Великодушие и любовь есть питание сердца, без этих энергий сердце засыхает. Рерих Е.И. Письмо от 19.08.1937 |
12 марта в Музее Н.К. Рериха открылась выставка «Восток: лики Прекрасного», которая будет работать по 20 мая. Она представлена живописными миниатюрами Елизаветы Малининой, керамикой Владимира Юделевича и бонсай Юрия Овчинникова.
Мы знаем об особом интересе Рерихов к Азии. Николай Константинович Рерих писал: «Запад действительно многое самое ценное воспринял от Востока. И религия, и философия, и многие другие ценнейшие нахождения в духе и культуре в целом по справедливости должны быть отнесены именно к Востоку, к Азии»1. Приведём ещё слова Рериха: «Говоря о Японии, мы можем употреблять слово "Прекрасное". На это понятие имеет право народ, который до сих пор весною выходит празднично приветствовать пробуждение природы, народ, который обращает повседневность в сокровище искусства и выбирает одну картину для каждого дня; народ, который знает, как очувствовать произведение искусства»2.
И в целом Н.К. Рерих подчёркивал огромную роль Красоты в жизни людей. «Прекрасное — это благородный водитель всей нашей жизни!»3 «...Будем ценить, будем хранить всё прекрасное с сердечною заботливостью»4.
Выставка в Музее Н.К. Рериха — это стремление к прекрасному и его творческий поиск. Расскажем кратко о представленных работах и их авторах.
Елизавета Евгеньевна Малинина, кандидат филологических наук, доцент кафедры востоковедения Новосибирского государственного университета, где она читает курсы истории японской литературы и японского искусства, известна как автор публикаций по духовной культуре Дальнего Востока и переводов японской художественной прозы на русский язык. Ею создан ряд фильмов, посвящённых искусству и культуре Востока. Е.Е. Малинина проходила научную стажировку в Научно-исследовательском институте по проблемам дзэн-буддизма Ханадзоно (Киото, Япония); является приглашённым профессором Международного университета Акита (Япония).
Просветительская и научная деятельность Елизаветы Евгеньевны включает в себя выступления с докладами, посвящёнными эстетическим и философским проблемам дальневосточного искусства, проведение выставок, презентаций. Она сотрудничает с журналами «Культура и время» и «Восточная коллекция».
Елизаветой Малининой осуществлены многочисленные персональные выставки художественных фотографий и живописных миниатюр в нашей стране и за рубежом. Неисчерпаемым источником творческого вдохновения художницы служат культура и искусство Китая и Японии, а также большая любовь к Алтаю. Живописные миниатюры выполнены в смешанной технике — монотипии, пастели, акварели, гуаши, китайской туши. Всматриваясь в них, мы окунаемся в прекрасный мир образов Востока.
На выставке представлена монография «Искусство, рождённое безмолвием». Именно с этой прекрасной книги и началось наше знакомство с Елизаветой Малининой. Книга рассказывает о некоторых гранях японского искусства, вдохновлённого идеями и эстетическими принципами дзэн-буддизма. Первые две главы целиком иллюстрированы авторскими фотографиями.
Ещё один участник выставки — художник-керамист Владимир Иосифович Юделевич. Используя как традиционные, так и собственные приёмы формовки и обжига, он стремится достичь созвучия стиля своих произведений духу японской классической поэзии. Художником создана большая коллекция из более чем ста работ (в основном это чаши для чайной церемонии «тяван»), часть которых представлена на выставке. Мастер работает в жанре «э-ута» («поэзия для живописи»), представляющем собой синтез поэзии и прикладного искусства. Дерево, цветок, птица, бабочка и стихи известных поэтов в каллиграфическом написании — вот что украшает или, точнее, дополняет сосуды из глины. При этом изображение не иллюстрирует стихи, ибо основной принцип «э-ута» — «то, что написано, не изображается, о том, что изображено, не пишут».
Владимир Иосифович рассказывает о себе: «Я художник-керамист; живу в Новосибирске. Уже много лет учу детей и взрослых лепке и гончарному делу — и сам всё время учусь тому же. Любое дело, если им заниматься достаточно долго, может многому научить, а керамика — особенно. "Луна и снег... Любуясь прекрасным, жил в своё удовольствие", — сказал Басё. Вот и я жил в своё удовольствие — делал то, что мне нравилось: занимался подглазурной росписью, керамикой для бонсай, разрабатывал новые способы формовки и обжига, осваивал хитрости техники кракле. Многое из того, что я делал за последние тридцать лет, было так или иначе связано с Японией. Что это — воспоминания прошлой жизни или просто так выпали кости — теперь уже не выяснить. Ещё в юности я был поражён своеобразной красотой миниатюрных скульптур нэцке и семь или восемь лет на практике изучал ремесло нэцукэси. Я работал с деревом (яблоня, самшит), камнем, костью.
Работа со скульптурой, пусть и миниатюрной, поневоле заставляла задуматься о природе формы, о главном и второстепенном; со временем мне захотелось попробовать уйти в мир простых форм и вечных сюжетов.
Последние десять лет я работаю в жанре "э-ута", в котором образной основой произведения является стихотворение — хайку или танка, а художественные средства сочетают изображение с каллиграфией.
Уже десять лет, как я, захваченный в плен магией этого жанра, "недвижно стою в забытьи". За это время я сделал немало работ. Но для художника очень важно знать, что его труд кому-то нужен; ведь каждая чаша — это письмо, которому ещё предстоит найти своего адресата. Вот почему я надеюсь, что мои работы не оставят вас равнодушными, и с нетерпением жду вашего отклика».
С 1 апреля выставка в музее дополнилась растениями в стиле бонсай Юрия Викторовича Овчинникова — дизайнера, путешественника, мастера бонсай с мировым именем, руководителя группы ландшафтной архитектуры и фитодизайна Центрального сибирского ботанического сада СО РАН. Ю.В. Овчинников — единственный в Новосибирске, кто профессионально занимается искусством бонсай. Ежегодно он проводит выставки удивительных растений на базе Новосибирского краеведческого музея, Дома учёных, Сибирской ярмарки. Юрий Викторович — автор оригинальных, запоминающихся фантазийных картин, в основе которых — тоже растения.
Бонсай-парк под открытым небом на территории Центрального сибирского ботанического сада — творение Юрия Викторовича Овчинникова — соединил японский традиционный дух, неповторимый рукотворный ландшафт и яркие авторские находки в стиле лэнд-арт. Для создания своих композиций художник использовал не только местные виды деревьев и растений, заставляя их принимать нужную ему форму, но и коряги, топляк, камни, предметы и вещи, отслужившие своё и выброшенные за ненадобностью, здесь всё это — элементы своеобразной эстетики.
Выставка бонсай продлится лишь две недели, ведь для растений и мастера выставка — это настоящий экзамен, к которому стараются подгадать с цветением или листопадом, привести в порядок крону, сделать стрижку и новую укладку. Процесс выращивания растения в стиле бонсай — искусство тончайших нюансов, требующее постоянного внимания и бережного ухода, а главное — любви и восхищения перед созданием природы.
В рамках выставки в музее пройдут показы фильмов об Алтае и Японии, лекции-презентации по восточному искусству Е.Е. Малининой и мастер-класс В.И. Юделевича.
Выражаем большую благодарность авторам выставки за предоставленные материалы и возможность познакомиться с прекрасными ликами восточного искусства!
1 Рерих Н.К. Дары Востока // Химават. Самара, 1995. С. 37.
2 Рерих Н.К. Слава самураев // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С.136.
3 Рерих Н.К. Прекрасное // Держава Света... С. 21.
4 Рерих Н.К. Ценность прекрасного // Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 139.