Испытание терпением есть одно из высоких испытаний. Сердце, 212 |
24 июня 1935 г.
Путь роскоши и благополучия никогда не был заповедан ни одним Учением. Всюду указывался великий срединный (но высокий) Путь, при котором ученик может не голодать и даже иметь разумный комфорт в соответствии с данным ему Поручением, но он должен также уметь жертвовать и этим комфортом, если обстоятельства потребуют того. Материальные затруднения на пути подвига не из самых трудных, хотя, конечно, тёмные очень любят бить по этому слабому у многих месту, вызывая тем самым наружу многие скрытые качества. Труднее борьба с тёмным сознанием людей. Человеческая природа бездонна, и тяжко чувствовать себя окружёнными всякого рода предательствами, столь участившимися в наше время массового одержания. Но всё же самой тяжкой, самой упорной борьбой остаётся борьба со своими привычками и недостатками. Ведь при касании к Учению и к Великому Белому Братству под воздействием непреложных оккультных законов истинная сущность наша выявляется гораздо быстрее, выступают наружу такие качества, которые иначе остались бы сокрытыми, как бы дремлющими в нас, и, может быть, до следующего воплощения. Следует часто перечитывать последние письма в «Чаше Востока». (...)
...Путь Служения, путь Подвига очень, очень труден. Избравший этот путь должен быть готов на всякое самоотречение. Препятствия и трудности возрастают по мере продвижения по Пути. Правда, он получает большее знание, но знание это в жизни приносит ему мало радости, не с кем поделиться, некуда приложить его, ибо ответственность возрастает пропорционально знанию. Кроме того, и само знание это создаёт ему завистников и предателей. Ведь темнота окружающая потрясающа! Тяжек путь подвига, и не может быть он облегчён, пока сознание человечества не получит сдвиг для новой ступени. На пути бывают тяжкие переходы, когда ученик предоставлен самому себе, когда он должен самостоятельно выявить всю находчивость, всё умение своё, и даже Голос Учителя временно замолкает. Но истинный ученик в сердце своём несёт радость и устремление, ибо он знает, что это новая ступень. В нём живёт радость сознания исполнения долга, и всею силою духа он устремляется выполнить ещё совершеннее данное ему поручение. Истинно в этом вся радость его. Труден Путь Служения, и тем не менее те, кто получили возможность несения подвига в жизни, ни за какие сокровища мира не отдадут этого венца. Ибо ничто не может сравниться с теми духовными восхищениями, которые становятся уделом подвижника.
22 июля 1935 г.
Книги Учения будут расходиться и попадать в нужные руки, и это самое главное. Ведь столько душ, ищущих света и новых ценностей среди хаоса всех попранных и униженных высших Понятий. Со всех углов света тянутся запросы и просьбы о большем знании, о приобщении к Воинству Света. Потому радостно нам нести свой Светильник.
Вы пишете об осторожности, но кому, как не мне, знать это! Но я также знаю и о мужестве, и о творческом дерзании, и, прежде всего, о великом равновесии. Потому осторожность не должна превратиться в страх преследуемого, а дерзание — в безрассудную смелость. Но всё же по натуре я предпочитаю последнюю первому и верю в мудрую пословицу — «лишь смелым Бог владеет» — и другую, более прозаическую — «волков бояться — в лес не ходить и грибов не видать». Так скажем, что осторожность должна сочетаться с дерзанием и действовать в мудрой соизмеримости с обстоятельствами и условиями. Но искры Света, зажигающие новые очаги сознания, должны быть брошены, иначе где же будет ведущее начало? Без них всё погрузится в мрак и разложение. (...)
...Я не люблю скрывать действительности, если вижу, что дух может принять её. В противном случае предпочитаю молчать, нежели убаюкивать розовыми обещаниями. И как можно давать какие-либо обещания, когда ключ ко всем достижениям лежит в самом человеке, и никто другой без его участия ничего не может сделать для него. Самый Высокий Учитель может лишь помочь ему в известный период готовности духа раскрыть сердце навстречу Зову и привести в действие спящие в нём божественные силы, но закрепление их возможно лишь при условии напряжённейших и непрестанных усилий со стороны испытуемого улучшить и преобразить свою внутреннюю сущность. Сотрудничество — необходимое условие во всём. ...Существуют бесчисленные ступени ученичества и подхода к Свету, но каждый может занять лишь ступень, отвечающую его прошлым накоплениям, так же как и продвинуться по этой лестнице он может лишь самостоятельным и напряжённым устремлением в настоящем. Но Путь Служения ещё труднее, ибо это есть путь Подвига. Подвиг же требует полного самоотвержения. Вы, может быть, думаете, что нам легко, но если бы Вы знали действительность, то сердце Ваше сказало бы иное. Чтобы снести всю тяготу страшной ответственности и нагромождающихся трудностей, я каждый день утверждаю себя в радости и готовности к самому трудному. Ведь красота именно в самоотверженности. И никогда Мир не нуждался ещё так в подвижниках и героях, как сейчас, в дни грозного Армагеддона. (...)
Мужество, мужество и мужество — сейчас Завет всем. Оперенье страха несёт нас вниз, тогда как крылья мужества переносят над бездною. Так восхитимся красотою мужества и мощью веры в светлое Грядущее. Так шлю Вам радость, но радость особую, радость трудностям. Когда научимся не бояться трудностей, приблизимся к несению Подвига. Так, родная, закалим своё сердце в мужестве, проявим осторожность в сочетании с мудрою соизмеримостью и устремим пламенную веру в Мудрость Руки Ведущей. Да хранит Вас Щит Преподобного Сергия, Суждённого Спасителя Земли Русской!
25 января 1936 г.
Страдание во всех случаях можно считать благом, ибо оно утончает наши чувствования и научает великому состраданию. Одна радость не может дать глубины чувствам, потому необходимо совмещение этих двух антиподов для завершения пути. Сердце окаменевшее недостойно своего названия Солнца Солнц. Сердце окаменевшее, не звучащее всеми фибрами своими на радость и страдания окружающих, не может принадлежать ученику, идущему по пути Света. Именно при совершенствовании вся гамма чувств настолько утончается, что сердце высокого ученика на последней ступени иногда представляет из себя как бы рану, часто он физически ощущает её жгучую боль. Только чувствительность эта не столько о себе, сколько о других и Общем Благе, которое для некоторого типа людей является «пустым словом». Особенно тяжка всякая грубость.
Думаю, что многие не совсем отдают себе отчёт, что подразумевают они под словом «окаменевшее сердце». Возможно, что они хотят выразить, что при частых жизненных ударах, но при расширенном сознании и при осознании связи с Иерархией Света мы научаемся спокойно принимать этих вестников, ибо понимаем, что все они или нами заслужены, или послужат нам на пользу. Это и есть закалка духа, когда человек ничем уже не устрашается, но сердце его ещё с большим горением устремляется к Иерархии, к несению подвига во Благо.
18 февраля 1936 г.
...Ничто так медленно не растёт, как именно сознание. Для усвоения каждого нового понятия приходится не только осветить его со всех сторон, но и постоянно повторять. Те, кто не могут оценить глубины, всей космосопространственности мысли, раскрывающейся в книгах Живой Этики, и постоянно меняют свой путь, те не готовы к принятию Огненного Учения. Потому было бы не только непроизводительной тратой времени убеждать их, но даже преступно насиловать такое неустановившееся сознание. В Учении указано, что даже на согласившихся не следует терять много времени. Именно пусть сперва покажут применение первого зова. Недостойно многократно опускать сосуд в пустой колодезь. Но, найдя человека ценного, следует применить к нему всю терпимость, всё терпение, чтобы осторожными касаниями ассимилировать сознание для совместной работы. Нужно очень осторожно расширять сознание. Только органическое развитие и разнообразность поступлений обусловят действительный рост сокровищницы нашей. (...) ...Старайтесь принимать лишь лиц испытанных, усвоивших сердцем основу Учения — именно сердечную преданность Иерархии Света, без чего не может быть истинного понимания Учения, ибо лишь серебряная нить сердца связывает наше сознание с сознанием Иерарха. ...Отвергание необходимости осознания Ведущего Начала Учителя есть самое страшное невежество. Что же может существовать без понятия Ведущего или Фокуса? Вся Вселенная насыщена и существует и держится лишь этим Великим Принципом. Каждая форма Вселенной носит в основании своём ядро, и каждый центр устремления живёт на принципе Иерархии. Именно в Космосе живёт подчинение низшего Высшему. На чём же основана Эволюция? Каждый отрицающий Иерархию тем самым отрицает эволюцию. Ведь из всех принципов, ведущих к расширению сознания, принцип Иерархии самый мощный.