Мысли на каждый день

Старый и новый мир отличаются в сознании, но не во внешних признаках.

Знаки Агни Йоги, 55

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Наследие. Статьи семьи Рерихов и Е.П.Блаватской
ВЕЛИКИЕ КОЧЕВЫЕ ИМПЕРИИ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Автор: Рерих Юрий Николаевич  




Н.К. Рерих. ЗАПАДНЫЕ ГИМАЛАИ. 1936

Средняя Азия1 — это область вечных снегов и пустынь. Многовековая десикация2, вызванная сокращением ледников, питающих горные реки, суровая зима и палящее лето наложили свой неизгладимый отпечаток на природу сердца Азии. Когда мы говорим о Средней Азии, в нашем представлении встают горные хребты, увенчанные высочайшими в мире снежными вершинами, и безбрежные пустыни, проходимые только в зимние месяцы. Известный британский исследователь сэр Аурел Стейн назвал эти среднеазиатские пустыни «настоящими, или подлинными, пустынями» в отличие от пустынных областей Ближнего Востока, ибо в первых отсутствует всякая жизнь, тогда как вторые ещё в состоянии прокормить немногочисленные племена кочующих арабов.
Суровый характер природы наложил свой отпечаток и на характер населения Средней Азии, и на ход исторических событий. Действительно, Средняя Азия — область великих сдвигов. Когда мы произносим слово Монголия, мы сейчас же вспоминаем великих монгольских завоевателей и беспримерный размах их воинского дерзания, когда граница Монгольской империи действительно покоилась на арчаке седла монгольского всадника.
Когда говорим о Тибете — перед нами встают образы великих буддийских подвижников, явивших миру небывалый пример борьбы человека с самим собой. Говоря о Туркестане, мы вспоминаем великие караванные пути, связывающие страны Запада с областями Дальнего Востока, пути, по которым шёл обмен культурными ценностями и по которым символ креста достиг и утвердился в степях добуддийской Монголии. В этой среде дерзаний и борьбы создавались своеобразные общие черты для всех племён, населяющих Срединную Азию, и потому Восточный Туркестан, Монголия и Тибет представляют из себя известное единство. Для нас, русских, эти области представляют особый интерес, не говоря уже о тысячевёрстной среднеазиатской границе Державы Российской, ибо прошлое Средней Азии тесно связано с нашим прошлым. Только уяснив себе это прошлое, мы будем в состоянии правильно оценить явления истории России и осознать те общие корни, которые неразрывно связывают исконную Русь со странами Востока.
Средняя Азия является обширным внутренним бассейном, ограниченным с юга параллельными цепями величайших горных хребтов Гималаев; северная граница области проходит по Алтаю и вдоль горных хребтов, образующих южную границу Сибирской низменности. На востоке и на западе этот внутренний бассейн переходит в великую Монгольскую Гоби и в пустынно-степные области Русского Туркестана.
Восточный Туркестан — это, собственно говоря, бассейн реки Тарима, реки, берущей своё начало в хребтах Каракорумской горной системы и теряющей свои воды в озере Лобнор. Центральные районы этой области заняты пустыней Такламакан. Южная граница области образована Куньлуньским горным хребтом. На западе область ограничивается Памиром, хребтом Мустаг-ата и южными разветвлениями Тянь-шаньской горной системы. Северная граница области проходит по Тянь-шаньскому хребту. На востоке пустыня Такламакан переходит в Монгольскую Гоби. К северу от Тянь-Шаня лежит Джунгарская низменность, которая по своим физико-географическим особенностям и по составу населения принадлежит к монгольскому миру. В бассейне Тарима культура носит ясный оазисный характер. Отсутствие осадков, возможность земледелия исключительно по долинам рек, уровень которых зависит от таяния снегов в горах, навсегда определили характер политического устройства страны. Оазисы, расположенные по берегам немногочисленных рек, берущих своё начало в Куньлуньском хребте на юге и Тянь-Шане на севере, явились центрами политической жизни области с древнейших времён. К северо-востоку от Восточного Туркестана простирается Монголия, страна необъятных степей, сохранившая и по сей день характер оплота кочевого быта. Эту громадную страну можно разделить на несколько ясно обозначенных областей: северо-западную, или гористую, южную — гобийскую, и восточную, область степей и полупустынь. В смысле растительного покрова страна делится на несколько поясов, явившихся центрами зарождения мощных кочевых империй: южный травянистый пояс, простирающийся к северу вдоль Китайской Великой стены, в настоящее время заселённый китайцами-переселенцами, а в древности явившийся одним из центров гуннской державы; затем гобийский пояс песчаных и каменистых пустынь, за который китайские полководцы постоянно стремились отбросить вооружённые силы гуннских ханов; и, наконец, северный травянистый пояс, переходящий в лесостепь северных областей Монголии, родина гуннов III в. до Р.Х. и монголов Чингисхана.
К югу от Монгольской Гоби лежит высочайшая в мире горная страна — Тибет. Обычное представление о Тибете как о плоскогорье, или плато, не всегда соответствует действительности. О плоскогорье или, вернее, нагорье можно говорить только в отношении Северного Тибета. Географическая граница Тибета представляет ясно выраженную естественную линию. На севере географической границей является Куньлунь с его восточным продолжением — Алтынтагом и Наньшанем. Южная граница пролегает по главному хребту Гималаев. Западная граница образуется стыком трёх величайших горных систем: Куньлуня, Каракорума и северо-западных Гималаев. На востоке тибетские нагорья переходят в индо-китайские горные системы с меридиональным простиранием.
Юго-восточная граница Тибета ещё совершенно мало изучена, и установление её тесно связано с вопросом о восточном продолжении Гималайского хребта.
Тибет разделяется на две крупные и ясно выраженные области: область северных нагорий и периферическая область Южного и Восточного Тибета.
Область северных нагорий представляет из себя складчатую страну, перерезанную несколькими параллельными горными хребтами. Денудационные3  процессы сгладили рельеф страны. Одновременно с процессом сглаживания горных хребтов шло поднятие уровня межгорных долин, заполнявшихся наносным материалом, продуктами выветривания горных хребтов. Это интенсивное сглаживание рельефа страны и породило представление о Тибете как о типичном плато. Южная и восточная периферическая область прорезана глубокими горными долинами, в которых текут величайшие реки Восточной и Южной Азии: Ганг, Брахмапутра, Салуин, Меконг и Янцзы.
Эта двойственность в физико-географическом строении Тибета отразилась и на характере бы­та тибетских племён: северная область травянистых нагорий — исконная родина кочевых племён, сохранивших в чистоте кочевые традиции глубокой древности; южная и восточная области глубоких горных долин явились колыбелью той своеобразной теократической культуры, замкнувшей Тибет от остального мира.
Интерес к странам Средней Азии пробудился ещё в древности. Классическая древность оставила нам фрагментарные сведения о народах среднеазиатских степных областей. Древний шёлковый путь, начинавшийся у берегов Сирии, проходивший затем через Евфрат и Тигр по южному побережью Каспийского моря, по направлению на Балх и Памир и затем пересекавший пустыни Восточного Туркестана, провинцию Ганьсу и оканчивавшийся в Сианьфу, служил тем звеном, по которому проникали сведения о Китае и Средней Азии в страны Ближнего Востока и на Запад. «География» Птолемея сохранила для нас сведения о Китае и Средней Азии, собранные около I века по Р.Х. неким Марием, родом из Тира.
К IV в. и началу V в. по Р.Х. относится путешествие китайского паломника, буддийского монаха Фа-сяня (399 – 415), посетившего в Индии священные места буддизма и оставившего чрезвычайно ценное описание своего путешествия. Путь его лежал через Восточный Туркестан и Памир. Обратный путь в Китай он проехал морем и в своём описании упоминает об острове Ява.
К VII в. относится замечательное путешествие китайца-буддиста Сюань-цзана, автора ценнейшего описания всего пройденного им пути под заглавием «Записки о западных странах». Выехав из Китая в 629 г., он через Восточный Туркестан достиг берегов Иссык-Куля в Семиречье, откуда через Согдиану, или Русский Туркестан, проник в Афганистан и Индию.

 «Русское Слово» (Харбин). 18 ноября 1934 г.


1 Для обозначения понятия «Центральная Азия» Ю.Н. Рерих использует термины Средняя Азия, Срединная Азия, Внутренняя Азия.
2 Десикация — обезвоживание тканей растений.
3 Денудация — геологические процессы, при которых вода, лёд и ветер разрушают поверхность Земли, что приводит к уменьшению высоты рельефа и ландшафтов.

От редакции

Необычна история публикуемой выше статьи. Она представляет собой фрагмент одной из лекций, прочитанных Ю.Н. Рерихом в Харбине в 1934 году, когда он вместе с Н.К. Рерихом находился в научной экспедиции по Маньчжурии.
Из письма Ю.Н. Рериха к З.Г. Фосдик от 9 июля 1934 года: «Дорогой Друг, меня пригласили прочесть на местном юридическом факультете ряд лекций по истории Средней Азии. Очень прошу Вас выслать мне сюда пакет моих слайдов, которые Вы найдёте в моей квартире... Прошу их соответственно прочно уложить и отправить заказной посылкой. (...) Также, если найдёте... текст моей лекции об истории Средней Азии (лекция напечатана на машинке на англ. яз. и переплетена в коричневый переплёт), то перешлите и его». Посылка была прислана, и в сентябре – ноябре 1934 года Юрий Николаевич прочитал цикл лекций для студентов Юридического факультета, одного из ведущих учебных заведений Харбина. Вступительная лекция называлась «Средняя Азия — колыбель великих кочевых империй древности»; следующие лекции были посвящены Китайскому Туркестану и великим завоевателям Азии — Чингисхану и Тамерлану.
Тогда же редактор харбинской газеты «Русское Слово» А.М. Дмитриев обратился к Ю.Н. Рериху с предложением опубликовать его лекции. Первая публикация состоялась 18 ноября. Однако в эти же дни в прессе Харбина развернулась беспрецедентная клеветническая кампания, направленная против Н.К. Рериха и инициированная японскими спецслужбами. Дальнейшая публикация лекций Ю.Н. Рериха прекратилась, а его единственная рукопись с лекциями была утеряна.
По этому поводу Н.К. Рерих писал М.Н. Варфоломеевой, одной из харбинских деятельниц: «Дошли до нас слухи, что будто бы Дмитриев потерял всю серию лекций Юрия. Это был единственный экземпляр, и прямо отказываюсь предположить, чтобы такая чудовищная небрежность была допущена человеком, который от меня видел лишь добро. (...) Будьте добры спросить о лекциях Юрия. Помимо лично непозволительного отношения — такая потеря была бы просто некультурным актом. Употребляю это выражение, ибо до сих пор думаю, что лекции не могли бы быть потеряны. Ведь Юрий и не стремился их печатать, но согласился по просьбе Дмитриева, назначая плату от их отдельной продажи в пользу местных юнкеров. Надеюсь, что в этом случае лишь одно сплошное недоразумение» (4 августа 1935 г.).
К сожалению, рукопись так никогда и не была возвращена её автору. Единственным сохранившимся фрагментом этого ценного труда стала вводная лекция, опубликованная в харбинской газете. С ней мы и знакомим наших читателей.


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Наследие. Статьи семьи Рерихов и Е.П.Блаватской