…Чем тяжелее ноша, тем короче путь. Рерих Е.И. Письмо от 15.01.1931 |
Составитель Надежда ГРИПИЧ
Во время первой выставки Н.К. Рериха в Америке в 1920 году началось тесное сотрудничество З.Г. Фосдик с семьёй Рерихов, которое продолжалось до конца её жизни. Многие годы З.Г. Фосдик вела дневники, в которых записывала впечатления от встреч с Рерихами и отразила их роль в своём духовном становлении.
Её записи начинаются 10 июля 1922 года в Америке на острове Монхиган. «Прожили мы с Рерихами на Монхигане немного больше месяца... имели наслаждение проводить с ними целые дни в беседах и планах о Школе и нашей будущей совместной жизни здесь и в России в будущем. (...) Сколько смеха, шуток, тонкий юмор Н[иколая] К[онстантиновича], его неподражаемые рассказы, воспоминания, глубокие беседы с Е[леной] И[вановной], полные... религиозного значения! Её дивное сверкающее лицо, полное красоты и блеска, прямо не от мира сего. (...) Это был лучший месяц в моей жизни...» (11.08.1922). «Мы с ними совершили несколько прогулок по здешним скалам и холмам. Оба они просты, как дети, и мудры, как избранники Божии» (10.07.1922).
Много ценных рекомендаций было дано Николаем Константиновичем Зинаиде Григорьевне относительно работы с детьми в Школе объединённых искусств. «Какие мудрые советы даёт Н.К. и как он учит нас, как поступать в жизни и в Школе! Его любимое выражение, когда его спрашивают: "Как мне говорить с этим человеком...", Н.К. всегда отвечает: "Сделайте с ним дружбу". (...) Даже с врагами Н.К. умеет говорить так, что они его уважают и пишут о нём хорошо в печати...» (18.10.1922).
Николай Константинович советовал проводить беседы с учениками «для сплочения и развития учащихся. (...) Н.К. и Е.И. очень стоят за соединение учащихся с нами именно в таких небольших группах для бесед, обсуждений. У него в школе в России это часто устраивалось» (24.11.1922).
«Так дороги минуты, проведённые с Н.К.! От него веет особенным светом, мудрость его неисчерпаема, юмор тонок и поразителен, и при этом он очень практически рассуждает, всё приведя к жизненному применению» (26.10.1924).
«Заговорили о книгах и ведении дел, и выяснилось, что мы понятия не имели о том, что каждое учреждение, как государство, должно иметь смету на год, то есть бюджет по затратам... (...) Н.К. изумлялся, что мы этого не знали. (...) Говорит, что в самых простых и великих делах нужен порядок... (....) Ему управлять страной! А при этом он может дать совет и понять психологию самого простого дела. (...) Дивный светлый дух! Наполняет всю нашу жизнь и открывает мировые горизонты» (10.11.1924).
«Чудный мудрец! Что он нам дал за эти шесть недель! (...) Особо почувствовала за эти шесть недель, как бесконечно люблю его, Е.И. и готова душу отдать за дела его» (10.12.1924).
Николай Константинович и Елена Ивановна направляли деятельность американских сотрудников, оказывали им помощь в достижении истинного единения, учили «искусству творить взаимоотношения».
«Н.К. удивительно ровен, не перехваливает людей, не затрагивает их дурных сторон, берёт всё спокойно и с достоинством» (17.07.1929).
Много Николай Константинович говорил о великодушии — чрезвычайно важном качестве для успешного сотрудничества. Повторял, что великодушием «человек оздоровляет атмосферу вокруг себя и самого себя» (21.03.1934).
«Имела разговор с Н.К. Он мне говорил, что видит и знает недостатки каждого, но "претерпевший до конца — спасён будет"... (...) Главное — не давать ход нежелательным мыслям» (30.11.1929), «думать меньше о других, но искать вину в себе. Мыслями убивать можно сильнее ножа, поэтому развивать благие мысли» (15.02.1930).
«Н.К. против назиданий вообще, ибо они именно разъединяют, но никак не вносят единение...» (12.04.1934).
«Вечером были на вечере [Общества] Спинозы в честь Н.К. Очень славно говорила молодёжь, но Н.К. изумительно говорил о сердце, сотрудничестве, огненной энергии, которую мы должны осознать, красоте, вечном труде, приветствовал их группу, затем отвечал на ряд вопросов. Особенно подчёркивал сердце: исходя от сердца, идя сердцем, — затем говорил искать в природе, у звёзд, у красоты чувства истинного понимания. Необыкновенно говорил — так просто, но таким чудным языком — великий Дух — Мастер между нами» (13.04.1934).
Воспоминания З.Г. Фосдик о Е.И Рерих, с которой она работала и много общалась, дают возможность и нам прикоснуться к Образу этой великой женщины. «Какая это дивная женщина, как она вдохновляет Н.К.! Как она понимает краски, цвета, природу, как любит её!» (10.07.1922)
«Е.И. рассказала, что всегда безумно любила музыку, страшно увлекалась красками (с раннего детства) и понимает, почему ей не было дано развить ни то ни другое. Если бы она избрала профессию, то всецело отдалась бы ей и не могла бы так воспитать детей, быть такой женой, и вся её теперешняя миссия погибла бы. (...) А краски ей нужно было понимать ради мужа и воспитания детей. Е.И. говорит, что сильный духом ищет и выбирает себе назначение в жизни, но таких — очень мало. В большинстве люди не слушаются голоса своего духа, потому столько исковерканных жизней» (15.07.1922).
З.Г. Фосдик так пишет о роли Елены Ивановны в жизни Николая Константиновича: «Она — вдохновение Н.К. Он без неё картину не напишет, всегда просит её выбрать ему место, где писать, и запоминать увиденные краски» (14.07.1922).
Так же, как и Николай Константинович, Елена Ивановна глубоко вникала в дела созданных ими в Америке культурных учреждений, вдохновляла сотрудников, всячески помогала улучшать взаимоотношения между ними.
«...Самое важное — терпимость, ибо нет совершенства. (...) И, видя малые раны, наносимые делу, смотреть на них широко и терпимо, прощая и помня, что это сотрудники и лишь при явном предательстве мы можем их откинуть» (23.08.1928).
«Е.И. и Н.К. сегодня сказали мне, что настоящая аристократия — это не те, кто богат, владеет собственностью и состоянием, но — по-настоящему великие люди. Они надеются, что мы, в Америке, поймём, что не надо прибегать к каким-то особым приёмам для привлечения богатых людей. Да, их надо приближать, но только если они принимают идею общины и желают работать для Общего Блага. Мы не должны стремиться привлекать их из-за их имени или богатства» (13.08.1926).
«Так радостно с ними — слышен постоянный смех, шутки, никакого раздражения или грубого слова, и тем не менее они суровы и требовательны, когда нужно» (10.04.1927). «Чтобы вновь увидеть их любовь, я с радостью бы обошла весь мир, только бы встретиться с ними» (12.04.1927).
Рерихи во всём были примером для американских сотрудников. Елена Ивановна рассказывала о трудностях экспедиции и опасностях, которые подстерегали их на этом пути. Зинаида Григорьевна пишет: «Путешествие было ужасным, судя по их описанию: невообразимые лишения, Е.И. двадцать шесть дней верхом на лошади, трудности при переходе высочайших перевалов, риск быть убитыми каждую минуту, претерпевали страшный холод, люди замерзали насмерть, грязь до такой степени, что их предупредили, что они пойдут по помёту верблюдов... пили самую грязную воду, но шли с радостью и верой» (13.06.1926).
«Н.К. на несколько дней потерял зрение из-за ослепительного солнечного света, зрение Е.И. сильно испортилось. Они стойко переносили все страдания...» (13.08.1928)
«Е.И. говорила, что надо наполнять пространство, трудясь, не думая о результатах. Ибо большие дела, как дуб, растут незаметно, а цветок, который сразу пышно распускается, так же быстро увядает. (...) Посылать всё благое в пространство, трудиться для будущего, но не думать о результатах теперь, ибо они могут быть лишь через долгие годы» (2.10.1928).
«Н.К. говорил: пока человек не отрешился от мысли, что моё — это моё, а не моё — это чужое, до того времени его нельзя трогать и насильно пробуждать сознание. Ибо сознание растёт изнутри, а не внешними толчками» (5.07.1929). «Он говорит, что один путь — это уйти от человека, который тебе делает зло, а другой — ответить ему любовью, ибо от одного человека зависит не нарушать единения, а не от двух» (8.12.1929).
«Н.К. сказал замечательную вещь, что те, кому дают, всегда разбегаются. Так было и с Христом — приходили за исцелением, за получением, кому было нужно, и поспешно уходили. Но сами ничего не давали. И теперь приходят многие к Н.К., богатые, значительные, и получают от него слово, книги, помощь, а сами и не думают, чтобы дать что-либо» (13.11.1929).
«...Он говорил против отрицания — всё покрыть благословенным "да", а не отрывистым "нет". (...) Одно строит, созидает, а другое разрушает. Одно — животное состояние, другое — человеческое» (9.01.1930).
«Забыть личные чувствования, настроения, жалобы, не видеть даже, если явно происходят несправедливости, даже не помнить их. Ибо дела растут так быстро, что мы должны поспеть за ними и спешить с ростом, при этом не вспоминая мелких вещей и обид. Остаётся лишь большое. Забыть про личную горошинку» (15.02.1930).
«Утром Н.К. мне сказал: "Итак, вы остаётесь одна". (...) ...Подчеркнул, что будут моменты одиночества и горести, не искать физического, внешнего утешения, а идти к Влад[ыке], к Учению, знать, где помощь. С этой стороны одиночества не может быть» (18.04.1934).