Что же может сильнее соединить, как не мантрам: «Люблю Тебя, Господи!» На такой зов легко получить луч познания. Заметьте это. Мир Огненный, ч.2, 296 |
Доклад, прочитанный на собрании, посвящённом 111-й годовщине
со дня рождения Елены Ивановны Рерих
Урусвати — Свет звезды Матери Мира. Таково сокровенное имя Елены Ивановны Рерих. Мечта об общем благе сделала её сотрудницей Сил Света. Они назвали её своей Сестрой. Этот путь не закрыт никому. «Только помыслите об общем благе — и Мы всегда с вами», — говорят наши Старшие Братья. Она прошла тот путь, который предстоит пройти человечеству, если оно вступит на эволюционный путь развития духа, путь к Свету; противоположный — только во тьму; третьего пути не дано.
Картина Н.К. Рериха «Путь духа»1.
Мы находимся в начале этого пути; она его уже завершила. Она — дочь Земли и свет Звезды — достигла гармонии между земным и надземным. Она — избранная; но кто такой — избранный? Избранный есть избравший. Насильственно или произвольно никого не избирают на плане духа. Каждый выбирает свой путь сам и назначает своей целью или конечность, или Беспредельность.
Стремящимся идти по пути Света к жизни вечной приходит в помощь Учение Живой Этики, данное через Елену Ивановну Рерих, и её Письма. Последние являются бесценным пособием к пониманию книг Учения. Они более доступны для тех, кто только начинает знакомиться с положениями Учения, так как в них находятся многочисленные ответы на вопросы, возникающие у читающих впервые Живую Этику, и написаны они по уровню нашего сознания. После ознакомления с Письмами легче приступить к изучению основного материала. Но и для знакомых со всей серией книг Письма являются кладезем бесценной информации.
Письма писались Обществам Рериха, ученикам, сотрудникам, отдельным деятелям. В неопубликованных Письмах даётся имя адресата, обсуждаются его личные дела и проблемы. В опубликованных Письмах корреспонденты не упоминаются.
Необыкновенно трогательное впечатление производят забота и любовь Елены Ивановны к своим корреспондентам, проявленные в её Письмах. Она беспокоится об их здоровье, даёт медицинские и житейские советы, справляется об их делах, о членах их семей. И наряду с этим даёт на вопросы по Агни Йоге широкие обобщающие ответы. По её Письмам видно, что она вмещает буквально всю жизнь во всём её объёме — от земных проявлений до надземных высот.
В Письмах приводятся новые параграфы из очередных, ещё не изданных в то время книг Агни Йоги; в некоторых случаях слова самого Учителя по поводу того, что пишется; Его указания сказать адресату то или иное, нужное для него. Это производит совершенно особое впечатление.
Два тома изданных Писем многим уже, наверное, известны. Но ещё немало её Писем остались пока неопубликованными. Часть их была собрана в подборку «100 Писем». В доклад включены фрагменты из них.
Количество тем, затронутых в Письмах, огромно, и изложить все в одном докладе не представляется возможным. Потому частично выбраны лишь некоторые темы, может быть, наиболее актуальные для настоящего времени.
Год назад была проведена конференция, посвящённая Елене Ивановне Рерих. Доклады были опубликованы в сборнике «Матерь Агни Йоги». Поэтому я не буду повторять биографию Елены Ивановны и те данные, которые о ней в том сборнике приводились.
Прежде всего — что пишет Елена Ивановна об Агни Йоге, об Учении Живой Этики, о провозвестии Новой Эпохи, данном через неё?
Картина Н.К. Рериха «Агни Йога»: женщина держит на своей ладони огонь; она приносит свет разума на новую, чистую Землю.
«Агни Йога, — пишет Елена Ивановна, — ничего не отменяет и не заменяет, но является синтезом всех Йог. Ибо ко времени приближения Огненной эпохи, о которой говорится во всех древних индусских Писаниях, именно Агни — Огонь, в разной степени входящий в основание всех Йог, настолько будет проникать окружающую атмосферу нашей планеты, что все виды Йоги сольются в огненном синтезе. Истинно, приближается огненное крещение»3.
На картине Н.К. Рериха «Святая София-Премудрость» в огне явлена стремительно летящая над Землёю на белом коне Всевышняя Премудрость, объединяющая и охраняющая всех людей доброй воли и их творческие достижения под Знаменем Мира, Знаменем грядущего синтеза.
«...Жизнь есть лучший Учитель, и без жизни ничему нельзя научиться, но кто-то должен открывать на это глаза, и без ведущего Начала вся человеческая эволюция задержалась и растянулась бы на бесконечные века. Потому для ускорения так необходимы именно книги Учения, в которых собраны в сжатых огненных формулах все знания, накопленные веками глубоких многосторонних опытов. В книгах Учения вдумчивый ученик найдёт ответ на самые сложные проблемы жизни, освещённые со многих сторон, так же как и много совершенно конкретных утверждений по всем отраслям науки. И правильный подход
к науке может быть лишь после твёрдого, всестороннего усвоения Учения»4.
«Я предпочла бы называть Учение даваемое так, как называет его Сам Вл[адыка], именно Основами Живой Этики. Кто может что сказать против этого высокого понятия?»5
«Новое Учение, давая, соответственно переживаемому нами времени, новый аспект Единой Вечной Истины, идёт не на смену, но на огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений. (...) Если проследим исторические появления Великих Учителей, мы увидим, что ко времени появления Их все до Них бывшие Учения совершенно утрачивали свою основную чистоту и часто были искажены до неузнаваемости. Истинно, Новое Провозвестие не отвергает ни одно Учение, но лишь очищает и углубляет их»6.
«...Задача книг Живой Этики состоит в том, чтобы всемерно расширить сознание, и уже с первой книги заложено основание этому. В этой книге в сжатых формулах всё предуказано и всё сказано. Советую внимательнее перечесть её. Прочтите хотя бы страницы 79 и 80... "Чурам нет хода, с рухлядью нет строения..." Новый Мир идёт, и лишь обновлённым сознанием может быть он воспринят»7.
«Книги эти дают направление всему мышлению, указывая новые области, устанавливая новые вехи для всех научных исследований. Книги эти так жизненны, так насущны, ибо они устремляют в будущее. Книги Учения — неисчерпаемый кладезь для учёных, сознание которых не затемнено предубеждениями. Человек без предубеждений, живущий в предвидении будущего, истинно, уже творит его и тем самым уже облегчает и настоящее. ...Истинное знание открывается лишь при претворении и приложении Указаний, даваемых в Учении...»8
«...Учение доступно каждому обладающему достаточной духовностью и теми качествами, которые требуются от тех, кто стремится приблизиться к Великим Учителям. Но без этих основных качеств, перечисленных в Учении, никто не сможет быть принят в ученики, несмотря даже на большие интеллектуальные способности. Именно, Учение доступно, ибо всегда, во все времена, давалась миру только та часть Истины, которую человечество могло или может воспринять. Но невозможно кого-либо насильно обучить истине или передать её. Каждый должен сам найти истину. Всё, что можно сделать, это лишь указать направление»9.
«...Агни Йога, как и все Писания, даёт самые определённые и прямые указания, что делать. Но человек всегда пренебрегает сущностью и ищет второстепенных предписаний. (...) Все Учения, так же как и Агни Йога, всегда указывали на самое существенное, предоставляя человеку, применившему основное, избрать и второстепенные вспомогательные средства по особенностям его организма. Великая ошибка всем дать один и тот же рецепт. Раз поняты основы и применены в жизни, всё остальное прилагается само собой. Но беда в том, что люди не хотят понять, что основа всех достижений лежит в следовании Великому Идеалу и в огненной трансмутации наших чувств, наших мыслей, всего нашего характера. Им гораздо легче отказаться от излишеств в пище и, не отягощая своего мышления, механически отсчитывать пранаяму, нежели обуздать хотя бы одну привычку, лежащую камнем преткновения на пути к их духовному продвижению. Но, как сказано, всё механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразовать внутреннего человека, преображение которого есть единственная цель всех истинных Учений. Потому очень и очень нужно запомнить, что все высокие Йоги заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире мысли. Потому ни один Раджа Йог или Агни Йог не нуждается ни в каких механических приёмах, ни в каких физических упражнениях и положениях тела... И единая концентрация, допускаемая ими, есть концентрация на избранном Высшем Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него»10.
Христос говорил: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен».
В связи с этим положением в Учении приводится как пример книга Фомы Кемпийского «Подражание Христу». Вот что о ней говорится: «Книга Фомы Кемпийского "Подражание Христу" давно оценена на Востоке, не только по содержанию, но и по значению названия. При средневековом идолопоклонстве Христу голос Фомы прозвучал протестом. Из-за стен католического монастыря раздался голос просветить лик великого Учителя. В самом слове "подражание" заключена жизненная действенность. Формула "Подражание Христу" является подвигом дерзания, свойственным духу сознательному, принимающему всю ответственность созидания. Именно сознательный ученик дерзает подойти к Учителю в подражании. Такой пример внёс свет во тьму затхлости и создал за стеною затвора устремление к действенному дерзанию.
По согбенному сознанию средневековья уместно было бы сказать — "Поклонение Христу", но восходящий дух дерзал призвать к подражанию. Каждый шаг благого дерзания должен сохраниться, как веха шествия человечества»11.
Из этого высказывания становится понятным, насколько важно в своей малой мере стараться уподобиться Великому Идеалу. В этом и будет выражено сознательное почитание, а не слепое идолопоклонство или внешнее поклонение, которое к преображению внутреннего человека не приведёт.
«...Будем справедливы к Книгам Учения и всем древним Писаниям, — пишет Елена Ивановна, — и спросим себя — разве в изданных Книгах Учения не разобраны исчерпывающе со всех сторон, со всех углов зрения те качества, которые необходимо приобрести для преображения внутреннего человека? Именно, в них даны и второстепенные, вспомогательные средства, просмотрите книги с этим устремлением — и Вы найдёте немало предписаний и даже аптечных средств.
Все Учения всего Мира постоянно настаивали на чистоте мысли, чистоте слова и чистоте поступка, как на трёх основах для желающих подняться над уровнем человечества и присоединиться к "богам". Так говорил и Зороастр, так говорили все Великие Учителя от Первого и до Настоящего»12.
«"Ядовитые времена пройдут [говорится в Учении], и вы сохранённые войдёте новою дорогою в Новый Мир". Не уставайте повторять эту фразу ежедневно, — пишет Елена Ивановна. — Под новою дорогою следует понять новое, расширенное сознание, приобретённое через Учение Живой Этики»13.
Немало пишет Елена Ивановна о настоящем времени. (Это писалось в 1930-х годах.) «...Эпоха Кали Юги для нашей планеты близится к концу. Именно сейчас мы переживаем переходное состояние. Сатиа Юга должна начаться с утверждением Шестой Расы, отдельные группы которой уже проявлены на Земле, но истинное наступление Сатиа Юги на нашей планете может совершиться лишь с очищением планеты от негодного материала и с появлением новых материков»14.
«Великое напряжение огненное особенно характерно для нашего времени, когда сама твердь планеты начинает трепетать от человеческого безбожия, неверия и невежества и всех проявлений чёрной магии и тёмных одержаний».
«...Судьба планеты в руках самого человечества! Если воскрешение духа состоится в течение грядущих малых десятилетий, то неминуемая катастрофа (созданная омертвением духа, преступлениями людей. — Н.С.) может стать частичной...»15
«...Новый Мир идёт на смену старому, и в этой смене примут участие все космические силы. Ведь даже малое предвидение должно подсказать человеку, насколько Мир содрогается, насколько все сферы напряжены... Даже малое сознание может проникаться мыслью о переустройстве, к которому готовится весь Мир. Даже те, не желающие понять, куда ведут порождения человеческие, должны осознать ту неминуемую Карму, которая приводит все пути к великому Переустройству»16.
Елена Ивановна приводит слова Учителя, которые поразительно подходят к нашему времени: «Перед великим переустройством Мира явление всех тёмных сил выявляется для лучшей трансмутации. ...Можно сказать, что выявляется самое низшее, самое напряжённое, самое насыщенное силами тьмы. Но велика работа, которая собирает всё могущее для великого переустройства»17.
Елена Ивановна пишет: «...Армагеддон есть символ последней решающей Битвы между Светом и Тьмою. Битва Михаила Архангела с Драконом тьмы. Но не следует полагать, что она может быть закончена скоро (это писалось в 1936 г. — Н.С.). Битва будет продолжаться на протяжении многих лет, но ярость её не будет одинаковой в разных частях планеты. Там, где дух человеческий скорее проснётся к водительству Духа, там и начнётся великое строительство. С каждым годом воздействия Сил Света будут усиливаться, но нужно, чтобы дух человеческий сумел принять посылаемые дары. Самые великие возможности стучатся к человечеству, но выбор всегда свободен. Истинно, грядущее время явит величайшее испытание всему человечеству»18.
Об этом времени Николай Рерих пишет грозные, предупреждающие картины — «Армагеддон» и «Ангел Последний». Тема Ангела Последнего была подсказана ему Еленой Ивановной, которая имела подобное видение. Многие её видения зарисовывались потом на картинах Николаем Рерихом.
В утешение нам, переживающим этот период, Елена Ивановна пишет: «...ценно в тяжкое время, среди этой тьмы, пронести свой светильник. Как говорится в Восточных Учениях — "Истинно, превосходна Кали Юга (чёрная Юга), ибо она даёт нам возможность наискорейшего продвижения по пути Света. Именно, все трудности есть возможности,
и одоление их есть ступени восхождения"»19.
С наступлением на Земле новой Эпохи Добра и Мира существование на ней тёмных сил стало бы невозможным. Потому силы зла делают всё, чтобы не допустить переустройства Мира. Они стараются отторгать людей от пути к совершенствованию, действуя как на плане земном, так и на плане тонком, плане мыслей и чувств.
В своих Письмах Елена Ивановна уделяет много внимания врагам Света и их проискам. Чтобы им противостоять и победить, необходимо знать и разоблачать их. Она пишет: «Многие наивные люди полагают, что тёмные силы действуют лишь злом, развратом и преступлениями. Как заблуждаются они. Так действуют лишь грубые силы и силы малых степеней. Гораздо опаснее те, кто приходит под личиною света Учения. (...) В Америке существует очень обширное общество, и глава его получает учение от учителя, который не раскрывает своего имени, называя себя Тибетским Братом. Мы знаем, кто скрывается под этим псевдонимом. Сила его велика. И цель этого учителя, персонифицируя якобы Учителя Бел[ого] Бр[атства], как можно больше заманить в свои кадры неплохих и полезных людей, которые иначе могли бы действенно помочь Великому Плану Владык, Плану спасения планеты. И эти несчастные, не обладая истинным распознаванием огней сердца, как мотыльки летят на испепеляющий их чёрный огонь. Невежество, отсутствие чувствознания толкает их в объятия тьмы и лишает надолго, если не навсегда, благотворного воздействия и притяжения Лучей Великой Твердыни Света»20. Силы тьмы «очень изысканны и изобретательны и действуют по сознанию своих жертв. Но все они лишены теплоты сердца. (...) Много страшного творится сейчас в мире. Много самого отвратительного колдовства распространено по всему миру. (...) Именно всё исчадие ада выползло на поверхность Земли. Невежественные массы — их лучшее орудие. (...) Нам, русским, уготовано спасение под Знаменем нашего Высокого Покровителя и Заступника Пр[еподобного] Сергия Радонежского, о Нём поётся в Акафисте — "От Бога данный России Воевода"»21.
Картины Н.К. Рериха: «Святой Сергий» — Сергий держит храм — построение будущей России; «Небесный Свет».
«Напряжём все наши усилия, чтобы чистотою мышления создать себе непроницаемую броню. (...) Преданность и чистота побуждений — наш единственный якорь в хаосе разбушевавшихся стихий»22.
«Тёмные всегда действуют по сознанию своих жертв, и надо отдать им справедливость — действуют они часто очень тонко и изобретательно, играя на самолюбии и слабых струнках своих жертв. Обычно жертвы эти набираются из лиц, поглощённых самостью и самомнением, которым недоступно понимание подвига и, следовательно, истинная духовность, которые всегда стремятся лишь к собственной выгоде»23. «Честолюбие и корыстолюбие — страшные бичи, низвергавшие в бездну гигантов»24. «Потому... всегда распознавайте людей по огням сердца, по их преданности и готовности к самопожертвованию и всякому сотрудничеству, другого мерила нет»25.
Елена Ивановна разъясняет в Письмах разницу между самостью и индивидуальностью: «...люди обычно смешивают понятие индивидуальности с самостью, которая... исключает всякое понятие... общественности.
Необходимо, чтобы люди научились разбираться в этих двух столь противоположных понятиях — самости и индивидуальности. Самость — самый свирепый бич человечества, основа всякого разрушения и прежде всего саморазрушения. Самость есть обособленность омертвения. Старая истина, так мало осознанная, что Космос и всё человечество представляют одно неделимое целое, должна наконец войти в сознание людей. Пусть попробуют из единого организма выделить или изолировать хотя бы один орган или член, что получится!»26
«...Нужно с детских лет приучать сознание к единству жизни, к единству Космоса. Пусть наша планета не будет каким-то обособленным миром, но лишь одной из остановок на великом пути в Беспредельность. Нужно, как можно раньше, осознать своё место в Беспредельности и свою зависимость от всей совокупности жизни Космоса. (...) Отсюда должно родиться чувство великой ответственности за каждую мысль, слово и действие»27.
«Индивидуальность есть вмещение жизнедательное. Индивидуальность есть краса, есть венец человека, синтез всех его накоплений. Но можно ли накоплять, обособившись в самости от всех жизнедателей? Индивидуальность есть мёд, собранный пчёлкою-человеком со всех лучших цветов и на разных лугах. (...) Время грозное, время беспощадное, и мы должны всею силою духа противостать разрушению. Все, несомненно, ждут какой-то перемены, какого-то выхода из создавшегося тупика, но, как всегда, главная масса бросается в сторону механического разрешения проблемы жизни, забывая, что истинная перемена может наступить лишь при расширении сознания, в понимании духовного начала как главенствующего в жизни. Как Сказано: "Решить проблему жизни можно только расширением сознания. Можно видеть, как механические гипотезы легко овладевают людскими надеждами. У древних это и была Майа, которая могла нарушиться от малейшего толчка"»28.
Большую ставку делают враги рода человеческого на лжеучителей, выдающих себя, для привлечения последователей, за великих воплощенцев и посланников Белого Братства. Елена Ивановна по этому поводу пишет: «...истинные вестники не будут называть себя Мировыми Учителями, или грядущими Дхиан-Коганами, или даже Апостолами и присваивать себе чужие воплощения и, главное, не будут писать ложных и безвкусных книг и монополизировать общение с Великими Учителями»29.
«Сейчас столько расплодилось всяких "посвящённых", "иерофантов" и великих "воплощенцев" и т. д. Но не так трудно отличать самозванцев, ибо у них прежде всего будет отсутствовать простота. И тогда как истинно приближённый или доверенный будет именно прост в своей жизни, стараясь внешне ничем не выделяться, и будет молчать о достижениях своих, все самообольщённые ужасно любят принимать на себя таинственность и говорить о пройденных ими где-то якобы высоких посвящениях, принимать титулы и имена»30.
Они всячески стараются увести ищущих от понимания Живой Этики, или давая ей ложное толкование, извращая её смысл, или предлагая свои надуманные доктрины. Только знание Живой Этики и духовное чутьё помогают разобраться в их измышлениях.
Также большим препятствием на пути к духовному совершенствованию является психизм и медиумизм, открывая дверь сознания человека в низшие слои Тонкого Мира, где его обольщают так называемые развоплощённые лжецы.
Елена Ивановна предупреждает: «...очень прискорбно, что Учение остаётся в большинстве случаев чем-то отвлечённым, не применённым в жизни. Нам хорошо это известно. Ничтожно число тех, кто понимают, что есть истинное ученичество и приближение к Владыкам. Большинство выискивают в Учении лишь указания для развития в себе низших явлений психизма, и, обладая скрытыми медиумистическими особенностями, они часто начинают развивать их в себе и открывают вход одержателям»31.
Елена Ивановна предупреждает «всех подходящих не стремиться ни к каким механическим упражнениям, но лишь напрячь все свои усилия к расширению и утончению мышления и изживанию своих негодных привычек, стоящих препятствием на пути приближения к Вл[адыке]»32.
Очень большое значение в Письмах Елены Рерих придаётся роли женщины в настоящий переходный период и в Новой Эпохе. Она пишет: «В 1924-м году лучи светила Матери Мира достигли Земли и, окропив её, пробудили новое сознание. Много женских очагов возгорелось к новой жизни»33.
Картина Н.К. Рериха «Звезда Матери Мира».
«В Мире Огненном Женское Начало в великом почитании, ибо женщина есть олицетворение Самопожертвования и вечного Даяния на пути тяжкой эволюции человечества. "Женщина шла путём подвига" — так Сказано Вел[иким] Вл[адыкой]. Не забудем, что во главе Иерархии Света нашей планеты стоит Матерь Мира»34.
«В 1924-м году Н[иколай] К[онстантинович] написал несколько вариантов своей картины "Матерь Мира". Они были выставлены в музее Нью-Йорка [Н. Рериха] и произвели громадное впечатление. Воспроизведение с одной, которая была написана отчасти на основании моего видения, получило самое широкое распространение»35.
Картина Н.К. Рериха «Матерь Мира».
Далее Елена Ивановна пишет: «Женщина должна осознать, что в ней заключены все силы, и стоит ей сбросить с себя вековой гипноз в своей якобы законной подчинённости и умственной слабости и заняться всесторонне своим образованием, и она в сотрудничестве с мужским началом создаст новый и лучший мир»36.
Картина Н.К. Рериха «За морями земли великие». Радостная, раскрепощённая женщина быстро движется вперёд. Здесь удивительно передано её стремительное движение вперёд,
к будущему, к Новому Миру.
Другой вариант картины: женщина подошла к морю и смотрит вперёд — «за морями земли великие», — думает она. Она хочет познавать мир, она хочет уйти из своей тесной клетки. Она хочет быть со всем миром, помогать ему и понимать его.
«Пусть сама женщина опровергнет недостойное и глубоко невежественное утверждение, что женщина, являясь началом лишь пассивным, воспринимающим... не может самостоятельно творить. Но во всём Космосе нет начала пассивного. В цепи созидания каждое явление поочерёдно становится относительно пассивным или активным, дающим или принимающим. Космос утверждает всё величие творческого начала женщины. Женщина есть олицетворение Природы, и не человек учит Природу, но Природа учит человека. Потому пусть женщины осознают всё величие своего начала и устремятся к Знанию; там, где Знание, там и Мощь. Древнейшие предания именно женщине приписывают роль хранительницы и дательницы Сокровенного Знания...»37
Картина Н.К. Рериха «Капли жизни». В Гималаях женщина собирает в кувшин капли жизни, капли мудрости, стекающие с гималайских вершин. Эти капли она потом приносит людям. Собирательница, даятельница Сокровенного Знания.
«Нет указа в Природе, — пишет Елена Ивановна, — чтобы женщина была привязана только к домашнему очагу! Истинно, она Мать и Хранительница мира. Потому нет ни одной области в жизни, где мог бы безраздельно царствовать мужчина, именно это безраздельное царствование одного начала и есть порождение тёмной эпохи. Творчество одинаково заложено в обоих Началах. В мужчине сейчас оно было ярче выявлено только потому, что женщина была лишена того же образования и тех же возможностей упражнять свои творческие силы на широком поприще. (...) Именно тёмная эпоха старалась сделать из женщины наложницу и няньку. И если высока роль женщины как матери, то именно матери не семьи только, но матери и Великой воспитательницы сознания народов!»38
В Индии говорят: «Каждая женщина есть матерь мира».
Картина Н.К. Рериха «Святая Покровительница (Sancta Protectrix)». Под своим покровом она охраняет все творения своих детей. «Мадонна Орифламма»: женщина держит Знамя Мира, Знамя грядущего синтеза, Знамя охраны Культуры.
Далее Елена Ивановна пишет, что сотрудничество женщин должно состоять «в установлении Равновесия Мира. Ибо именно установившееся разновесие угрожает гибелью человечеству и самой планете. Не может Мир стоять, если нарушены основы Бытия. (...) "Знамя великого Равновесия Мира дано поднять женщине. Так настало время, когда женщина должна завоевать права, от неё отнятые и которые она добровольно отдала". Наблюдаемый развал, — пишет далее Елена Ивановна, — наблюдаемое угрожающее вырождение есть следствие векового разновесия, подчинения и угнетения женского начала. Унизив женщину, мужчина унизил себя... "Как Учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало. Потому женщина возвышает мужчину". Следовательно, женщина должна настолько подняться сама духовно и нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Н[иколая] К[онстантиновича] "Та, которая ведёт"?»39
Два варианта картины Н.К. Рериха «Ведущая».
«Так женщина должна занять место жрицы и вдохновительницы. И не есть ли это величайшая задача — одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте? Но начинать нужно именно с самих себя, потому и наш призыв к женщинам должен прежде всего быть призывом к самоусовершенствованию, к осознанию своего достоинства, своего истинного великого назначения как самого основания Бытия и стимула творчества и Красоты»40.
Хочу закончить свой доклад на радостной ноте: на радости о будущем. Елена Ивановна пишет: «...полезно устремлять мышление в будущее. Это одно уже даст большой сдвиг сознанию и освободит от мусора вчерашнего дня»41.
«Много чудесного впереди, и радость будущего должна жить в сердце, несмотря на мрачную очевидность»42 (1935 год).
В Учении Живой Этики Елена Ивановна названа «ваша пророчица будущего»43. И как многое, сказанное ею в 1930-х годах, уже сбылось и продолжает сбываться и ныне, на наших глазах.
Она пишет: «...старый мир ушёл, и нужны обновлённые и расширенные сознания, чтобы принять новые формы строительства, подсказываемые самой жизнью. Как я уже не раз писала, всё происходящее ясно указывает, куда направляется эволюция. Создаётся эпоха общего Сотрудничества, общего дела и коллективной солидарности всех трудящихся, вне всяких классов. Самая насущная задача, встающая сейчас перед человечеством, есть именно синтезирование духовного с материальным, индивидуального с универсальным и частного с общественным. И когда будет осознана односторонность узкоматериальных земных опытов, то наступит, вернее, она уже наступает, следующая ступень устремления к объединению посюстороннего с потусторонним. Новые достижения в науке, новые исследования и нахождение законов психической энергии потребуют не отречения от небес, но нового проникновения и понимания их. Именно нахождение законов психической энергии поможет установить новое устроение жизни. Связь Миров станет очевидной, и Высшая Мудрость утвердится Силой Ведущей и связующей всё бытие. Мир Будущий, Мир Высший грядёт в доспехе лучей Лабораторных. Лаборатории укажут на преимущество высшей энергии и не только установят превосходство психической энергии человека над всеми до сих пор известными энергиями, но будет уявлена наглядная разница в качестве её, и, таким образом, значение духовности будет установлено в полной мере. Техника будет подчинена духу, результатом чего будет познание Высших законов, и отсюда познание высших целей, которое поведёт к преобразованию всей материальной природы. Преображённая природа, преображённый дух народа подскажут и новые, лучшие формы устроения жизни»44.
Особый интерес представляют для нас Письма последних лет, с 1948 по 1955 год (1955 год — последний год её пребывания на земле), так как в них говорится о нашей Родине и её судьбе. Привожу несколько отрывков.
«Свет стоит над Родиной. Людские чаяния и ожидания расходятся с решениями космическими. Следует привыкать, что все человеческие опасения и угрозы часто оказываются такими только потому, что их считают таковыми, вместо того чтобы мужественно встретиться с ними и приложить своё умение в жертвенном труде на общую пользу.
Армагеддон заключается грозными явлениями. Никакие разрушения атомными бомбами не будут допущены, ибо это означало бы конец нашей Земли. Силы Света на дозоре, и Лучи новых Светил — лучшие помощники для оздоровления атмосферы. Они могут убрать все отбросы не только у нас, но и во всей Солнечной Системе. Космическая целесообразность является как Космическая Справедливость»45 (1948 год).
«Шлю Вам самые светлые мысли и радость мою о близкой, прекрасной Новой Эре, которая явит кипучую строительную деятельность в наших любимых странах. Чую победу нашего Славянства, нашей великой страны»46 (1949 год).
«Тяжкие сроки, тяжкие времена! Но лучшая страна станет космическою основою равновесия в мире. Страна лучшая станет страною самой строительной и самой прекрасной. (...) Сотрудничество с Силами Света спасёт многих»47 (1949 год).
«Наша страна будет охранена, будет победной страной: так заповедано и начертано в звёздных рунах. Все, кто с нею, разделят её победу»48 (1950 год).
В своём последнем письме от 18 февраля 1955 года Елена Ивановна пишет: «События сложатся неожиданно, не так, как мы ожидаем, но, как всегда, на пользу лучшей страны. (...) Новые сознания должны полюбить волну нового строительства. Новое строительство должно раскрепостить мышление, отсюда произойдут благие перемены»49.
А ещё раньше, в 1937 году, она писала: «Сейчас много прекрасных духов нарождается в Новой Стране, которой суждён небывалый расцвет»50.
Картина Н.К. Рериха «Звенигород».
В заключение хотелось бы процитировать слова о Елене Ивановне, сказанные самой ближайшей сотрудницей семьи Рерихов, Зинаидой Григорьевной Фосдик (много лет она была директором Музея Рериха в Нью-Йорке), в докладе, прочитанном ею в 1963 году в секции «Агни Йога» в Нью-Йорке. Доклад назывался «Великая Жизнь».
Фото: З.Г. Фосдик в Музее Н. Рериха.
«Когда мы в редкие мгновения духовного подъёма размышляем о жизнях Великих Духовных Тружеников человечества, они становятся нам более близкими, хотя стоят несравнимо выше нас, нашего умственного и духовного развития. Все их достижения — мудрость, знание законов Вселенной, величие духа, близость к Божественным Силам — наполняют нас изумлением и почитанием. Мы узнаём в них предтечей Великих Учителей человечества, так же как толкователей вечно обновляющихся циклов, которые человек должен пройти. Они — носители новых Учений, новых Кодексов морали и этики, появляющиеся среди людей каждое столетие, всегда приносящие очищение мышления и новые откровения скрытых и непонятных сил. Обычно немногие признают в них истинных Носителей Света, тем не менее эманации их простираются далеко, охватывая обширные пространства»51.
11 февраля 1990 г.
1 Доклад сопровождался показом слайдов.
2 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 36.
3 Письма Елены Рерих. 1932 – 1955. Новосибирск, 1993. С. 14 (17.02.1934).
4 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 2011. С. 437 (27.01.1933).
5 Письма Елены Рерих. 1932 – 1955. С. 22 (17.05.1934).
6 Там же. С. 40 (30.06.1934).
7 Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М., 2017. С. 184 (24.04.1936).
8 Письма Елены Рерих. Т. 1. Новосибирск, 2019. С. 256 – 257 (30.06.1934). (Здесь и далее в цитатах подчёркнуто Н.Д. Спириной.)
9 Там же. С. 453 – 454 (20.04.1935).
10 Там же. 1932 – 1955. С. 43 (30.06.1934).
11 Агни Йога. 13.
12 Письма Елены Рерих. 1932 – 1955. С. 44 (30.06.1934).
13 Там же. С. 474 – 475 (1.01.1940).
14 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2016. С. 307 (31.05.1935).
15 Письма Елены Рерих. Т. 2. Новосибирск, 2019. С. 44 (11.10.1935).
16 Там же. С. 68 (16.11.1935).
17 Мир Огненный. III. 167.
18 Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М., 2017. С. 135 (30.03.1936).
19 Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 503 (18.06.1935).
20 Письма Елены Рерих. 1932 – 1955. С. 54 – 55 (23.08.1934).
21 Там же. С. 55 – 56.
22 Там же. С. 56.
23 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2013. С. 531 (12.12.1934).
24 Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 38 (1.10.1935).
25 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. С. 531 (12.12.1934).
26 Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 164 (27.01.1933).
27 Там же. Т. 2. С. 44 – 45 (11.10.1935).
28 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. С. 434 – 435 (27.01.1933).
29 Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 286 (7.01.1937).
30 Там же. Т. 1. С. 286 (12.08.1934).
31 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. С. 514 (6.12.1934).
32 Там же. С. 514 – 515.
33 Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 249 (24.08.1936).
34 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. С. 307 – 308 (31.05.1935).
35 Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 249 (24.08.1936).
36 Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М., 2003. С. 202 (9.08.1937).
37 Рерих Е.И. Письма. Т. 5. С. 202 – 203 (9.08.1937).
38 Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 481 – 482 (31.05.1935).
39 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. С. 308 (17.08.1934).
40 Там же. С. 308 – 309.
41 Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 45 (11.10.1935).
42 Письма Елены Рерих. 1932 – 1955. С. 95 (9.09.1935).
43 Беспредельность. 5.
44 Рерих Е.И. Письма. Т. 4. С. 249 – 250 (18.06.1936).
45 Письма Елены Рерих. 1932 – 1955. С. 508 (6.09.1948).
46 Там же. С. 509 (2.09.1949).
47 Там же. С. 509 (17.11.1949).
48 Там же. С. 510 (26.08.1950).
49 Там же. С. 511 (18.02.1955).
50 Рерих Е.И. Письма. Т. 5. С. 54 (19.02.1937).
51 Матерь Агни Йоги: Материалы конференции. Новосибирск, 1989. С. 197.