Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

Живая Этика должна прежде всего выражаться в Этике явленных действий каждого дня.

Рерих Е.И. Письмо от 31.05.1934
"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД

Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально

Подписаться

Музей:         
Книги:         

«БАРД ВЕЛИКОГО ГРААЛЯ». К дню рождения Р.Я. Рудзитиса

Автор:



Теги статьи:  Прибалтика, выставки

Рихард Яковлевич Рудзитис




И.Р. Рудзите. Лоэнгрин — посланник Святого Грааля.
19 февраля в Музее Н.К. Рериха открылась выставка, посвящённая Рихарду Яковлевичу Рудзитису (1898 – 1960) — поэту, философу, председателю Латвийского Общества Рериха. На её открытии Л.А. Га­нина сказала: «Материалы для экспозиции — книги на латышском и русском языках, фотографии, открытки, письма и другие ценные документы — предоставила дочь Рихарда Яковлевича, Илзе Рудзите, известная художница. С 1963 года она живёт на Алтае; изучала алтайский период Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов вместе с художником Л.Р. Цесюлевичем. Благодаря им в 1974 году на доме В.С. Атаманова в Верхнем Уймоне была установлена мемориальная доска, посвящённая пребыванию там экспедиции. Сегодня в Мемориальном Доме-музее Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне тоже открыта выставка, посвящённая Р. Рудзитису.

Мы признательны Илзе Рихардовне за возможность познакомиться с экспонатами, которые позволят лучше узнать этого удивительного человека.

Рихард Рудзитис родился в Латвии, в посёлке Меллужи, в крестьянской семье. Он самостоятельно научился читать, и книги стали его большими друзьями на всю жизнь. Рихард покупал их на деньги, вырученные от продажи собранных в лесу ягод и грибов. Читал тайком, в сумерках, от этого у него рано начало портиться зрение. Нередко родители его наказывали, ведь читать, по их мнению, значило лениться.

С малых лет Рихард задумывается о вечных вопросах. Он пишет стихи, ведёт дневник. В 9 лет он написал письмо Льву Толстому, позже писал Рабиндранату Тагору, Ромену Роллану.

Окончив местную гимназию, Р. Рудзитис продолжает образование в Тарту (Эстония), в старейшем Юрьевском (бывшем Дерптском) университете, изучает классическую филологию. В конце 1919 го­да юношу призвали в армию, но вскоре демобилизовали. В 1920 году он поступает на философский факультет Латвийского университета и одновременно работает в Национальной библиотеке.

1920 – 1930-е годы — время расцвета поэтического творчества Рихарда Рудзитиса. В печати появляются его стихи, статьи, а также рецензии; стихи переводятся на другие языки, перекладываются на музыку. Первый сборник стихов выходит в 1922 году, и Рихард Яковлевич записывает в дневнике: "Сегодня мой праздничный день, мой молитвенный день... Наконец свершилось. Вчера вышли мои стихи «Песни человека». Много было забот, пока всё приготовил... И сегодня я начинаю дарить многим... О Боже, сколько сражений вложено в эти стихи! Каждая строчка написана кровью моей души"1.

В 1925 году выходит поэтический сборник "В храме. Песни о любви", в 1933-м — сборник "Прекрасной душе", который переиздаётся уже через два года. Многие эссе Рудзитиса по сути являются стихами в прозе. Например, книга "Мыслители и борцы" (1935), в которой рассказывается о Данте, Шелли, Байроне, Роллане, Чюрлёнисе, Райнисе. "Записки пилигрима" (1929) повествуют о красоте земли и её городов.

Р.Я. Рудзитиса привлекает восточная философия и поэзия. Он переводит стихи Саади, Руми, Тагора, труды Вивекананды, а также "Бхагавадгиту". Им выпущена книга на латышском языке "Рабиндранат Тагор. Лирика".

В конце 1920-х годов Латвийское Общество Рериха приглашает Рихарда Рудзитиса, как хорошего переводчика и знатока восточной культуры, быть редактором переводов книг Учения Агни Йоги. Со временем он становится одним из самых активных членов Общества. Здесь он нашёл то, что искал многие годы. 1 февраля 1928 года Рудзитис написал в дневнике: "...Лукин мне дал «Тайное учение» и другие чудесные книги, и я шёл домой с таким ликующим, ликующим сердцем"2. 18 марта того же года: "...впервые прикоснувшись к теософии, я вошёл в неё и чувствую себя в ней как дома. Там я нашёл готовым всё то хорошее, что я несколько лет черпал из индийской философии и религии"3. Сохранилась рукопись перевода, сделанного Рудзитисом, — "Как чела нашёл своего Гуру" (выдержки из письма С. Рамасвамира к Дамодару К. Маваланкару, генеральному секретарю Теософского Общества).

Возникновение Латвийского Общества Рериха связано с именем рижанина В.А. Шибаева, который осенью 1919 года познакомился в Лондоне с семьёй Рерихов. Николай Константинович уже тогда остановил на нём свой выбор как на секретаре. На выставке можно ознакомиться с письмом Н.К. Рериха В.А. Шибаеву от 3 сентября 1924 года.

С 1930 по 1936 год председателем Латвийского Общества Рериха был Ф.Д. Лукин. После его ухода председателем избирают Р.Я. Рудзитиса, он руководил Обществом до 1940 года. В его ведении также было издательство "Угунс". Рерихи, отсылая в Ригу рукописи Учения Живой Этики, дневники Н.К. Рериха, перевод "Тайной Доктрины", полностью доверяли Р.Я. Рудзитису. Всего в издательстве "Угунс" в те годы было выпущено около 50 книг.

В 1932 году издана "Книга о Матери", в которой "помещены стихи и фрагменты более эволюционного духовного содержания"4. Как отмечал Р. Рудзитис, это была "первая книга программы по материнству". 20 марта он записал в дневнике: "Держу в руках свою новую «Книгу о Матери». Белая, ясная, хрупкая. В муках рождённая. От светлого лика её грустные струны трепещут"5. Отправив экземпляр книги Рерихам в Индию, Рудзитис получает ответное письмо с благодарностью за труды "на истинную духовную пользу человечества"6.

В 1935 году выходит книга Р.Я. Рудзитиса "Николай Рерих — Водитель Культуры". Рихард Яковлевич отмечал: "Ещё ни одну книгу я не писал в таком великом напряжении, как эту. И с самым большим чувством ответственности. Напряжение это длилось четыре месяца"7.

Следующая его книга — "Сознание Красоты спасёт" (1936). О ней не скажешь лучше, чем это сделала Е.И. Рерих в своём письме: "Родной наш Рихард Яковлевич, вчера была нам радость. Пришла чудесная книга «Сознание Красоты спасёт». В тот же вечер мы прочли этот огненный гимн Красоте. С восторгом вчитывались в эти одухотворённые строки. Столько в них сердечного огня! Столько Света, бодрости и радости! Книга эта должна найти место на столе правителей, в школах и в каждом обиходе. Ведь она говорит о самом насущном, о том, чем жив человек! Хотелось бы, чтобы она проникла и туда, где начинают мечтать о внесении красоты в жизнь"8.

Книга "Братство Святого Грааля", над которой Р.Я. Рудзитис трудился более 20 лет (1935 – 1958), была издана только в 1994 году. Е.И. Рерих писала Рихарду Яковлевичу: "...с сердечной радостью прочли конспект предложенного Вами труда. Считаем, что книга эта не только полезна, но именно необходима. Мы всегда опасались и опасаемся, когда затрагивается в печати высочайшее понятие Иерархии Света, но Вам мы вполне доверяем, ибо Ваше чувство Красоты и присущая северным народам чистота восприятия уловят тончайшие тона и звучания Радуги Света, окружающей Обитель Всеобъемлющего Сердца"9.

О многообразной и плодотворной работе Рудзитиса полнее всего говорят около 250 писем Рерихов Рихарду Яковлевичу. В нашей экспозиции находится письмо Н.К. Рериха Р.Я. Рудзитису от 9 апреля 1936 году. В нём идёт речь об издании книги Н.К. Рериха "Врата в будущее". Строки из этого письма Рудзитис цитирует в своём дневнике. Рерих пишет о доверии к Рудзитису и о том, что Рихард Яковлевич всё "делает так, как лучше"10.

Ещё один очень ценный экспонат на выставке — открытка с репродукцией картины Н.К. Рериха "Священное пламя" ("Слава герою") и надписью на английском языке: "Мистеру и миссис Рудзитис с самыми искренними пожеланиями и поздравлениями! Е. Рерих. Н. Рерих. Наггар, Кулу, Пенджаб, Индия".

Хочется сказать ещё об одном экспонате. И хо­тя это только копия, для нас он очень ценен. Это открытка с портретом Е.И. Рерих, на обороте надпись: "21 – XII – 37 г. Родному Рихарду Яковлевичу от Ел. Рерих". Правый нижний угол открытки выглядит потёртым, так как Рихард Яковлевич, из большого почитания, брал открытку в руки только за этот уголок.

Осенью 1940 года Латвийское Общество Рериха было ликвидировано. В апреле 1948 года Рихарда Рудзитиса арестовали и осудили на 10 лет. Связь с Рерихами прервалась.

После освобождения в 1954 году Р.Я. Рудзитис привозит домой свои рукописи, сделанные химическим карандашом на клочках ткани, вшитых в арестантский бушлат. На один из экспонатов выставки невозможно смотреть без сострадания и восхищения мужеством Рихарда Яковлевича — это кусочек ткани с текстом, нанесённым на него в лагере 15 марта 1949 года.

Огромной радостью для Р.Я. Рудзитиса стали его встречи с Юрием Николаевичем Рерихом, вернувшимся на родину в 1957 году. О них подробно рассказывается в дневниковых записях и воспоминаниях Рихарда Яковлевича.

На вершине своего жизненного пути Рудзитис пишет работу "Учение Огня. Введение в Живую Эти­ку", подводя итоги своего изучения Агни Йоги. Он заканчивает книгу в октябре 1960 года, незадолго до своего ухода.

Среди дел и забот Р.Я. Рудзитис уходит из жизни — его перетрудившееся сердце не выдержало горькой вести о внезапном уходе Ю.Н. Рериха. Похоронен Рихард Яковлевич на Лесном кладбище в Риге. На гранитном камне высечена чаша воителя Грааля, а под ней слова: "Сердце, спеши к утру".

Мы приносим Рихарду Яковлевичу нашу благодарность, пусть ему будет светло».

«Лоэнгрин — посланник Святого Грааля» (2012) — так назвала И.Р. Рудзите свою картину, посвящённую Рихарду Рудзитису. Её представил С.А. Деменко: «Это одна из трёх картин Илзе Рихардовны, посвящённых отцу. Зная о неукротимом стремлении Рихарда Яковлевича поведать людям о Великом Братстве, она воплотила его в образе рыцаря Лоэнгрина. "Картина должна говорить сама за себя, — отметила Илзе Рихардовна, — и каждый может почерпнуть то, что в ней заключено".

Персонажи на картине освещены двумя источниками света: один, светло-жёлтый, символизирует свет земного солнца и свет творчества, который принёс сам Рихард Рудзитис. Ведь вся его жизнь прошла в творчестве: в написании стихов, пьес, рассказов, очерков, романов, переводов. И всё это озарено светом Культуры, служителем которой он был. Потому другой источник света на картине — розовый, от духовного солнца, которому он также служил. Согласно легенде, Лоэнгрин явился на помощь людям, но из-за их недоверия покинул земной мир. На картине в руках Лоэнгрина меч — меч духа. Он благословляет коленопреклонённую женщину, освещённую отблесками розового света. На заднем плане — гора спасения Монсальват, где, согласно легенде, находится замок, в котором хранится священная чаша Грааля».

Подготовлено редакцией


1 Рудзитис Р. Песни души. Дневник. Юные годы. Т. 2. Минск, 2011. С. 81.

2 Рудзитис Р. Песни души. Дневник. Юные годы. Т. 2. С. 422.

3 Там же. С. 426.

4 Письма с Гор: Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. Т. 1. Минск, 2000. С. 17.

5 Рудзитис Р. Дневник. Зрелые годы. Минск, 2003. С. 63.

6 Письма с Гор... Т. 1. С. 17.

7 Рудзитис Р. Дневник. Зрелые годы. С. 194.

8 Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М., 2002. С. 369 (10.10.1936).

9 Там же. С. 242 (20.06.1936).

10 Рудзитис Р. Дневник. Зрелые годы. С. 254.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске

Статьи по теме, смотреть список