Правильно запомнить: «И это пройдет». Ведь стремительное движение не вернет никогда на прежнее место. Сердце, 164 |
Светлана НИКИТИНА, канд. пед. наук,
доцент Омского государственного педагогического университета
Прекрасен русский язык. И на нём скажут лучшие мысли о будущем.
Н.К. Рерих
Велик и прекрасен русский язык — один из самых богатых языков мира. Говорящий или пишущий на нём, пользуясь его возможностями, может выбрать точные и нужные слова для передачи любой мысли. И не только мысли, но и чувства, самого тонкого, самого страстного и глубокого.
«Истинно, великому народу дан и великий язык, — писал Н.К. Рерих. — Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. Есть соревнователь у русского языка — санскрит праотец. Но на нём даже в Индии уже не говорят. А ведь русский язык жив. Он живёт для будущего. Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. Тем более нужно подтвердить основную красоту русской речи»2.
Дар речи, владение речью — одна из самых удивительных и самых необыкновенных человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен, загадочен. «Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. (...) И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело... (...) Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения... но и нашей личности, нашей души, ума...»3 — отмечает Д.С. Лихачёв.
«Мудр русский народ, — утверждал Николай Константинович. — На призрачные заверения он скажет: "Мели Емеля — твоя неделя", а не то сурово отрежет: "Говори, что хошь, а цена тебе грош!" (...) Есть природная культура в русском человеке. Сколько мудрых речений, бывало, в деревнях наслышишься, а ведь нам много довелось с народом беседовать»4.
«...Русский язык жив. Он живёт для будущего». Именно об этом рассуждает в своей статье «Русский язык» Николай Рерих, поднимая в ней проблему сохранения красоты русской речи: «Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности своего родного языка. Нужно знать иностранные языки. Чем больше, тем лучше. Познавая их, русский человек ещё более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдёт лучшие средства, как выразить вновь сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь»5.
Великий М.В. Ломоносов видел в нашем языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка»6.
Думается, что именно поэтому гениальный Н.К. Рерих, восхищаясь уникальностью родного языка, заявлял: «Прекрасен русский язык. И на нём скажут лучшие мысли о будущем»7.
И с этим нельзя не согласиться.
В чём же красота и мощь русского слова? В его действенности, в его силе.
(Н.М. Грибачёв)
Это не метафора, это реальность. Научные достижения последних десятилетий подтверждают это в полной мере. Известны эксперименты с растениями, которые подвергались воздействию слов яро негативного характера, после чего те или погибали, или мутировали (арабидопис). Доказано, что слово меняет и структуру воды: от злого, бранного слова она приобретает свойства, аналогичные ядам. В ходе экспериментов учёные пришли к выводу: с помощью слов и мыслеформ человек создаёт свой генетический аппарат.
На Востоке очень давно знали, что каждое произнесённое в повседневной жизни слово оказывает особый эффект. Ребёнка там всегда учат подумать, прежде чем произнести что-либо. Существует древнее поверье, что человек, много говорящий о своей болезни, питает эту болезнь, а человек, боящийся смерти, — её приближает.
Даже непроизнесённое слово обладает особой силой. И подчас проявление этой силы отложено до времени.
В античные времена греки выражали своё преклонение перед тайной силой слова в изречении «Имя есть судьба». Слово как продукт мысли формирует всё то, что нас окружает. Слово созидает или разрушает и самого человека. В буквальном смысле, как говорим — так и живём; что заявляем, то и имеем. Современными психотерапевтами и лингвистами определены группы слов, которые они назвали
«слова-кандалы» и «слова-крылья». Первые — разрушительны, могут вызывать болезнь («всю голову уже сломал», «много крови мне попортили», «лопнуло моё терпение» и даже «я худею» (худой — значит, дурной, плохой, больной)); вторые — созидательны, позволяют управлять собственной судьбой и жить радостно, с оптимизмом («я могу», «у меня всё получается», «я намерен»).
«Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет», — утверждал древнегреческий софист Горгий.
(В.С. Шефнер)
Если человек твёрдо убеждён в чём-либо и всем своим существом верит в то, что произносит, — сила его слова многократно увеличивается. Но если человек к тому же ещё «живёт, как говорит», то его речь воспринимается словно живой огонь, она чиста, проста и убедительна.
(Н.Д. Спирина)
Сила языка — в его чистоте. К сожалению, мысли и слова людей часто не совпадают. Пустословие, ложь, осуждение и сквернословие — нравственные загрязнители речи.
Грубые слова, выражающие ненависть, пренебрежение, обладают негативным свойством разрушения гармонии: как душевного равновесия, так и физического здоровья. Совершенно обратным эффектом обладают добрые слова, подкреплённые радушием и любовью.
(Н.Д. Спирина)
Явление сквернословия можно охарактеризовать как заразное заболевание.
Вот что об этой нравственной проблеме думает великий гуманист и художник Н.К. Рерих: «Очень легко вводятся в обиход грубые, непристойные слова. Называются они нелитературными. Иначе говоря, такими, которые недопустимы в очищенном языке.
В противовес очищенному языку, очевидно, будет какой-то грязный язык. Если люди сами говорят, что многие выражения нелитературны, и тем самым считают их грязными, то спрашивается, зачем же они вводят их в обиход. Ведь хозяйка или хозяин не выльют среди комнаты ведро помоев или отбросов. Если же это и случится, то даже в самом примитивном жилье это будет названо гадостью. Но разве сквернословие не есть то же ведро помоев и отбросов? Разве сквернословие не есть просто дурная привычка? Детей наказывают за дурные привычки, а взрослых не только не наказывают, но ухмыляются всякому их грязному выражению. Где же тут справедливость?
Привычка грубостей, сквернословий и кощунства развита до такой степени широко, что её даже попросту не замечают. (...)
Никто не будет отрицать, что грубость вторгается очень незаметно. Давно сказано — "сегодня маленький компромисс, а завтра большой подлец". Всякая грубость потрясает не только своей жестокостью, но и бессмысленностью. Невозможно представить себе ничто более бессмысленное, нежели сквернословие. (...)
Разве так уж трудно не грубить, не сквернословить, не проявлять бессмысленную жестокость? Вовсе не трудно. Но среди просветительных учреждений, от низших до высших, от младших до старших, всюду должны быть отставлены все признаки грубости»8.
Е.И. Рерих писала: «У меня одна молитва — это чтобы Россия оберегла свою чистоту и не заразилась бы язвою пошлости и растления, разъедающей целые страны. Будем бороться всеми силами духа с пошлостью, с легкомыслием в мышлении и во всех жизненных проявлениях и утвердимся на несении подвига»9.
Некоторые полагают, что стихия языка неподвластна человеку, что невозможно изменить социально укоренившиеся языковые привычки. Однако история нашего языка знает много примеров его преобразования благодаря сознательному и активному отношению отдельных людей и всего государства. Ведь мы не просто пассивные носители языка, мы его исполнители, живые наследники его духовных сокровищ. И беречь русский язык не значит только то, что следует его охранять от грамматических ошибок, но и то, что нам необходимо глубоко задуматься над его громадными возможностями и опасностями, воспитать в себе чувство ответственности за каждое произносимое слово, которое пришло в нашу речь живым свидетелем тысячелетней истории. Тогда сила языка, понятая широко, явит нам всю красоту и мощь мысли человеческой, поможет донести сквозь века высокие идеи неискажёнными, святые идеалы незапятнанными.
Да, русский язык прекрасен. И именно мы должны стремиться к тому, чтобы сохранить чистоту нашего языка. Разве подлежит сомнению, что «на нём скажут лучшие мысли о будущем?»
(И.А. Бунин)
1 Доклад на конференции СибРО, посвящённой 90-летию пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха в Сибири (с. Верхний Уймон, 6 – 7 августа 2016 г.).
2 Рерих Н.К. Русский язык // О Вечном... М., 1991. С. 52.
3 http:// grani.agni-age.net/edu/likhachev7.html
4 Рерих Н.К. Новый год // Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 332.
5 Рерих Н.К. Русский язык. С. 52.
6 http:// lomonosov.name/articles_17_38.html
7 Рерих Н.К. Русский язык. С. 53.
8 Рерих Н.К. Жестокосердие // Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 432 – 433.
9 Рерих Е.И. Письма. Т. 7. М., 2007. С. 186 (16.08.1944).