Опытные люди просят об испытаниях, иначе на чем утвердить силу нашу? Мир Огненный, ч.1, 634 |
«Совсем не так легко научиться мыслить. Трудно развить напряжение мысли, но ещё труднее достичь высокого качества помысла. Часто разумом человек твердит себе — буду мыслить чисто, но сущность его привыкла к эгоистическому мышлению. Тогда получается самая нежелательная форма мысли. Две птицы летят из разных гнёзд и не могут слиться воедино. Нужно упражнять мышление не разумом, но огнём духа, пока всякая двойственность не исчезнет. Мысль может иметь мощь, пока она совершенно монолитна, но всякая трещина не только лишает силы, но космически вредна, внося в пространство диссонанс. Нужно дать известное время для овладения мыслью, но полезно твердить себе о единстве сущности мысли. Радуемся разнообразию мышления, но каждая мысль должна быть чиста, как алмаз» (Агни Йога, 345).
Что значит «упражнять мышление огнём духа»?
Мысль человека должна содержать в себе не только какую-либо информацию, но и огонь. Именно мысль, насыщенная огнём, творит, оказывает мощное воздействие, преображает.
Огонь духа может рождаться только в приобщении или в обращении к Высшему (в молитве, красоте, любви к Великим Обликам). И это уже не мысль рассудка, а сердечная мысль, она насыщена огненным чувством.
Как «упражнять мышление огнём духа»? — Предстоять перед нашими Старшими, Теми, кого любишь. Всей силой духа захотеть достичь этой чистоты и высоты, постоянно спрашивать себя: какова природа тех или иных моих мыслей: от самости или же я стремлюсь мыслить поверх личных интересов, амбиций, переживаний? Думаю ли я о себе в данный момент, о том, как соблюсти свои интересы, или я думаю о Деле, которому все мы стремимся служить?
Мысль, пропущенная, образно говоря, через огненный фильтр, уже не может содержать в себе примесей и двойственности. Слово «упражнять» свидетельствует о том, что человек должен прикладывать постоянные усилия, чтобы продвигаться в избранном направлении. Совершенствование в овладении мыслью и возвышение всего строя своего мышления — бесконечно, оно связано в первую очередь со стремлением человека стать чище и нравственнее, c пониманием служения Общему Благу как антипода себеслужению.
Если начать так себя спрашивать, если помнить, Кому мы можем помочь и что в мире очень многое зависит от тебя лично, — то мы обязательно научимся различать в себе эгоистические мысли и всей силой духа будем стараться заменить их, переполюсовать своё сознание.
А техника достижения этого может быть у каждого человека своя — кому-то поможет чтение книг Учения, кому-то — созерцание картин, кому-то необходим внутренний глубокий анализ и размышление и т. д.
Вспомним и совет С.Н. Рериха, подчёркивающего влияние на нас подлинной Красоты, побуждающего нас устремляться к Прекрасному, а это значит «добиваться от себя наивысшего качества во всех делах, земных и духовных». «Строить красотой, — говорил он, — это священный указ, данный нам Великими Водителями эволюции».