Мысли на каждый день

Признательность есть оправа справедливости.

Община, 211

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

НИКОЛАЙ РЕРИХ: Полвека творчества во имя Мира и Культуры

Автор: Нестерова Евгения   Сиривардхана П.П.




ПО  СТРАНИЦАМ «ЗОЛОТОЙ  КНИГИ»

Декабрь отмечен днём памяти Николая Рериха. Хочется сказать, насколько дороги нам воспоминания о нём его друзей и сотрудников, очевидцев жизни и деятельности великого сына России, художника и мыслителя. Одним из них был цейлонский историк культуры П.П. Сиривардхана. С Н.К. Рерихом его связывали дружба и сотрудничество, о чём свидетельствует ряд статей и писем художника. Николай Константинович писал: «Скрепилась дружба... с художественными писателями Ганголи... Тампи, Сиривардхана...»1; «В Индии много друзей и сотрудников — Виас, Сен, Чаттерджи... Тампи, Равал... Сиривардхана и много, много друзей»2. Сиривардхана был автором публикаций о Николае Рерихе, в числе которых статья «Полвека творчества...», вошедшая в сборник «Zelta Gramata» («Золотая книга»), изданный в 1938 году. Расскажем немного об этом сборнике и об истории публикации статьи П.П. Сиривардхана.

В 1937 году в издательстве Латвийского Рериховского Общества осуществлялась подготовка изданий, приуроченных к 50-летию научной и 40-летию художественной деятельности Николая Рериха. По случаю этих юбилейных дат 10 и 11 октября 1937 года в Риге состоялся конгресс Обществ Рериха Балтийских стран. Материалы конгресса позже были собраны в книге «Zelta Gramata». Николай Рерих отмечал: «Прекрасная вышла Зелта Грамата. Получился такой интеллигентный тип книги, которая, нужно надеяться, дойдёт до многих сердец человеческих»3. «Какая милая книга "Зельта Грамата"! Она имеет большой успех»4, — отзывалась и Елена Ивановна Рерих. В «Золотой книге» на языках оригинала были опубликованы рефераты, тезисы, приветствия, около 80 поздравлений. Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи принимали непосредственное участие в составлении сборника. Так, 27 сентября 1937 года, в преддверии торжественного собрания Балтийских Рериховских Обществ, Николай Рерих сообщал Рихарду Рудзитису: «Родной наш Рихард Яковлевич, итак, это уже последнее письмо до Конгресса. Прилагаем ещё два привета от Сиривардхана (бывшего редактора Маха-Бодхи Журнала в Калькутте и Буддиста на Цейлоне) и от Банкей Бехари...»5. Сиривардхана в своём приветствии сердечно благодарит организаторов за приглашение на конгресс и, сетуя на то, что не сможет приехать лично, сообщает о подготовленной им по случаю празднования статье о Николае Рерихе для публикации в «Зелта Грамата». Об этой статье говорится и в письме Николая Рериха Рихарду Рудзитису от 18 января 1938 года: «Посылаем также статью Сиривардхана, о которой Вы поминали... Вполне предоставляем Вам распределение содержания сборника. Название Полвека творчества... будет и короче, а всякая краткость в названиях всегда лучше»6. Так наряду со многими другими статьями и очерками в «Золотую книгу» вошла небольшая работа Сиривардхана «Николай Рерих. Полвека творчества во имя Мира и Культуры».

В настоящее время эта статья известна нам и в рукописи, благодаря которой мы узнали, что её публикация в сборнике была осуществлена в некотором сокращении. Объединив оригинал с редакцией латвийского издания, представляем вашему вниманию перевод с английского языка полной версии очерка П.П. Сиривардхана, посвящённого великому русскому художнику и мыслителю.

Евгения НЕСТЕРОВА


1 Рерих Н.К. Индия // Листы дневника. Т. 2. М., 2000. С. 115.

2 Рерих Н.К. Лист // Там же. С. 250.

3 Письма с Гор: Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. Т. 2. Минск, 2000. С. 119 (27.06.1938).

4 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М., 2006. С. 207 (16.08.1938).

5 Письма с Гор... Т. 1. Минск, 2000. С. 497 (27.09.1937).

6 Там же. Т. 2. С. 15 (18.01.1938).

 


НИКОЛАЙ  РЕРИХ
Полвека творчества во имя Мира и Культуры

П.П. СИРИВАРДХАНА1

 

История народов мира хранит имена великих личностей, миссией которых был вечный призыв к мыслящим людям. Так, на Цейлоне трудился принц Махинда, озарённый высоким чувством служения. В окутанном вечными снегами Тибете мудрецы Индии основали монастыри для распространения знаний, принесённых миру Буддой. В V веке сингальские2 буддийские монахини пересекли неизведанные моря и основали в Китае Орден Бхикшуни3. Отважные французы пересекли Атлантический океан, чтобы бороться за американскую независимость. Английский поэт лорд Байрон, гонимый и оклеветанный миром, устремился на помощь Греции, чтобы сражаться за свободу. Особым в этом списке является имя великого мыслителя, чья родина — Россия, широкий круг друзей и сотрудников которого — в Америке, а дом — в живописной гималайской долине, откуда его искусство и литература излучают свет на весь культурный мир. Я имею в виду профессора Николая Рериха, проживающего в Наггаре (Кулу) на севере Пенджаба. Миссия профессора Рериха, художника, учёного, исследователя и писателя — утверждение Мира через Культуру (Pax per Cultura). И особенно значительно то, что Рерих раскрывает истинно ценное в культуре всех веков и народов.

10 октября [1937 г.] состоится празднование 40-летия художественной деятельности Николая Рериха. В связи с этим событием возникает желание оглянуться назад и убедиться в том, как мало приходило в мир истинных друзей человечества, полностью посвятивших себя великому делу облагораживания жизни на земле. Уже с 1896 года, когда Николай Рерих был избран членом-сотрудником Императорского Русского археологического Общества, вся неустанная деятельность художника была направлена на расширение границ человеческого познания.

В 1917 году4 Америка узнала и полюбила Рериха. В Нью-Йорке прошли выставки его картин и произвели настолько глубокое впечатление на американцев, что для постоянной экспозиции полотен мастера и проведения различных культурных мероприятий было построено 29-этажное здание. Теперь это один из самых известных мировых центров по утверждению высших человеческих ценностей. Так Соединённые Штаты Америки выразили своё почтение художнику. Впоследствии были основаны Мастер-институт объединённых искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi»5 и Институт Гималайских исследований «Урусвати». На всех континентах Земли появились многочисленные Рериховские общества.

Картины Рериха наделили искусство новым смыслом, дали ему совершенно иное направление. Вся деятельность художника устремлена к общему благу. Будучи выдающимся мастером, Николай Рерих не мыслит о коммерческой стороне искусства. Его произведения наполнены сокровенным смыслом, а сам художник принадлежит к разряду тех, кто, по словам Дж. Рёскина6, старается не для «особого рода человечества, именуемого дамами и господами». Искусство Рериха отражает его глубинное понимание жизни и безграничное сострадание ко всему сущему. Главным отличием его живописи служит синтез — единство различных граней жизни, направлений культуры и архитектуры. Все его художественные работы являются посланиями миру, которые могут быть поняты и оценены лишь безмолвно, ибо заключённое в них поверх земных слов. Величественные горы, священные реки, мыслители древности — эти образы, ставшие объектами всеобщей любви и почитания, преисполнены особой реалистичности и чарующей силы, которые мог передать только гений. Эти картины-вестники разлетелись по сотням художественных галерей, культурным учреждениям и музеям мира. В музее Ватикана (Рим) восхищаются работами Рериха, так неповторимо передающими необъятность гималайских снежных просторов. Более 3000 произведений его искусной кисти стали достоянием многих стран. Стоит отметить, что мастер-живописец предоставил возможность различным центрам и отдельным людям экспонировать его работы, подарив любителям искусства радость общения с прекрасным. Ни один другой художник, по моему мнению, не может претендовать на счастье быть таким любимым и почитаемым, как этот явленный Мессия Мира и Культуры.

Рерих сделал для укрепления мира больше, чем любой из его современников. Его великая идея Знамени Мира — символа защиты культуры, научных учреждений и национальных сокровищ во время войны — уникальна. Она нашла поддержку Лиги Наций, и на международной конференции, состоявшейся в 1933 году в Вашингтоне, тридцать шесть стран приняли Знамя Мира. Бывая в разных странах, Рерих всюду становился свидетелем разрушений. То, что гений человека создавал на благо человечества, было уничтожено алчностью и ненавистью. Назначение Знамени Мира — предупреждать вою­ющие народы о том, что здания, над которыми оно развевается, неприкосновенны. Рерих стремится к тому, чтобы это знамя, подобно Красному Кресту, служащему раненым и больным, стало охранителем учреждений культуры. Вот как воспевает д-р Джеймс Генри Казинс Знамя Мира в своих стихах:

 

Знамя Мира, шествуй,

Шаг не замедляя,

Светлое Грядущее

Яро приближая!

 

По словам самого профессора Рериха, не веление ли времени — принять спешные меры к сохранению благородного наследия прошлого для будущих поколений?!

Неделимый сплав являют собой Ре­рих-художник и Рерих-философ, ибо основы его философии и искусства — едины. Только на гуманных основах войдут в жизнь мир и добрая воля. Разрушение же породит лишь разрушение и безнравственность. Трудящиеся на ниве культуры голодают, чтобы обеспечивать дорогостоящие военно-морские силы и армии. Недоверие друг к другу порождает необузданную бесчеловечную жестокость, спешащую уничтожить накопленные поколениями предметы красоты и искусства. Лишь чуткость и сострадание могут остановить эти бедствия. Профессор Рерих без устали говорит, повторяет и пре­дупреждает, что, вместо того чтобы прибегать к оружию, стоит объединиться на сотрудничестве, которое способно принести намного больше пользы. Все его литературные труды, а их великое множество, — это призыв к миру. «Алтай – Гималаи», «Адамант», «Шамбала», «Держава Света», «Пламя в чаше», «Сердце Азии», «Твердыня Пламенная» и сотни других произведений выходят из-под его пера, тысячи картин создаются его кистью. И это далеко не всё. Малоизвестные религии, вопросы образования, биохимические эксперименты и исследования раковых заболеваний привлекают пристальное внимание Рериха. Едва ли можно поверить, что один человек в состоянии охватить столь широкое поле деятельности, но художник-философ исповедует труд неутомимый. Благословен каждый его день.

Знаменитая Центрально-Азиатская экспедиция Рериха, длившаяся с 1924 по 1929 год, явилась событием мирового значения. Ценой огромных страданий и потерь ему удалось собрать знания, которые он передал миру. Эта экспедиция вдохновила и укрепила его. Записывая ежедневные события в путевом дневнике «Алтай – Гималаи», он обличает безнравственность и алчность властей Тибета. Однако даже самые мрачные предрассудки, царившие в этой малоизвестной стране, рассеивались его светом; он же извлекал урок из любых событий. Благодаря трудам Рериха наши знания о странах, расположенных в Гималаях, значительно обогатились. Его подход к различным религиям и философским системам — синтез, ведущий к примирению и объединению различных верований и убеждений. Азия не знала другого человека с Запада, который бы так глубоко понимал её народы, как Николай Рерих.

Даже кратко описывая последние два десятилетия насыщенной жизни профессора Рериха, невозможно не сказать о той неоценимой помощи, которую оказывают художнику госпожа Рерих и его сыновья Юрий и Святослав. Юрий — выдающийся тибетолог, Святослав — талантливый художник и учёный. В настоящее время д-р Юрий Рерих составляет первый подробный словарь тибетского языка. Святослав Рерих закончил замечательную работу по сбору и изучению гималайских лекарственных трав с целью их применения в западной фармакопее. Деятельность госпожи Рерих полна благородства: она вдохновенно стремится сделать жизнь человечества счастливее и светлее, помогая во всех делах своему знаменитому мужу и сыновьям. В этот юбилейный день следует упомянуть также и о господине В. Шибаеве, сек­ретаре профессора Рериха. Господин Шибаев выполняет свою работу так добросовестно, что заслужил похвалу не только от учреждений при Музее имени Рериха, но и от многочисленных друзей, а также благожелательность и самого́ великого служителя России [Н. Рериха].

Наггар — гималайский дом Рериха — одно из красивейших мест среди вечных гор. Это живописное место благодаря нашему Гуру стало ещё более прекрасным и превратилось в храм, куда совершают паломничество любители искусства и культуры.

«В сумраке Дукханга величественно уходит ввысь гигантское изображение Майтрейи»7.

Zelta Gramata. Riga: Uguns, 1938

Перевод с англ. Евгении Нестеровой

 

1 П.П. Сиривардхана — бакалавр гуманитарных наук, редактор журналов «Махабодхи» (Калькутта) и «Буддист» (Цейлон).

2 Синга́лы, синга́льцы — основное население государства Шри-Ланка (ранее Цейлон).

3 Бхи́кшуни — буддийская монахиня.

4 Так у автора. Первые выставки картин Н.К. Рериха в Америке прошли в начале 1920-х годов.

5 Corona Mundi — «Венец Мира» (лат.).

6 Рёскин Дж. — английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX – начала XX века.

7 Roerich N. Tibetan Art // Shambala. New York, 1930.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Н.К. Рерих