Чем утвердите меру дел ваших? Если дела имеют полезность для всего мира, то и мера хороша. Зов, 03.03.1923 |
Н.Т. Черникова открывает выставку своих работ
Мастеркласс с литературными играми Сочиняем сказку Мастеркласс по изготовлению книги Экскурсия в зале Музея Н.К. Рериха |
Международная акция «Музейная ночь», пришедшая в Россию чуть больше десяти лет назад, быстро приобрела популярность. Майским субботним вечером музеи продляют свою работу допоздна, а при возможности и до утра, встречают гостей специальной программой. По этому примеру уже третий год проходит и апрельская «Библионочь».
Музей Н.К. Рериха участвует в акции с 2009 года. В нынешнем мае программа праздника как бы объединила музейные и библиотечные мотивы.
Утренних и дневных посетителей музей встречал экскурсиями, видеофильмами и выступлениями музыкантов. Концертную программу в этот день начали Даниэль Матаев, ученик 4-го класса Специальной музыкальной школы при консерватории, и Юлия Хантель, выпускница Музыкального колледжа им. А.Ф. Мурова. Фортепианную музыку сменила ансамблевая. «Юбилеи, юбилеи...» — так назвали свою программу молодые новосибирские музыканты, исполнившие произведения композиторов, юбилеи которых отмечаются в 2015 году, — П.И. Чайковского, Г. Малера, М. Равеля и И.О. Дунаевского.
В честь 70-летия Великой Победы в музее была показана слайд-программа «Русские твердыни».
Русским победам посвящена и выставка матрёшек, расписанных новосибирским мастером Н.Т. Черниковой, которая занимается росписью по металлу и дереву, а также живописью.
Почему русская матрёшка так знаменита в мире? Не оттого ли, что в ней заключён особенный, не до конца понятый смысл?
В основе русских имён Матрёна, Матрёша лежит слово «матерь». И по сей день деревянная русская кукла матрёшка, со своим многочисленным семейством, остаётся символом материнства, объединяющего и охраняющего начала. В то же время эта игрушка напоминает и о внутреннем мире человека. Русский писатель Михаил Пришвин писал: «Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца; кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, — раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зелёное, и под самый конец выскочит почему-то всегда жёлтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше».
Нина Тимофеевна Черникова разработала на основе урало-сибирской росписи свой уникальный стиль; на Международном фестивале художественных ремёсел «Артания» ей было присвоено звание «Лучший мастер Сибири – 2010». Работы Нины Тимофеевны можно увидеть в выставочных центрах Германии, Франции, Японии, Америки.
На выставку в Музей Н.К. Рериха Н.Т. Черникова предоставила расписные матрёшки, часть которых объединена городской тематикой, — здесь и старый, и современный Новосибирск, и города Сибири и др. Для каждой матрёшки с её семейством разработан свой узор и мотив. Но особый цикл составляют матрёшки под общим названием «Ратная слава Руси».
«Мы должны знать свою историю — откуда мы, что происходило с нашим народом, — сказала Нина Тимофеевна. — Первой я расписала матрёшку "1812 год", на ней показано противостояние Кутузова и Наполеона. Следом создала панораму Ледового побоища. Здесь и Александр Невский, и воины-богатыри, и простой русский воин в белой рубахе. Видим и музыкантов, которые перед битвой помогали поднять воинский дух. Вот Куликовская битва — показано и само сражение, и то, как Святой Сергий благословляет на бой Дмитрия Донского, и единоборство Челубея и Пересвета. На матрёшках, посвящённых Полтавской битве, Пётр Первый со свитой объезжает войско, изображены баталия, план битвы, солдаты, переходящие вброд Полтаву, Пётр, въезжающий на коне
в Москву как победитель.
Красные платки матрёшек, на которых изображены картины Великой Отечественной войны, — как цвет знамени Советского Союза. На первой матрёшке — поверженные фашистские знамёна, которые были затем сожжены. Вот плакат "Родина-Мать зовёт" и рядом танк, рабочие передают его танкистам. Вот бой под Сталинградом, вот водружение красного знамени над рейхстагом, "дорога жизни" к блокадному Ленинграду. На предпоследней матрёшке изображены партизаны, на самой маленькой — вечный огонь».
В 17 часов начался мастер-класс с литературными играми, который проводила писатель Екатерина Грачёва, он вызвал большой интерес не только у детей.
«Раньше я вела литературные кружки, но мастер-класс проводила впервые, — поделилась она. — Это довольно необычно — готовить короткое занятие, не зная, сколько придёт людей, какого они возраста, увлекаются ли сочинительством или просто любопытствуют. Поначалу вокруг столика собралось человек десять, но потом они всё прибывали и прибывали... Ценность литературных игр в том, что их структуру можно использовать как для ребятишек, так и для вдумчивой работы со взрослыми. Когда ребёнок получает удовольствие от игры, возможно, позже он вернётся к ней уже на более серьёзном уровне».
Мастер-класс Алексея Цыганкова по изготовлению книги также был представлен впервые. Теперь мы уже знаем, что по времени он занимает не два, а четыре часа, а значит, и участники должны быть постарше. Дети, включившиеся в работу, немного утомились, однако высидели до конца и результа-том были довольны. Ещё бы, ведь они собственными руками изготовили настоящую толстую книжку в твёрдом переплёте с золотистыми буквами.
В конце книги было предусмотрено место, куда можно вписать имя изготовителя. А когда под конец Алексей Леонидович объявил, что участники получают в подарок не только книгу, но и орудия труда — шило, так называемые косточки для фальцовки и приспособления для домашней окатки рубчика, — новоиспечённые переплётчики чуть ли не хором воскликнули: «Ура!».
По окончании мастер-классов сразу начали поступать заявки на их повторное проведение.
Пока в фойе второго этажа кипела работа мастер-классов, в других выставочных залах шли экскурсии. Было много новых людей, впервые посетивших Музей Рериха, но вопросы у них были не праздные,
не случайные. Многие ребята и взрослые находились в Музее по три-четыре часа, некоторые провели здесь почти весь день. Экскурсоводы и смотрители музейных залов запомнили молодого человека, который больше часа изучал каталог картин Н.К. Рериха. В кабинет Наталии Дмитриевны Спириной среди других посетителей зашла женщина, которая сказала, что её знакомые видели Наталию Дмитриевну, а ей не довелось, — и теперь она специально пришла посмотреть на её портрет и всё узнать о ней. Внимательно слушала экскурсовода и под конец заметила: «Да, это истинная подвижница».
Случались и забавные моменты. К примеру, отец и сын, переходя из зала в зал, всё никак не могли прийти к общему мнению, кто же из художников Рерихов «главный» — Николай Константинович или Святослав Николаевич. Одну девочку так воодушевила программа, посвящённая Великой Победе, что потом весь музей услышал, как малышка марширует по лестнице, громко распевая «Катюшу». Рассказывали экскурсоводы и о других встречах — и весёлых, и серьёзных.
Н.Ф. Василькова: Многие спрашивали о том, чем Рерихов заинтересовала именно Сибирь. Когда я рассказывала, что Рерихи видели в Сибири центр будущего возрождения, кивали, соглашались. А один мужчина поделился, что путешествовал по Индии, интересовался древними знаниями, а ламы сказали ему: «Что вы, русские, сюда едете, если все богатства — у вас? Мы ведь храним ваши знания. Многие манускрипты написаны на вашем древнем языке, которого мы не знаем».
Т.П. Осипова: Начиная с шести часов вечера люди шли сплошным потоком, непрерывно. Было много молодых людей, им особенно близка тема героизма и подвига. Потрясающе прекрасная молодёжь встречается!
Ю.В. Цыганкова: Когда рассказываешь о бескорыстном народном строительстве музея, люди всегда бывают впечатлены. Три женщины, услышав, что уникальный буддийский буцудан был подарен музею, очень просили передать свою огромную благодарность за такой поступок дарителю — Владимиру Игоревичу Березину.
Л.А. Константинова: За полчаса до закрытия музея мы поняли, что нам придётся закрыть калитки, ведь на территории находится Колокол Мира, в который всем хотелось ударить, хотя в восемь часов мы уже сняли колокольный шнур. Желание людей понятно, но ведь нужно же думать и о горожанах, которые живут поблизости! Объяснить это удавалось не всем поздним посетителям, поэтому мы встали у калиток «на страже» и всех опоздавших приглашали прийти в другой раз, рассказывали, что у нас ежемесячно бывают дни бесплатного посещения. Выпускаем людей из калитки и удивляемся, что с некоторыми из них мы виделись ещё днём. Вот выбежали две девочки, которые гостят у нас уже около шести часов. Спрашиваем: «Устали?» — они дружно: «Устали!» — и... бегом несутся обратно в музей. Дольше всех задержались участники мастер-класса по изготовлению книги, за ними приезжали на машинах папы, терпеливо ждали за оградой. Только представьте эту картину: десять часов вечера, время для посещения уже закончилось, возле калиток собираются опоздавшие и просят впустить их, а из Музея выходят последние участники мастер-класса, прижимая к себе изготовленные своими руками книжки, лица у всех счастливые, благодарят, даже кланяются...
Книга отзывов Музея пополнилась тёплыми словами:
«Мы у вас впервые! Только начинаем свой путь по вашим залам, но уже уверены, что Ночь музеев в этих стенах будет волшебной, интересной и запоминающейся».
«Очень трогает внимательное, доброжелательное, культурное отношение персонала к посетителям. Желаю дальнейших творческих успехов во всех делах! Пенсионерка».
Крупным детским почерком: «Мне очень понравилась скульптура "Моление о чаше". Ночь Музея Рериха, Миша Иванов».
«Какая красота, любовь, сила во всём, что здесь! Спасибо! За красоту, вдохновение, краски!!! Чернова».
«Такой заряд энергии, чистоты, ощущения нужности Мира и тебя в Мире! Спасибо Музею Рериха! Анна».