Карма, или космическая справедливость, каждого ставит в те условия, в которых он должен чему-то научиться или нечто искупить. Рерих Е.И. Письмо от 12.12.1934 |
«"Две прекраснейшие из высот азийских" чтил Н.К. Рерих до путешествия в Сибирь — Эльбрус и индийскую Канченджангу, что была на глазах у него с детства, ибо картина, писанная с неё, висела, будто призыв к странствиям, в одной из комнат в Изварах. К этим двум гигантам добавилась после пребывания на Алтае ещё одна столь же прекраснейшая "азийская высота" — Белуха. Недаром при организации одной из своих выставок в Париже Н.К. Рерих включил в экспозицию все три этюда своих любимейших из гор Азии: Канченджанги, Эльбруса и Белухи»1.
В 1925 году, путешествуя по Ладаку (Малый Тибет), Николай Константинович чутко прислушивается к звучащим на просторах Азии легендам и поверьям. Он записывает: «Имя Ориона часто связывается с повествованиями о Гессер-хане. На Алтае гору Белуху называют Уч-Сюре. Уч-Орион. Сюре — жилище богов, соответствует монгольской Сумер и индийской Сумеру. На гору Уч-Сюре восходят по белому хадаку. Небесная птица на горе Уч-Сюре победила дракона. Цаган-Убугун — белый старик — всегда близок к Большой Медведице»2. Уже тогда художник ожидает встречи с этой священной горой, о которой «шепчут даже пустыни», — уникальным природным храмом, блистающим белизной далёких вершин.
Белуха, возвышаясь над уровнем моря на 4499 метров, уступает по высоте многим вершинам мира. Однако отголоски знаний о её сокровенном значении сохранились с древних времён среди многих народов. Величественная Катын-Баш, как называют её алтайцы, почитается по сей день, и предания о ней живы в самых отдалённых уголках Азии. Некогда в древности ту часть материка, где расположен сейчас Горный Алтай, населяли просвещённые народы, имевшие мудрых правителей. Что сокрыто под притягивающими взоры, сияющими ледниками Белухи, расположенной «на равном расстоянии от четырёх океанов»? Священная гора хранит тайны прошлого для будущего. «Во всех десятках стран, где пришлось побывать, никто ни на минуту не смущался понять всё великое, ещё несказуемое значение Сибири. Белуха стоит белоснежным свидетелем прошлого и поручителем будущего»3, — писал Рерих.
Путешествуя по просторам Азии, он делает немаловажный вывод: Алтайские горы связаны с именем Будды. Здесь известно, что Благословенный после Хотана посетил великий Алтай, где находится священная Белуха. В Ойротии кочевники ждут прихода Будды, Белого Бурхана, они знают, что Благословенный Ойрот уже странствует по всему миру, провозглашая великое Пришествие.
«В Алтае, на правом берегу Катуни, есть гора, значение её приравнивается мировой горе Сумеру»4, — запишет художник, уже будучи на Алтае. Находясь в августе 1926 года в Уймонской долине и поднимаясь на окаймляющие её с двух сторон горные хребты — Теректинский и Катунский, Рерих не однажды видел Белуху. По воспоминаниям очевидцев, он делал много её зарисовок с разных ракурсов. Её величественный вид с юго-запада он изобразил на этюде «Белуха» и впоследствии — на известной картине «Победа». Художник записывает в путевом дневнике: «А со Студёного хребта лучше всего видно самую Белуху...»5 «На хребтах — на Дальнем и на Студёном — пылают вершины»6.
Студёный хребет стал целью нашей небольшой третьей экспедиции, связанной с Белухой7. В экспедиции приняли участие сотрудники СибРО и друзья из Минска, Екатеринбурга и Челябинска. В путь участники похода отправились из села Верхний Уймон 29 июня 2016 года.
В Уймоне сохранились сведения о том, что раньше Студёными хребтами кержаки называли три гряды Катунского хребта, которые на современных картах обозначены как Каменный и Холодный хребты и самые дальние — Холодные белки.
Основной целью нашей экспедиции было увидеть и запечатлеть Белуху со Студёного хребта. Сначала мы проделали трёхчасовой путь на машинах из ущелья Щелкино через гору Большой Батун и далее — к подъёму на перевал. Ухабистая горная дорога оказалась трудной даже для опытных водителей — наших друзей из Верхнего Уймона, управлявших двумя «уазиками». Несмотря на это, из окон машин мы любовались видами первозданной природы: огромные лиственницы, кедры, ели и пихты, расступаясь, открывали поляны ярко-оранжевых жарков и фиолетовых аквилегий.
Затем мы продолжили путь пешком: надо было подняться на перевал ближайшего к Верхнему Уймону Каменного хребта (части Студёного хребта). После двух часов подъёма по крутым каменистым тропам мы взошли на перевал и внезапно оказались перед ликом белоснежной Белухи. Здесь мы развернули Знамя Мира.
Ровная поверхность перевала, покрытая густой травой и карликовой берёзой, позволяла обозреть всё пространство вокруг до самого горизонта: с северной стороны лежала как на ладони Уймонская долина, а с противоположной — за дальними грядами Катунского хребта — сияла Белуха. Спустившись с перевала на просторную площадку, откуда Белуха была видна так же хорошо, мы разбили лагерь. Вскоре по конной тропе, проходившей вблизи наших палаток, к нам подъехал всадник, который вёл под уздцы ещё одну лошадь. Познакомившись, мы выяснили, что он держит путь с Тайменьего озера в Верхний Уймон. Всадник сказал, что нам повезло: в это время года Белуха открывается не часто. Его слова подтвердились: во все четыре последующих дня выдавались лишь редкие моменты, когда мы могли лицезреть все вершины Белухи без шапки облаков или дымки, скрывающей её белоснежные пики. Лишь в первый день гора предстала пред нами на фоне синего неба в великолепном блеске ледников. За четыре дня пребывания на Студёном хребте — в разных его точках — природа подарила нам возможность видеть множество радуг, сопровождавших грозы. Ярчайшая двойная радуга встала аркой над дальними горами Катунского хребта, в центре которых за фиолетовыми облаками скрывалась Белуха.
С одного из перевалов в момент, когда было дождливо и ветрено, а на небе то и дело сверкали молнии и слышались раскаты грома, нам открылось удивительное зрелище: далеко внизу, в чаше между гор, лежала Уймонская долина, закрытая белоснежными клубящимися облаками, постоянно меняющими свои очертания. Вспомнились слова Н.К. Рериха: «И ещё не построен город на месте новом...»8 Мы увидели превосходные симфонии восходов и закатов — огненные и золотистые, розовые и бледно-голубые — при разных состояниях природы. Краски в горах в это время меняются настолько стремительно, что стоит лишь на минуту отвлечься, как, повернувшись, застаёшь уже другие цвета и картины, возникающие при преломлении солнечных лучей сквозь плывущие по небу облака. Этой игрой солнечного света в содружестве с ветром, вызывающей порой удивительные действа в театре неба и облаков, мы не уставали любоваться.
Студёный хребет покорил нас своей красотой и ощущением первозданности природы. Изредка проезжавшие мимо нас всадники подтверждали, что именно с этого места Белуха в погожие дни открывается наиболее полно. Ни на минуту не забывалось, что 90 лет назад в этих местах был Николай Константинович Рерих и отсюда наблюдал «самую Белуху». Присутствие Великого Мастера ощущалось здесь совершенно по-особому, словно совсем недавно проехал он на коне по каменистым тропам в сторону Белухи, сопровождаемый старовером Вахромеем Атамановым, а после записал в своём путевом дневнике: «Владычица Алтая, белоснежная гора Белуха, питающая все реки и поля, готова дать свои сокровища»9. Здесь, в заповедных местах Горного Алтая, заложил Рерих магнит духа, который в созвучии с эволюционным течением и в суждённые сроки начнёт действовать, создавая условия для проявления Нового Мира, вестником которого был он сам.
Статья проиллюстрирована фотографиями К. Бута, Т. и С. Деменко, Е. Толкач.
1 Рерих и Сибирь / Сост. В.Е. Ларичев, Е.П. Маточкин. Новосибирск, 1993. С. 137.
2 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи: Путевой дневник. Новосибирск, 2014. С. 133.
3 Рерих Н.К. Славное сибирское казачество // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 225.
4 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 377.
5 Там же. С. 366.
6 Там же. С. 364.
7 В 2013 г. сотрудники СибРО предприняли поход к Аккемской, северной стороне Белухи, а в 2015-м — к юго-западной, к истоку Катуни и леднику Геблера. Об этом см. статьи в журнале «Восход»: 2013. № 9. С. 25 – 31; 2015. № 9. С. 20 – 27.
8 Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С. 361.
9 Рерих Н.К. Сердце Азии. Новосибирск, 2008. С. 50.
Белуха на закате. 29 июня 2016 г.
Константин Бут, Андрей Ломакин, Сергей Деменко, Елена Толкач, Татьяна Деменко
Вид на Уймонскую долину со Студёного хребта