Мысли на каждый день

Мудрее, чем в жизни, не бывает, и жизненные уроки очень болезненны, но, вероятно, потому они все же в конце концов заучиваются.

Рерих Е.И. Письмо от 21.09.1937

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«БЛАГОСЛОВЕННЫ ДНИ ОБЩЕНЬЯ С ВАМИ». О руководителе Сибирского Рериховского Общества Н.Д. Спириной

Автор: Ольховая Ольга  



Теги статьи:  Учитель

Будете опорой Моей в проведении Моих Указаний. (...) Иначе как же осуществить План? Он предусмотрен во всех подробностях. И для каждого отрезка времени свои исполнители.

Грани Агни Йоги. 1954, 424

В преддверии исторической даты — 100-летия с того дня, когда землянам, по выражению Наталии Дмитриевны Спириной, «была протянута Рука Помощи из Высших Миров», мы, сотрудники Сибирского Рериховского Общества, посылаем нашей дорогой Ведущей великую, трудновыразимую словами благодарность за всё, что она сделала для каждого из нас и для мира в целом.

Жизнь Наталии Дмитриевны охватывала и земной план бытия, и высокие духовные сферы, ставшие частью её сознательного существования. Её обращение к Архистратигу Михаилу, открыто прозвучавшее на «круглом столе» СибРО в ноябре 2000 года, стало нашим ежедневным призывом к Силам Высшим о помощи в том Деле, которое она доверила и оставила нам.

Обозначив основные вехи деятельности Наталии Дмитриевны, скажем также о том, что она заложила в основание, на котором строит свою деятельность Сибирское Рериховское Общество — созданная ею организация.

Пятнадцать лет назад Наталия Дмитриевна покинула земной план. За эти годы в издательстве СибРО в семи томах изданы её труды, переиздаются стихи, выходят тематические подборки, публикуются воспоминания сотрудников, в которых говорится о её жизненном подвиге, поэтическом творчестве, о несломимой преданности своему земному учителю и Учению. Но сколько бы мы ни говорили о нашем руководителе, всегда останется ощущение неполноты сказанного. Можно долго перечислять сделанное ею на земном плане, но оценить её работу на плане духовном невозможно, это можно лишь сердцем почувствовать. Впереди — подготовка к публикации переписки Наталии Дмитриевны с известными деятелями Рериховского движения, а также её высказываний, записанных сотрудниками.

Всё больше становится тех, кто, познакомившись с творчеством Н.Д. Спириной, стал понимать значимость её деятельности в важнейший исторический период, когда в стране началось возрождение имени Н.К. Рериха. И в этом процессе роль и значение столицы Сибири — огромны.

Начало было положено 27 сентября 1960 года, когда в Новосибирской областной картинной галерее открылась выставка из 60 полотен мастера, переданных городу Юрием Николаевичем Рерихом. В Москву получать картины ездил директор Картинной галереи В.П. Токарев. Как писала газета «Вечерний Новосибирск», «от сына художника Токарев узнал, что в завещании, оставленном отцом, было сказано: "Часть работ передать городу, находящемуся близко к Горному Алтаю". Таким городом стал наш Новосибирск»2.

Заметим, что с того времени Новосибирский государственный художественный музей (так в настоящее время называется картинная галерея) является единственным музеем в стране, где все картины Рериха, имеющиеся в его фондах, находятся в постоянной экспозиции.

На открытии выставки 27 сентября 1960 года Наталия Дмитриевна была вместе с Борисом Николаевичем Абрамовым. В этот день он записал такие слова Учителя: «Указую принять на себя заботу о творчестве Гуру и помочь. Наша помощь всегда идёт через избранный фокус. Осознание много облегчает процесс. Не от себя и не за себя действует и говорит Наш помощник. И в этом вся сила его, ибо действует Мною»3.

Публичная деятельность Наталии Дмитриевны по ознакомлению людей с творчеством Рериха началась в 1973 году, когда в Доме учёных новосибирского Академгородка она стала проводить экскурсии по выставке произведений Н.К. и С.Н. Рерихов из частных собраний. Она же бессменный экскурсовод на двух следующих выставках Рерихов, прошедших в Новосибирске через два года. Вспоминая то время, Наталия Дмитриевна рассказывала: «А начинатели мы, до нас никто не начинал... Я была совершенно одна до 1975 года. Важен был энергетический импульс, который был у меня, а до меня у Бориса Николаевича, который приехал сюда, как и я, по Указанию. Нам было Указано: "Ехать. Вы там нужны". Сначала он здесь всё создавал, он же в Новосибирске целый год жил»4.

Интенсивность деятельности, начавшейся в 1970-е годы, в последующие десятилетия непрерывно нарастала. Поражает объём сделанного Наталией Дмитриевной для того, чтобы имя Рериха стало тождественным понятию «Культура» — именно в том значении этого слова, который вкладывал в него Николай Константинович, — единственного, что преобразит жизнь и будет служить её эволюции. Как вспоминала Наталия Дмитриевна, «приходилось продумывать каждое слово, каждый шаг, считаясь с жёсткими идеологическими установками того периода»5.

Восторженно был принят аудиторией первый большой проект, который она осуществила совместно со своим верным помощником Е.П. Маточкиным, — слайд-композиция «Образы Рериха». По сценарию, разработанному Наталией Дмитриевной, помимо показа слайдов с картин художника, в музыкальном сопровождении читались его стихи и проза. С годами увеличивается число программ, составителем и ведущей которых была Наталия Дмитриевна Спирина. Она участвует в съёмках передачи о Н.К. Рерихе на Новосибирском телевидении, публикует статьи в печати, переводит с английского сборник статей о Святославе Рерихе, изданный в Бангалоре, поскольку материалов о Святославе Николаевиче на тот момент практически не было. Выступления Наталии Дмитриевны проходят далеко за пределами Сибири. Так, в 1978 году лекции о творчестве Святослава Рериха Наталия Дмитриевна читает в Узбекистане — в ташкентской школе имени Л.Б. Шастри (с индийским уклоном), на восточном отделении Ташкентского университета, в университете Самарканда. Она даёт интервью московской радиостанции «Родина», в котором говорит: «Мы все, кто занимается Рерихом, понимаем, что он не только наш современник, но он — наше будущее, что мы ещё изучать и изучать его будем и что он предвидел очень многое такое, к чему мы только сейчас подходим»6.

С докладами о Рерихе она выступает в Москве в Обществе охраны памятников, в Свердловском научно-исследовательском институте организации производства и экономики, в Каунасе, Таллинне и других городах. Так расширялась аудитория, приобщавшаяся к творчеству Рерихов.

Наталия Дмитриевна готовит доклады и иной тематики. Она знакомит слушателей с творчеством Микеланджело, поэзией Александра Блока, говорит о значении битвы и победы на поле Куликовом, о Сергии Радонежском. И, конечно же, какую бы тему она ни освещала, всё подавалось в русле Учения.

Для того резонанса, какой вызывали выступления Наталии Дмитриевны, необходимо было иметь не только соответствующие знания по освещаемому вопросу — аудитория сразу чувствовала всю глубину её эрудиции, богатство внутреннего мира, уровень культуры.

Особо значимым для Рериховского движения страны был 1989 год, когда в Доме учёных СО АН СССР состоялась первая в нашей стране общественная конференция, посвящённая 110-й годовщине со дня рождения Е.И. Рерих, — здесь впервые открыто говорилось об Учении Живой Этики. В приветственном Слове к участникам конференции Наталия Дмитриевна сказала: «Занимаясь много лет изучением этого духовного богатства, я не надеялась дожить до такого момента, когда открыто будет обсуждаться этот кладезь духовной мудрости, который доселе изучался индивидуально, без всякой огласки»7.

К тому времени вокруг Наталии Дмитриевны объединились те, кто был готов посвятить себя и культурной деятельности, и духовной работе. И в 1990 году в столице Сибири по Новосибирскому радио начинают транслироваться два больших цикла радиопередач: «Беседы о Живой Этике» и «Светочи Мира», подготовленные Наталией Дмитриевной совместно с сотрудниками. До настоящего времени в музей приходят люди, которые помнят эти радиопередачи, рассказывают о своём впечатлении от услышанного около тридцати лет назад.

Наталия Дмитриевна выступает по Новосибирскому телевидению, рассказывает об Учении Живой Этики и отвечает на вопросы телезрителей. Эти материалы освещаются и в прессе города. Так год за годом пространство Сибири напитывалось идеями Учения.

Начиная с 1976 года в Новосибирске на базе Сибирского отделения Академии наук стали проводиться Рериховские чтения, ознаменовавшие новый этап в развитии Рериховского движения. Ряд академиков-сибиряков в своих интервью, публикациях, выступлениях дают высокую оценку деятельности Рерихов и их роли в мировой культуре. Они участвуют в организации и работе всесоюзных Рериховских чтений, которые со временем приобретают статус международных. И учёные, и участники чтений, среди которых были П.Ф. Беликов, Н.Д. Спирина, Е.П. Маточкин, Б.А. Смирнов-Русецкий, Л.Р. Цесюлевич, Гунта и Илзе Рудзите, говорят о Рерихе — археологе, художнике, мыслителе, путешественнике, учёном. О философской части наследия Рерихов сибирскими учёными впервые было сказано в 1997 году на V Международных Рериховских чтениях, прошедших под девизом «Влечёт к себе Сибирь Великая... Здесь будет оплот эволюции». Тогда же прозвучал доклад Наталии Дмитриевны Спириной «Учение Жизни», в котором раскрывались основные положения Учения. В завершающий день конференции она сказала: «Эти Чтения хотелось бы назвать не только пятыми, но и первыми, потому что на тех Чтениях мы ещё не говорили о Живой Этике, а на этих мы уже можем об этом говорить, и это прекрасно, это очень радостно. Это знаменует наступление Новой Эпохи — Эпохи Матери Мира»8.

Приведём свидетельство участника этих форумов, известного рериховеда и общественного деятеля, заслуженного художника России Л.Р. Цесюлевича: «Штаб организации Рериховских чтений! — это есть формула и образное выражение роли Наталии Дмитриевны в этом деле. Она сама создала "штаб", сама воспитала людей, сама их целенаправила. Решения принимались коллективно. И здесь идея Чтений обретала плоть. Сюда стекались все сведения, здесь была видна, как в военном штабе, вся картина хода подготовки. Здесь принимались решения, кто пойдёт на очередную задачу. Сюда приходили все новости. Первая научная всесоюзная конференция о наследии Рерихов — дело очень серьёзное и затрагивало все властные структуры. (...) Важна [была] победа одна на всех»9.

В Учении есть параграф, в котором говорится о том, как йог напитывает пространство: «Тончайший эфир растворяет потоки психической энергии, и люди вдыхают его, так происходит воздействие»10. То, что исходило от Наталии Дмитриевны, сложно передать словами. Свет её духа незримо излучался на окружающих и на пространство, проникая в души тех, кто мог его воспринять. В московском издании «Молодёжный диалог» в марте 1991 года вышла статья журналистки С.А. Пономаренко «Светоч». В ней сказано: «Град записок из самой широковозрастной аудитории обрушивается на "круглый стол" центрального лектория общества "Знание" в Новосибирске, когда участниками его становятся представители городского Рериховского Общества во главе с почётным и старейшим его членом — педагогом Наталией Дмитриевной Спириной. А на радио в адрес новой программы "Какие мы" с постоянной её ведущей Н.Д. Спириной непрерывно идёт поток писем: "глоток живой воды", "капля янтаря в горсти песка", "луч света в тёмном царстве", "маяк в ночи" — так определяют значение воскресных передач о непреходящих духовных ценностях слушатели-новосибирцы. В основе их — творческое наследие семьи Рерихов, великих русских подвижников духа. (...) Тот, кому довелось побывать в познавательной атмосфере её бесед, лекций, музыкально-поэтических импровизаций... ощутил этот исходящий от неё свет, ровный внутренний огонь, от которого, кажется, зажигается вдохновением всё окружающее. Хрупкая, в белой дымке волос, с озарённым лицом, присущим светлым и бодрым духам, хранительница основ знания неизменно бережно и ненавязчиво поднимает присутствующих к вершинам духа»11.

Свидетельств таких множество. Приведём отрывки из писем москвича М.А. Мокульского, доктора физико-математических наук, в конце 1980-х он был директором Института молекулярной генетики: «Дорогая Наталья Дмитриевна, перебирая в памяти дни моей жизни, я каждый раз убеждаюсь, что Вы сыграли в ней важную роль, хотя длительность наших контактов была невелика. Спасибо Вам» (27.08.1989 г.). «В этой нашей сегодняшней действительности так много невесёлого, что было бы легко потерять всякий оптимизм. Но, дорогая Наталья Дмитриевна, Ваш пример помогает всем, кто Вас знает, не утратить веру в победу Света и Добра. Храни Вас Бог, и будьте счастливы» (25.04.1991 г.). В добавление скажем, что Марк Александрович в 2012 году был нашим гостем, тёплые и добрые отношения продолжаются до настоящего времени. Он является почётным членом Новосибирского музея Н.К. Рериха.

Из воспоминаний бывшего министра культуры Республики Алтай В.Е. Кончева: «При её преклонном возрасте я был удивлён её памятью, кругозором, мышлением не земным: она мыслила планетарными категориями. У неё есть всегда позитивный настрой на выход из любого тупика. Свет должен победить тьму. Добро должно восторжествовать».

Новосибирец, доктор экономических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор Б.В. Робинсон в своём интервью подчеркнул, что «деятельность Наталии Дмитриевны — это деятельность по укреплению мира именем Рериха. Величие её деятельности поражает воображение».

Как-то на семинаре с активом СибРО Наталия Дмитриевна сказала:

«Я невероятно счастлива и благодарна за то, что имею. Была цель: ехать и нести Учение, Учитель помог провезти в Россию все книги; я получила возможность работать с людьми, выступать — Владыка помогает. Это моё кровное дело, и тогда силы приходят. Чтобы прочесть текст — сколько нужно собрать энергии, чтобы бросить в зал, я внутренне насыщаю каждое слово. Всё, что я говорю, — я переживаю, нельзя просто читать. Я считаю, что я — это моё дело, я — это Общество. И ничего другого нет, и только этим я держусь; пока я могу [работать], пусть решает Учитель, где я нужнее, это я предоставляю Ему решать... Я прошу не лишить меня работоспособности, но если по карме надо что-то претерпеть, претерплю. Я ни на что не рассчитываю. Я себя никуда не возношу, потому и некуда падать».

Наше сегодня. XXI век. Мы подошли к дате 100-летия Учения.

За годы работы двух музеев Рериха, созданных Сибирским Рериховским Обществом в Новосибирске и на Алтае, их посетило более 200 700 человек. Многое приходится слышать от гостей музеев до настоящего времени. Не раз нам предлагалось рассмотреть проекты для совместного осуществления: это и строительство города Будущего, и организация некоего общинного поселения, и создание научного центра по изучению Агни Йоги, и строительство нового музея семьи Рерихов и т.д. Наша ответная реакция вызвала немало критических оценок по поводу нашего якобы недопонимания идущего процесса переустройства мира.

Мы подошли к вопросу: поскольку Учение дано на тысячелетия, то что является первоочередным для тех, кто положил Учение Живой Этики в основу своего мировоззрения, и о чём прежде всего должна быть забота в тот отрезок времени, в который нам довелось жить?

Из всего океана Учения, которое Наталия Дмитриевна глубоко изучала начиная с 1941 года, она выделила самое необходимое, соответствующее данному моменту. Она подчёркивала, что сейчас наиболее актуален не энергетический, не космический, не эзотерический, а именно этический аспект Учения Живой Этики, то есть совершенствование себя для решения задач Общего Блага.

В центре внимания руководителя СибРО всегда была задача, которая в Учении обозначена словами: «Без общины Земля жить не может». Наталия Дмитриевна акцентирует на ней внимание в ряде выступлений на «круглых столах», часто затрагивает эту тему в беседах, подчёркивая, что община — понятие настолько важное и существенное, что без осознания его мы не сможем продвигаться дальше.

Община указана как принцип жизни на Земле. Понятие общины у Наталии Дмитриевны неразрывно связано с именем Преподобного Сергия: «Грядущий век, — говорила она, — век наступающей Мировой Общины. Сергий был великим общинником, явившим нам пример, каким таковой должен быть. Он строил общину не только духовно, но и материально, буквально своими руками. Уйдя в глухие леса, где обитали одни звери, Он создал общинную обитель, просиявшую светом на всю Россию»12.

В Записях Б.Н. Абрамова читаем: «Неверно называть лавру его времени монастырём, точнее считать её трудовой Общиной, трудовой коммуной, ибо в основе её лежал труд»13.

К созданию заповеданной нам общины Наталия Дмитриевна приступает через строительство музея.

Создание музея было указано Учителем, когда и Борис Николаевич, и Наталия Дмитриевна были ещё в Харбине. За год до отъезда на Родину Абрамов получает Сообщение: «...для Сада Моего почва должна быть подготовлена хорошо. Цель всех заданий одна — к Приходу людей подготовить. Скоро Приду. Отсюда и спешность. Будет Музей, и будут репродукции всех возможных размеров, начиная с открыток»14. Можно ли было тогда, в 1958 году, представить, что это за явление — музей с репродукциями и открытками и где такой должен появиться?

С того времени проходит почти сорок лет, и в тяжелейшие для страны 1990-е годы из Новосибирска звучит призыв: помочь строительству музея Рериха, который планируется создать методом народной стройки. Строили долго, трудно, но вдохновенно, и музей был построен. Наталия Дмитриевна как-то сказала: «С общепринятой точки зрения это была чистая авантюра, но мы это осуществили». Неоднократно она подчёркивала и то, что музей создаётся по прямому Указанию Учителя. Позднее, уже в начале двухтысячных, глядя на фотографии двух музеев Рериха в Сибири, которые висели у неё над столом, она произнесла: «Музеи... В них вся моя жизнь».

Наталия Дмитриевна утверждала, что предназначение музея Рериха, создаваемого СибРО, — это распространение Учения, но таким путём, какого пока ещё нигде не было. Музей — не мёртвое хранилище, это живая, эволюционная работа над раскрытием и воплощением идей Учения Живой Этики, — на это должны быть направлены все усилия сотрудников, какие бы формы работы ни использовались. Музей должен стать оплотом Учения Живой Этики.

Ещё одно её выражение: «Мы строим музей, а музей строит нас». Эти процессы шли одновременно. В процессе строительства музея приобретался опыт построения сознательной общины в конкретном месте.

Задолго до начала строительства Музея Н.К. Рериха Н.Д. Спирина обсуждала вопрос его создания с П.Ф. Беликовым. В своём письме от 19.12.1974 г. Павел Фёдорович писал: «Обратимся к примеру Николая Константиновича — Нью-Йоркский музей начался с одной комнаты. Вырос до небоскрёба. Однако самое основное для работы — человеческий материал — оказался недостаточно твёрдым. Небоскрёб ушёл, став проверкой и отбором истинных сотрудников».

Через многое пришлось пройти и в СибРО — были несогласия, которые заканчивались уходом из общества отдельных сотрудников, работавших в нём с самого основания, приходили другие — но неизменными оставались принципы, заложенные Наталией Дмитриевной.

В середине 1990-х годов по её предложению СибРО меняет форму управления, и руководящим органом становится Совет.

Реакция других рериховских обществ была разная — слишком непривычно это было. Отвечая на вопросы, Наталия Дмитриевна говорила: «Нам ведь заповедана община, а не гегемония и не руководство кого-то одного. (...) ...Это всё, конечно, ни в коем случае не администрация»15. «Я совершенно не признаю единоличного чего-то... (...) Община для меня самое дорогое понятие»16. «Это благодаря преемственности от Бориса Николаевича. То, что я от него почерпнула, я стараюсь нести дальше. Без него я тоже была бы не такая, какая сейчас есть, так же как он был бы не такой без Рериха, с которым он в Харбине встретился; и был бы не такой, если бы не переписывался с Еленой Ивановной. Всё это — преемственность»17. «...Мы объединяемся не только между собой, но и с городами. (...) А потом когда-нибудь и вся планета будет объединена под знаком Живой Этики. И к этому всё идёт, к этому даны книги Учения, на это указывают Учителя. Это сложный процесс, конечно, и не все с этим согласны, есть такие, которые хотят лидировать, и есть такие, которым нравится подчиняться, — это безответственно, как говорится, "барин приедет, он нас рассудит". Но всё-таки самое ответственное — это община, общинники, которые сами отвечают за всю общину... (...) Перед нами величайший образец Общины Гималайской, поэтому и нам указано тоже учиться этому»18.

Более того, Наталия Дмитриевна указывала на такие невообразимо далёкие перспективы, которые пока невозможно представить: в будущем Земля должна войти в Космическую общину, объединяющую многие Дальние высокоразвитые миры, откуда нам и была протянута рука Помощи.

Мы подошли к следующему важнейшему понятию — сотрудничеству, значение которого мы всё глубже постигаем. В одном из писем Е.И. Рерих сказала: «...лишь явление нового сознания может спасти Мир от гибели; сознание, в основу свою полагающее Великое СОТРУДНИЧЕСТВО»19, написав слово «сотрудничество» заглавными буквами.

Главным делом всей своей жизни Наталия Дмитриевна считала внесение в обиход понятия сотрудничества во всей его жизненности и применимости. Она утверждала, что не каждое объединение есть сотрудничество, ведущее к общине, но лишь такое, где «двое или трое собрались во Имя Высшего»: только такое объединение способно мощно двигать вперёд. В своих беседах и Словах Наталия Дмитриевна касалась многих аспектов сотрудничества, высвечивая то одну, то другую его грань. Как истинный учитель, она никогда не называла себя учителем и не позволяла нам называть её так: «Мы все сотрудники», — говорила она, отдавшая всю себя без остатка Служению.

С безграничным терпением Наталия Дмитриевна годами воспитывала сотрудников, вкладывая в это всё сердце и стараясь достучаться до каждого, кто способен был понять основное: в чём должна заключаться и как строиться деятельность СибРО и каждого его члена, вне зависимости от меняющихся внешних условий.

В 2002 году в беседе с сотрудниками СибРО Наталия Дмитриевна в ответ на слова нашей благодарности за её веру в нас, ответила: «Верю. Твёрдо верю». Она говорила: «Наше сотрудничество, наше содружество мы представляем как монолит-многогранник. И чем больше граней, тем он богаче, тем больше возможностей притягивает, тем больше он сверкает, больше даёт людям. И каждый что-то своё вносит, и каждый приветствуется, как ещё одна грань»20. «Надо гореть! "Светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и Солнца" (В. Маяковский)»21.

Очень многие помогали строительству музеев — новосибирского и алтайского, приезжая и принимая непосредственное участие в работах. Ежедневно Наталии Дмитриевне рассказывали о том, что сделано, что принёс прошедший день. Бывало много случаев, когда без видимых причин вдруг разрешалась какая-то трудная проблема. На это она сказала: «Видимо, большие дела так и должны делаться — "нежданно жданные". И Высшие Силы нам помогают, как при Сергии: братия голодает, и вдруг открываются ворота — и возы с хлебом откуда-то. А хлеб тёплый, только что испечённый. (...) Так же и у нас — то брёвна привозят, то кирпич, то ещё что-нибудь. (...) Всегда на пределе. Но этот предел напрягает все силы и очень помогает. Если бы всё было готово и сразу всё на блюдечке подано, силы бы так не напрягались»22. «А когда все вместе — это сила, это мощь!»

«Что нам злато-серебро?! Мы — единое СибРО!»

В 1990-х годах в отдельных рериховских изданиях началось муссирование вопроса об иерархии между существующими организациями. Реакция Наталии Дмитриевны была такова: «Мы все — последователи в той или иной мере. То, что даётся через Иерархию Света, — книги Учения — мы стараемся изучать, применять. Но мы все не Иерархи. Это высочайшее понятие. (...) А мы стараемся, насколько можем, сотрудничать. Если мы сотрудники, то это уже великая честь, великая слава. Хотя, может быть, кому-то и хотелось бы это присвоить, но это уже будет самозванством»23.

Наталия Дмитриевна неоднократно подчёркивала, что мы только в начале пути изучения океана Мудрости, содержащегося в книгах Учения Живой Этики. Её слова: «Применение Учения есть путь жизни, единственно возможный на Земле». «Теперь без Учения — не прожить; хаос политический, психологический и в природе». «Жизнь стала очень сложная. Без этого компаса мы можем заблудиться. Даже люди, знакомые с Живой Этикой, забывают, для чего они на Земле».

«Я знаю, какая у меня трудная задача. Но меня очень вдохновили слова В. Вл. "Яро Помогу ей в Моей стране". И это и обязывает, и вдохновляет».

Нельзя не отметить, сколько сделано Наталией Дмитриевной для утверждения Записей Б.Н. Абрамова! Ведь первый том серии книг «Грани Агни Йоги» (1993 г.) вышел в то время, когда на прилавки книжных магазинов хлынула лавина текстов самомнительных личностей, абсолютно уверенных в том, что они контактируют с Высшими Силами. Спокойно и твёрдо Наталия Дмитриевна отвечала, что любые сравнения с Б.Н. Абрамовым — бессмысленны. Записи её духовного учителя — это восприятия высокого медиатора, проводника, чистоту провода которого подтвердила Е.И. Рерих. И «Грани Агни Йоги» — это спутники Учения, объясняющие многие его положения, но не его «продолжение».

В редчайших случаях она говорила о её связи с Высшим. Так, однажды было сказано: «Слова не пишутся на заранее заданную тему, они записываются, и часто рука едва поспевает за потоком идущей мысли»24.

А совсем недавно стало известно письмо Б.Н. Абрамова к Е.И. Рерих от 25 февраля 1951 г., в котором он пишет: «Относительно Нат. Дм. могу Вас порадовать: как Вы о ней говорили, так и получилось, и её новая способность растёт прямо на глазах. Есть чем Вас порадовать. Замечательно у неё получается. Ходит счастливая, с переполненным сердцем и понимает всю серьёзность своего счастья».

Говорить о Наталии Дмитриевне и не упомянуть о поэзии — невозможно.

Она стала «поэтом, впервые сказавшим о Высшем Мире как о великой реальности, к которой мы можем не только прикоснуться, но и стать её сотрудниками».

Её день рождения — 4 мая — был провозглашён Днём Рериховской поэзии.

Она неустанно призывала всех к написанию стихов, утверждая, что должна быть в СибРО своя рериховская поэзия. Приведём несколько примеров того, как пишут сибровские поэты, её питомцы.

Очень непростым был для нас 2006 год: до предела осложнилась ситуация, связанная с музеем на Алтае. Шла борьба за то, чтобы музею — быть. И в этот момент к работающим там сотрудникам из новосибирского музея прилетели строки, давшие такой приток новых сил, о котором мы помним до сих пор:

«Поле боя оставить нельзя».
Безнадёжность момента —
                                   лишь майя.
Нужно все силы духа собрать
И идти напролом, тьму сражая.
Наша вера в победу над злом,
Устремление ярое к Свету
Несломимую стойкость даёт:
Мы идём —
                  и за нами победа!

(Ю. Стройнова)

В поэтической форме сибровцы говорят о том, без чего не может быть восхождения духа — о борьбе с собой:

Преодолеть себя во что бы то ни стало!
Победа или смерть — иной дороги нет.
И если для борьбы ста жизней будет мало,
Пусть это не смутит взыскующего Свет.

(И. Сереброва)

Или:

Чтоб стать добрее — надо отстрадать.
Свободу обрести? — с колен подняться.
Чтоб получить — порою всё отдать,
Не ожидая, что в ответ воздастся.

(Т. Деменко)

В последнее время нам нередко приходится напоминать нашим оппонентам:

Нас воспитали не играть в Слова Святые,
Святое нас учили защищать!
И эти принципы заложены простые
В науку строить, жить и побеждать!

(С. Деменко)

Мощным призывом для всех, взявших на себя ответственность за продолжение дела, которому Наталия Дмитриевна посвятила жизнь, являются строки её «Капли»:

Всегда борьба, всегда победа.
Иначе плен. Иначе смерть.
И должно трудности и беды
Своим огнём преодолеть.
Идти вперёд и не сдаваться,
И зная, что за нами Братство,
Мир новый строить и беречь.

Закончим рассказ о бесконечно дорогом для нас человеке нашим коллективным обращением к ней:

Ваш утончённый облик, взгляд и слово —
Роднее их на свете не найти.
Позвольте же встречаться с Вами снова
На этом нескончаемом пути!

(И. Сереброва)

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Н.Д. Спирина