Мысли на каждый день

Зачем вы живете? Чтобы познавать и совершенствоваться.

Община, 230

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске
УЧЕНИЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Автор: Шустова Алла  



Теги статьи:  Рериховские Чтения, Учение Живой Этики

Прошло 100 лет со дня появления первой записи Учения Живой Этики. Однако его осмысление как целостного феномена культуры находится пока ещё на начальной стадии. Размах Учения, наличие в нём множества уровней смыслов, совершенно новая информация требуют длительного периода для его понимания и адаптации знаний Живой Этики в современном мире.

Постановка задачи вписать Учение Живой Этики в пространство культуры может показаться кому-то вообще неуместной. Однако нужно признать тот факт, что тексты Учения давно опубликованы и уже имеют статус самостоятельного феномена, причём книги Учения не лежат забытыми на полке, а читаются и привлекают к себе внимание самых разных людей. Само Учение Живой Этики предполагает, чтобы заключённые в нём знания стали достоянием всех людей. В книге «Зов» говорится, что «Учение пригодно для всего мира, для всех сущих»1. А в книге «Сердце» — «Наше Учение имеет в виду всех, всех, всех!»2

Определение места, которое занимает Живая Этика в гуманитарной сфере, а также гармоничное вписывание его в уже сложившийся круг развития человеческой мысли сопряжено с объективными и субъективными трудностями.

Объективная трудность состоит в том, что Учение Живой Этики имеет необычную природу происхождения, обладает для современного человека сложной формой и достаточно трудным для понимания содержанием. Кроме того, в нём приводятся данные, которые являются для современной науки неизвестными, ни с чем не сопоставимыми.

Трудность также заключается в том, что в случае Учения Живой Этики мы имеем дело с комплексным знанием, которое может быть раскрыто в совершенно различных ракурсах. Как пример из гуманитарной науки можно привести такую дисциплину, как востоковедение, которое включает в себя и историю, и философию, и филологию, и культурологию, а также экономику, политологию, социологию и другие сферы гуманитарной мысли — всё то, что связано с Востоком3.

Также и Учение Живой Этики затрагивает буквально все подразделения как гуманитарных наук, так и большинство наук естественных. О том, что оно применимо ко всем вопросам жизни, писала Е.И. Рерих, замечая, что «Учение предусматривает каждое жизненное положение»4.

Учение Живой Этики можно рассматривать с нескольких научных позиций. Прежде всего, с исторической точки зрения. Известно, что оно создавалось в конкретный исторический период, а именно: первая запись была сделана 24 марта 1920 года, а основной массив текста сформировался до 1938 года. В жизни человечества это был период между двумя мировыми войнами, период возникновения новой социальной системы, связанной с русской революцией 1917 года и последовавшими после неё преобразованиями. Русская революция затронула весь мир и наложила отпечаток на дальнейшее историческое развитие всех стран и народов. Так и новое Учение затрагивает все ракурсы человеческого бытия и отражает сложившую­ся к тому времени историческую и эволюционную обстановку на планете.

Далее, Учение Живой Этики можно рассматривать с точки зрения источниковедения как отрасли исторической науки. Здесь предполагается изучение подробных характеристик Учения как источника: когда и где он создавался, его авторство, история его публикации. Сюда относятся также анализ и сравнение его различных вариантов, копий, редакций или изданий. Учение рассматривается здесь и в качестве носителя исторической информации.

Философский анализ предполагает оценку того, как Учение выстраивает систему знаний о фундаментальных принципах бытия человека и космоса, как оно формирует мировоззрение и картину мира. Также сюда входит историко-философское исследование относительно преемственности мысли: насколько Живая Этика восприняла и развила философские учения, уже существовавшие прежде.

Социологический аспект даёт понимание того, насколько в Учении Живой Этики раскрываются процессы общественного развития, поднимаются вопросы взаимодействия человека и общества, закономерности социальных движений и массовых выступлений людей.

С точки зрения психологии выявляются закономерности развития и функционирования психики и духовной природы человека.

Что касается культурологических5 аспектов Учения Живой Этики, то здесь задача состоит в том, чтобы выяснить, насколько оно продвигает развитие Культуры в человеческом обществе.

Конечно, не надо сбрасывать со счетов и то, насколько значимо Учение Живой Этики для развития естественно-научных дисциплин. Учение содержит множество положений о магнетизме, электричестве, волновой и энергетической природе материи, о планетарных и космических процессах, о человеке как сложном психофизическом организме, его месте в природе земли и в космосе.

Наконец, Учение Живой Этики можно рассматривать как литературный памятник, то есть определённый литературный текст, обладающий внутренним единством, написанный в рамках решения единой задачи, вошедший в историю подобной литературы как единое произведение со своими особыми чертами. Здесь исследуются особенности построения текста, наличие выразительных средств языка, особые литературные приёмы.

Как видим, со всех этих позиций можно изучать Учение Живой Этики в академическом ключе. И такие работы уже выполнены. Защищены кандидатские и докторские диссертации, посвящённые анализу Учения по различным направлениям знаний. Хотя их и не так много. Конечно же, к ним примыкает достаточно большое количество научных работ, так или иначе связанных с творческим наследием всей семьи Рерихов.

Но, даже проведя масштабный научный анализ, разве сможем мы исчерпать всё многообразие смыслов, содержащихся в Учении Живой Этики?

Субъективная трудность в постижении Учения состоит в том, что разные люди воспринимают его и относятся к его текстам по-разному. Это связано не только с разницей в образовательном и культурном уровне, но и с чем-то гораздо более существенным, а именно — с внутренним расположением человека, сердечным притяжением или, наоборот, отталкиванием. Здесь проявляется нечто такое, что мы можем охарактеризовать как духовную составляющую Учения. Поэтому в Учении сказано, что «учение сопряжено с состоянием духа»6.

Живую Этику называют учением. По определению, учение — это совокупность теоретических положений, относящихся к какой-либо области действительности. Действительно, Живая Этика подходит под это определение, так как многие содержащиеся в ней знания носят вполне теоретический характер.

Однако Живая Этика предлагает ещё и систему практических методов совершенствования сознания. А если учение содержит описание таких методов, то оно уже будет определяться как духовное учение. Несомненно, Живая Этика является таковым.

Более того, любое духовное учение имеет и личностный аспект: содержащиеся в учении знания о духовном развитии человека должны быть пережиты на личном опыте. Следовательно, такой опыт уже должен быть пережит кем-то, и именно он фиксируется передачей учения. Духовное учение всегда предполагает связку ученик — учитель. В текстах духовных учений часто можно встретить прямое обращение к ученику. Не является исключением здесь и Живая Этика.

Учение возникло как реализация методов духовного развития определённого человека, а именно Е.И. Рерих, а до этого был духовный подвиг её Учителя. Ни одно духовное учение, образно говоря, не висит в воздухе и не возникло ниоткуда. За каждым подлинным учением всегда стоит подвиг Учителя и его ученика. Духовная преемственность выступает важным положением всех духовных учений7.

У принимающего учение сердцем появляется духовный интерес, он не просто знакомится с ним, читая его тексты, а переживает сугубо свой внутренний опыт, и этот опыт очень важен именно для него. Далее человек стремится следовать содержащимся в учении рекомендациям, он становится его последователем.

В Живой Этике мы находим непосредственную живую передачу учения. Двойная связка учитель — ученик становится тройной: учитель — учение — ученик. Важно, что все три её составляющие образуют единое целое, и отделить их друг от друга нельзя. Будда — дхарма — санкха, как известно, — краеугольные понятия буддизма. Для Востока связь ученика и учителя является очень важным принципом, но передача через неё нового учения осуществляется крайне редко. Обычно пара учитель — ученик находится в рамках уже существующего учения. В случае Живой Этики мы встречаемся с уникальным явлением в истории духовных учений. Живая Этика возникла как новое знание, новое провозвестие.

Картина усложняется ещё и тем, что эта тройственная связка была проявлена в конкретном времени, характеризующемся определённым состоянием планеты в данном цикле её эволюции и определённым положением человечества в данном историческом периоде. Отсюда намеренная актуализация дат выхода текстов Живой Этики. О том, что знания, содержащиеся в них, нужно было обнародовать именно в строго определённое время, говорят указанные на обложке и титульном листе каждой из книг Учения даты составления, хотя они не всегда совпадают с реальными датами публикации. Так, первая книга «Листы Сада Мории. Зов» помечена 1924 годом, а последняя — «Надземное» — 1938 годом8.

ХХ век стал эпохой не только социальных сдвигов, произошедших в результате революций, национально-освободительных движений и войн, но и огромного продвижения в сфере мысли. На наших глазах происходит формирование совершенно новой цивилизации. Главное в ней — это мир новых идей, новой информации, новых прорывных научных знаний. Стали развиваться новая биология и медицина, новая энергетика, физика материалов с новыми свойствами, новая промышленность: атомная и космическая. Развитие новых информационных технологий привело к появлению интернета и глобальных сетей, всё большее внимание уделяется виртуальной реальности и развитию искусственного интеллекта. Произошло информационное объединение мира.

В текстах Живой Этики есть такие строки: «Могут спросить, начинается ли Новая Эпоха? Истинно, началась, ибо входит в жизнь осознание великих энергий — наука восходит на новые высоты»9. «Переустройство Мира напрягается. В пространстве собираются новые энергии; утверждаются новые начала. Так творится Новая Эпоха»10.

В Учении Живой Этики вообще много говорится о новом: Новой эпохе, новом мире, новой эре, новой жизни, новом пути, новом сознании, новом понимании, новой эволюции, новом человеке. Понятий с определением «новый» очень много. Учение являет собой страстный призыв к обновлению мира.

«Нужно принять за основание зов новизны. Бывает время, когда можно идти лишь вперёд. (...) Нужно сказать строителям жизни, чтобы нашли новые слова, скованные новою необходимостью. Сознание новизны каждого часа даст импульс. Укажите друзьям, какое счастье быть вечно новыми. И каждый электрон Нового Мира даст новую мощь. Поймите мощь нового зова»11.

Провозглашение новизны пронизывает всё Учение Живой Этики. Учение устремлено в будущее и требует от своих последователей также устремить свои мысли, своё сознание вперёд, в будущее, к совершенно новым формам бытия. В этом состоит не только особый смысл, но и тесная связь Живой Этики с новыми историческими преобразованиями в мире.

В связи с появлением новой информационной реальности закономерно возникают вопросы: а как обстоит дело с человеком, его сознанием, положением в обществе, культурно-социальным статусом, образованием? Обнаруживаются новые глубокие гуманитарные и культурно-социальные проблемы. Как пример одной из них можно привести нарастающую тенденцию к появлению новых социальных групп, которые можно назвать своеобразными новыми кастами, а именно — нового разделения людей по уровню образования и доступа к благам новой цивилизации.

Происходящие бурные процессы в мире, в обществе и в человеке неминуемо приводят к рассмотрению проблем, связанных с этикой. Возникают новые этические понятия: биоэтика, экологическая этика, образовательная этика, информационная этика, этика искусственного интеллекта. Выход этических проблем на первый план становится жизненно насущным.

В книге «Надземное» говорится о том, насколько неразрывны наука и нравственность. «Познание и наука указали на возможности приближения к Высшему Миру, но мыслители поняли, что наука без нравственного основания останется мёртвой. Таким образом, Мы постоянно должны напоминать, что наука не может продвигаться без осознания живой этики»12.

Слово «этика» произошло от греческого «этос» (ἦθος ) — нрав, обычай. Этика как теоретическая дисциплина является подразделением философии. Она занимается исследованием вопросов морали и нравственности. В философской этике рассматриваются такие понятия, как совесть, сочувствие, дружелюбие, милосердие, самопожертвование, справедливость, а также такие проблемы, как проблема добра и зла, смысла жизни, свободы воли, — всего того, что направляет развитие человека и общества. Этика прочно связана с понятием культуры.

Новое время ставит перед философской этикой новые проблемы, связанные с появлением новой информационной цивилизации, с разработкой новых технологий в области биологии, медицины, искусственного интеллекта, а также освоения околоземного пространства. Масштабность этических проблем, возникающих в современном мире, и их решение во многих аспектах отражает Живая Этика.

Данное в ХХ веке новое духовное Учение названо этикой не случайно. И в том, что этика получила эпитет «Живая», ещё раз акцентируется внимание на необходимости этики как главной составляющей продолжения жизни на земле. Сама жизнь на планете стала выступать как этическая категория. В Учении говорится, что «Живая Этика усматривает все понятия, которые являются Основами Жизни. (...) Живая Этика поможет охранить обличие человека»13.

Более того, Учение выводит жизнь за рамки нашей планеты, превращая её в категорию космическую: жизнь на планете Земля — как часть жизни космоса, как вселенская жизнь. Учение даёт новое понимание космичности человека, его зависимости от космических процессов и, в свою очередь, зависимости космоса от совокупной деятельности человеческого сообщества. Это положение Учения Живой Этики приобретает особую важность в связи с развитием науки об околоземном пространстве, а также развитием новых технологий в освоении ближнего и дальнего космоса.

Развитие технологий должно происходить не в ущерб развитию человека. Но как сделать так, чтобы новые технологии не раздавили человеческое в человеке, не сделали его придатком или рабом «умных» машин? Учение Живой Этики акцентирует внимание на гуманитарных проблемах, главной из которых становится воспитание нового человека, или человека Нового мира.

И здесь на первый план выходит образование. То, в каком состоянии сейчас находится образование в мире и какая борьба разгорается вокруг вопросов образования, показывает, насколько важна эта сфера человеческого бытия для положения, которое займёт человек в будущем. Дилемма состоит в том, будет ли образование выступать как некий рубеж, по которому будет происходить новое разделение людей, или оно станет подлинным вкладом в развитие всех людей без исключения. В информационную эпоху войны тоже становятся информационными, борьба разгорается именно в сфере мысли. Отсюда столько лжи в средствах массовой информации, стремление уничтожить культуру, образование противника, навязать ему губительное мировоззрение.

Чтобы решить вопросы образования, необходимо усилить именно его гуманистическую, нравственную сторону. В отличие от современного образования, делающего упор на технические знания, в образовании будущего должны выйти на первый план в обучении человека нового мира именно вопросы культуры, гуманитарного знания, нравственности. Нравственности можно, нужно и необходимо обучать. Учение Живой Этики уделяет этому много внимания.

Этика — это всегда практика. Она охватывает все стороны бытия: от самого малого действия, направленного на совершенствование своего характера, до масштабной деятельности для улучшения всей общественной жизни. От физической дисциплины до дисциплины эмоциональной, умственной, духовной.

Этика непосредственно связана с йогой. Мы привыкли, что йога — это сугубо восточное понятие, что йога направлена прежде всего на выработку каких-либо сверхфизических качеств человека. Учение Живой Этики предлагает посмотреть на йогу прежде всего как на нравственную дисциплину, которая направлена на расширение возможностей человека, на освоение им своей внутренней природы. Отсюда её второе название — Агни Йога.

Слово «Агни» (на санскрите अग्नि (agni) — огонь) в Учении понимается широко. Можно много говорить о символике огненной стихии, которая, по восточным представлениям, главенствует в Новую эпоху. Но важно заострить внимание на следующем: на понятии огненности как всеохватности, проникновения во все уголки бытия, в быстром действии и мощной силе. Все эти качества уже проявляются повсюду в мире, и мы будем свидетелями ещё большего их нарастания. Понятие «агни» не должно смущать ум человека, воспитанного в западной традиции, найдётся много западных аналогий этому восточному слову. Так, сказано: «Учение, прежде всего, должно устремлять кверху. Так легче говорить и об Огне, который нужно понимать как высшее»14. И ещё: «Учение Агни Йоги не что иное, как выявление современного применения энергии, поток которой приближается вместе с Сатиа Югой»15, то есть с Новой эпохой.

Необходимость подходить к Учению как исследователь, задавать вопросы и искать ответы, привлекая знания из других источников, из собственного опыта, постулируется самим Учением. Важно понимать его не как догму, а как философию жизни, живое пространство мысли.

Вопрос о том, как воспринимать Учение, — не праздный. Ведь Учение — это не просто тексты на определённую тему. Это нечто гораздо большее. Это особая внутренняя реальность, обладающая собственным бытием. В буддизме есть понятие «коренной» — коренной учитель (или учитель учителей), коренное учение (или учение учений), то есть такое, которое лежит в основе целого свода учений, океана знаний. Можно сказать, что Живая Этика — это коренная мыслеформа, живой поток Высоких мыслей, насыщенный энергией сознания стоящих за этим Учением Великого Учителя и его, не менее Великого, ученика. А также и всех тех, кто в прошлом прошёл путь знания как свой личный опыт духовного восхождения, как свой личный опыт трансформации сознания. Поэтому Учение обладает такой колоссальной силой воздействия для тех, кто воспринимает его прежде всего сердцем, а не умом. Сказано: «...в изучении основ жизни можно дать разноцветные знаки основ, но всё Учение не должно и не может быть изложено, ибо вся жизнь не вмещается в листы...»16.

В силу этого Учение реализуется в мире не только через известные нам 14 книг Агни Йоги. Оно реализуется повсюду, где есть сердечная и ментальная отзывчивость к подобному роду духовной реальности.

Как пример можно привести светскую этику Далай-ламы, которая в последнее время получила широкое распространение не только в Индии, но и на Западе. В светской этике Далай-ламы буддийская практика воспитания нравственности представляется в новой форме. В ней элементы религии отделяются и даже провозглашается, что этика — выше, чем религия.

В книге «Больше, чем религия. Этика для всего мира» Далай-лама пишет: «Но современные реалии таковы, что этика, основанная на религии, более не отвечает сложившемуся положению вещей. Вот почему я полагаю, что настало время научиться смотреть на духовность и этику как на нечто большее, чем религия»17. Далай-лама также утверждает, что «базовая человеческая духовность первична по отношению к религии»18. Таким образом, сама человеческая природа говорит в пользу необходимости этики для всех людей, невзирая на различия в их взглядах. Не то же ли сказано в Живой Этике, когда говорится, «что можно спасти людей верою, которая превыше всех религий»?19

Светская этика Далай-ламы — учение, направленное ко всем людям мира, а не только к буддистам. В ней много говорится о воспитании ума, о нравственной и эмоциональной гигиене и делается большой акцент на образование. Но подобные положения мы находим и в Живой Этике: «Все отрасли образования должны быть сопровождены основами психологии. Можно бы назвать такую науку несколько иначе, но пусть останется название уже принятое. (...) Психология должна изучать сокровенные силы человека. Она не только будет прислушиваться к древним философиям, но пойдёт свободным научным путём»20.

Если сопоставить Живую Этику и светскую этику Далай-ламы, то можно найти много общих моментов. Более того, можно обнаружить, что все этические движения современности так или иначе находятся в русле потока идей Живой Этики. Это как раз говорит о том, что Учение охватывает все идущие процессы, всех людей, независимо от того, читают они книги Учения Живой Этики или нет. Поэтому последователям Живой Этики не стоит пребывать в узких рамках, надо мыслить Живую Этику настолько широко, насколько это возможно. На то она и Живая Этика, чтобы прорастать в глубины всего бытия, в саму сущность всей жизни, быть способной найти отклик в каждом устремлённом к добру сердце. Е.И. Рерих писала: «Нам нужна самая широкая кооперация со всеми культурными начинаниями, и, имея наши сокровища Учения, мы постепенно вольём их в жизнь. Люди начнут носить эти сокровища как свои собственные»21.

Глядя на современное состояние мира, можно впасть в отчаяние, потерять всякие ориентиры. И так мало источников, где можно было бы найти ответы на вопросы, что же происходит сейчас с человеком, человеческим обществом, с природой. В Учении Живой Этики такие ответы содержатся. Живая Этика помогает сформировать мировоззрение в соответствии со всеми вызовами нового времени. Она даёт опору и ясное осознание смысла и цели жизни как отдельно взятого человека, так и человеческого общества в целом. Более того, Живая Этика содержит оптимистический взгляд на будущее развитие человечества. Е.И. Рерих писала: «Глубокое, разностороннее осознание и приложение данного учения в жизни даст Вам ключ ко всему, ибо будете иметь синтез. Сопоставляя всё данное с течением событий, мы увидим, как мудро, как жизненно и своевременно было дано каждое указание»22.

Как культурно-исторический феномен Живая Этика неотделима от всех процессов, которые сейчас происходят в мире. И независимо от того, как кто к ней относится, Учение начало реализовываться всевозможными способами, и остановить это движение, как видится, уже невозможно. За сто лет Учение не забыто, не отложено до лучших времён, оно живёт и ширится в сердцах своих последователей, оно проявляется во всём, что ведёт человечество к Новому миру.

1 Листы Сада Мории. Зов. 10.03.1923.

2 Сердце. 155.

3 Кстати, само понятие Востока тоже размыто; так, например, находящееся на западе Африки Марокко тоже считают Востоком. А если мы будем рассматривать связь Востока с Западом, то получается, что востоковедение объемлет всю сферу гуманитарной мысли и связанных с ней наук.

4 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М.: МЦР, 1999. С. 118 (13.10.1930).

5 Культурология, так же как и востоковедение, носит комплексный характер, являясь фундаментальной научной дисциплиной, осуществляющей синтез гуманитарных знаний. Она неотделима от философии, истории, социологии, антропологии, этнологии, психологии, а также лингвистики.

6 Листы Сада Мории. Зов. 18.06.1922.

7 Живая Этика являет также и теоретическую преемственность. Помимо нового знания в ней можно найти повторение или развитие положений, содержащихся в других духовных учениях как Востока, так и Запада.

8 Известно, что при жизни Е.И. Рерих книга «Надземное» не была издана и Елена Ивановна продолжала записывать параграфы этой книги ещё на протяжении долгих лет. Последний параграф «Надземного» в тетрадях Е.И. Рерих датируется 10.07.1947 г., а издано «Надземное» было только в 1992 году.

9 Аум. 397.

10 Мир Огненный. III. 236.

11 Община. 118.

12 Надземное. 718.

13 Мир Огненный. III. 135.

14 Мир Огненный. I. 328.

15 Агни Йога. 416.

16 Там же. 468.

17 Далай-Лама. Больше, чем религия. Этика для всего мира. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2016. С. 14.

18 Там же. С. 34.

19 Мир Огненный. II. 202.

20 Надземное. 728.


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске