Задание или, как я люблю это называть, искусство творить отношения с людьми и среди людей есть величайшее из всех искусств. Рерих Е.И. Письмо от 18.04.1935 |
С востока и запада пойдут Мои вои, и Узнаю среди победивших избранных Мною.
Листы Сада Мории. Зов. 11.01.1922
Если в светлый безоблачный полдень направить в небо луч мощнейшего в мире прожектора, то луча этого никто не заметит, ибо виден он не будет. Этот же самый луч в тёмную ночь, прорезав пространство на десятки километров, будет ясно и отчётливо виден издалека, а упав на землю, зальёт её ярким, ослепительным светом. Значит, для полного выявления какой-либо вещи необходимо (подобно тому, как для выявления света нужна тьма) выявить противоположные свойства данной вещи, её, так сказать, отрицательный полюс. И «тактика Адверза» состоит в том, что для достижения чего-либо сознательно дозволяют выявиться противоположной сущности данной вещи. Дают «уродцу» вырасти до его полного безобразия, до самоотрицания своей абсурдности, чтобы потом «подавить лучом света».
При утверждении в сердце какого-либо качества бывает очень полезно вызвать перед своим умственным взором его противоположные свойства, со всеми его отрицательными атрибутами, во всём его отталкивающем, непривлекательном облике и со всеми возможными последствиями, которыми оно награждает своего носителя. Полезно представить себе, что теряет человек, идущий по Пути, при наличии этого отрицательного качества. И когда уродец встаёт во всём своём безобразии, то уже гораздо легче повернуть сознание к положительному полюсу данного качества, памятуя, что тьма конечна, в то время как свет беспределен и беспредельность есть свойство всякого положительного качества.
Возьмём для примера торжественность. Торжественность — это очень сложное и трудное качество, ибо качество это синтетическое. Что же будет его антиподом? Напыщенность, чванство, заносчивость, гордыня, лесть, низкопоклонство, заискивание, пресмыкание, униженность, суетливость, мелочная хлопотливость, нервничанье, жалобы, беспокойства, страхи, беспорядочность, нервные движения и хаотичность, неорганизованность и беспорядочность мышления, зависть, жадность и многие другие свойства не выражают торжественного величия мироздания и величия духа человеческого. Можно представить себе существо, наделённое этими свойствами, и его жалчайшее прозябание на коре планеты и величественное восхождение духа, насыщенного торжественностью огненной, излучающее спокойствие и силу и поднимающее сознание всего человечества. С одной стороны, жалкий, пресмыкающийся слизняк, с другой — дух, полный величия огненной мощи, полной торжественного спокойствия.
Итак, страх можно трансмутировать в мужество, ненависть — в любовь (пример Савла), хлопотливую суетливость — в спокойствие, но нельзя ничто превратить или трансмутировать во что-либо. Потому и сказано: «Извергну тебя из уст Моих, ибо не был ты ни холоден и ни горяч, а только тёпел, о, если бы ты был холоден или горяч». Из ничего нельзя создать ничего, потому при наличии в человеке многих отрицательных свойств и качеств он может трансмутировать их в явления противоположные, поворачивая соответственно своё сознание. Вот почему среди учеников Христа и Будды были и мытари, и грешники, и блудницы, и разбойники, но не было «румяной», прилизанной, умеренной добродетели. Сознание, во всём ничтожное, меряя всё «в свою меру ничтожную», ничего, кроме ничтожества, породить не может.
«Ученик обратился к Учителю с длинным списком качеств, требуемых для преуспеяния. Грустно сказал он: "Учитель, не могу овладеть этими качествами". Учитель спросил: "Неужели всеми?"
Ученик продолжил: "Представляется мне, что ни одно качество не усвоено мною". Учитель ободрил: "Не велика беда, если чувствуешь, что все нужные качества не усвоены тобою. Хуже, если тебе покажется, что ты владеешь всеми"»(Аум. 582).
Итак, человек, не овладевший ещё ни одним качеством, всё же может быть учеником, и притом учеником, находящимся в общении со своим Учителем. Почему это так? Потому что дело не в качествах, а в наличии твёрдого, неуклонного, несломимого устремления. Человек — это «процесс» (как сказал Будда), меняются его настроения и состояния и выявления дурных его качеств, но при железном, постоянном устремлении к своему Учителю всё плохое, как нечто лишь временно проявляющееся и тем конечное, под лучом этого непрерывного устремления, твёрдого и непрестанного, трансмутируется в нечто высшее.
А так как каждое качество, проявленное в действии, есть накопитель и закрепитель психической энергии, то трансмутация качества есть трансмутация огней и накопление огненной мощи, нашего единственно вечного, неотъемлемого Сокровища.