Не будем требовать, чтобы все люди одинаково думали. Хорошо, если они различают, где Свет и где тьма. Мир Огненный, ч.1, 220 |
В 2006 году на Алтае отмечаются три значительные даты: 250-летие вхождения республики Алтай в состав России, 220-летие села Верхний Уймон и 80-летие пребывания экспедиции Н.К.Рериха на Алтае.
В ознаменование этих дат в Музее Н.К.Рериха в Новосибирске в июне открылась персональная выставка картин алтайского художника Мирослава Павловича Чевалкова. Здесь представлено около ста произведений, созданных самобытным талантливым мастером на основе изучения мифов, легенд и исторических событий.
М.П.Чевалков родился 6 июня 1929 года в селе Шебалино Алтайского края, в семье сельских интеллигентов. В 1930 году семья переехала в г. Горно-Алтайск, где будущий художник окончил школу и педагогический институт. Затем он поступает в художественное училище г. Костромы и с отличием заканчивает его.
Где бы ни работал потом Мирослав Павлович — в школе, пединституте, книжном издательстве, в газете «Звезда Алтая», — он не забывает своё любимое занятие — рисование, которое становится делом его жизни.
Первыми в Новосибирске с работами М.П.Чевалкова познакомились учёные Академгородка: 20 лет назад в Институте истории и археологии СО РАН была организована его первая выставка. Археологов поразила способность художника к реконструкции древней истории Алтая, быта и обрядов населявших его людей, исторически точное отображение всех деталей костюмов, оружия, утвари.
М.П.Чевалков давно и серьёзно изучает археологические находки, он — отличный знаток эпоса и истории Алтая. Но не только научные познания и широкая эрудиция отличают художника, это человек ищущий и глубоко нравственный. Его творчество пронизано любовью к родному краю, уважением к обычаям предков, стремлением передать красоту и силу человеческого духа. Мирослава Павловича привлекает культура и других близких его сердцу народов. В своих картинах он отразил мир Древней Эллады с её развитым мифотворчеством, Древнюю Русь, богатую сказками и былинами. И всё же центральной темой его творчества остаётся Алтай, недаром профессор В.Д.Кубарев назвал М.П.Чевалкова «настоящим сыном Алтая».
Какие же образы вдохновляют художника? Прежде всего — природа родной земли, чарующая своей красотою. «Ярки цветы и успокоительны травы и кедры, — писал Н.К.Рерих. — Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чьё сердце убоялось суровой мощи и красоты?» Горный Алтай — удивительно красочный, сказочный край, нередко называемый жемчужиной Азии.
Собственно пейзажных работ на выставке немного, но лиричный и одухотворённый пейзаж обычно является фоном сюжетных картин Чевалкова. Почти все его работы написаны акварелью, в мягкой, приглушённой цветовой гамме, характерной для алтайской живописи. Прозрачной дымкой окутаны горы, колышется сочная зелень лугов, усыпанных красочной россыпью цветов. Царство природы наполнено миром и гармонией...
Много легенд и сказаний сложено о Белухе — священной горе Алтая. Её белоснежные вершины, сверкающие кристальной чистотой, — словно иной мир, возвышающийся над земной суетой.
На картине «Уч-Сумер», изображающей трёхглавую Белуху, мы видим величественную фигуру Старца, убелённого сединами. Это сам Цаган-Убугун — «Белый Старик», — так звучит одно из названий Белухи.
Целый ряд картин Мирослав Павлович посвятил языческому прошлому Алтая, когда люди одухотворяли природу, воспринимая её как мир, населённый духами гор, рек, огня, тайги. Так, высшее бессмертное небесное Божество Ульгень — это чистый дух, обитающий выше звёзд небесных, творец всего живого на земле. Богатырям, сражающимся во имя Общего Блага, Он посылает своих вестников: на картине «Когутей и Суйла-хан» мы видим такого сияющего вестника — беркута, принёсшего богатырю Когутею добрую весть от Ульгеня.
Художник, как бы желая напомнить о священном отношении к силам природы, которое существовало в древности, создаёт прекрасные образы Небесных Дев, олицетворявших в алтайской мифологии Дух Огня — в картине «От Ээзи» и Дух Воды — «Суу Ээзи».
От Ээзи охраняет священный огонь, идущий от Ульгеня, и посылает чистый небесный огонь тем, кто способен его сохранить.
На картине «Май Эне» изображена самая красивая из сорока Небесных Дев — богиня, покровительница новорождённых. Она спускается с неба, опираясь на радугу и луч солнца, чтобы встретить младенца. Она нежна и ласкова, но у неё есть лук и стрелы — для защиты ребёнка от злых сил. Матери привязывали к колыбели куклу, изображающую Май Эне, а рядом — маленькую стрелу, веря, что небесная покровительница защитит ребёнка, пока тот в колыбели. Радостные и чистые краски выбирает художник, изображая эту Небесную Деву.
М.П.Чевалкову особенно близок героический эпос Алтая, который стал широко известен благодаря энтузиастам — собирателям фольклора. На одной из своих картин художник запечатлел одного из известных алтайских писателей — П.В.Кучияка (1897 – 1943), унаследовавшего сказительское умение от своего деда, известного сказителя Шонкора Шунекова. П.В.Кучияк отыскивал талантливых кайчи (сказителей) и записывал их сказания. Алтайские кайчи были очень почитаемыми людьми, они приглашались на различные празднества и знаменательные события. Туда, где появлялся сказитель, народ съезжался из самых отдалённых уголков Алтая. Кайчи обладали феноменальной памятью и могли исполнять эпические сказания под аккомпанемент топшура (национального инструмента) в течение 4 – 5 часов без отдыха.
Главные герои эпоса — богатыри, наделённые не только мощью и отвагой, но и высокими нравственными качествами. На картинах художника оживают любимые герои алтайского народа — Когутей, Ак-Тойчи, Алып-Манаш. Призвание богатыря — бескорыстная и самоотверженная помощь людям, защита родного Алтая.
Самый яркий женский образ алтайского эпоса — богатырша Очи-Бала, так напоминающая нам русскую богатыршу Настасью Микуличну. Бесстрашная воительница, обладающая огромной силой и неукротимым характером, она никогда не обидит слабого и всегда готова мужественно встать на защиту своего народа и земли.
В облике девушки художник подчёркивает не только силу и мужество, но и прелестные женские черты. Как повествует сказание, Очи-Бала отличается необыкновенной красотой: глаза её горят, словно синие звёзды, и 70 ханов, позабыв обо всём, смотрят на неё с восхищением. Речь её умна и певуча; девушка может быть очень доброй и нежной, но в обиду себя не даст.
Несколько картин, представленных на выставке, посвящено подвигам этой богатырши. Узнав о набеге на любимый Алтай жестокого и свирепого Кан-Таади-Бия, Очи-Бала бесстрашно вступает в бой с его сыном Ак-Дьалаа и побеждает его. Но погибший сын снова оживлён отцом, и снова схватка («Очи-Бала сражается с Ак-Дьалаа»).
Очи-Бала отправляется в логово Кан-Таади-Бия, чтобы узнать тайну его могущества. На пути она вступает в борьбу с синим быком, посланником Эрлика, хозяина подземного царства. Следуя совету своего мудрого коня, Очи-Бала превращается в беркута и побеждает врага. Благодаря уму и находчивости, Очи-Бала сумела раскрыть тайну Кан-Таади-Бия: секрет его могущества — в девятигранном синем камне, который хранится в золотом сундуке. Завладев камнем, она побеждает зловещего каана и освобождает родную землю и свой народ («Очи-Бала уничтожает Кан-Таади-Бия в его логове»).
Историческое прошлое Алтая раскрывается в нескольких сериях картин Чевалкова. Скифскую серию художник озаглавил «Стерегущие золото грифы». Профессор В.Д.Кубарев пишет: «Племена, населявшие Алтай, были известны грекам под легендарным названием «стерегущие золото грифы». По мнению учёных, поводом для легенды об этих племенах послужило самородное золото Алтая... Вероятно, уже в глубокой древности золотые рудники усиленно охранялись. Здесь-то и родилась легенда о мифических стражах золота...»
К картинам, изображающим жизнь скифов и древних тюрков, художником была сделана масса зарисовок и графических работ, в которых видна тщательная и скрупулёзная работа по изучению материалов археологических исследований в Горном Алтае.
По словам Кубарева, «в красочных акварелях, динамично передающих военные сцены пазырыкской эпохи или древнетюркского великодержавия, чувствуется желание художника быть очень достоверным, изображая тактику боя или специфичные виды оружия того времени. Этнографически точно прорисованы Чевалковым костюмы персонажей, реконструкция которых тоже основана на археологических материалах, обнаруженных в промёрзших курганах Алтая».
На картинах М.П.Чевалкова словно оживают страницы истории алтайского народа. Одна из трагических страниц — борьба алтайского народа с джунгарскими ханами. В XVII веке алтайцы подвергались постоянным набегам жестоких ханов, грабивших народ и уводивших людей в рабство в Джунгарию. Картины «Бой с джунгарами» и «В Джунгарию. Неволя» отражают эти события.
Картина «Застава» рассказывает о важнейшем историческом событии — присоединении Алтая к России. Алтайские зайсаны пришли на русскую заставу, чтобы передать русскому царю письмо с просьбой принять их под своё покровительство — только Россия могла спасти Алтай от набегов джунгар.
Выставка работ Мирослав Павлович Чевалкова, развёрнутая в Музее Н.К.Рериха в Новосибирске, впервые столь полно представляет древнюю культуру алтайского народа, которая тесно переплетается с культурой других народов Центральной Азии. Ю.Н.Рерих полагал, что одной из главных задач востоковедения является взаимопонимание между народами земли, а также поддержка их стремления сохранить культурное наследие и своё национальное достояние.
Р.Я.Рудзитис писал: «Культурный деятель... стремится к культурному сотрудничеству, он всеми силами старается способствовать взаимопониманию, объединению и содружеству индивидов и народов».
Таким деятелем мы можем считать и Мирослава Павловича Чевалкова — художника, объединившего в своём творчестве культурные достояния разных народов. Сбывается мечта всей жизни художника о том, чтобы его картины служили людям. Его полотна вызывают у зрителей радостные и светлые чувства, побуждают к размышлениям о героизме и подвиге, помогают узнать и полюбить землю Алтая и алтайский народ.