Мысли на каждый день

Качества духа – это нити, протянутые из далёкого прошлого в бесконечность будущего. И бесконечен их рост.

Грани Агни Йоги, 1963, § 108

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Наши вдохновители (о них)
ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ О НИКОЛАЕ РЕРИХЕ

Автор: Шумеева Татьяна  



Теги статьи:  Николай Рерих

В 2024 году всё мировое культурное сообщество готовится отметить 150-летие со дня рождения великого русского художника и деятеля Культуры — Николая Константиновича Рериха. В преддверии этого знаменательного события вспомним некоторые высказывания известных культурных и политических деятелей, давших высокую оценку творчеству знаменитого Мастера. Они раскрывают разные стороны многогранного дарования Николая Рериха, говорят о его удивительной жизни, проведённой в непрестанном служении людям.
«В ряду высокого ранга "властителей дум" в нашем Отечестве достойное место всегда занимал Николай Константинович Рерих, великий русский художник, оригинальный мыслитель, неутомимый общественный деятель, страстно увлечённый путешествиями писатель, историк и поэт, вдохновенный певец красот Космоса, провозвестник эпохи космического мышления человечества, единения народов под знаменем культуры, духовности, добра и сердечной душевности»1 — так писал доктор исторических наук, член Российской академии естественных наук Виталий Епифанович Ларичев.
Рихард Яковлевич Рудзитис, латышский поэт, писатель, философ, посвятивший Н.К. Рериху целый ряд своих сочинений, называет художника одним из смелых, бесстрашных первопроходцев2, которые всегда появлялись в долгой истории человечества и «вели народы по пути прогресса»3. У людей, созерцающих картины Николая Рериха, пишет он, «первое впечатление — великое изумление: всё необычно, чудесно, поверх логики разума, всё захватывает и волнует мысль и чувства»4. Р.Я. Рудзитис подчёркивает космичность произведений художника: «...мы интуитивно ощущаем, как невыразимое словами, незримое космическое дуновение исходит от картин Рериха. (...) Кажется, что Космос у него отражается и звучит в каждой былинке и цветке придорожном, и тем более в величественных обликах гор и прекрасной душе человека»5. «Рерих ощущает жизнь мироздания повсюду, как бы биение сердца во всём, и не только в органической, но и в так называемой неживой природе. Он видит её одушевлённой... (...) Даже облака, изображённые им с великим мастерством и в бесчисленных вариациях, подсказанных воображением, словно тоже наделены душой»6.
Художественное наследие Рериха не только обширно, но и разнообразно и по тематике, и по технике исполнения, и по широте философской мысли, заложенной в каждой картине. «Николай Рерих напоминает титанов Ренессанса, которые устремлялись к горизонтам всеобъемлющей культуры и знаний»7, — пишет Р. Рудзитис. Американский писатель Теодор Хеллин также отмечает присущий творчеству Мастера синтез: «Он наблюдал, как наблюдает учёный, он понимал, как понимает интуитивно художник, и он созерцал в благоговении, как созерцает человек, полный почитания. Он внутренне ощущал единство, существующее в недрах искусства, науки и религии...»8
Джавахарлал Неру, государственный, политический и общественный деятель Индии, говорит об одухотворённости образов Рериха: «Когда вы смотрите на эти полотна, из которых многие отображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих великих гор, которые веками возвышались над равнинами Индии и были нашими стражами. ...И мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха, который выявил этот дух в своих великих полотнах»9.
Будучи пионером, новатором во всём, Рерих во многом переосмысливает и углубляет понимание задач творца. Цейлонский историк культуры П.П. Сиривардхана пишет: «Картины Рериха наделили искусство новым смыслом, дали ему совершенно иное направление. (...) Его произведения наполнены сокровенным смыслом... Искусство Рериха отражает его глубинное понимание жизни и безграничное сострадание ко всему сущему»10.
А французский писатель, историк искусств и художественный критик Барнет Конлан подчёркивает: «Рерих... стал основателем уникальной Державы Искусства, устремив своих вестников на несение красоты и культуры во все страны мира»11. Конлан убеждён, что явление Рериха — это веление времени: «В переломные моменты истории в мир всегда приходили великие творцы, которые вносили свет в сумрак жизни, облачая в форму и цвет духовные искания людей своей эпохи. (...) И теперь, когда мы подошли к новому рубежу, торжественной нотой восходящего солнца зазвучал голос великого художника Николая Рериха, указуя путь к возрождению духа»12.
Рубеж, о котором упоминает Б. Конлан, — это конец эпохи грубого материализма и попирания духовных ценностей и наступление нового времени, несущего миру пробуждение духа. Уже в XX веке лучшие люди Земли понимали, что человечество приблизилось к черте гибели: об этом свидетельствуют войны, революции, катаклизмы, неисчислимые бедствия, охватившие всю планету. Но мы не оставлены без Высшей Помощи.
Теодор Хеллин в статье «Голос эпохи» утверждает: «Тот, кто ознакомился с мыслями, целями, идеалами и трудами Рериха, не может сомневаться в том, что он был непосредственным посланцем Великого Белого Братства. Божественным поручением его было нести мир через культуру. Искусство во всей разновидности форм было его главным средством выражения, и красота в её очищающем аспекте являлась той силой, благодаря которой он достиг самых замечательных результатов»13. Каждая из его работ была рассчитана «на продвижение духовного пробуждения человечества, на указание пути к новой эпохе мира, единения, праведности и милосердия»14, которая должна последовать за жестоким веком войн и страданий.
«Среди всемирных бедствий и разрушений, — пишет Т. Хеллин, — которые неизбежно сопровождают гибель цивилизации, сделавшей личную наживу и материальные достижения своей высшей целью, Рерих пришёл, чтобы повернуть умы людей к духовным реальностям, на которых может быть основан прочный порядок существования, дающий красоту, гармонию и мир»15.
Ему вторит американский архитектор и писатель Клод Брэгдон: «В истории изящных искусств время от времени появляются отдельные личности, произведения которых неповторимы, глубоки и несут в себе тайну, что отличает их творцов от современников, делая невозможным отнесение их к какой-либо категории или причисление к какой-либо школе, поскольку они походят лишь на самих себя — и друг на друга, как некий, вне пространства и времени, орден посвящённых. Таковы были Леонардо, Рембрандт, Дюрер, Блейк и, в других областях, Бетховен и Бальзак... Рерих — в своей жизни, в своём творчестве и как личность — проявляет себя членом этого братства»16. «...Имеется вполне обоснованная точка зрения, — утверждает Брэгдон, — с которой Рерих может рассматриваться как посланник тех сил, которые Руководят человечеством... он совершает путешествия в необитаемые и запретные земли для выполнения миссии, цель которой будет проявляться всё больше и больше»17.
«Такие личности — величайшее утешение ми­ра, — пишет Б. Конлан в книге «Николай Рерих — Мастер Гор», — в самые тяжёлые времена они, словно факелоносцы, проносят через жизнь огонь красоты, говорят о подлинных ценностях и сути бытия»18. «Провозглашая путь в будущее через искусство, голос художника звучит колокольным набатом, находя отклик в каждой пробудившейся душе»19.
«Сегодня недостаточно быть миролюбивым человеком, недостаточно лишь провозглашать идеи мира, в то время как враждебные силы находятся в большой напряжённости и активности. Война, жестокая и разрушительная, может быть преодолена только великим, яростным противостоянием, направленным на созидание»20. «...На протяжении всей своей жизни... Николай Рерих всегда был в состоянии священной битвы и неустанных борений. Можно сказать, вся его жизнь — борьба, противостояние невежеству и непониманию, беспрерывное стремление к созданию жемчужин истинного Искусства»21.
«Трудно припомнить в мировой истории столь же неутомимых деятелей, как Рерих; неисчерпаемая сила его духа сопоставима лишь с мощью таких великих строителей и воспитателей народа, как Святой Фома Аквинский...»22 Эти «Светочи яро противостояли злу и жестокости, обнаруживая при этом несокрушимую стойкость духа, которая не присуща даже самой сильной армии. Они были духовными воинами»23. И Николай Рерих — «истинный воин. Он представитель рода тех высших существ, которые... приходят на Землю, чтобы одухотворить мир и устремить людей к светоносной жизни»24.
Н.К. Рерих уже при жизни был известен всему миру, и не только как талантливый художник, но и как учёный, общественный деятель, мыслитель. В 1897 году 23-летний Николай Рерих избирается членом-сотрудником Императорского Русского археологического общества, которое на тот момент являлось одним из крупнейших и авторитетнейших сообществ учёных в Европе. В 1909 году Рерих был избран академиком Императорской академии художеств, а в дальнейшем был членом более ста академий, обществ, ассоциаций и других организаций мира.
«Едва ли можно поверить, что один человек в состоянии охватить столь широкое поле деятельности, — подчёркивает Сиривардхана в статье, написанной к празднованию 40-летия художественной деятельности Н.К. Рериха, — но художник-философ исповедует труд неутомимый»25.
Читая очерки Рериха, мы отмечаем, что у него было особое отношение к труду. Для него созидательный, творческий труд — это и есть отдых. Труд он называет праздником, а «отдых есть перемена труда, но истинный отдых... есть мысль о Прекрасном»26, — утверждает Мастер. И всё его творчество — и литературное, и научное, и художественное — это воплощённые мысли о Прекрасном.
И как бы подытоживая результаты всей творческой деятельности Николая Константиновича, Б. Конлан пишет: «...Рерих созидал храм искусства, камни основания которого он прочно заложил во всех странах мира, купола же этого храма, словно высочайшие вершины Гималаев, упираются в самое небо, улавливая лучи грядущего рассвета»27.
Но Рерих пришёл в этот мир не один. Все члены великой семьи — Николай Константинович, его жена Елена Ивановна и их сыновья Юрий и Святослав — как единое целое самоотверженно трудились на благо человечества. Все вместе они оставили миру огромное наследие.
«...Наследие Рерихов — это подлинная духовная заповедь для всего человечества, — сказал в приветственном слове к Пятым Рериховским чтениям Чолпонбек Базарбаев, заместитель министра образования, науки и культуры Кыргызской республики. — Это благожелательное предостережение от ошибок, грубости, неблаговидных поступков и дел. И вместе с тем это горячий, неустанный призыв к делам светлым и благонравным. ...Колокольный набат Рерихов к добротворчеству и благотворчеству, к высочайшей духовной чистоте и морали имеет бесспорное право быть непреходящим жизненным девизом для всего человечества и для всех времён»28.
Отметим также высокую оценку философского наследия семьи Рерихов — Учения Живой Этики — сибирскими учёными.
Академик Владимир Константинович Шумный, советский и российский генетик, отмечает: «...наследие Рерихов — это своеобразная, оригинальная и не до конца ещё проанализированная философия, которая в основу свою ставит, прежде всего, приоритеты духовных ценностей, таких как культура, мир, взаимоотношения человека и природы, взаимоотношения человека и Космоса. Эта философия, пронизывающая все научные труды Рерихов и великолепную живопись, которую они нам оставили, нуждается в значительном анализе и понимании. (...) ...В том, что касается человека и Вселенной, человека и Космоса, — здесь только и открывается эра исследований; и, конечно, прав академик А.Л. Яншин, поставивший Н.К. Рериха в один ряд с К.Э. Циолковским и другими исследователями Космоса. К решению этой проблемы нам ещё только предстоит приступить, и мы всегда должны помнить, что есть Живая Этика, есть философия Рериха, которая может очень существенно помочь в освоении данной проблемы...»29 Эти слова академик В.К. Шумный произнёс на открытии Рериховских чтений в Новосибирске в 1997 г.
Александр Леонидович Яншин, советский и российский учёный-геолог, один из основателей Сибирского отделения АН СССР и Института геологии и геофизики СО АН СССР, утверждал: «Учение Живой Этики — это есть мировая этическая система, к которой должно стремиться всё человечество»30. «Учение... изложенное в 14-ти томах, несомненно, могло бы послужить фундаментом в построении нового человеческого общества, фундаментом культурного, а в будущем политического и экономического объединения всех стран мира, то есть приближением к тому, что Владимир Иванович Вернадский называл ноосферным этапом развития биосферы Земли»31.
Завершим словами Клода Брэгдона, ценимого Н.К. Рерихом за искренность и тонкость суждений. Брэгдон писал: «...во всём, что [Рерих] делает, он, по существу, ищет скрытую истину, непроявленную красоту... (...) Как в своих литературных трудах, так и в живописи он даёт нам возможность участвовать в этом поиске и тем самым приближаться к той истине, которая есть красота, и к той красоте, которая есть истина»32. «Если его пророчества сбудутся и если его мечты об объединении человечества в братство через красоту материализуются, то нет сомнения, что именно за это он будет превыше всего почитаем и сохраняем в памяти человечества...»33


1 «Величайшее достояние человечества»: Сибирские учёные о Н.К. Рерихе и его наследии. Новосибирск, 2018. С. 35.
2 Рудзитис Р. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск, 2009. С. 7.
3 Там же.
4 Там же. С. 9.
5 Там же. С. 10 – 11.
6 Там же. С. 23 – 24.
7 Там же. С. 34.
8 Хеллин Т. Голос эпохи // Держава Рериха. М.: МЦР, 1992. С. 46.
9 Цит. по: Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. Новосибирск, 2022. С. 7.
10 Сиривардхана П.П. Николай Рерих. Полвека во имя Мира и Культуры // Восход. 2018. № 12. С. 3.
11 Конлан Б. Николай Рерих — Мастер Гор // Восход. 2019. № 10. С. 15.
12 Там же. С. 9.
13 Хеллин Т. Голос эпохи // Держава Рериха. С. 43.
14 Там же.
15 Там же. С. 43 – 44.
16 Цит. по: Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 13 – 14.
17 Там же. С. 12.
18 Конлан Б. Николай Рерих — Мастер Гор (из неопубликованного).
19 Там же.
20 Конлан Б. Николай Рерих — Мастер Гор // Восход. 2021. № 4. С. 7.
21 Там же. С. 8.
22 Конлан Б. Николай Рерих — Мастер Гор // Восход. 2019. № 10. С. 9.
23 Конлан Б. Николай Рерих — Мастер Гор // Восход. 2021. № 4. С. 10.
24 Там же. С. 11.
25 Сиривардхана П.П. Николай Рерих... // Восход. 2018. № 12. С. 5.
26 Рерих Н.К. Маха Бодхи // Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 208.
27 Конлан Б. Николай Рерих — Мастер Гор // Восход. 2019. № 10. С. 11.
28 Рериховские чтения. 1997 (материалы конференции). Новосибирск, 2000. С. 29.
29 «Величайшее достояние человечества»... С. 20 – 21.
30 Там же. С. 13.
31 Там же. С. 15.
32 Цит. по: Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 18.
33 Там же. С. 15.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Наши вдохновители (о них)