Надо в удвоенное стекло смотреть на все доброе и в десять раз уменьшать явления несовершенства, иначе останетесь прежними. Зов, 15.06.1921 |
А.П. Соболев, член Ассоциации искусствоведов,
президент «Исследовательского Фонда Рерихов», г. Санкт-Петербург
Н.К. Рерих. Санкт-Петербург. 1910 – 1914 |
В августе 1914 года Германия развязала военные действия в Европе — началась Первая мировая война... Артисты, писатели и художники с болью отозвались на происходящие тревожные события. Творческая интеллигенция приняла посильное участие в оказании помощи войскам — она организует благотворительные мероприятия, выставки, аукционы, концерты, а также лазареты для помощи раненым... Как писали в одной из газет: «Война приспосабливает к своим нуждам виды культурной жизни. Наука, искусство, литература — всё стремится в той или иной форме внести свою лепту в общее дело борьбы с злым врагом. Неустанно служат войне артисты, устраивая во время дней сборов летучие и всякие иные спектакли и концерты»1.
Директор школы Общества поощрения художеств, художник и общественный деятель Н.К. Рерих был членом многих комитетов и комиссий в защиту искусства и так же, как и другие представители творческой интеллигенции, старался внести в дело приближения победы свой вклад. На страницах периодической печати он выражал своё отношение к трагическим событиям в Европе. В статье «Искусство — воинам» он замечал: «Теперь всё служит ратному делу во благо. Каждое поступление, каждый новый приток, даже невеликий, может нести пользу незабываемую, бесконечно нужную. Снабдить ещё часть войска хорошими тулупами; обуть тёплыми валенками; обогреть табаком... Нескончаемо. Бесконечно в выборе, и всё нужно! Или подумать о безвременных, непоправимых калеках. Сколько их. Как им помощь нужна. Много сторон нашего обихода уже использовано для войны. Но могут отозваться ещё многие проявления жизни»2.
После разрушения немецкими войсками европейских городов Лувена и Реймса Николай Рерих сложил с себя звание члена венского «Сецессиона», отправил телеграмму президенту Франции с выражением глубочайшего сожаления о невосполнимых потерях, от лица совета преподавателей Общества поощрения художеств обратился к послу Соединённых Штатов Америки с просьбой вступиться за гибнувшие от рук немецких вандалов памятники искусства. Художник не мог остаться безучастным к разрушению памятников культуры — он создал плакат «Враг рода человеческого», который был напечатан в количестве 600 тысяч экземпляров. Плакат рассылался по воинским частям и вывешивался на выдающихся монументальных строениях. Наряду с этим Рерих посылал свои произведения для публикации в благотворительные издания, доход от которых шёл в пользу защищавших Отечество воинов и жертв войны. Вот об этих изданиях, в которых участвовал Николай Константинович, мне хочется рассказать более подробно.
В 1914 году вышел в свет сборник «Под Благодатным Небом», посвящённый «наследнику государя цесаревичу и великому князю Алексею Николаевичу». Вся прибыль от продажи издания должна была поступить «в пользу детей воинов, вставших на защиту Отечества». Это был первый выпуск из серии, задуманной великой княгиней Елисаветой Феодоровной. Предполагалось издать серию книг, рассчитанных на самого неискушённого читателя, где должны были быть просто и доходчиво изложены избранные жития святых. В первом выпуске были собраны жития святых, которых памятуют в сентябре — октябре.
В обращении к читателю издатели писали: «В постоянных житейских заботах как бы изглаживается память о смерти и замирают запросы нашего духа, требующего, как и тело, питания. Но смерть для всех и каждого расставила как бы повёрстные столбы, дальше которых нет дороги. А дни кровавой брани особенно часто напоминают о ней...
Каждый знает, что не трудно проводить жизнь в праздности. Гораздо труднее победить смерть. А эта победа даётся только духовным богатырям. Об этих-то духовных богатырях и рассказывается в предлагаемом сборнике»3.
Более двадцати рассказов о житиях святых были представлены вниманию читателей. Большей частью они были посвящены тем святым, чья жизнь в житиях описана с самого раннего возраста. Преподобный Симеон Столпник, Святой Мамант, мученица Василиса, Святые мученики Урван, Прилидиан и Епполоний, Святой Архипп, Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь, Преподобный Сергий Радонежский, Святой мученик Нестор — вот далеко не полный перечень подвижников, о юношеских годах которых рассказывалось в выпущенном сборнике. В подборе житий и составлении книги приняли участие преподаватели Московской духовной академии во главе с её ректором, епископом Феодором, и профессором Д.И. Введенским. Весь тираж издания, с благословения Митрополита Макария, был напечатан бесплатно в типографии обители преподобного Сергия.
Книга была иллюстрирована репродукциями произведений известных художников и членов императорской семьи. Свои рисунки для этого благотворительного издания дали Великие княгини Елисавета Феодоровна и Ольга Александровна, М.В. Нестеров, Н.К. Рерих, В.Д. Поленов, Н.П. Богданов-Бельский, князь Н.Н. Одоевский-Маслов, В.В. фон Мекк, С.А. Виноградов, П.Д. Корин.
Николай Константинович Рерих оформил обложку сборника. Рисунок этот не сохранился или находится в частном собрании. Книга является уникальным документом, представляющим неизвестную работу Н.К. Рериха.
В начале издания, в самом первом житии, названном «Благодатное небо», раскрывалась суть названия этого сборника: «Светлая безоблачная высь голубого неба... Кто хоть раз в жизни не заглядывал в беспредельный простор её? Кто хоть однажды не подумал: как хорошо, привольно там — в этой голубой синеве!.. Как будто отрада льётся оттуда на Землю к вечно суетящемуся человечеству... Как будто что-то родное, близкое зовёт туда труженика от его суеты житейской!
И не напрасно великие мудрецы вглядывались в небесный свод, днём освещаемый солнцем, а ночью золотистыми звёздами... В небесном своде, как и во всей природе, они видели Бога. За видимым небом для них было благодатное небо...
И не потому ли в самом деле видимое голубое небо манит нас к себе, что оно есть как бы отображение надзвёздных высот — царства вечной радости, царства будущей славы?!.
Не потому ли оно так влечёт к себе земных обитателей, что без веры в вечность, без будущей жизни нет радости на земле, не поняты страдания и скорби, от которых не свободны ни богатые, ни бедные, ни знатные, ни простые...»4
К сожалению, следующие задуманные выпуски серии так и не увидели свет. Первая мировая война и идущие следом революционные события не дали продолжить это благое и светлое начинание.
Осенью того же, 1914 года было положено начало периодическому изданию, которое называлось «Великая война в образах и картинах» и освещало события Первой мировой войны. Имевшее довольно большой формат, оно было осуществлено Д.Я. Маковским и выходило под редакцией Ивана Лазаревского. Историю Великой войны взялся написать полковник генерального штаба А.Д. Шеманский. Печаталось издание в московской типографии А.И. Мамонтова.
За несколько лет, с 1914 по 1917 год, вышло 14 выпусков. Они содержали многочисленные фотографии участников войны и мест событий, комментарии и фото русских и европейских военных корреспондентов, дневник Великой войны. В сборниках представлено много рисунков, картин и портретов в красках на отдельных листах. В художественном отделе и оформлении издания приняли участие видные представители художественного и литературного мира тех лет: художники Н.И. Кравченко, находившийся в зоне военных действий, В.В. Мазуровский, К.Е. Маковский, Н.К. Рерих, М.В. Рундальцев, Ю.И. Репин, Н.С. Самокиш и многие другие; в военно-литературном отделе — генерал М.И. Ботьянов, поэт С. Городецкий, князь П.Д. Долгоруков, князь М.М. Кочубей, проф. В.Д. Кузьмин-Караваев, А.М. Оссендовский, А.П. Семёнов-Тян-Шанский, Б.А. Суворин, граф А.Н. Толстой, князь Е.Н. Трубецкой, С.К. Маковский и другие.
Статья Н.К. Рериха «Лувен сожжён» была помещена во втором выпуске этого издания. Болью и горечью за судьбу уничтоженных культурных сокровищ пронизаны строки статьи художника и общественного деятеля: «Послушайте. Лувен сожжён. Варварское войско уничтожило прекрасные предметы всемирного значения. И не только армию винить надо. Теперь уже все знают, что немцы дики. (...) Скажите, где их справедливое требование искусство уважать. Если они боялись за свою важную шкурку, то где их хотя бы униженные мольбы перед правительством о пощаде всемирного искусства. Надутые господа молчат, а может быть, и ликуют. Теперь уже нечему удивляться. Когда справедливость будет воздавать должное геройству Бельгии, то не забудьте, что в немецких музеях имеются предметы, которые могут отчасти возместить бельгийские потери. Пусть из варварских рук искусство переходит в культурные, честные руки». Заканчивалась статья словами: «Бельгии — слава. Германии — вечный позор»5. Выпуск был украшен цветными фотографиями бельгийских городов: Брюгге, Антверпена, Брюсселя, помещено фото одной из разрушенных улиц Лувена. Сборник содержал также статьи полковника А.Д. Шеманского «Очерки Великой европейской войны», С.К. Маковского «Гибель Реймсского собора», Г.К. Лукомского «Культурные сокровища Львова и Галиции», А.М. Оссендовского «Польша перед лицом войны», фото полководцев русской армии и союзных армий, виды городов, рисунки, дневник войны и многое другое.
В феврале – марте 1915 года было объявлено о выходе в свет сборника под названием «В год войны. Артист — солдату» под редакцией А.В. Руманова и Л.Ю. Рахмановой. Весь сбор от его продажи должен был поступить организации «Артист — солдату» для жертв войны. В книге были представлены произведения писателей и поэтов А.И. Куприна, А.М. Ремизова, В.Я. Светлова, Т.Н. Щепкиной-Куперник, Ф.К. Сологуба, А.А. Блока, Г.И. Чулкова, А.А. Ахматовой и других. В газете «Биржевые ведомости» об этом издании писали так: «В нём нет злободневных статей, но всё же война ярко отразилась во многих произведениях, составляющих его содержание»6.
Н.К. Рерих дал для сборника своё произведение «Николаю Чудотворцу слово» (с припиской «Из слов, писанных при стенописи храма св. Духа в Талашкине»), в котором выразил свои чаяния и надежды:
«Никола Милостивый! Ты — Чудотворец! Ты — могущий! Ты — Святитель воинствующий!
Ты — сердца побеждающий! Ты — водитель мыслей денных! Силы земные, Ты, знающий!
Ты — меченосец! Ты — городам заступник! Ты — правду творящий! Слышишь ли, Владыко, моления!
Злые силы на нас ополчаются! Защити, Владыко, Пречистый Град! Белый Град — врагам озлобление!
Похищают бесы души слабые. Покидали малых в геенну красную. Восстань, Отче, защити агнцев!
Прими, Владыко, прекрасный храм! Подвигнь, Отче, священный меч! Подвигнь, Отче, всё воинство!
Чудотворец! Яви грозный лик! Укрой грады святым мечом! Ты можешь! Тебе сила дана!»7
Весной того же года в петербургских газетах появилась реклама, извещающая о скором выходе в свет книги «Невский альманах. Жертвам войны писатели и художники». В предисловии было указано, что «Невский альманах» издан по поручению общего собрания «Общества русских писателей для помощи жертвам войны». В состав редакционного комитета вошли Ф.Д. Батюшков, С.А. Венгеров, Н.А. Котляревский, Ф.К. Сологуб, Е.П. Султанова и другие. Заведование художественной частью взяли на себя Ф.Г. Беренштам и С.К. Маковский. Все издержки по изданию приняло на себя Товарищество И.Д. Сытина.
В начале июня 1915 года сборник поступил в продажу. В нём было более 40 произведений русских писателей и поэтов, таких как Л.Н. Андреев, А.А. Ахматова, проф. Ф.Д. Батюшков, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, проф. В.М. Бехтерев, В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, акад. В.И. Вернадский, 3.Н. Гиппиус, С. Грузенберг, Н.С. Гумилёв, А.И. Куприн, Д.С. Мережковский, О.Э. Мандельштам, А.М. Ремизов, Ф.К. Сологуб, С.Л. Рафалович, Игорь Северянин и др. Были представлены проза и стихи, публицистические статьи и лирические произведения, письма.
Книга украшена рисунками и виньетками известных русских художников: А.Ф. Афанасьева, А.Ф. Гауша, Б.Д. Григорьева, М.В. Добужинского, Н.Н. Дубовского, В.И. Зарубина, Д.Н. Кардовского, В.Н. Левитского, Г.К. Лукомского, В.Е. Маковского, Д.И. Митрохина, Е.И. Нарбута, К.С. Петрова-Водкина, Н.К. Рериха, И.Е. Репина, Д.С. Стеллецкого, П.А. Шиллинговского, В.И. Шухаева и других. Обложка и титульный лист сборника выполнены М.В. Добужинским. В издании помещена репродукция картины Н.К. Рериха «Зарево», о которой сам художник писал позже в листах дневника: «Ведь во имя Бельгии, во имя Брюгге я заклинал войну первого марта 1914-го года картиною моею "Зарево"»8. Николай Рерих предвидел надвигающиеся события Первой мировой войны и отразил это в своём полотне. Вся картина написана в красновато-багровых тонах, на ней средневековый город, охваченный огнём пожарищ, — багровое пламя застилает небо, разгорается над кровлей замка, отражается багровыми отсветами в окнах, а на первом плане — застывший каменный рыцарь, рыцарь-страж, стоит перед «поверженным львом, стилизованным под бельгийский герб», бессильный спасти город. Картина была представлена в марте 1915 года на выставке «Мир искусства» в Петрограде. С.П. Яремич в «Биржевых ведомостях» писал об этом полотне: «Предчувствие вырвавшихся на волю грозных сил природы, разрушающих в своём неистовом беге весь видимый уклад жизни, передано великолепно в "Зареве", где языки пламени окрашивают своим багрянцем погибающий город и всё тонет в пожирающем огне. Более сильно не могло быть выражено предчувствие трагической судьбы Лувена и Реймса»9.
В 1916 году Н.К. Рерих принял участие в сборнике в пользу «убежища общества "Детская помощь"», который назывался «Пряник осиротевшим детям». Сборник был подготовлен стараниями В.Н. Гордина и посвящён Владимиру Васильевичу Вейдле. Обложка книги, титул и содержание были украшены фрагментами костромских и ярославских пряничных досок из собрания И.А. Рязановского, близкого друга А.М. Ремизова. Редактором и издателем сборника выступила Антонина Дмитриевна Барановская. Многие известные писатели и поэты приняли участие в этом издании. Свои произведения предоставили писатели Е.И. Замятин, А.М. Ремизов, И.С. Соколов, А.И. Тиняков, Д.В. Философов, В.Я. Шишков; поэты А.А. Ахматова, З.Н. Гиппиус, А.А. Блок, С.А. Есенин, Н.А. Клюев и многие другие. Николай Рерих дал для сборника стихотворение «Священные знаки». В нём художник призывал прислушиваться к идущим переменам, внимать внутреннему ощущению.
...Всё бывает. Всё слышали.
Звенит пустыня для путников.
Стонет поле для воинов.
Воют под Нерлью на озере
Проклятые плавучие могилы.
Звучит и поёт лес для охотника.
Звонят подземные, ушедшие храмы.
Играет утро. Звенит ночь.
А вы поймите! Вы слушайте!
Настоящий — услышит...10
В том же году в Петрограде выходит книга «Париж накануне войны. В монотипиях Е.С. Кругликовой» — роскошное художественное издание в оригинальной коробке с золотым тиснением на верхней крышке, с двадцатью красочными воспроизведениями монотипий художницы и ею же сделанными книжными украшениями.
Доход от продажи предназначался в помощь бедствующим русским художникам, застигнутым войной во Франции. В статье «Париж в отражении русской художницы» С.П. Яремич замечал: «...Лишённая возможности в данный момент помогать делом и словом русской художественной колонии в самом Париже, Е.С. Кругликова издала богато иллюстрированную книгу, посвящённую парижским настроениям накануне войны»11. Жизнь Парижа была освещена весьма живо и разнообразно: кружево листвы его платанов, мосты через Сену, памятники готической архитектуры, узкие улочки и широкие проспекты... В послесловии к изданию Кругликова писала: «Хочу я в мимолётных штрихах запечатлеть последние, беззаботно-весёлые моменты перед разразившейся так внезапно страшной войной».
Все графические элементы издания: заставки, концовки, виньетки — выполнены в технике силуэта. Эту технику художница превратила в самостоятельный жанр искусства. В графических сценках, обрисованных живо и чуть иронично, Кругликова много внимания уделяет простым людям Парижа: спешат разносчики, пробегает газетчик, шествует модистка с огромной шляпной коробкой, любители книг на набережной Сены толпятся у лавок букинистов, дама прогуливает собачку...
Строгий стиль оформления издания контрастирует с красочностью 20 цветных монотипий, созданных Е.С. Кругликовой по большей части в июле 1914 года во Франции. Они выполнены в голубых, розовых, лиловых и золотистых тонах и представляют праздничный Париж: танцы на бульварах при свете фонариков, показы мод, фонтаны в Версале, скачки, вереницы открытых авто и многое другое.
В литературном отделе издания участвовали: К.Д. Бальмонт, А.Н. Бенуа, М.А. Волошин, Вячеслав Иванов, В.Я. Курбатов, А.М. Ремизов, Н.К. Рерих, Ф.К. Сологуб, граф А.Н. Толстой, А.Н. Чеботаревская и Г.И. Чулков.
Н.К. Рерих представил своё произведение под названием «Привет», датированное 16 сентября 1915 года. В нём он обращался к молодёжи: «Настало время, когда всё накопленное и ещё оставшееся на земле уступает своё место. Мы чувствуем, что кроме великого свода неба, кроме претерпевшей земли остались наши головы и руки. И буря опять пройдёт. Тёмное опять склонится. Враги рода человеческого уйдут под землю. И руки создадут новые вершины. Не сегодня, но завтра. Не сейчас, но потом. Не для нас. А может быть, ещё и для нас. Кто в Париже претерпит. Претерпит перед ликом великим, тому будет, может быть, легче. Привет мой всей хорошей русской молодёжи, застигнутой бурей в Париже. Продержитесь, и ладно будет. Обопритесь друг на друга»12.
Не только в благотворительных изданиях, но и в газетах и журналах того времени выходили статьи художника, публиковались его новые рисунки и картины. В неспокойное время, в грозные часы мировых катаклизмов не покидала его вера в победу культуры, в победу сил просвещения, сил света. Так, в своей статье «Слово напутственное», опубликованной в газете «Биржевые ведомости» в 1916 году, он призывал: «Будем же сеять широко семя подлинного искусства. Будем разбрасывать картины, листы, обращения, письма, издания. И малые, и большие. Будем проникать во все школьные книгохранилища. Овладеем внешкольными помыслами учащейся молодёжи. Проведём молодёжь по земле. Будем обращать к художеству видом возрождённых памятников. Будем твердить словом всенародно и укреплять делом. Не убоимся — поверим. Защитим радость духа от всех сил тёмных»13.
1 «В мертвецкой» А. Куприна // Николай Рерих в русской периодике. 1891 – 1918. Вып. V. СПб., 2008. С. 377.
2 Рерих Н. Искусство — воинам // Там же. С. 309.
3 Под Благодатным Небом. Московская художественная печатня, 1914. С. I – II.
4 Благодатное небо // Под Благодатным Небом. С. 1 – 12.
5 Великая война в образах и картинах. Вып. 2. М., 1915. С. 81.
6 «В мертвецкой» А. Куприна // Николай Рерих в русской периодике. 1891 – 1918. Вып. V. С. 378.
7 В год войны. Артист — солдату: Сб. Пг.: Унион, 1915. С. 213 – 214.
8 Рерих Н.К. Городу Брюгге // Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991. С. 253.
9 Яремич С.П. Новизна в искусстве // Николай Рерих в русской периодике. 1891 – 1918. Вып. V.
С. 380 – 381.
10 Пряник осиротевшим детям: Сб. Пг., 1916. С. 132.
11 Яремич С.П. Париж в отражении русской художницы // Николай Рерих в русской периодике. 1891 – 1918. Вып. V. С. 544.
12 Париж накануне войны. В монотипиях Е.С. Кругликовой. Пг., 1916. С. 19 – 21.
13 Рерих Н. Слово напутственное // Николай Рерих в русской периодике. 1891 – 1918. Вып. V. С. 540.