Мысли на каждый день

Тонкость чувств, тонкость понимания, тонкость выражений и действий являются единым мерилом на пути продвижения.

Рерих Е.И. Письмо от 21.06.1934

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«Красота — это купол Великого Храма Жизни». Из собеседований Н.Д. Спириной с сотрудниками

Автор: Спирина Наталия Дмитриевна  

Журнал:


Теги статьи:  красота

Можно ли считать, что устремление к красоте, к самосовершенствованию — это уже попытка согласовать себя с Космическим Магнитом?

Безусловно. Это путь к тому, чтобы согласовать себя с Законами Космического Разума. И они даются нам в очень доступной для нас форме. Мы ещё не можем глобально поднять себя на космические высоты, но мы к этому идём. Эволюционный путь бесконечен. Нас подводят к тому, чтобы встать на этот путь и разумно двигаться по нему. Для этого и даётся Учение, которое исходит от Космического Разума через Иерархию Света на нашей планете, через Великих духов, которые пришли с высоких планет и жертвуют собой ради нас — остаются на нашей Земле, когда они могли бы быть уже в Высших Мирах, которым они принадлежат. Какая это страшная жертва — оставаться здесь только ради нас! В «Тайной Доктрине» есть глава о Великой Жертве, которой уже ничего здесь не надо. Она сидит у источника Мудрости, из которого Она уже не пьёт сама, потому что нет того, чего бы Она тут не знала, но чтобы усталые путники нашли этот Источник и могли из него напиться. Вот какую Жертву приносит нам Иерархия Света.

Для чего говорить о том, что будет в будущем? Для чего учить людей красоте и радости для другой, никому не известной жизни в будущем? По-моему, намного лучше учить красоте, любви, радости для реальной жизни.

Мы строим будущее в каждый момент нашей жизни. Настоящее — это только одно мгновение между прошлым и будущим. Нам указано устремляться для будущего: «Для будущего мы встаём от сна. Для будущего обновляем покровы. Для будущего питаемся. Для будущего устремляемся мыслью. Для будущего собираем силы» (Агни Йога. Предисловие). Думая о будущем, мы всё время строим свою жизнь и, конечно, хотим построить её в красоте. Если сейчас кто-то ещё красоты тут не видит, так это же достигается постепенно. Ведь глазу не видно то, что в наших душах. Может быть, там и красота, и устремление, и любовь к прекрасному. Иначе зачем бы мы всем этим занимались и делали бы, например, такую выставку — «Окно в прекрасное»?

В «Гранях Агни Йоги» (IV, 456) есть выражение: «Красота — это купол Великого Храма Жизни», — настолько надо вносить в жизнь эту красоту — и через искусство, и даже через обыденность.

Понятие «красота» можно отнести к этическим категориям. «Какой некрасивый поступок», — мы говорим, или наоборот: «Как красиво человек поступил». Поэтому красота, так же как и всё в Учении, понятие очень многогранное, очень обширное. Не только искусство, но и поступок, и мысль, и слово, и главное — чувство. Чувство сердца — красивое чувство. А чувство самости или животные чувства — они безобразны. Так что и к этому можно приложить слово «красота».

В нашем городе в связи с выставкой картин Н.К. Рериха было интересное явление — зимой над городом стояли белые ночи.

Это влияние выставки. Не могут такие картины не воздействовать. Во-первых, очень важно, чьей рукой они написаны, какая в них энергия вложена, какое чувство. Даже то, что они просто очень красивы, — даже это на пространство очень влияет, потому что красота — это гармония. А раз это гармония, она и на природу влияет. Эти выставки имеют огромное значение. То, что они сейчас по Сибири ходят, это очень большая радость, и последствия этого долго будут сказываться и на многих делах, и на людях. Я не думаю, чтобы кто-то, увидев выставку, ушёл с неё тем же самым человеком, каким он на неё пришёл. Нет, это будет уже не тот человек. Что-то в нём пробудится и откроется, и глаза его откроются на красоту. Может быть, он этого не осознает, но это уже будет не тот человек, потому что он не сможет остаться равнодушным. Само влияние цвета, звука, освещения, аромата, если аромат есть, — всё это очень, очень влияет. И мы ведь не знаем, когда что скажется. Нам кажется, что, если увидели картины, это сразу должно на нас повлиять. Нет, это не обязательно. Это может сказываться и сказываться в течение долгого времени и потом дать какие-то очень неожиданные результаты. У нас ведь наука о влиянии искусства на человека ещё почти и не существует. Есть ли у нас такая наука, которая изучает влияние поэзии или музыки на человека? Человек прослушал прекрасное произведение — и никто не анализирует, что в нём произошло при этом. А если этим заняться, могут быть интересные открытия.

Если человек читает стихи или слушает их, с ним тоже что-то происходит?

Без последствий это никак не может обойтись. Он не отдаёт себе в этом отчёта, но он уже не тот, и что-то в нём произошло, что может сказаться не сразу — неожиданно, нарастая, как вибрация, как рост травы. Мы не видим, как трава растёт, пока наконец не увидим копны сена. Вот так же и тут. Мы никогда не можем быть уверены, что и как влияет. Так же влияет и дурное, когда мы видим всякие мерзкие вещи по телевизору. Всё это отпечатывается на нашем сознании и когда-то может толкнуть нас на какой-нибудь грязный поступок или омрачить наше сознание, загрязнить. Поэтому особенно важно, чтобы дети этого не смотрели. И нам, взрослым, это тоже может очень повредить. Нужно наше воображение сохранять по мере возможности в чистом виде. Всё даёт свои следствия.
«Каждое любование природой создаёт луч победы», — сказано в Учении. Луч победы над кем? Над собой, над своим низшим «я». Каждое любование — вот вы видите закат прекрасный, или что-то на небе, или восход, или картину красивую, — всё это сказывается. А учесть это мы пока практически не можем, но мы знаем, что ничто, абсолютно ничто не проходит бесследно: ни одно сказанное или услышанное слово, ни одна картина, которую мы видим, ни одно музыкальное произведение не может остаться без последствий для нас. Когда-нибудь это будет фиксироваться какими-то новейшими приборами; пока это только-только начинается, и учёные начинают об этом думать. Потом это всё будет, и на наших излучениях это будет тоже зафиксировано; будут снимать ауру человека до того, как он прослушал какое-то прекрасное произведение, и после этого, и увидят разницу до симфонии Моцарта и после. Можно прочесть красивое стихотворение и посмотреть потом, как человек после этого выглядит, что он излучает. Такие опыты будут производиться; когда-нибудь наука серьёзно этим займётся. Об этом уже начинают задумываться.
Часто мы говорим: «После концерта или прослушивания люди уходят воодушевлённые». Что такое «воодушевлённые»? Воодушевлённые — значит дух принимает участие, душа уже пробуждается. Русский язык ведь очень богат, интересно бывает анализировать такие сложные слова, как «воодушевление», «подвиг». Рерих говорил, что ни в одном языке нет слова «подвиг» в точном переводе, а у нас оно есть. Подвиг — подвижка, движение. Так что если мы будем обо всём задумываться, жизнь станет очень интересной. Много можно будет сделать выводов, полезных всем; только не проходить мимо всего равнодушно.

«Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к истине» (Община, 27). Поясните это положение.

Мне кажется, что это совершенно ясно. Первое — если мысли чистые, они, конечно, ведут к истине, особенно если они напитаны красотой, красотой в самом высоком смысле слова. Поэтому и высокая поэзия, и высокая музыка, прекрасная, возвышенная, — все они ведут к истине, то есть к пониманию того самого ценного, что существует в мироздании, в Божьем Мире.

Некоторые люди умеют красиво мыслить, но так же красиво высказать эти мысли не могут; другие — наоборот, говорят красиво, а в мыслях красоты не хватает. Посоветуйте: как привести в гармонию мысли и слова?

Надо стараться и красиво мыслить, и красиво говорить. Но начинать надо прежде всего с мыслей. Если мысль красива, а мы затрудняемся её выразить, надо искать выражения, подбирать нужные, доходчивые до людей слова. Когда мы будем тренироваться в этом, мы постепенно научимся лучше выражать свои мысли уже вслух. Но нужно подыскивать специальные слова, конечно, и работать над этим.

«...Ужас без страха обращается в действо космической красоты» (Община, 58). Как понять это выражение?

Ужас в смысле крайней степени изумления перед чем-то грандиозным, доселе неведомым нам.
Учение дано на века, и не надо изумляться, если что-то ещё нами не постигнуто, мы только в начале пути изучения океана Мудрости, содержащегося в книгах Учения Живой Этики.


* Публикуется по изданию: Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 5 – 7. Новосибирск, 2014 – 2016.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Собеседования. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы