Желание не есть подвиг. Подвиг есть осознание необходимости. Озарение, ч. 2, гл. 7, п. 16 |
Н.К. Рерих. ЗОРОАСТР. 1931
Из радиопередачи (цикл «Светочи Мира»)
У Николая Рериха есть величественная и торжественная картина: на вершине высокой скалы Старец держит в руках пламенную чашу и изливает из неё огонь на землю. Лаконично и проникновенно передаёт на этом полотне художник значение великой миссии иранского Учителя и пророка древности Зороастра. И его ли одного? Не все ли великие духовные Учителя приносили во мрак человеческого существования свет огня Знания, Мудрости и Любви?!
«Огонь пришёл Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!»1 Так говорил Христос. Огонь возгорался в сердцах и сознаниях людей, в свете его они начинали видеть путь свой и постигать своё назначение на земле. Но тьме невыносим свет, и она наступала, и через слабости и недостатки людские внедрялась в жизнь, и снова люди оказывались «во тьме и сени смертной». И вот в двадцатом веке, самом тёмном из всех веков, какие знала история, накануне наступления эпохи Света (а перед рассветом бывает особенно темно), приходит великий Учитель и даёт через ближайших к Нему Агни Йогу — Йогу Огня. Языком двадцатого века возвещает Он всё те же забытые простые Истины, напоминает о тех же неизменных законах космического Бытия, утверждает те же Основы, которые до Него возвещались Его великими Предшественниками. Эти Основы просты и лаконичны, и в своей высокой простоте бывают неприемлемы теми, кто погружён во мрак предрассудков, догматов и суеверий. Чем проще, тем труднее, и тем не менее иного пути нет. Уже нет, так как если раньше можно было уходить с прямого и кратчайшего пути на извилистые тропы заблуждений, то теперь этот выбор пути решит окончательно судьбу и людей, и планеты, которую они населяют.
Обратимся к Зороастру и тем вечным Основам, которые он в своё время дал и напомнил миру.
Зороастр говорит о едином несотворённом Боге, существующем вечно, творце всего благого, которого он именует Ахурамазда. Он является воплощением мудрости, любви, справедливости, добра, правды, чистоты. Ахурамазда всё видит и всё знает. Зороастр говорит о шести Амеша Спента, бессмертных святых, которых Ахурамазда сотворил силою Святого Духа и единых с ним, так как они являются его эманациями и воплощают, или олицетворяют, его качества, блага и достоинства. Они так описываются в Авесте (священной книге, излагающей Учение Зороастра): «Они — одной мысли, одного слова, одного действия. Они творцы, создатели и делатели, защитники и хранители творений Ахурамазды». «Дивен Бог во святых Своих», — поётся в одном из христианских песнопений.
Противник Ахурамазды — Ангро Майнью, злой дух. Ахурамазда создал мир в два этапа. Вначале он сотворил духовный, нематериальный мир, а затем материальный. И это материальное творение оказалось уязвимым для сил зла. Ангро Майнью стал вредить природе — сделал воду солёной, иссушил растения, образовал пустыни, огонь испортил дымом. Злой дух с демонами-дэвами вызвали и все нравственные пороки и духовное зло в человеке.
Чтобы противостоять им, человек должен настолько почитать Ахурамазду и Амеша Спента, настолько полно принять их всем сердцем, чтобы не осталось в нём больше места для пороков и слабостей.
Наполни сердце до краёв,
Чтобы врагу не протесниться, —
Тогда победная Любовь
Огнём изгонит мрак темницы
И Солнце в сердце воцарится!
Н.Д.Спирина. Капли
Основа этики Зороастра и мощное средство для борьбы со злом в себе и в мире — это добрые мысли, добрые слова, добрые дела. Здесь надо обратить особое внимание на качество мысли. «Прежде отвечали за действие, — говорит Живая Этика, — потом поняли значение слова, теперь пора знать пожар мысли. (...) Не только за действия, но и за мышление человечество накопляет тяжкую карму. За мысль приобретает мучение дух, ибо нет различия между словом и мыслью»2.
Мысль насыщает пространство, мысль влияет на окружающих нас людей и природу, потому «важно, чтоб она была насыщена сознанием Общего Блага»3. При таком мышлении мы становимся сотрудниками Сил Света. «Только умейте мыслить об Общем Благе, и Мы всегда с вами», — говорит Агни Йога и призывает: «Мысль творящая, не оставь украшать пространство цветами света!»4 В Авесте «Добрая Мысль» мыслится как «дух Бога» в самом Боге и как «дух Бога» в человеческой душе.
Зороастр указывает на то, что в своих помыслах человек не должен завидовать другим, впадать в необузданный гнев и другие страсти, ибо тогда он теряет добрую мысль, забывает о долге и справедливости и совершает необдуманные поступки. Зороастр предписывает быть умеренным в своих желаниях, не поддаваться корыстолюбию, жестокости, зависти, гордости, тщеславию, беззаконию. В противовес всему этому душевная чистота есть великое благо, от которого зависит процветание всей окружающей природы и человеческого общества.
Человек в зороастризме обладает свободой воли и сам делает свой выбор между добром и злом; и вмешиваться в этот выбор не может ни одно божество. Истина и добро, равно как и страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы. «Во всём свобода воли, и сама планета во власти духа человеческого»5, — говорит Агни Йога.
Зороастр был противником ритуальных обрядов, сопровождавшихся принесением в жертву крупного рогатого скота. Он считал, что средством индивидуального спасения являются не столько обряды и жертвоприношения, сколько правдивый, праведный образ жизни, триада добрых слов, мыслей и дел.
Отвергая кровавые жертвоприношения, Зороастр признавал лишь почитание огня, который рассматривался как выражение божественной справедливости. Он требовал от своих последователей нравственной чистоты и правдивости, считал важным не ритуалы, а благочестивые поступки и связь души с праведным порядком. Бог взирает на доброту сердца людей и на их труды, а все обряды, гимны, жертвоприношения — только средство для великой цели приближения к Нему.
Зороастр не установил для своих учеников никаких определённых религиозных богослужений, но предлагал верующим молиться словами по своему выбору. «Не молитесь всяко, но в духе», — говорит Христос.
Учение Зороастра было чуждо всякой религиозной нетерпимости. Зороастр утверждал, что праведным может быть человек каждой религии, и для того чтобы быть в раю, не требуется непременно принадлежать к числу последователей Зороастра. Кастовые различия в этом вопросе тоже не играли никакой роли. Спасения или ада может достичь любой человек — не только жрец или аристократ, но и бедняк.
Хотя в зороастризме и описывается суд над каждой душой, которая рассталась с телом, и на весах взвешивается то, что человек совершал в течение земной жизни — его мысли, слова и поступки, — и его душа отправляется соответственно или наверх — в рай, или вниз — в ад, но, по существу, ад изображается не как место жестоких мучений, а «как самая худшая жизнь», и Небо не как рай суеверного воображения, а как наилучшее состояние духа.
Христианство учит, что «Царство Божие внутри нас» и «рай есть не место, а состояние духа», а «ад есть позднее раскаяние». «Нет более мощного Чистилища, нежели жизнь земная, если напряжены все потенциальности духа. Также нет мощнее Ада, нежели земные заразы духа»6, — говорит Живая Этика.
Прежде всего, по учению Зороастра, человек обязан трудиться. Труд наряду с молитвой указывается как могучее средство борьбы против зла, как приобщение к огню жизни. «...Огонь неистощим и также энергия, получаемая от труда»7. «Пусть лучшая эволюция построится на труде, как на мере ценной»8. «Труд — залог преуспеяния»9. «Гимн Творцу не только в храме возносится, но воск свечи проливается в труде жизни»10.
Наиболее почитаемым в зороастризме является труд земледельца. Поэзия Зороастра — поэзия труда. Трудовая деятельность человека у него окружена ореолом святости, и он ставит своей задачей воспитать в народе высокое уважение к труду.
Авеста говорит: «Кто сеет хлеб, тот сеет праведность. Когда хлеб готовят мельницу для обмолота зерна, то дэвы теряют голову. Когда муку подготавливают для квашни, то дэвы стонут. Когда тесто подготовляют для выпечки, то дэвы ревут от ужаса».
В вопросах воспитания и образования Зороастр вменяет в обязанность учить детей, причём не только мальчиков, но и девочек, и даже рекомендуется давать девочкам, как будущим матерям, лучшее воспитание, чем мальчикам. «...Истинный Зороастр высоко ставил женское начало...» — сказано в Письмах Елены Рерих11.
По учению Зороастра, человечество имеет с благими божествами общее назначение — постепенно победить зло. С победой над злом закончится вторая эра — «Смешение» (первая — «Творение») и начнётся третья — «Разделение». Добро будет отделено от зла; а поскольку зло будет окончательно уничтожено, то эта эра будет длиться вечно и все люди будут жить в полном спокойствии и мире. Тогда люди станут такими, как сами Бессмертные Святые, — едиными в мыслях, словах и делах, нестареющими, не знающими болезней и тления, вечно радующимися в царстве Бога на земле.
Аналогичная картина будущего даётся и в Апокалипсисе12, где описывается новое небо и новая земля, очищенные от зла, и город, сходящий от Бога с неба, где сам Бог будет пребывать со своим народом; и не будет там ни смерти, ни плача, ни болезней, «ибо прежнее прошло».
24 января 1993 г.
1 Лук. 12: 49.
2 Листы Сада М. Озарение. 2-VI1-1.
3 Агни Йога. 122.
4 Там же.
5 Там же. 217.
6 Мир Огненный. III. 69.
7 Агни Йога. 347.
8 Община. 8.
9 Листы Сада Мории. Зов. 8.08.1921.
10 Там же. 28.10.1921.
11 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. 31.05.1935.
12 Откров. 21: 1-4.