим спасительным Платом называет Учение Живой Этики.)
Кто же принимает эту помощь? Мы видим две фигурки, мужскую и женскую, выбравшиеся из адского пламени. Они уже что-то преодолели в себе и больше не принадлежат этим мрачным слоям. На это указывает белый цвет этих фигур, отдалённо созвучный сиянию Богоматери. Первой поднимается женщина, в ней чувствуется необычайное устремление ввысь. Только так — «путём личного ярого устремления... может человек продвинуться к этой светлой цели...»1
Безгранично терпение Матери, велико Её милосердие, и как долго ждёт Она того часа, когда дети её, пройдя испытания, сумеют принять её помощь. Своей картиной Рерих словно говорит, какой великой радостью должна наполнять людей, этих печальных путников земли, мысль о том, что они — не одиноки, что «те, кто там, — нас любят и зовут», что сострадание их велико, а сердца всегда открыты для помощи.
И закончим стихотворением Наталии Дмитриевны Спириной — молитвой к Матери, которая трудится неустанно.
MADONNA LABORIS
(Труды Мадонны)
Самосозданный ад... Возведи нас, Благая, из пекла Неизжитых страстей и ненужных и мелочных чувств! Затуманенный ум без любви покрывается пеплом, Затвердевшее сердце — сосуд, что поруган и пуст. Подними нас в Твои ароматные райские кущи, Матерь, давшая жизнь бесконечным живым существам; В неземное Твоё бытие уведи нас, безмерно заблудших, От сует суеты допусти в Твой небесный Ашрам. Чтобы вновь обрели мы, ушедшие в страны далече, Свой исходный и вечный, суждённый космический дом, Где от всех заблуждений, иллюзий и противоречий Мы гармонию мира и радость любви обретём7.
* Э.Ф.Голлербах — художественный критик, искусствовед.
1 С.Эрнст. Н.К.Рерих // Держава Света. М., 1994. С. 33.
2 Вс.Н.Иванов. Рерих — художник-мыслитель // Держава Рериха. С. 219 – 220.
3 Н.К.Рерих. О Вечном... М., 1991. С. 366 – 367.
4 Е.Яковлева. Театрально-декорационное искусство Н.К.Рериха. Самара, 1996. С. 74.
5 Н.К.Рерих. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 34 – 35.
6 Н.Д.Спирина. Отблески – 2001. Новосибирск, 2002. С. 75.
7 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 131.