Мысли на каждый день

Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем.

Рерих Н.К. «Знамя Мира. Конференция в Бельгии»

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Подборки из Учения Живой Этики
РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ЭПОХУ МАЙТРЕЙИ*

Автор: авторы одной статьи   Белобородова О.Л.



Теги статьи:  подборки, о женщине, Рериховские Чтения

Эпоха Майтрейи есть Эпоха Женщины, и именно женщине предстоит иметь в ней решающую роль. Эта решающая роль выявится в духовной активности женщины1

Одним из важных положений Учения Живой Этики является утверждение Женского Начала. В Учении говорится о роли Женского Начала в мироздании и о законе величия и равноценности двух начал, как основе Бытия2.

В «Гранях Агни Йоги» говорится: «Обычно не задумываются над ролью Женского Начала в процессе эволюции духа, но она велика. Сколько великих творений человеческого гения было вдохновляемо женщиной. Как огненно начинает творить мысль при соприкосновении Высших Энергий двух противоположных Начал. Высочайший аспект Женского Начала выражен в Образе Матери Мира. Её несказуемой мощью идёт творчество Владык»3

«Женское начало необходимо для полноты и продуктивности творчества духа. В его высших аспектах участие женского начала в творчестве открывает возможности бесконечного расширения знания. Наличие мужских и женских божеств показывает, что присутствие Двух противоположных Начал восходит и в Высшие Сферы. Матерь Мира, Великое Женское Начало, Занимает высочайшее место в общей схеме вещей. При создании миров Она Занимает равное место с Началом, ей противоположным. Слова «мужское и женское», «активное и пассивное», «положительное и отрицательное» только весьма неполно и несовершенно выражают величие Двух Начал в аспекте их проявления в Высших Мирах. Но сейчас надо прочно усвоить их равнозначность в процессах космического творчества. Нарушение этого понимания в сферах человеческих привело к тому разновесию, которое ныне уявляется в мире. Понимание равнозначности величия Двух Начал необходимо снова утвердить на Земле. Это будет зарёю Новой Эпохи, Эпохи Матери Мира»4.  

Борьба за восстановление прав женщин началась уже давно, и сейчас можно сказать, что те времена, когда женщинам надо было бороться за изменения
в законодательстве, за право участвовать в выборах или занимать высокие государственные посты, канули в лету. Однако вопрос о восстановлении истинного равновесия начал до сих пор остаётся актуальным.

«Когда женщина вернёт своё право на участие во всех сторонах общественной и государственной жизни, много недопустимых явлений исчезнет, и прежде всего войны. Эпоха Женщины внесёт благие изменения в жизнь человечества»5

Хотя женщинам даны многие права, реально лишь немногие из них действительно стремятся их реализовать. И в этом уже не приходится винить мужчин.

Что же мешает женщинам в полной мере проявить себя? Прежде всего — отсутствие осознания своей роли и понимания ответственности за происходящее на планете. «...При наступлении новой эпохи сама женщина должна осознать, что она ничем не ниже мужчины, именно она не обижена Природой. Но особенно больно слышать, как часто сами женщины признают своё как бы низшее положение даже в космическом созидании и в космическом предначертании. Какое пагубное заблуждение!»6 

Старый мир активно сопротивляется тому, чтобы женщина задумалась о своём космическом назначении. Множество неверных установок закладывается с детства и воспроизводится общественным мнением.

Женщинам говорят, что их умственные способно­сти ниже мужских, что женское начало — не творче­ское. Однако известно множество примеров высоких достижений женщин в самых разных областях жизни.

Женщину убеждают смотреть на себя как на красивый материальный предмет. Множество достижений науки и техники создаётся и используется для поддержания внешней женской красоты, культивируется мнение, что именно к этому следует стремиться каждой женщине. При этом отвлекается внимание от вопроса, для чего природой даётся красота. Ведь не для достижения личного счастья или поклонения противоположного пола! Призывать к Красоте во всех проявлениях жизни, к красоте внутренней, красоте чувств и мыслей — одно из космических назначений женщины. И красота женщины, названная в Учении Храма «одним из наиболее мощных рычагов мирового движения»7,  сделает этот призыв убедительным.

Бытует мнение, будто главное для женщины — личное счастье, что положение вещей, когда сфера приложения способностей женщины сосредоточена на интересах дома и семьи, происходит из самой женской природы, и что ничего другого женщине не надо.

Но мы понимаем, что идеал так называемого «женского счастья» был выработан веками запретов и ограничений, и женщины просто не могли и не привыкли желать большего. Условия жизни уже изменились, но ранее установленное направление мышления мешает устремиться к более широким задачам, развить и применить свои способности.

Настало время пересмотреть устаревший идеал, начать более требовательно относиться к себе и ставить перед собой более высокие задачи. Многое уже достигнуто: мы видим, что женщины вовлечены во все сферы человеческой деятельности и достигают определённых успехов, но при этом они редко становятся руководителями и не имеют возможности проводить в жизнь идеи мира, красоты, человечности. Здесь важно не столько то, чтобы женщины достигали больших карьерных высот и занимали ответственные посты, копируя при этом стиль мышления и не всегда достойные методы мужчин, сколько проявление высших и лучших качеств женского начала. Важно не давать себе послабления, думая, что для женщины достаточно и того, что уже есть, что такие сферы деятельности, как, например, политика — прерогатива мужчин. Ведь «однобокое правление планеты низвергает её в бездну»8. При правильном понимании своей роли и полноправном участии в управлении и принятии решений женщины смогут привнести новые подходы к проблемам жизни, осветить их с другой точки зрения, которая даст синтез, благодаря чему негативные явления исчезнут и равновесие в мире будет восстановлено.

Сейчас уже многие женщины успешно сочетают работу, научную, творческую или общественную дея­тельность с воспитанием детей и заботой о семье. Очень важно, чтобы это совмещение было именно совмещением, чтобы, в стремлении достичь успехов, женщины не забыли о том, что от того, какими вырастут их дети, зависит будущее.

Понятие материнского долга требует одухотворения. Если когда-то главной задачей матери считалось накормить и одеть детей, создать хорошие условия для их физического развития, а позднее к этому прибавилась забота о том, чтобы дети получили хорошее образование, то теперь надо понять, что родители должны заниматься и воспитанием духовной культуры. Живая Этика говорит, что воспитание есть «питание всем возвышенным и утончённым»9. Но это невозможно без постоянного внимательного отношения к внутреннему миру детей, без духовного контакта с ними. Уча других, мы учимся сами, поэтому в стремлении и поисках того возвышенного и утончённого, что нужно дать детям, женщина будет подниматься сама.

В будущем женщинам предстоит значительно расширить поле деятельности и научиться совмещать эту деятельность с наполненной более глубоким смыслом заботой о детях и близких. Рано или поздно общепланетность задач будет осознана, и женщины начнут наконец принимать должное участие в управлении миром.

Однако не всем женщинам близок этот путь, для многих из них идеалом и единственным смыслом жизни является самореализация в семье. Таким женщинам приходится тратить много времени и сил на воспитание детей, и это может казаться препятствием для интеллектуального и духовного развития. Но для такой женщины духовным продвижением может стать самоотверженная, лишённая эгоистического начала любовь к детям. «...Материнский инстинкт может развиться до такой степени, что женщина может стать, так сказать, духовной матерью для всего человечества и будет способна подняться на любую высоту развития»10

В подтверждение последних слов, как пример высокого развития материнского чувства, хочется привести фрагмент из жизнеописания спасительницы Франции Жанны д’Арк: «Жанна... разрывалась от жалости и к дофину, и ко всему множеству «добрых людей», которые «все, начиная от семилетних детей, должны были погибать злой смертью», и к сиротам всех монастыр­ских приютов, какие попадались ей на пути, и к раненым солдатам, французским и английским, и ко всему своему народу, и ко всем «бедным людям» во всём ми­ре. И могло быть, что в силу этих неисчерпаемых и преображённых свойств своей материнской природы чистейшая семнадцатилетняя девочка хотела быть в Духе Святом «мамой» всем тем, кто исторически несёт ответственность за сохранность жизни людей»11

В письмах Е.И.Рерих сказано: «В женщине заложено качество самоотверженности, но нужно, чтобы эта самоотверженность не ограничилась лишь узким пониманием домашнего очага, часто лишь потворствуя эгоизму семьи, но прилагалась бы в мировых масштабах»12

«Пусть каждая женщина раздвинет пределы своего очага и вместит очаги всего мира. Эти бесчисленные огни укрепят и украсят её собственный очаг»13

Полноценному проявлению женщин мешают и некоторые их негативные свойства.

«Постоянная охраняемость и опекаемость приветствовались многими женщинами, и именно это ослабило её силы и притупило способности. Потому сейчас необходимо обратное явление, женщина должна принять борьбу с жизненными препятствиями, чтобы на них закалить свои силы и выявить свою истинную сущность»14

«Многое нам, женщинам, нужно изжить, и, прежде всего, начнём воспитывать в себе сознание своего достоинства и мужественно научимся опираться на свои силы и знание, чтобы приобщиться и принять свою долю ответственности в великом строительстве на общее благо»15

Размышляя над сильными сторонами женского начала, важно не впадать в крайности. Зная о страданиях, выпадавших на долю женщин, о качествах терпения, сострадания, жертвенности, которые выработались в тяжёлых условиях прошлого, есть опасность прийти к мысли, что женщина уже более духовно развита, чем мужчина, и, как следствие, ожидать к себе особого отношения со стороны противоположного пола. Однако лучшие качества женственности полностью проявлены лишь в немногих женщинах, и за их раскрытие и утверждение в себе нужно ещё бороться.

И мужское, и женское начало обладают свойствами, проявления которых, если их не привести в равновесие или не придать им нужного направления, могут приводить к негативным последствиям.

Рассмотрим присущее женщинам качество даяния — качество безусловно положительное. Однако безрассудное, неразумное даяние приносит вред: женщина отдаёт, жертвуя всем для других, лишаясь возможности развиваться сама, но не развиваясь сама, она лишает мир возможности получить более высокие дары своего начала. О высшем проявлении этого качества сказано в книге «Мир Огненный»: «Истинно, Мы чтим Начало дающее, которое даёт жизнь Красоты и Сердца»16.

Одно из характерных проявлений мужского на­чала — упорство в достижении поставленной цели. К негативным сторонам этого свойства можно отнести то, что «Мужское Начало прокладывает мосты к своим достижениям, ступая по сердцам и головам»17. Но в высшем проявлении упорство может способствовать духовному продвижению, работе на общее благо.

Живая Этика говорит о равновесии и величии мужского и женского начал. Е.И.Рерих писала: «...Пусть никто не подумает, что я вижу какое-то первенство в женском начале. Лишь большее знание, лишь прекрасная мысль могут первенствовать, и в этом первенстве заключается Закон Космоса»18. И если в Учении говорится о борьбе между началами, то результатом этой борьбы должно стать утверждение высших проявлений обоих начал и сотрудничество.

До сих пор женщины, стремящиеся к профессиональному росту, сталкиваются с сопротивлением со стороны мужчин, которые действуют на основании устаревших представлений о способностях и возможностях женщин. Думается, женщинам не следует ид­ти по пути требований и обвинений. Лучше проявить настойчивость и рядом разумных действий показать полезность своего участия в выбранном деле.

Также недопустимо заимствовать грубые методы, которые присущи тем мужчинам, в которых мужское начало ещё не облагорожено.

Действия поодиночке не смогут дать всех желаемых следствий, поэтому надо избавляться от чувства соперничества, которое нередко бывает свойственно женщинам. Важно научиться объединять свои усилия и помогать друг другу. Ведь женское движение названо в Учении одним из ближайших даров эволюции.

Отдельным является вопрос о взаимоотношениях Женского и Мужского Начал. В наше время эти взаимоотношения очень далеки от идеала. Если мужское начало уже поделилось с женским необходимой частью прав, касающихся общественной жизни, то понимание, а главное, воплощение духовной роли женщины как вдохновительницы и ведущей пока не наступило. На протяжении многих веков женщину привыкли рассматривать как препятствие на пути духовного развития мужчины, считалось, что женщина — источник греха и падения. Учение говорит нам, что именно женщина может и должна изменить это убеждение. Это произойдёт, если, как сказано в Учении Храма, женщина «откажется быть соучастницей падения [мужчины] и откроет его умственному взору всю красоту и изящество высших аспектов женственности, лишь тогда она сможет заставить его признать эти высшие аспекты и возжелать их»19.

«Отношение к женщинам можно трансмутировать из недопустимого и нечистого в такое, когда у духа вырастают крылья и поднимается он к вершинам творческой мощи»20. Но этому изменению отношения должна способствовать, прежде всего, сама женщина. «Женщина тогда становится вдохновительницей лучших начинаний духа и ведущей его к таким до­стижениям, которые без неё невозможны. (...) ...Творческая сила женщины... распространяется на все сферы творческой деятельности человека. Именно, вдохновительница духа на всё высшее, на подвиги, на устремление к красоте, на совершение дел необычных. Сколько их, женщин, оставшихся неизвестными, вдохновляли художников, поэтов, мыслителей и всех прочих творцов во всех областях жизни на лучшее, что дали они человечеству. И лишь грубое и низкое отношение к женщине толкало человека во тьму и лишало его полётов творческой мысли»21

Хочется отметить, что выдающиеся достижения женщин имели место во все времена. Так, Святая Екатерина Сиенская, жившая в XIV веке, когда к мнению женщины никто не прислушивался, умиротворяет Италию, уладив огромное количество обычных для того времени кровавых распрей. Обращаясь с письмами к папе Григорию XI и флорентийской синьории, она примиряет Флорентийскую республику с папством и добивается возвращения папы из Франции в Италию.

Жившая в XVI веке Святая Тереза Авильская реформирует орден кармелитов, основывает множество новых монастырей, в которых, несмотря на бедную обстановку и внешне простую однообразную жизнь, всегда царила радость, источником которой была подлинная духовная жизнь и ясная светлая душа основательницы.

Особенно вдохновляет пример нашей современницы Матери Терезы (1910–1997), основавшей орден милосердия и посвятившей себя помощи больным и умирающим, которых она вместе с сёстрами подбирала прямо на улицах Калькутты. Благодаря её усилиям люди получали помощь, уход и, что намного важнее, могли почувствовать себя нужными и любимыми, ощутить человеческое тепло. Отделения ордена милосердия впоследствии открываются и в других странах, деятельность Матери Терезы становится международной.

Наверное, самым дорогим для нас является образ Елены Ивановны Рерих, женщины, в полной мере воплотившей все лучшие черты женского начала и всей своей жизнью показавшей, какой должна быть женщина будущего. Прекрасная мать, Ведущая и Вдохновительница, Матерь Агни Йоги. В «Листах дневника» Н.К.Рерих писал: «Сорок лет — немалый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене мо­ей, другине, спутнице, вдохновительнице». Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское»22.  

Закончим словами Е.И.Рерих: «В руках женщины спасение человечества и планеты. Женщина должна осознать своё значение, свою великую миссию Матери Мира и готовиться к несению ответственности за судьбы человечества. (...) Женщина, стремящаяся к знанию и красоте, в полном сознании своей ответственности, высоко подымет нравственность и уровень всей жизни. (...) ...Стремясь к знанию, пусть не забывает она Источник Света и тех Водителей Духа, те великие Умы, которые, истинно, творили сознание человечества. Приближением к этому Источнику, приобщением к этому Ведущему синтетическому Началу найдёт человечество путь истинной эволюции. Пусть именно женщина познает и провозгласит об этом Ведущем Начале, ибо от начала ей вручена нить связи двух миров, видимого с невидимым»23.


* Доклад на VII Рериховских Чтениях, Новосибирск, 4-5 ноября 2005 г.

1 Грани Агни Йоги. XI. 163.
2 Письма Елены Рерих. Т. 1. 7.10.1930.
3 Грани Агни Йоги. V. 539.
4 Грани Агни Йоги. IX. 316.
5 Грани Агни Йоги. XI. 163.
6 Письма Елены Рерих. Т. 2. 23.04.1938.
7 Учение Храма. Т. 1. М., 2001. С. 138.
8 Мир Огненный. III. 194.
9 Надземное. 425.
10 Учение Храма. Т. 2. М., 2001. С. 233.
11 Подвижники. Самара: Агни, 1994. С. 305–306.
12 Письма Елены Рерих. Т. 2. 17.05.1937.
13 Письма Елены Рерих. Т. 1. 7.10.1930.
14 Письма Елены Рерих. Т. 2. 17.05.1937.
15 Там же. 9.08.1937.
16 Мир Огненный. III. 194.
17 Там же. 284.
18 Письма с гор. Т. 1. Минск, 2000. С. 473.
19 Учение Храма. Т. 1. С. 332.
20 Грани Агни Йоги. IV. 500.
21 Там же.
22 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 460.
23 Письма Елены Рерих. Т. 1. 1.03.1929.


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Подборки из Учения Живой Этики