Нужно жизнь наполнить горением. Сперва человек думал о себе, затем о других, но после его действия полезны для всего сущего. Он уже не думает о пользе, но дышит ею и дает жизнь на пространстве Необъятности. Мир Огненный, ч.2, 276 |
Алёна БОЯРКИНА
Новый культурный центр — Областной художественный Музей — появился в Томске в 1982 году. Основой для него послужила коллекция живописных полотен Томского краеведческого музея, которая собиралась на протяжении 60 лет. Сейчас она включает в себя более пяти тысяч картин, среди них — произведения русских художников И.К.Айвазовского, В.М.Васнецова, Г.И.Гуркина, О.А.Кипренского, П.П.Кончаловского, В.А.Серова, В.И.Сурикова, В.А.Тропинина, И.И.Шишкина, а также зарубежных мастеров различных школ мира.
Есть в Музее и картина Н.К.Рериха. В 1989 году сотруднице Музея В.М.Флегонтовой было поручено купить несколько картин у вдовы известного физика А.Ф.Иоффе (1880 — 1960) Анны Васильевны, которая, узнав, что картины для Томска, обрадовалась и предложила на выбор любые из своей коллекции. И это потому, что А.Ф.Иоффе очень любил Томск, был тесно связан научными узами с томскими физиками. В нашем городе по его инициативе был открыт физико-технический институт.
Вера Михайловна выбрала несколько работ, в том числе и картину Н.К.Рериха. Картина прекрасная. Над самой водой за кромкой крутого берега огненный диск солнца. На берегу люди в белых одеждах. Горит костёр, и голубой прозрачный дымок уплывает вверх по склону. А на переднем плане ладья с гребцами, подплывающая к берегу. Слева внизу подпись: «Н.Рерих 98». Размер картины 53,4 х 69 см; картон, темпера, гуашь — это уже данные музейной экспертизы.
Название картины — «Этюд к картине ''Гонец'' (?)» и рядом знак вопроса. Когда возник этот вопрос и откуда название — установить не удалось, но вопрос неслучаен. Вряд ли это её истинное название. Ведь «Гонец» к 1898 году был уже закончен Н.К.Рерихом, да и на картине совсем иная сюжетная канва.
Вот что ответили на наш запрос сотрудники Государственной Третьяковской Галереи — Л.И.Иовлева, заместитель генерального директора по научной работе, и А.Г.Луканова, старший научный сотрудник отдела живописи конца XIX — начала ХХ в.: «В отношении представленного Вами на фотографии произведения Н.К.Рериха из Томского музея мы можем сообщить, что оно не является этюдом или какой-либо другой подготовительной работой художника для его академической программы-картины ''Гонец'', исполненной в 1897 году.
В сюжете картины ''Гонец'' заложена идея, которую сам автор определил словами из Начальной летописи — ''Восста род на род''. Гонец плывёт в лодке под покровом ночи с каким-то тревожным сообщением сородичам. Такая напряжённость и драматичность ситуации совершенно не выявлена в сюжете исследуемой картины. Правда, есть общие композиционные приёмы, которые сближают оба произведения: лодка, идущая вдоль высокого берега реки, и диагональная выстроенность композиции. Следует отметить, что построение по диагонали являлось любимым приёмом Рериха.
Картина из Томского музея датирована, судя по авторской надписи, 1898 годом. Нам не известны случаи в творческой практике Рериха, когда этюды или эскизы создавались после завершения основной картины.
Кроме того, судя по тем стилистическим признакам, которые удалось выявить в результате изучения фотографии, работа тяготеет скорее к 1900-м годам, чем к 1890-м. В начале ХХ века Рерих создавал образцы живописи, более светлые по колориту, которые кардинально отличаются от сумрачных, суровых, ''археологических'' тонов 1890-х гг. Его живопись становится более свободной и уверенной, местами с обобщениями формы, что демонстрирует нам исследуемая работа. Следует также отметить, что эта картина исполнена темперой. Рерих начал работать в этой технике после 1906 года. Однако опровергать авторскую датировку без детального исследования работы было бы некорректно.
В основу сюжета анализируемой работы положено прибытие утром в славянские земли богатого купца или целого каравана купцов, ладьи которых уже причалили к берегу. Славяне в белых одеждах, расположившиеся на холмах, торжественно воздели руки к восходящему солнцу, показавшемуся из-за холма.
Очевидно, что данная работа относится к большой серии ''Начало Руси. Славяне'', которую Рерих начал ещё в годы учёбы в Академии художеств...
По мотиву, тематике, отчасти колориту, имеется некоторая близость с кругом картин ''Заморские гости'', которые существуют в многочисленных авторских версиях, созданных в 1901, 1902, 1906 гг.»
28 ноября 1998 года в Томском художественном Музее силами его сотрудников и членов Томского Рериховского Общества «Зов сердца» состоялся вечер, посвящённый столетию этой картины. Она была извлечена из запасника Музея, где хранилась вместе с остальной коллекцией картин (в Музее ремонт), и выставлена в одном из действующих залов. Кроме неё, здесь же была размещена выставка репродукций «Славянских» картин Н.К.Рериха.
Был на этом вечере и приятный сюрприз. В гости из Новосибирска приехал искусствовед Е.П.Маточкин. Очень хороший рассказчик, он увлёк нас в языческий мир картин Рериха.
На улице стоял 40-градусный мороз, и в залах Музея было не тепло, но мы не спешили расходиться. Скрипичный ансамбль Томского университета порадовал нас прекрасной музыкой. А закончился вечер фортепианной музыкой А.Скрябина, уже в исполнении Е.П.Маточкина, и тоже прекрасной.
Томское Рериховское Общество «Зов Сердца»