Живая Этика должна прежде всего выражаться в Этике явленных действий каждого дня. Рерих Е.И. Письмо от 31.05.1934 |
Из радиопередачи (цикл «Светочи Мира»)
Коран говорит: «Я отдал сердце моё Богу, также и те, кто следуют за мною»1. «Нет Бога кроме Него»2. «Он начало и конец, Он явный и сокрытый, знание Его обнимает всё существующее»3. В Бхагавад-Гите Бог устами Кришны говорит: «Познай Мою высшую природу, которая есть элемент жизни, посредством которой держится мир. Познай в ней лоно всего сущего. Я есмь источник возникновения вселенной и во Мне исчезает она. Нет ничего выше Меня. Я — Родоначальник всего; всё развивается от Меня. Я — Атма, что пребывает в сердцах всего сущего, Я — начало, середина, а также и конец всех существ». В Откровении апостола Иоанна говорится: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель»4.
«Храмина всем. Всем Един. Дом Божий населён мирами и всюду витает Св[ятой] Дух»5. «Думайте о великом даре любви к Единому Богу и умейте развить великий дар прозрения в будущее Единство человечества. Единое спасение — устремить дух в сияние Истины»6. Так говорит Живая Этика.
Величайшее значение придавал Магомет молитве. Он говорил, что «молитва — это соединение верующего с Богом возвышением духа» и что истинное наслаждение он находил только в молитве.
Чтобы войти в соприкосновение с Высшим Миром, требуется очищение души, мыслей, слов и поступков, пост, молитва, размышление о Боге и Его сущности, указывал Магомет. Он неоднократно повторял, что самое главное — вера, а не то, сколько ты молишься, постишься, сколько сотворил поясных и земных поклонов; вера и стремление к чистоте. Человек всегда должен стремиться говорить правду и только правду, как бы ему это ни было тяжело. Говорить правду означало не только не скрывать своих поступков, но не скрывать и намерений, побуждений, которые этими действиями двигали. Он утверждал, что «действия людей будут судимы по намерениям». Очищение мыслей указывалось во всех Учениях. Будда говорил: «Из трёх видов действий наиболее губительное не слово, не телесный поступок, но мысль. С момента возникновения решения зла человек уже виновен — выявлено оно или нет».
Призывая дисциплинировать мысль, Магомет также придавал очень большое значение слову; зная его воздействие, необходимо держать свою речь под контролем, избегать пустословия и осуждения ближнего. «Исполнение религиозных обрядов не искупит вины злоречивого языка».
«Избегайте подмечать и осуждать недостатки в людях, особенно такие, какие есть в нас самих». «Истинная скромность — источник всех добродетелей», — считал он.
После любви к Богу стоит любовь к ближнему. Это вторая заповедь Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». К этому же призывал и Магомет. Он говорил: «После поклонения Богу самое лучшее дело — любить друг друга». «Вы не войдёте в царство Божие, пока вы не будете иметь веры, и вы не исполните веры до тех пор, пока не будете любить друг друга». Он стремился создать новую счастливую жизнь на земле, основанную на братской любви и справедливости. Магомет всегда стоял на нераздельной религиозно-этической точке зрения. «Бог обещает милосердие Своё и славную награду тем, кто с верой соединяет заслугу добрых дел». «Верующие, которые будут делать добро, совершать молитву и творить милостыню, будут иметь награду свою у Бога». «Знаешь ли, что есть вершина добродетели? Выкупить пленника, накормить в дни голода сироту ближнего и нищего безвестного». Понятие милостыни у Магомета очень широкое. Доброе, ласковое слово, сочувствие в горе, любая помощь и услуга — такую милостыню может творить и бедняк. Когда вы встречаете брата своего с приветом, когда вы побуждаете его к доблестным поступкам и удерживаете от злых дел, когда указываете путнику дорогу, очищаете дорогу от терний и камней, даёте жаждущему напиться, — всё это дела милосердия. Заповедано также милосердие и к животным. «Бойтесь Бога, не мучьте животных. Пользуйтесь ими, пока они служат охотно, и отпускайте их, когда они устали, и давайте вволю пищи и питья бессловесным».
Магомет не пытается отменить существовавший тогда рабовладельческий строй, но считает, что отпустить раба на волю — дело богоугодное и похвальное, потому что все люди братья. И сам первый делает это.
«Кто милостив к созданиям Божиим, к тому милостив и Бог; потому будь милостив к человеку на земле, к доброму ли, к злому ли, — а быть милостивым к злому — значит удерживать его от зла».
Магомет, спрошенный о том, в чём состоит высшая вера, отвечал: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
В этих кратких словах лежит основа взаимоотношений между людьми, данная во всех высоких религиях мира.
О судьбе человека в загробном мире Магомет утверждал, что она определяется не его принадлежностью к той или иной религии, а внутренним отношением человека к добру и злу и его деяниям на земле. И когда после смерти он предстанет перед Богом, Тот спросит его: «Почему ты не накормил Меня, когда Я был голоден?» — Но как я мог накормить Тебя, Владыку мира, Тебя, в чьей власти находится всё? — И Бог ответит ему: «Твой брат был голоден, и ты не накормил его». Полная аналогия со словами Христа на Страшном Суде.
«Могила, — говорил Магомет, — первая ступень в вечности». «Верующие не умирают; они только переносятся из тленного мира в мир вечного существования».
Магомет проповедовал на общепонятном арабском языке. Его противники даже в этом его укоряли. Он отвечал: «Если бы мы изложили Коран на языке неведомом, они закричали бы: "Почему он не изложен ясно"».
Коран предупреждает: «Все пророки получали чистую веру с неба, но затем она искажалась, частью от действия злого духа, частью по вине людей; каждый раз, как мы посылали пророков, сатана примешивал заблуждение к их учению».
Магомет провозгласил полную свободу совести и считал, что всякое принуждение к вере, притеснение инакомыслящих — тяжкий грех в глазах Бога.
Из всех войн самой священной Магомет считал ту войну, в которой человек побеждает самого себя. И в буддизме, в Дхаммападе, утверждается: «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве».
11 апреля 1993 г.
1 Коран. 111, 18.
2 Там же. 9, 130.
3 Там же. 7, 3.
4 Откров. 1: 8.
5 Листы Сада Мории. Зов. 24.03.1920.
6 Там же. 1.01.1921.