Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

Знание, будем твердить, явит конец страданию человечества.

Беспредельность, 828
"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД

Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально


Подписаться

Музей:         
Книги:         

«Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»

Автор: Ольховая Ольга


* Фотослайдер листается щелчком мыши,
изображение появляется после загрузки всех кадров *

Фото 1

В.И. ЛЕНИН. Москва. Октябрь 1918 г.

Фото 2

В.И. Ленин и К.Е. Ворошилов в группе делегатов съезда РКП(б). Москва. Март 1921 г.

Фото 3

В.И. Ленин в своём кабинете в Кремле. Москва. 16 октября 1918 г.


Теги статьи: 

Именно по причине низкого состояния всего человечества, взятого в его целости, и часто неразумного водительства, на революции приходится смотреть как на восстание здоровых клеток на защиту всего организма. (...) Потому мы должны ценить происшедший сдвиг в сознании масс, ибо ценою ужасающих страданий достигнута новая ступень, которая поможет всему человечеству.

Е.И. Рерих1

 

Старшее поколение нашей страны, которому довелось жить сначала в советском государстве, а затем в российском, — свидетели того, что многие понятия, которые считались фундаментальными, за прошедшие два с лишним десятилетия претерпели коренные изменения. «Великая Октябрьская социалистическая революция» — говорили в советские времена, «октябрьский переворот» — часто слышится в настоящее время.

Идут настойчивые попытки переписать историю — публикуются книги, создаются фильмы, пишутся исследования и т.д., и всё это якобы с целью дать объективный исторический анализ, который не оставлял бы никаких сомнений в том, что революция 1917 года была трагедией для России, её национальной катастрофой. Так формируется общественное мнение.

Прошло сто лет, но единого мнения по этому вопросу в обществе нет. Суждения учёных, имеющих полярные точки зрения на революцию, сходятся в одном: события 1917 года в России в корне изменили мир.

Кратко опишем обстановку в стране в 1917 году. Острый политический кризис в России: массовые антиправительственные выступления петроградских рабочих, хлебные бунты, стачки на промышленных предприятиях, брожение в войсках, частично присоединившихся к вышедшим на улицу революционно настроенным массам, неспособность царского правительства справиться с ситуацией. Отречением от престола Николая II и его брата прекратилось правления династии Романовых. Далее — создание Временного правительства. Это результаты Февральской революции.

Но уже в конце того же 1917 года Временное правительство было свергнуто, политическую власть взяла в свои руки большевистская партия — так свершилась Октябрьская революция. Две революции ознаменовали кардинальные перемены в государственном устройстве России: Февральская привела к свержению самодержавия, Октябрьская — к установлению советской власти, совершенно новой формы правления. Россия выбрала некапиталистический путь развития.

 

Подготовка к столетнему юбилею революции велась в нашей стране многими организациями, значимость этого события и отношение к нему освещались средствами массовой информации. Приведём некоторые примеры.

В центре Москвы находится Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, девизом которого является фраза: «Ценим прошлое, но, основываясь на достигнутом, строим будущее!». Этот университет имеет крупнейший Библиотечно-информационный комплекс, который организовал в интернет-пространстве виртуальную выставку «100-летие Октябрьской революции 1917 года в России». На ней представлена литература и советских времён, и современная, отражающая диаметрально противоположные взгляды на события столетней давности.

В статье, предваряющей выставку, сказано: «В настоящее время некоторые политики и философы пытаются объяснить факт Социалистической революции не как закономерное развитие общественных отношений, а как исключительное, сугубо российское явление, как результат заговора кучки большевиков. В своих объяснениях такие теоретики тщательно избегают понятия "классовая борьба". (...) Однако заметим, что классовая борьба возникла объективно и существует издавна, проявляясь в различных исторических формах. Достаточно вспомнить восстание итальянских рабов, руководимое Спартаком, которое в античные времена было, как утверждают историки, самым мощным организованным выступлением угне­тённых и нанесло сильнейший удар по господствовавшему рабовладельческому строю. Историки могут перечислить десятки крупных крестьянских восстаний в Российской Империи, множество буржуазных революций в других странах. Конечно, большинство этих восстаний и революций терпели поражение, но идеи "свободы, равенства, братства" никуда не исчезали и приносили новые плоды. Действительно, казалось бы, что надо людям? Человечество развивалось и двигалось вперёд, всё шло своим чередом — а "бунты" не прекращались. Мыслители прошлых веков не раз искали этому причину. Нашли. Оказалось, что во всех предыдущих общественно-экономических формациях неизменным оставалось классовое разделение людей, менялись формы, но суть эксплуатации и угнетения одних другими оставалась неизменной. Рабовладельцы сменялись феодалами, феодалы — помещиками и капиталистами.

Октябрьская революция существенно изменила такое положение в общественной жизни людей. Впервые в революционной борьбе масс была поставлена задача построения нового, бесклассового общества»2.

Доктор исторических наук, профессор кафедры политической истории Алтайского государственного университета В.А. Должиков в интервью журналистам телеканала «Россия 24» на вопрос «Если бы не случилась Великая Октябрьская революция, на Ваш взгляд, какой бы сегодня была Россия?» ответил: «Хотя прошло сто лет, а у меня такое чувство, что гражданская война не завершилась. Хотелось бы, чтобы в конце концов мы решили эту национальную проблему».

«Всё намного сложнее и тоньше, чем красные и белые», — сказал далее профессор и подчеркнул, что следствием Первой мировой войны было «исчезновение с лица земли четырёх империй — Российской, Австро-Венгерской, Германской и Османской. А на обломках этих империй возникли совершенно другие политические системы, и Россия в этих событиях играла ключевую роль. И по сию пору Россия, слава Богу, великая держава»3.

В октябре текущего года в Музее-институте семьи Рерихов в Санкт-Петербурге проходила XVII научно-практическая конференция «Рериховское наследие». Одной из основных тем, которые предлагались устроителями к рассмотрению, была «Революция и Культура: к 100-летию русской революции». Кандидат философских наук из Института востоковедения РАН Алла Михайловна Шустова в своём докладе «Глубинный смысл русской революции и роль Ленина в ней», в частности, сказала: «Такого масштабного исторического сдвига не было на протяжении всей предыдущей истории человечества. В определённом смысле можно даже сказать, что русская революция продолжается, хотя прошло уже сто лет с её начала»4. Она отметила также, что к началу XX века в России назрел глубочайший культурный и духовный кризис, следствием которого и стали революционные события. Елена Ивановна Рерих так писала о причине этого кризиса: «Я недоумевала, почему на долю России выпала такая ужасная карма... Теперь же мне ясно: именно, когда в других странах уже была допущена свобода совести и исповедания, в России каждое несогласие с узким догматизмом приравнивалось к государственному преступлению. Запрещено было мыслить, и вот это запрещение и насилие над Духом и породило эту страшную карму. Ибо, истинно, нет большего преступления, как против Духа»5. «Ведь именно Мысль, этот первоисточник Мироздания, преследовалась в нашей Родине. Разве происшедшая страшная революция не явилась следствием вековых репрессий мысли, которые так тяжко тормозили всякий прогресс? Разве могла бы революция принять те чудовищные формы, в которые она вылилась, если бы мышление не было удушено?»6

В докладе А.М. Шустовой был также освещён важнейший вопрос, связанный с ролью в событиях 1917 года вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина: «Ленин проявил себя именно как сотрудник Великих космических сил, он понял всю остроту и значимость исторического момента. Он понял значение продвижения идей коммунизма для России и мира. (...) Ленин поднял знамя коммунизма. Из социал-демократа и марксиста он становится коммунистом, переименовав свою партию из социал-демократической в коммунистическую. Казалось бы, почему? Такой шаг был важен по сути. Ведь глубинное понимание коммунизма можно довести до понятия общины, коммуны во всей её многогранности, от общины семьи до общины всего человечества, более того, космической»7.

К 100-летию революции вышла книга-исследование Г.Г. Хмуркина «Предчувствие Ленина»8. В ней автор приводит интересные характеристики, данные Ленину его современниками — лицами, которых трудно заподозрить в симпатиях к вождю революции.

Так, в 1922 году из России был выслан русский философ Н.О. Лосский. В эмиграции он писал: «Подлинные коммунисты, большевики типа Ленина задаются целью осуществить максимальное доступное человечеству благо; они ищут смысла жизни и руководятся в своём поведении идеалом, который выражен у них в строго выработанном миропонимании»9.

Ещё один русский философ и публицист Н.А. Бердяев даёт такую оценку Ленину: «Он терпеть не мог революционной романтики и революционного фразёрства. Будучи Председателем Совета народных комиссаров, вождём советской России, он постоянно изобличал эти черты в коммунистической среде. Он громил коммунистическое чванство и коммунистическое враньё. Он восставал против "детской болезни левизны" в коммунистической партии. В 1918 году, когда России грозили хаос и анархия, в речах своих Ленин делает нечеловеческие усилия дисциплинировать русский народ и самих коммунистов. Он призывает к элементарным вещам, к труду, к дисциплине, к ответственности, к знанию и к учению, к положительному строительству, а не к одному разрушению, он громит революционное фразёрство, обличает анархические наклонности, он совершает настоящие заклинания над бездной. И он остановил хаотический распад России, остановил деспотическим, тираническим путём. В этом есть черта сходства с Петром»10.

А великий князь А.М. Романов, дядя последнего русского императора Николая II, в своих воспоминаниях писал: «...на страже русских национальных интересов стоял не кто иной, как интернационалист Ленин, который в своих постоянных выступлениях не щадил сил, чтобы протестовать против раздела бывшей Российской Империи, апеллируя к трудящимся всего мира»11.

 

Своё отношение к Великой Октябрьской социалистической революции Сибирское Рериховское Общество публично выразило на IX Рериховских чтениях, прошедших в 2014 году в Новосибирске под девизом «Россия — страна великого будущего». Доклад от СибРО назывался «Есть надежда у Земли — Россия...». Говоря о феномене России, о её роли в мировой истории, которую хорошо понимали наши известные философы и мыслители, о том, что в России исторически сложилась своя шкала ценностей, мы подчёркивали: «Неоспоримо, что все социальные потрясения ХХ столетия, эпицентром которых была Россия, — революции, Великая Отечественная война, распад СССР — имели общемировое измерение. Мы знаем, что Великие Учителя (на Востоке их называют Махатмами) смотрели на революцию 1917 года в России как на историческую неизбежность. В Их послании Советскому правительству, переданном Рерихами в 1926 году, есть такие строки: "На Гималаях Мы знаем совершаемое Вами. (...) Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю мощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов Общего Блага! (...) Посылаем вам всю нашу помощь, утверждая Единение Азии!"

К сожалению, это предложение о помощи не было принято правительством страны, и в результате через какие тягчайшие испытания пришлось пройти нашему народу! Но даже при всех горестных событиях, каких могло бы не быть, как всколыхнулись народные массы — тот самый Иван Стотысячный, который являет суть и надежду России. (...) Революция в России повлияла на Европу, она разбудила и Восток. Скольких людей на планете всколыхнуло устремление к лучшему будущему, ко благу всех народов Земли, пронзившее пространство мира светлыми созидательными энергиями! Можно ли назвать количество тех, для кого эти идеи стали основой жизненной позиции. К сроку носители этого опыта вновь придут на наш план бытия и не только осознают, но и всем сердцем откликнутся на призывы, которые посылаются землянам Силами Света. И основной из них — это призыв к мирному сотрудничеству всех народов Земли»12.

 

В основе нашего мировоззрения лежит Учение Живой Этики, дающее ответы на самые сложные вопросы нашего бытия. Мы знаем, что эволюцией мира руководят Великие Кормчие планеты, знаем, какая роль отведена России в этом процессе. Отмечая 100-летие великого события, вспомним, что сказано в Учении о революции и её вожде.

Через два года после смерти В.И. Ленина, когда страна стояла перед выбором дальнейшего пути, Великие Учителя Востока, как уже упоминалось, направили своих послов к правительству молодого советского государства с предложением помощи. В Москву Рерихами была также привезена рукопись книги «Община». Изначально рассчитанная на советского читателя, книга содержала много материала о Ленине и его роли в эволюционных преобразованиях, касающихся не только страны, но и планеты в целом. Однако события в Москве разворачивались так, что об издании «Общины» в Советской России вопрос уже не стоял. Впервые она была издана в 1927 году в Урге — столице Монголии. Второе издание «Общины» вышло в Риге в 1936 году. Это была вторая версия книги, более универсальная, предназначенная для всеобщего чтения, слова о Ленине из неё были изъяты.

Обратим внимание на некоторые тексты «Общины» ургинского варианта. Прежде всего, отметим, что Ленин назван Учителем, и это слово написано с заглавной буквы.

«Надо предпочесть того Учителя, который идёт новыми путями, — сказано во вступительной части книги. — В этом люди Северной Страны имеют отличный пример — их Учитель Ленин знал ценность новых путей. Каждое слово его проповеди, каждый поступок его несли на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создало зовущую мощь. Не подражатель, не толкователь, но мощный каменщик новых руд! Нужно принять за основание зов новизны»13.

 В книге подчёркивается, что «в своё время Ленин уже ощутил без малейшего материального основания непреложность нового строения. И невидимые лодочки подвезли провиант к его одинокому кораблю. (...)

Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина, ибо не было другого, кто ради общего блага мог бы принять большую тяготу. (...) Ленин — это действие, но не теория»14.

«Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса, — говорят Великие Учителя. — Мало последователей Ленина, много легче быть его почитателем. У последнего лентяя будет портрет Ленина. У последнего болтуна будет книга о Ленине. Но Иван Стотысячный собирает жатву Ленинских зёрен. Нужно приложить новые семена к новым людям»15.

«Почтим Ленина со всем пониманием. Явим утверждение Учителя, сохранившего постоянное горение в удаче и в неудаче. Среди чуждых ему сотрудников нёс Ленин пламя неугасимого подвига. Учение не прерывалось ни усталостью, ни огорчениями. Сердце Ленина жило подвигом народа. У него не было страха, и слова боюсь не было в его словаре. Ярко успел он зажечь своим примером свет. Руша, создавал он сознание народа»16.

Обратим внимание на фразу: «Руша, создавал он сознание народа». Понимали ли неизбежное разрушение старого привычного мира, которым сопровождалась революция, современники Ленина? Не все, безусловно, но — понимали. У Валерия Брюсова, активно участвовавшего в это время в литературной и издательской жизни Москвы, в стихотворении «Революция», написанном в 1917 году, есть такие строки:

Что такое революция? — Буря,
Ураган, вырывающий с корнем
Столетние кедры,
Освежающий недра
Воздухом горним, —
Оживляющий всё ураган,
Крушащая многое буря!17

О том же говорит и Борис Пастернак: «Ленин был душой и совестью такой редчайшей достопримечательности, лицом и голосом великой русской бури, единственной и необычайной. Он с горячностью гения, не колеблясь, взял на себя ответственность за кровь и ломку, каких не видел мир, он не побоялся кликнуть клич к народу, воззвать к самым затаённым и заветным его чаяниям, он позволил морю разбушеваться, ураган пронёсся с его благословения»18.

Классик русской литературы К.Г. Паустовский, слышавший выступления В.И. Ленина, в статье «Январская стужа» писал: «...не было ни одного человека, на жизни которого не отразилось бы существование Ленина, ни одного, кто бы не испытал на себе его волю. Он сдвинул жизнь. Сдвиг этот был подобен исполинскому геологическому сбросу, встряхнувшему Россию до самых недр»19.

Великий Учитель утверждает: «Истинный коммунист гибок, подвижен, понятлив и смел. Именно Ленин охватил бы пришедшую минуту Азии. Где же его ученики? Жду, Жду»20.

«Ленин и Маркс заботливо чуяли достижения знания. Коммунист должен быть открыт всем новым возможностям»21.

«Вспомните ваших социальных пророков, которые на столетия вперёд намечали события человечества. (...) Кстати, вспомним, что осуждённое слово пророк значит "предрекающий". Ленин и Маркс были предрекающими течение событий...»22

В книге «Община» напоминается и о свойствах, совершенно недопустимых в общине, это «невежество, страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение, пьянство, курение и сквернословие. (...) Советую присмотреться к общинникам. А если кто не может вместить всех условий, тот пусть лишается всех возможностей кооперации. Пусть походит по-звериному, пока не почует тяги к человекообразию.

Пока сознание не приняло общины, каждое малейшее покажется непреоборимым. Отчего Ленин мог проходить без лицемерия трудный путь? Говорим — можно. Можно отказаться от каждой слабости, если ясна задача будущего. Думайте о приложении себя к будущему, и страх настоящего растворится. Не берите сказанное за пышную фразу, но, каменщики, обтёсывайте ваши каменные сердца. После сердца окаменеет мозг.

Можем ли сомневаться, что вы захотите победить ваши недочёты? Для начала не лгите и не бойтесь и учитесь каждый день. Не нужно твердить об этом общинникам, но могут быть лжекоммунисты — их надо отделять, как заразу сифилиса»23.

«Община есть единственный разумный способ человеческого сожития. (...)

Сознательная община исключает двух врагов общественности, а именно — неравенство и наследование. Всякое неравенство ведёт к тирании»24.

Вспомним отрывок из «Апрельских тезисов» — программы действия большевиков, предложенной Лениным в апреле 1917 года, ещё до первых декретов. Изначально пресекалось всякое неравенство! Вот отдельные положения:

«Не парламентская республика... а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху.

Плата всем чиновникам, при выборности и сменяемости всех их в любое время, не выше средней платы хорошего рабочего.

Национализация всех земель в стране, распоряжение землёю местными Советами батрацких и крестьянских депутатов.

Слияние немедленное всех банков страны в один общенациональный банк и введение контроля над ним со стороны Советов рабочих депутатов.

Переход к контролю со стороны Советов рабочих депутатов за общественным производством и распределением продуктов»25.

«Учитель будет естественным вождём. Можно радоваться, что Ленин признан таким Учителем»26, — сказано в книге «Община». «Мы видели Ленина в Швейцарии, — читаем там же. — Наш сотрудник беседовал с ним в Москве. Фронт не менял, не мыслил половинчато. Каждый знал о неисчерпаемости его утверждений»27. В другом параграфе продолжается та же мысль: «Уже Говорил, что Наши представители посетили Маркса в Лондоне и Ленина в Швейцарии. Явно было произнесено слово Шамбала. Разновременно, но одинаково оба вождя спросили: "Какие признаки времени Шамбалы?" Отвечено было: "Век истины и Мировой Общины". Оба вождя одинаково сказали: "Пусть скорее наступит Шамбала". Словами вождей измеряем наследников. Не можем включать в марксизм и ленинизм узость невежества. Если невежда дерзнёт называть себя марксистом или ленинистом, сурово скажите ему: "Явное предательство основ общины"»28.

«Монолитность мышления бесстрашия создала Ленину ореол слева и справа. Даже в болезни не покинуло его твёрдое мышление. Его сознание, как в пещеру, сосредоточилось, и вместо недовольства и жалоб он удивительно использовал последнее время. И много молчаливой эманации воли посылал он на укрепление дела. Его последние часы были хороши. Даже последний вздох он послал народу»29.

Сердце вождя перестало биться 21 января 1924 года. Через год после его ухода Сергей Есенин написал посвящённое Ленину стихотворение «Капитан земли». Приведём отрывок из него:

Ещё никто
Не управлял планетой,
И никому
Не пелась песнь моя.
Лишь только он,
С рукой своей воздетой,
Сказал, что мир —
Единая семья.  

Не обольщён я
Гимнами герою,
Не трепещу
Кровопроводом жил.
Я счастлив тем,
Что сумрачной порою
Одними чувствами
Я с ним дышал
И жил30.

Коснёмся ещё одного вопроса, связанного с В.И. Лениным. Всё настойчивее в средствах массовой информации звучат предложения о захоронении его тела, находящегося в Мавзолее, в настоящее время идут попытки привлечь к решению этого вопроса правительство.

Обратим внимание на два параграфа из четвёртой книги Учения — «Агни Йоги», вышедшей в Париже в 1929 году.

В одном из них проведена такая параллель: «Вспомним легенду Грааля. Преданный Учению Титурель получил мощь света. Преемник его пал во тьму и кровоточил неисцелимою раной. Для напоминания лучших времён останки Титуреля были выставлены на виду. Слова великого мертвеца твердились, тем не менее чаша Истины потухла. (...) Эта легенда достаточно известна на Западе, хотя первоначально она возникла на Востоке. Не напоминает ли вам она некоторое современное нам положение?»31

В следующем параграфе находим ответ на вопрос, должно ли тело вождя революции находиться в Мавзолее, или его надо предать земле: «Можно явить память о героях, но каждый час приносит своё решение. Рушение части скал открывает новые золотые руды. Не разрушайте чужой храм, если не можете немедленно воздвигнуть на месте том новую храмину. Место храма не должно оставаться пустым»32.

Вывод один — пока в обществе не достигнуто согласие по этому вопросу, разумнее оставить всё как есть.

 

Очень много труда ещё потребуется для того, чтобы наша страна заняла в мировом сообществе предназначенное ей место и, став на фундамент подлинной Культуры, повела за собой всё мировое сообщество.

В Записях Б.Н. Абрамова сказано: «Будьте счастливы сознанием, что можете себя назвать сынами Великой Страны, которой суждено вести за собой людей всего мира»33.

В Слове Н.Д. Спириной «Живая Этика о Новой Эпохе» (из цикла радиопередач «Беседы о Живой Этике») говорится:

«В своих письмах Елена Ивановна цитирует слова... сказанные о России в 1921 году. "В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте, Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех. Россия — в искании и борении, во взыскании Града Нездешнего... Пафос истории почиет не на тех, кто спокоен в знании истины, кто самодоволен и сыт. Пламенные языки вдохновения нисходят... на тревожных духом..."

Именно России предстоит искать и найти пути духовного возрождения человечества. "Несомненно, что в Иване Стотысячном, — как называется в Учении русский народ, — имеются большие задатки, но если к сроку он не пробудит их в себе, то можно будет вообще поставить крест на спасении нашей расы, и ковчег нового Ноя за ненадобностью будет отставлен".

Всё, что сказано о России в Живой Этике, должно вызывать у принявших её только одно чувство — чувство личной ответственности за судьбу страны и всей планеты и стимулировать желание сделать для будущего всё от нас зависящее. Ни в коем случае нельзя впадать в самодовольство. Об этом даны строгие предупреждения: "Кто возгордится, того покидает благодать искания. И на самоуверенных падает проклятие бесплодности... (курсив О.А. Ольховой). Нет неизбежного. Есть возможное". Учение призывает нас не упустить открывающиеся возможности духовного возрождения России и всего мира.

Весьма интересны и значительны самые последние письма Е.И. Рерих... В них содержится прогноз будущего нашей страны, того будущего, которое совершается сейчас, на наших глазах. Она пишет: "Тяжкие сроки, тяжкие времена! Но Лучшая Страна станет космической основою равновесия в мире. Страна Лучшая станет страною самой строительной и самой прекрасной. Наша страна узнает ярый расцвет после уявления космических знаков. Космический знак нашей страны сотрудничает со знаком Благоденствия. (...) Никто не коснётся её. Она не будет затронута космическими знаками и пойдёт путём особым, путём самостоятельным, путём сотрудничества с Силами Космическими, Силами Света".

"Свет стоит над Родиной"»34.

Мы живём несокрушимой верой в то, что наша страна находится под Высшим Водительством.


1 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М., 2006. С. 217 (10.09.1938).

2 http://library.fa.ru/exhib.asp?id=221

3 Программа «Мнение». 10 ноября 2017 г. // http://www.asu.ru/news/press/26918

4 Аудиозапись выступления.

5 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2000. С. 452 (3.11.1934).

6 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 118 (7.03.1935).

7 Шустова А.М. Глубинный смысл русской революции и роль Ленина в ней. Аудиозапись выступления.

8 Хмуркин Г.Г. Предчувствие Ленина. М.: Буки Веди, 2017. — 394 с.

9 Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. С. 328, 329.

10 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. С. 94 – 95.

11 Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. М.: Современник, 1991. С. 257.

12 IX Рериховские чтения. Новосибирск, 2016. С. 42 – 43.

13 Община (Урга). М.: МЦР, 2004. С. 11.

14 Община (Урга). 2 – I – 1.

15 Там же. 2 – IV – 2.

16 Там же. 2 – IV – 5.

17 http://www.sbornik-stihov.ru/valeriybrusov222.html

18 Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М.; Л.: Советский писатель, 1965. С. 655.

19 http://leninism.su/memory/4344-zhivoj-lenin.html?start=48

20 Община (Урга). 2 – V – 3.

21 Там же. 2 – XII – 12.

22 Там же. 2 – XII – 2.

23 Там же. 2 – XII – 16.

24 Там же. 3 – I – 12.

25 http://diletant.media/articles/35064285/?sphrase_id=6166548

26 Община (Урга). 3 – I – 26.

27 Там же. 3 – II – 22.

28 Там же. 3 – II – 26.

29 Там же. 2 – I – 1.

30 http://rupoem.ru/esenin/esche-nikto-ne.aspx

31 Агни Йога. 57.

32 Там же. 58.

33 Грани Агни Йоги. 1960. 26 авг.

34 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 179 – 180.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru