Мысли на каждый день

Нужно жизнь наполнить горением. Сперва человек думал о себе, затем о других, но после его действия полезны для всего сущего. Он уже не думает о пользе, но дышит ею и дает жизнь на пространстве Необъятности.

Мир Огненный, ч.2, 276

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

К НАШЕМУ ВРЕМЕНИ

Автор: Ольховая Ольга  




Мы живём в XXI веке, сейчас идёт его третье десятилетие. В своих выступлениях конца 1990-х годов наш руководитель Наталия Дмитриевна Спирина предупреждала о том, что наступает «небывалое критическое время в истории человечества на планете Земля»1, и называла ХХI век «роковым, заслуживающим особого внимания». Несколько раз она употребила определительное «роковой», подчёркивая тем неотвратимость неожиданных для людей перемен и трансформаций, которые принесёт грядущий век.

«Мы стоим на пороге роковых событий на нашей планете, которые могут изменить коренным образом всю жизнь Земли, — говорит Наталия Дмитриевна. — Теперь мы слышим о реальной угрозе страшных наводнений и землетрясений — о том, что уже давно предсказывали пророки древности, такие как Нострадамус, и о чём уже говорят современные учёные. В нашу жизнь входит такое понятие, как переполюсование Земли, то есть смещение наклона земной оси и образование новых магнитных полюсов, что повлечёт за собой невообразимые изменения географии нашей планеты»2.

«Мы знаем, что в настоящее время приближается роковой момент для нашей планеты и всего человечества — переход от тёмного века Кали Юги к светлому веку — Сатия Юге. (...) Тёмные силы пытаются создать у людей иллюзию безысходности перед кажущейся победой зла, которая выражается в чудовищной преступности, падении нравов и неслыханном разгуле тьмы. Но не запугать тех, кто верит в победу Света»3.

«Мы живём в совершенно исключительное время, время окончательного разделения по полюсам Света и тьмы. (...) Не случайно в это время нам дано Учение Живой Этики»4.

В Учении сказано, что послужило причиной такого положения: «Только невежество могло привести планету в теперешнее состояние. Ведь человечество утеряло сознание красоты устремления, и строительство утвердилось на тупости обособленности»5. Те, кто изучает Рериховское наследие, не могут не почувствовать, что приходит время, когда мировое строительство должно утвердиться на совершенно иных основах, и «тупости обособленности», как Учитель назвал состояние человечества, должно противостать светлое единение всех людей планеты.

При этом Учение предупреждает: «Никакое насилие не может входить в круг эволюции. (...) Сказано, что эволюция должна быть добровольной, поймите это во всех значениях. Эволюция не только должна быть свободной от насилия, но и должна быть преисполнена доброй воли. Некоторые полагают, что эволюция творится столь Высшими Силами, что человеческое участие бесцельно. Такое заблуждение полно пагубных следствий. Люди должны быть соучастниками эволюции. Люди должны напрячь добрую волю, чтобы присоединить к потоку высших энергий и свои накопленные силы»6.

На протяжении всей истории человечества для помощи землянам во времена подобных сложнейших переходов от старых, отживших эпох к новой ступени развития в мир посылались Огненные Вестники — представители тех Сил, которые руководят эволюцией планеты. Таким Вестником был Николай Константинович Рерих.

Через год после его ухода Елена Ивановна Рерих писала друзьям: «Он был одним из тех немногих бессмертных нашего века, кто возвышается над своими современниками подобно гиганту в мире карликов»7. «Истинно, он заложил основание Новой Эпохи, Нового Мира»8.

О сделанном Рерихом Учитель сказал: «Он дал миру провозвестие Нового Учения, он сказал о высочайшем значении искусства, он поднял Знамя Владык для объединения всех народов под светлым, непобедимым стягом Культуры. (...) Много драгоценных зёрен-идей, как в запечатанном волшебном ларце, скрыто ещё до времени во всех плодах его творчества»9.

«...Семь с лишним тысяч картин, оставленных им миру, представляют собою только малую долю того, что создал он своей мыслью. (...) Внешняя форма картины, видимая земным глазом, наполнена внутренним невидимым содержанием, Светом сгущённым, который неотделим от картины и который мощно воздействует на того, кто на неё смотрит. И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно»10.

Коснёмся отдельных высказываний Н.К. Рериха о роли Культуры, как важнейшего условия для осуществления будущего единении человечества.

Ещё в конце 1920 – начале 1921 года Н.К. Рерих написал статью «Четвёртый интернационал», в которой отметил: «...не политика установит единение народов. Так, единение пройдёт через мозг и сердце, через дух человеческий, через красоту и мудрость»11. «У нас имеется могучее заклятие. Имеется могущественная молитва духа — красота и мудрость. Неужели люди молятся лишь на переполненный желудок или с перепою? Нет, молятся люди в минуты наиболее трудные. Когда существо потрясено и нуждается в твёрдой опоре»12. «Так трудно соединиться тем, у кого есть энтузиазм созидания. Но всё-таки целые человеческие коллективы начинают мыслить одинаково. И хотят сохранить энтузиазм и светлую творческую волю. И к вам, друзья, в рассеянии сущие, пусть просочится зов: "Во имя красоты и знания, для борьбы и труда соединимся"»13. И завершает эту статью Рерих фразой: «Новый мир всё-таки идёт»14.

Как бы продолжая начатую тему, через четверть века Рерих пишет друзьям в Шанхай: «Не правительственными указами и приказами растёт истинная Культура, она зреет в сознании людей. Людской коллектив создаёт течение потока и шлёт ценные грузы к пристани. А Пристань сейчас у человечества одна. И Вы, друзья, её чуете и знаете»15.

17 ноября 1947 года, меньше чем за месяц до своего ухода, Николай Константинович в письме в Америку, говоря о «неслыханном» ливне, в результате которого вышедшая из берегов река затопила поля, обрушила множество деревьев и подмыла дома, пишет: «Одно такое утро, а затем бесчисленные утраты. (...) Сбудет вода, и вместо полей и травы — ил да камни. Сколько пропащих трудов человеческих! По счастью, с делами Культуры не так. След Культуры неизгладим. Мы можем не ведать его путей, но они нерушимы и нежданно процветают. Как они претворятся в жизни, не нам судить. Где обскачут мир такие благие гонцы — не наша забота, но главное, знаем, что Вестник постучится в час верный. И примут его друзья, нам неведомые. (...) Надо, надо скорей поправляться. (...) До чего хочется скорей поправиться! Столько — впереди!»16

Что же мы видим сегодня? Вопреки переживаемому всеобщему кризису те нерушимые «следы Культуры», о которых писал Рерих более 70 лет назад, процветают и претворяются в жизнь. Так, на сегодняшний день в мире уже существует 14 музеев Н.К. Рериха. Самый молодой из них открылся в г. Бишкеке 9 октября 2017 года. Также в разных городах и странах существует бесчисленное количество обществ и групп имени Рериха. Проводятся конференции, устраиваются выставки, пишутся исследования, издаются книги. И сейчас как никогда актуально звучит призыв Учения: «...делите мир не по северу и по югу, не по западу и востоку, но всюду различайте старый мир от нового. Старый мир ютится во всех частях света, также новый мир нарождается всюду вне границ и условий. (...) Нет сил, которые могли бы задержать океан нового мира. (...) Каждая ошибка, совершённая для Нового мира, превращается в цветок смелости. Каждое ухищрение бальзамирования старого мира остаётся остовом ужаса»17.

Обратим внимание на слова Учителя, которые ещё в 1951 году записал Б.Н. Абрамов: «Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь. Не знаете, которое слово Учения кому поможет. Знайте, больше знайте. Люди погибают от незнания. Люди бедствуют от непонимания. Люди захотят знать. (...) Каждое слово Учения капле воды живой подобно. Спрысните им омертвелые души. В сказках скрыто больше, чем думают. Трудно достать воду живую, но доставший воскрешает. (...) Знанием поможете, знанием продвинете, знанием Мир Новый создадите. Не сомневайтесь в этом. Лучи пробудят голод духа, но кто насытит голод? Знающим уготовано поле посева»18.

Нам, сотрудникам СибРО, десятки лет работающим в Музеях Н.К. Рериха с множеством посетителей разного возраста, образования, конфессий, взглядов, хорошо видно, как велико сейчас количество людей, задумывающихся над вопросами, которые их не интересовали раньше; как пытаются они найти для себя точку опоры для понимания того, что происходит в мире и что будет дальше. И то, что вчера оставляло их равнодушными и даже отвергалось, сегодня вызывает интерес и желание знать больше. Если сказать в общем, то мы видим стремление обрести, сформировать своё мировоззрение. Мы — свидетели и участники процесса, который идёт в гуще Иванов Стотысячных. И знания, изложенные в Учении Живой Этики, которые, постигая, мы передаём людям, становятся настолько востребованными, как мы и предположить не могли.

В Учении сказано: «Много событий, но учитесь в этой разноголосице распознавать единый план подвига Нового Мира. Множества людей не желают представить себе, что они могут участвовать в мировом построении. Пусть несут камни для Незримого им Храма»19.

О России. Сколько глобальных событий произошло в нашей стране в ХХ веке — Октябрьская революция, Великая Отечественная война, развал страны и «лихие 90-е», когда вражеские силы пытались не только извратить патриотическую идею России, но и уничтожить саму страну. И это никуда не ушло до настоящего времени, всё только усиливается, приобретая новые, более изощрённые формы. Но «законы человеческих пертурбаций не могут быть установлены логикой распределения элементов очевидности»20, — сказано в книге «Напутствие Вождю». На все идущие извне натиски наша страна должна ответить именно пробудившимся духом её народа. И роль всех, кто положил в основу своего миропонимания Учение Живой Этики, в настоящее время не только очень ответственна, но и необычайно важна.

Встречая противодействия, будем помнить сказанное Е.И. Рерих: «Учение никогда не входило в Мир без борьбы. Так пусть оно войдёт как всегда, иначе люди его забудут. Но представьте себе размер Борьбы, в которой участвуют все планеты»21.

Вот как говорит о происходящем в мире Ирина Сереброва:

На Россию мою из недружеских уст
Беззастенчиво льётся враньё.
Изуверское ложе готовит Прокруст,
И кружит, и галдит вороньё.

Обезумевший мир и оглох, и ослеп,
Он у бездны на самом краю.
Человечество тонет во лжи и во зле
И не чует погибель свою.

Но однажды войны заколдованный круг
Разомкнётся всесильной рукой.
Победит не вражда, а понятие «друг»,
И на землю вернётся покой.

Всей планете на диво Россия моя
От нападок лишь станет сильней,
И под натиском бурь светоносный маяк
Не погасит зовущих огней22.

В «Гранях Агни Йоги» сказано, что Родине нашей «начертано волей судеб нести Знамя Культуры и вывести человечество из тупика войн... и противоречий старого мира»23.

Через три года грядёт 150-летие Вождя Культуры. Мы знаем, каким мощным утверждением и самого имени Н.К. Рериха, и его творчества стало празднование в СССР в 1974 году 100-летнего юбилея мастера. Программа мероприятий была принята на высшем государственном и партийном уровне. Всё было предусмотрено — выставки, издание литературных произведений и сборников статей о Рерихе, выпуск юбилейной медали, создание документального фильма, установление мемориальной доски, приглашение сына художника — Святослава Рериха. Это было 47 лет назад, и как велики были следствия!

В настоящее время мы наблюдаем другое. В столице до сих пор не решён вопрос создания самостоятельного государственного Музея Рериха, более того — даже как филиал Государственного музея Востока Музей Рериха не имеет отдельного помещения. Есть выставочные площади на ВДНХ, в павильоне № 13, но там уже длительное время идёт ремонт. Сотрудники филиала, невзирая на эти обстоятельства, ведут активную выставочную деятельность — в разных городах России и за рубежом проходят передвижные выставки из фондов музея, идёт постоянная лекционная работа. Но вопрос создания самостоятельного Музея Рериха остаётся открытым. Сколько же ещё может длиться эта ситуация?.. Мы надеемся, что к 150-летнему юбилею Н.К. Рериха этот вопрос будет решён, и Наследие Рерихов будет официально признано национальным достоянием России.

Однако есть и другие примеры. Сибирь всегда отличалась глубинным пониманием и принятием идей Рериха на всех уровнях, от академиков и государственных деятелей до рядовых граждан. Вспоминаются слова А.В. Терешковой, главы департамента культуры Новосибирска: «Все мы с детства были воспитаны на Рерихе».

А вот какие известия пришли из Алтайского края. В публикации, размещённой на официальном сайте Алтайского края, говорится о том, что 25 июня 2021 года состоялась встреча губернатора Алтайского края Виктора Томенко с известным исследователем Владимиром Росовым, на которой обсуждалась подготовка к празднованию 150-летия Н.К. Рериха. В Барнауле запланировано провести уникальную выставку картин мастера, научную конференцию, осуществить музыкально-театральные проекты и др. «С учётом масштаба планируемых событий, — сказано в публикации, — губернатор Алтайского края озвучил готовность лично возглавить оргкомитет празднования 150-летия Николая Рериха в Алтайском крае, а также дал ряд поручений министру культуры Алтайского края Елене Безруковой»24.

Вспомним и другой факт, касающийся отношения руководителей Алтайского края к Н.К. Рериху. На территории особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» в 2009 году был открыт памятник Рериху — скульптура из белого мрамора. Это экспонат Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА), изготовленный скульптором В.И. Войчишиным к 135-летию со дня рождения Н.К. Рериха. В настоящее время этот памятник стал местом посещения многих людей, прибывающих на Алтай. Так Алтай, Сибирь воздают должное почитание великому сыну России.

Происходящее сегодня и в нашей стране, и в мире в целом можно кратко описать так: напряжение растёт, касаясь всех сторон жизни, и все без исключения чего-то ждут. У скольких людей эти ожидания трагичны и бесперспективны! Они не знают, каким будет будущее, и у них нет веры в него, ведь вся очевидность вопиет о нарастающем беспределе и хаосе... Но изучающие Живую Этику твёрдо знают, что эволюцию вспять не повернуть, она совершается по Космическим Законам. Вот только все ли смогут войти в поток эволюции? Это уже вопрос свободной воли каждого человека.

В 1995 году Наталия Дмитриевна Спирина написала «Каплю»:

Сейчас подводится итог
Под роковой чертой эпохи.
Преодолеем ли порог
Или отстанем по дороге
И станем нищи и убоги?!
      Свою судьбу решаем мы,
      Избрав путь Света или тьмы25.

Вот это сейчас и решается всеми. Каждым. Каждой страной в совокупности со всеми её гражданами. Всё острее становятся информационные битвы, а технические возможности обеспечивают мгновенное распространение любой информации — как правдивой, так и ложной. И как во всём этом разобраться обычному человеку?

Скажем о главном. Мы абсолютно уверены: для того, чтобы нашей стране не только выжить, но и выйти на иной уровень развития, выполнив предназначенное ей эволюцией, необходимо духовное пробуждение народа. Одними социально-экономическими мерами, о которых много говорится, не обойтись и идущую войну с идеологией вражеского лагеря не выиграть, ибо основная битва идёт за души людей. Нужна чётко сформулированная идея, которая бы объединила многострадальный народ России.

Решение даёт Учение Живой Этики, базовым принципом которого является идея Общего Блага — тот фундамент, на котором будет строиться Новый Мир. Сказано очень понятно: «Если спросит вас совсем простой человек — "какие задачи Учения?" — скажите — "чтоб тебе было хорошо жить". (...) Первое — возвестите радость и улучшение жизни»26.

При всех произошедших за последние тридцать лет территориальных разделениях, начиная с декабря 1991 года, когда распался Советский Союз, при существующем ныне колоссальном социальном расслоении общества и обнищании народа, при немыслимом упадке культуры, непримиримости политических взглядов и прочем — идея Общего Блага даст решение всему. Принятая всенародно и утверждённая на государственном уровне, эта идея сделает возможным объединение и подъём нашей страны. Уверены, что время для этого пришло.

«Общее Благо, или Благо всех и забота о всём человечестве, будет наилучшим решением жизненной проблемы...»27 «Мы Насыщаем пространство мыслями Учения, — говорит Учитель. — В этом Наш Зов к каждому чуткому духу, способному воспринять эти посылки. Идеи Новой Эпохи носятся в мире, оплодотворяя умы многих людей. Никакие барьеры не могут остановить потока мировой мысли. И если с одной стороны невежество, отрицание, неверие, жестокость и тьма, то с другой — голод духовный, устремление к Свету, ощущение идущих перемен и желание потрудиться на Общее Благо. (...) Бушуют стихии, неспокойны недра планеты. Планетное разновесие усиливается. Трудное время для зрячих»28.

«Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. (...) Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий»29 — так сказал Н.К. Рерих.

8 октября был памятный день Преподобного Сергия Радонежского, когда в молитве к Нему объединилось множество сердец. Обратимся к Великому Заступнику Земли Русской Преподобному Сергию с просьбой о духовном укреплении России для выполнения предназначенной ей миссии.

«Отче Сергие, Дивный, с Тобою идём,
с Тобою победим!»
30


1 Спирина Н.Д. Светлые дары // Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 257.

2 Спирина Н.Д. Суть вещей // Там же. С. 279.

3 Спирина Н.Д. Силы Небесные // Там же. С. 288.

4 Спирина Н.Д. Учение Нового Века // Там же. С. 299.

5 Иерархия. 174. Выделено автором статьи.

6 Надземное. 515.

7 Рерих Е.И. Письма. Т. 8. М., 2008. С. 101 (11.10.1948).

8 Там же. С. 16 (23.02.1948).

9 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2012. С. 39 – 40.

10 Грани Агни Йоги. 1970. 713 (Новосибирск, 1997).

11 Восход. 2021, № 10. С. 2.

12 Там же.

13 Там же.

14 Там же.

15 Рерих Н.К. В Шанхай // Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 382.

16 Рерих Н.К. Родные наши // Там же. С. 562.

17 Агни Йога. 55.

18 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. С. 42.

19 Мир Огненный. I. 492.

20 Напутствие Вождю. 79.

21 Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М., 2002. С. 94 (17.03.1936).

22 Восход. 2016, № 5. С. 22.

23 Грани Агни Йоги. 1962. 376 (Новосибирск, 1994).

24 https://www.altairegion22.ru/region_news/sostoyalas-vstrecha-gubernatora-kraya-viktora-tomenko-s-izv...

25 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 87.

26 Агни Йога. 65.

27 Грани Агни Йоги. 1956. 46 (Новосибирск, 2009).

28 Там же. 1967. 551 (Новосибирск, 1995).

29 Рерих Н.К. Душа народов // Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 151.

30 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 2014. С. 107.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Вечные ценности. Рассказы, очерки