В 1909 году Николай Константинович Рерих был удостоен звания академика Императорской Академии художеств. Это было значимое событие для Рериха. С одной стороны — оценка персональных заслуг художника, с другой — утверждение выбранного им пути и своего видения, в том числе и перед лицом многочисленных недоброжелателей. В данной статье мне хочется осветить некоторые важные вехи этого события.
В январе 1909 года на проходившем академическом собрании три известных мастера — И.Е. Репин1, В.В. Матэ2 и Н.П. Кондаков3 — предложили кандидатуру Н.К. Рериха для избрания в академики. Двадцать седьмого января ими было подано предложение секретарю Академии художеств В.П. Лобойкову4: «Предлагаем к удостоению званием академика — художника Николая Константиновича Рериха»5.
После этого, 4 февраля, на имя Николая Константиновича было отправлено письмо-представление от В.П. Лобойкова, в котором он сообщал: «По установленному порядку, баллотирование этого предложения должно состояться в октябрьском собрании Академии, а до тех пор всем членам Академии должны быть мною разосланы полные, по возможности, сведения о предложенных лицах. Для облегчения моей работы и для достижения полной точности её, имею честь обратиться к Вам с покорнейшей просьбою не отказать в доставлении мне, в возможно непродолжительном времени, Вашего curriculum vitae6, с обозначением Ваших произведений. Примите уверение в совершенном почтении и преданности»7.
Через несколько дней (7 февраля) Н.К. Рерихом были подготовлены свои биографические данные, и он отправил их секретарю Академии художеств:
«Глубокоуважаемый Валериан Порфирьевич,
В ответ на запрос Ваш от 4 февраля с. г. за № 422, препровождаю при сём сведения о моих выставках и картинах. Из приложенных сведений Вы будете добры взять те, которые Вам нужны для Академии.
Прошу принять уверения в моём совершенном уважении и сердечной преданности»8.
Двадцать шестого февраля Н.К. Рерих высылает Лобойкову дополнительные сведения о своих театральных постановках и работах для церкви, а 26 апреля сведения о том, что он был избран в члены Венского Сецессиона и французского Национального общества антиквариев, стал членом Правления Общества архитекторов-художников и избран товарищем председателя Общества изящных искусств при Лиге образования.
В августе того же года приятель Н.К. Рериха востоковед Виктор Голубев9, находясь в Париже, пишет известному французскому скульптору Огюсту Родену, с которым был в хороших отношениях:
«16 августа 1909 г.
Дорогой Мэтр,
Позвольте мне прибегнуть к вашей дружбе, прося вас оказать поддержку одарённому русскому художнику, заслуги которого вы оценили один из первых во Франции. Речь идёт о г-не Николае Рерихе, который два года назад выставил в салоне княгини Тенишевой ряд этюдов, написанных под влиянием традиций старых мастеров своей страны. Этот художник только что выставил свою кандидатуру в Петербургскую Академию художеств, которая имеет честь почитать вас среди своих членов. Безусловно, несколько строчек от вас имели бы значение, чтобы склонить весы в пользу моего друга... Итак, прошу вас, будьте добры поддержать это избрание, которое явилось бы, безусловно, законным признанием сильного и подлинного таланта.
Если вы сочтёте возможным вмешаться, я хотел бы с вами встретиться на улице Варенн по поводу этого вашего послания, чтобы дать кое-какие дополнительные сведения.
Избрание состоится в сентябре.
Смею заранее благодарить вас, дорогой Мэтр, и соблаговолите принять самые искренние заверения в моём глубочайшем почтении.
Преданный вам В. Голубев.
P. S. Я рассчитываю отсутствовать в Париже три дня: среда, четверг и пятница на этой неделе»10.
Огюст Роден был избран почётным членом петербургской Академии вместе с другими французскими художниками, Фернаном Кормоном и Паскалем Даньен-Бувре, в 1905 году. Пока неизвестно, была ли просьба Виктора Голубева осуществлена по договорённости с Н.К. Рерихом или Голубев сам проявил инициативу, беспокоясь за исход дела. Тем не менее Роден вскоре написал письмо в Академию художеств, подав свой голос за Рериха.
После этого Голубев нанёс визит Родену: «Дорогой Мэтр и друг (...) Я заеду поприветствовать вас на улицу Варенн во второй половине дня. Ещё раз спасибо за то, что вы сделали вчера для моего друга г. Рериха, и, верьте мне, дорогой Мэтр, что я вам сердечно предан»11.
К началу осени письмо Огюста Родена уже было в Академии художеств. 25 сентября В.П. Лобойков сообщает Николаю Константиновичу: «Мне передали, что Вы желаете получать печатные списки дел академических собраний. Я очень рад сообщить вам, что Ваше желание будет исполнено, о чём я уже распорядился. В Академии получено письмо от Родена, очень лестное для Вас. Он даст свой голос за удостоение Вас званием академика»12. Была напечатана и заметка в газете «Новая Русь», подтверждающая эти сведения: «В октябрьском собрании членов Академии художеств состоится избрание в академики художника Н.К. Рериха; интересно, что за него подал голос почётный член Академии художеств, известный скульптор Роден»13.
Тогда же в прессе были помещены несколько публикаций о намечавшемся заседании в Академии художеств с перечислением списка кандидатов на почётное звание: «В октябрьском собрании Академии художеств состоится баллотировка лиц, предложенных к избранию в академики. В числе предложенных лиц находятся: живописцы В.И. Зарубин (предложен В.А. Беклемишевым, В.Е. Маковским и И.Е. Репиным), Б.М. Кустодиев (предложили А.И. Куинджи, В.В. Матэ и И.Е. Репин), С.Д. Милорадович (В.Е. Маковский, В.И. Суриков и И.Е. Репин), Н.К. Рерих (Н.П. Кондаков, В.В. Матэ и И.Е. Репин) и Е.И. Столица (А.И. Куинджи, В.В. Матэ и И.Е. Репин) и архитекторы И.В. Жолтовский, Ф.И. Лидваль и П.П. Покрышкин»14.
Двадцать шестого октября состоялось общее собрание членов Академии художеств. Прошло оно под председательством М.П. Боткина. Все предлагаемые лица были удостоены почётного звания академика. И, конечно же, Николай Рерих был в их числе. Для Николая Константиновича это была большая победа. Чтобы было понятно значение этого события, приведу здесь выдержку из журнала «Аполлон», характеризующую отношения, сложившиеся между Рерихом и Академией художеств: «Но старцы Академии с болью в сердце и скрежетом зубовным наградили званием академика и таких европейски известных художников, как Рерих, к которому Академия не только никогда и никаких симпатий не питала, но заслуги которого положительно отрицала до последних дней (в музее Академии нет ни одного произведения Рериха)»15.
И если посмотреть соотношение голосов «за» и «против», то видно, что Рерих набрал только на 1 голос больше: «В собрании Академии 26 октября 1909 г. ст. 1, при баллотировании оказалось: в пользу удостоения Н.К. Рериха званием академика подано: 3 голоса предложивших, 8 — присутствующих и 10 отсутствующих, всего 21 голос; и против удостоения — 18 голосов присутствующих и 2 голоса отсутствующих членов.
Е.И.В. Августейший Президент Академии Великая княгиня Мария Павловна изволила утвердить Н.К. Рериха в звании академика»16.
Эти же сведения о баллотировке подтверждает заметка в газете «Санкт-Петербургские ведомости» под заголовком «Собрание членов Академии художеств»: «Почти все представленные к избранию советом Академии лица прошли подавляющим большинством голосов и лишь один большинством одного голоса»17. И выходит, что Виктор Голубев был совершенно прав, обратившись со своей просьбой к Родену. Перевес в один голос помог Николаю Константиновичу получить это почётное звание — и, возможно, этим необходимым голосом и был голос Огюста Родена, сыгравший свою решающую роль.
1 Репин Илья Ефимович (1844 – 1930) — русский живописец и рисовальщик, академик, профессор, действительный член Императорской Академии художеств.
2 Матэ Василий Васильевич (1856 – 1917) — русский гравёр немецкого происхождения, ксилограф, офортист, педагог. Преподавал в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, Рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств.
3 Кондаков Никодим Павлович (1844 – 1925) — русский историк византийского и древнерусского искусства, археолог.
4 Лобойков Валериан Порфирьевич (1861 – 1932) — до 1892 г. старший делопроизводитель в Академии художеств, коллежский асессор, с 1893 г. конференц-секретарь Академии художеств, с 1894 г. её секретарь, гофмейстер Императорского Двора, коллежский советник.
5 Дело Н.К. Рериха из Академии художеств. РГИА, СПб., ф. 789, оп.12, д. 45-И, л. 39.
6 Дословно «ход жизни», или жизнеописание, краткое хронологическое описание жизни.
7 Великая симфония жизни (1908 – 1909 гг.). Книга 6, ч. 2: Академик / Сост. Ларкина Т.В. М., 2018. С. 213.
http://rerich9.sitecity.ru
8 Дело Н.К. Рериха из Академии художеств, л. 41.
9 Голубев Виктор Викторович (1878–1945) — востоковед, путешественник, археолог и историк искусства, знакомый с Н.К. Рерихом со времён учёбы в гимназии К.И. Мая. Был в дружеских отношениях с Огюстом Роденом, которого привлекало азиатское искусство.
10 С 1906 года Роден жил в доме на углу бульвара Инвалидов и улицы Варенн, там же была его мастерская. Сейчас в этом доме расположен музей Родена — Отель Бирон.
11 Копия предоставлена автору М.И. Полевой. Публикуется впервые. Перевод с фр. М.И. Полевой. Оригинал в архиве Голубевых в Музее Родена, Отель Бирон.
12 Великая симфония жизни (1908 – 1909 гг.). Книга 6, ч. 2. С. 302.
http://rerich9.sitecity.ru
13 Хроника литературы, искусства и науки // Новая Русь. 1909. 20 октября / 2 ноября. № 288. С. 4. Опубликовано: Николай Рерих в русской периодике. 1891–1918. Вып. III (1907 – 1909). — СПб.: ООО «ИПК “Фирма Коста”», 2006. С. 498.
14 Художественные вести // Речь. 1909. 27 октября / 9 ноября. № 295. С. 5. Опубликовано: Там же. С. 501.
15 Н. М. Новые академики // Аполлон. 1909. Ноябрь. № 2. С. 17. Опубликовано: Там же. С. 509.
16 Дело Н.К. Рериха из Академии художеств, л. 39.
17 Собрание членов Академии художеств // Санкт-Петербургские ведомости. 1909. 28 октября / 10 ноября. № 241. Среда. С. 5. Опубликовано: Николай Рерих в русской периодике... С. 502.