Каждая забота, касающаяся светлого начинания, для нас лишь радость. Там, где нет заботы, там нет и любви. Рерих Е.И. Письмо от 17.08.1934 |
Теперь наступает время Сатиа Юги, потому Учение Жизни даётся обильно, на грядущие тысячелетия. К нему подойдут все, и все от него почерпнут... оно засияет в сознании миллионов людей...
Грани Агни Йоги, 1954, 411
Н.К. Рерих. АГНИ ЙОГА. Правая часть диптиха. 1928 – 1930
Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, Ю.Н. Рерих, С.Н. Рерих. Наггар, Индия. 1932 – 1933
Иоанн Богослов. Икона. 1813
Н.К. Рерих. АГНИ ЙОГА. Левая часть диптиха. 1928 – 1930
С.Н. Рерих. НАДЕЖДА. 1943
Б.Н. Абрамов КНИГИ УЧЕНИЯ
Как утра нежный свет сгоняет ночи тень |
«В Новую Россию Моя первая весть»1. С такими словами к нам обращается Великий Учитель, давший Учение Живой Этики. Учение это дано на многие века, в нём содержится океан знаний, которые сейчас полностью не может вместить ни одно человеческое сознание. Но от того, примем ли мы Живую Этику, зависит не только наша собственная жизнь и жизнь будущих поколений, но и дальнейшая эволюция всей планеты.
Восходит из лона морского
Омытая новая твердь...
Рождение мира иного
Даруется ныне узреть.
И Матерь к урочному сроку
Невиданно дивной Зари
Возносит в руке Агни Йогу
Для девственно чистой Земли2.
«...Женщина держит на своей ладони огонь; она приносит свет разума на новую, чистую Землю»3. Картина Николая Константиновича Рериха «Агни Йога» символизирует принесение Огня новых знаний, жизненно необходимых для человечества. Эти знания даются в очень непростое время. Войны и революции, смерчи и землетрясения, техногенные катастрофы, нравственная деградация — вот реальность, к которой мы сегодня почти привыкли. Есть ли выход из этой безысходности и в чём он?
Изменить существующее положение и направить жизнь в нужное русло можно! Сегодня нам протянута рука помощи из Высших Миров. Принять её или отринуть — решает наша свободная воля. И никто другой за нас этот выбор не сделает.
Из века в век Великие Учителя — наши Старшие Братья, давно закончившие свою эволюцию на Земле и стоящие по уровню сознания неизмеримо выше землян, — передают людям Знания в виде нравственных учений, философий или религий. Эти Знания приносят Вестники — ближайшие сотрудники Великих Учителей. Такими вестниками в XX веке стали наши выдающиеся соотечественники — семья Рерихов. Благодаря их самоотверженному труду людям было дано Мировоззрение Новой Эпохи — Учение Живой Этики. Это Учение — великий дар людям. Оно вобрало в себя жемчужины Знания всех эпох и народов, синтезировало нравственные заветы Востока и научные достижения Запада.
Четверо членов великой семьи Рерихов составляли единое целое в своём стремлении служить Общему Благу. Картины Николая Константиновича Рериха называют Живой Этикой в красках, а самого великого художника Гигантом духа и мысли, Голосом Эпохи. Младшие Рерихи — сыновья Юрий и Святослав — продолжили дело родителей. Юрий Николаевич — в области научного знания: он стал крупнейшим востоковедом, современники говорили о нём как о величайшем энциклопедисте Востока и Запада. Святослав Николаевич — в сфере искусства и общественной деятельности: художник с мировым именем, он всеми мерами крепил дружбу между Россией и Индией. Последний из Рерихов, Святослав Николаевич передал на родину бесценные архивы своей семьи.
О жене великого художника, Елене Ивановне Рерих, нужно сказать особо. Она не только писала книги, переводила многотомные философские труды, вела обширнейшую корреспонденцию — «она прошла тот путь, который предстоит пройти человечеству, если оно вступит на эволюционный путь развития духа, путь к Свету... Мы находимся в начале этого пути; она же его уже завершила. Она — дочь Земли и свет Звезды — достигла гармонии между земным и надземным»4.
В сотрудничестве с Великими Учителями Востока Е.И. Рерих записала ряд высоких Бесед, которые легли в основу Учения Живой Этики, или Агни Йоги. В книгах Живой Этики Елена Ивановна названа Матерью Агни Йоги.
Мы находимся в преддверии Новой Эры. Во всех религиях и древнейших Писаниях этот исторический период отмечался как решающий переход от тёмного века, Кали Юги (как его называют в Индии), к Светлому Веку, Сатиа Юге. Что такое Светлый Век? Это век справедливости и добра, всеобщего единения, век Общины Мира.
Сейчас подводится итог
Под роковой чертой эпохи.
Преодолеем ли порог
Или отстанем по дороге
И станем нищи и убоги?!
Свою судьбу решаем мы,
Избрав путь Света или тьмы5.
В течение последних десятилетий произошёл взрыв интереса к наследию семьи Рерихов и Учению Живой Этики. Всё большее количество людей задумывается над смыслом жизни, над своим назначением, не желая мириться с бессмысленностью существования. Вот что говорила об этом Н.Д. Спирина, известный рериховед и общественный деятель: «Это объясняется тем, что люди, многие люди, не хотят больше жить, не имея мировоззрения, не понимая цели и смысла своей земной жизни. Без этого понимания жизнь становится безысходным кругом страданий, болезней, потерь и смертей. И выход только один — ясное осознание своего назначения на Земле. И это даёт в полной мере Учение Живой Этики»6. «Из многочисленных обращений к нам мы сделали вывод, что Живая Этика прежде всего нужна как мировоззрение. Очень тяжело жить без всякого мировоззрения, без понимания — для чего мы живём, куда идём, зачем мы здесь, как жить? Она даёт ответы на все эти вопросы и, прежде всего, говорит, что наша земная жизнь короче самой мимолётной остановки поезда.
Доктрина вечной жизни — доктрина перевоплощения, о которой говорят и древние Учителя человечества, и Рерихи. Вот, например, что говорит об этом древнейший Учитель Индии Кришна: "Как живущий в теле переживает детство, юность и старость, так же переходит он в другое тело. Сильный об этом не скорбит. (...) Подобно тому, как человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, так бросает Он изношенные тела и облекается в новые". "Преходящи лишь тела этого Вечного, который неразрушим и неизмерим". Когда мы знаем, что всё это пройдёт, но мы останемся и будем жить, — тогда перспектива меняется.
Вторая доктрина Живой Этики — это карма. Что такое карма? Это закон причин и следствий, причинно-следственная связь. У нас в России просто говорили: "Что посеешь, то и пожнёшь", "Человек сам кузнец своего счастья". Живая Этика развивает эту доктрину. Она говорит: то, что содеяно в одной жизни, скажется в другой, а может быть, и в этой жизни. Человек сам созидает свою судьбу, и поэтому пенять не на кого. Это приучает нас к тому, чтобы вести себя именно сообразно с этим законом, чтобы не нажить себе тяжкую судьбу. Если же у нас тяжёлые обстоятельства — мы начинаем понимать, что сами в этом виноваты.
Некоторые верующие люди становятся атеистами. Почему? Они говорят: "Бог несправедлив. Почему одни здоровые и красивые, а другие уроды и больные, калеки? Как же Он создал всех? Почему одни богатые, а другие голодают?" Живая Этика объясняет всё: значит, в прошлом мы это заработали, заслужили. Карма наш учитель: если мы не понимаем голодного и не даём ему поесть, значит, нам нужно поголодать самим, чтобы выработать сочувствие. Мы должны всё испытать или представить себе, каково это. Я знаю людей, которые сначала очень страдали от своей тяжёлой судьбы, но потом так с ней примирились, что из пессимистов превратились в оптимистов и стали верить, что их жизнь улучшится, что всё пройдёт. Уже одно это, не говоря обо всём прочем, что говорится в Живой Этике, делает нашу жизнь совершенно иной, люди преображаются»7.
Учение Живой Этики раскрывает перед человеком захватывающие дух беспредельные дали, возвращает давно утраченное знание о бессмертии. И говорит оно об этом не языком притч или религиозных постулатов, а языком современной науки. Однако понятие материи в Живой Этике расширено — сюда включается как видимая, так и невидимая и пока ещё не познанная тончайшая материя.
Существует мнение, что Учение, принесённое в мир Рерихами, является новым религиозным учением. Однако, поясняет Н.Д. Спирина, «Живая Этика не является новой религией в научной упаковке, как думают иногда люди, лишь поверхностно прикоснувшиеся к этому Учению. Это материалистическое Учение. Живая Этика есть синтез научного мышления Запада с мудростью восточной философской мысли. Она же объединяет в себе основы всех религий и всех йог, ничего не отрицая, но осмысливая их практически, не отвлечённо. Живая Этика утверждает бессмертие человека, но объясняет это положение законами эволюции Космоса»8.
Е.П. Маточкин, доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств: «Религии возникли давно, много тысячелетий назад, когда народы жили изолированно и было необходимо сплочение общества на каких-то духовных основах, для того чтобы выжить. Сейчас настало время, когда мир становится единым. Сегодня, когда с континента на континент можно перелететь за несколько часов, возникающие на планете проблемы стали для человечества общими, глобальными. Поэтому и появилась необходимость в объединяющем мировоззрении, которое помогло бы человечеству жить в этом космическом доме, на планете Земля.
Конечно, все этические нормы, этические заветы, которые существовали в древности, не потеряли своей силы и значимости, но теперь масштаб этических представлений изменился и охватывает всю планету и даже космическое пространство. Слово "религия" означает "связь с Высшим". Если в этом ключе проанализировать, что представляет собой Живая Этика, то, пожалуй, слово "Высшее" стоит заменить понятием "Беспредельность". Это ключевое понятие в Живой Этике, ему посвящена отдельная книга. Беспредельность — это бесконечность пространства и времени, беспредельное совершенствование и творчество. Это высокое понятие охватывает многие явления Космоса. А слово "связь" стоило бы заменить словом "познание". И тогда Живую Этику можно определить как познание Беспредельности.
И если в древности религии обязательно содержали в себе какие-то таинства, обряды, посвящения, которые необходимы были для консолидации людей, то в Учении Живой Этики ничего этого нет. Таинства и обряды, как и фанатизм, который в прежние века приводил к войнам, — всё это совершенно чуждо Живой Этике. Сейчас нужна не просто вера в сверхъестественное, а сознательное отношение к космической реальности, к её закономерностям, к тем явлениям, которые происходят на планете в наши дни. Такое сознательное отношение к миру является доминантой нашего мировоззрения.
Все религии имели в своей основе Высокий Источник. Живая Этика приемлет все верования в их незамутнённых основах, но в то же время расширяет представления человека о мире приобщением ко всем духовным богатствам, накопленным человечеством, в том числе и к тем, которые ещё не познаны наукой. Это богатство явлений в мире и космосе уже сейчас рассматривается Живой Этикой и излагается с помощью символов или тех понятий, о которых ещё предстоит узнать нашей науке. Во всяком случае, нет никакого основания относить Живую Этику к религии. Единственное, что связывает Живую Этику с религией, это то, что она является духовным Учением, направленным на объединение людей на основе самых высоких идеалов. Идеалы любви, которые принесли Христос и Будда, — всегда современны. Но в Учении Живой Этики эти понятия рассматриваются в более глобальном масштабе — масштабе всей космической эволюции».
В.И. Лотов, доктор физико-математических наук (СО РАН): «Прежде всего, Живая Этика говорит о том, что всё в мире, всё в Космосе и природе подлежит эволюции, всё развивается от низших форм к высшим. Этот процесс бесконечен, и человек тоже вовлечён
в этот эволюционный процесс. Человечеству на протяжении эпох давалось много Учений, некоторые из них легли в основу религий. И каждый раз Учение давалось сообразно уровню сознания людей своей эпохи, их национальным особенностям. Время идёт, и человечество развивается. И сейчас мы имеем Живую Этику. Она не отменяет и не противоречит всем предшествующим Учениям, но являет собой синтез знаний, которые человечество получало ранее, и расширяет рамки прежней системы знаний.
Учение Живой Этики очень напоминает научную теорию, оно ближе к науке, чем к религии в нашем понимании. Это Учение материалистично, хотя понятие материи в нём даётся в расширенном понимании, ибо под материей понимается не только то, что мы видим, ощущаем, фиксируем с помощью научных приборов, но ещё и бесконечная шкала всё более утончающихся форм материи, которые нам ещё предстоит освоить.
Всё, что пока не укладывается в существующую научную картину мироздания, в Живой Этике объясняется наличием и взаимодействием невидимых форм материи. Поэтому многое из того, что раньше относилось к явлениям мистическим, в Учении Живой Этики выступает как естественные процессы, которые укладываются в рамки этой расширенной системы мироздания».
Мы — дети Неба и земли.
Нет ничего, что б не смогли
Мы совершить и там, и здесь,
Когда дана благая Весть
О том, что дух несокрушим
И путь открыт
до всех Вершин9.
Е.П. Маточкин: «Елена Ивановна Рерих начала записывать Учение в 1920 году и записывала его вплоть до 1955 года, до своего ухода с земного плана. Книги Живой Этики стали Провозвестием нового времени и сейчас являются бесценным достоянием человечества. Можно сказать, что Источник Живой Этики — это ответ Высокого Разума на запросы сегодняшнего времени. Человечество вступило в космическую эру, и нам необходимо с новых позиций осознать космическую реальность и законы эволюции».
Н.Д. Спирина: «Великие Учителя сами не писали своих Заветов, их указания записывались самыми ближайшими их учениками, которые были по своему духовному уровню в состоянии вместить и изложить правильно то, что им сообщалось для передачи людям. И в этот раз необходимая часть вечной Истины, нужная для нашего времени, была дана через самую ближайшую к Великому Учителю, взявшему на себя ответственность за спасение планеты, ученицу, которая сопутствовала Ему на протяжении многих земных воплощений»10.
Е.П. Маточкин: «Как записывались Откровения? По представлениям верующих людей, Евангелисты, Апостолы воспринимали Свыше Глас Божий. На некоторых иконах мы можем видеть, как это происходило. Так, на "Царских вратах" обычно изображают Евангелиста Иоанна, принимающего Лучи Благодати, идущие откуда-то Свыше. А на иконах "Иоанн Богослов в молчании", когда святой Иоанн принимал Откровение (Апокалипсис), за его плечами изображается Ангел, прямо в ухо наговаривающий текст. Таким иносказательным путём древние художники пытались отобразить процесс передачи Высокого Знания человеку».
В Живой Этике по-особому раскрывается значение произведений искусства и их создателей. О роли искусства, и в частности живописных творений Н.К. Рериха, названных Живой Этикой в красках, рассказывает Л.Р. Цесюлевич, заслуженный художник России: «Искусство имеет величайшее значение, потому что оно есть выражение духа. Дух не имеет своего языка, дух вещает Голосом Безмолвия. Кто способен услышать Голос Безмолвия? Для этого надо иметь очень высокое развитие — духовное, этическое, — чувствовать очень тонко и быть вне нашего земного хаоса. Тогда мы услышим голос духа. Уже в самом начале человеческой эволюции величайшие Сознания, величайшие Сердца, величайшие Духи решили, что средство для сообщения с Высшим Миром есть, и это средство — искусство.
Теперь рассмотрим, почему искусство есть выражение духа. Во-первых, сам творец работает своей психической энергией, без энергии работать невозможно. Интеллектом искусство придумать невозможно, хотя придумывают и создают, но это не искусство, это просто изопродукция. Искусство есть творчество. И поскольку искусство есть выражение духа, то должно быть и выражено духом. Во-вторых, энергетика вдохновения. Известна крылатая фраза: "Сотворённое во вдохновении может стать искусством, сотворённое без вдохновения остаётся ремеслом". То, что древние греки называли Музами, — это вдохновение, это помощь Высших Сознаний, которые помогают человеку найти пути к выражению Их духовного замысла.
Но это ещё не всё — есть Иеровдохновение, которое ещё выше. Если оно присутствует, произведение становится живым.
Картины Н.К. Рериха надо уметь смотреть. Надо уметь настроиться на их волну. И если посвятить достаточно времени, чтобы сосредоточиться, "войти" в картину, то можно получить то, что мы получаем, читая Живую Этику.
Когда в Барнауле была выставка Гималайских этюдов Рериха из собрания МЦР, я очень внимательно изучал их и в какой-то момент вдруг понял, что его природа — не просто природа, Гималаи — не просто Гималаи, а присутствие Божества. В его картинах присутствует Божественное. И если вы можете воспринять это из его картин, то вы становитесь как древние Пророки, о которых в Ветхом Завете сказано: "Они ходили перед Богом". Рерих это ощущал, и он несёт это людям. И если вы можете почувствовать это в его картинах, то вы воспринимаете и его отношение к Живой Этике — это есть хождение перед Богом. А Бог есть Беспредельность, Абсолютный Разум и Совершенное Сердце.
Вот горит свеча. Можно ли сказать, что этот огонь старый, хотя он и зажжён очень давно? Пламя всегда новое. Творчество есть признак наличия духа. Есть личности, есть целые народы, которые самостоятельно творить не могут. Это очень настораживающий момент. Значит, у них что-то не так с духом.
Николай Константинович Рерих — один из тех художников, кто самым полным образом выражает духовные задачи искусства. В чём заключается тайна силы его искусства? В том, что автор оставляет в произведении часть своей энергетики, часть своего собственного духа. Как же надо беречь его картины, ведь это его дух! Если там есть вдохновение, то это вдохновение Высших Сфер. Вот почему сказано: "Через искусство имеете Свет".
Настоящего искусства в мире очень мало, но очень много так называемой изопродукции. Люди потеряли понимание, что есть искусство. А искусство — это и есть тот путь, когда Высший Мир безмолвно проникает в наше сознание, но проникает тогда, когда у нас наличествуют высшие центры: в мозгу, в сердце, в душе. Если в Учении сказано, что Россия воскреснет искусством, — это значит Россия воскреснет духом. И в этом колоссальная роль принадлежит прекраснейшему русскому художнику — гению среди гениев — Николаю Константиновичу Рериху».
В наши дни совершается переход от власти интеллектуального знания к знанию сердца, чувствознанию, или интуиции. В Учении Живой Этики целая книга посвящена сердцу — источнику лучших человеческих качеств: добра и сострадания, любви и заботы о ближнем. Недаром на Востоке наступающую эпоху называют ещё и Эпохой Сердца, Эпохой Матери Мира. Кто же как не женщина, мать, закалившая своё сердце тысячелетиями страданий и самоотвержения, сможет проявить эти высокие чувствования?
«Это отнюдь не значит, что мы отринем тогда все достижения интеллекта. Но мы направим их во благо, ибо развитое сердце человечества не допустит зла»11. И переход к Эпохе Сердца уже начался.
Л.Р. Цесюлевич: «Нам сказано: не опоздайте с изучением психической энергии. Ни книги, ни брошюры, ни картины сами по себе не помогут. Помогут лишь излучения нашего сердца, нашего духа. Как писала Елена Ивановна, "объединённая психическая энергия человечества решает судьбу планеты". Только то, что мы излучаем, — только это ложится на чашу весов».
Как негасимая лампада
Нам сердце вещее дано,
И расстоянье не преграда,
Когда огнём горит оно.
Тогда в нём всё заключено,
И Невместимое Одно
В его обитель вмещено12.
Сердце — высший орган человека, который концентрирует и излучает психическую энергию. На вопрос о том, что такое психическая энергия, Елена Ивановна Рерих отвечала, что это всеначальная энергия, которая лежит в основе и движения миров в космосе, и высшей нервной деятельности человека. Всё преуспеяние человечества, его здоровье и здоровье нашей планеты зависит от наличия в людях психической энергии. Без неё не может быть ни жизни, ни истинного творчества.
Л.Р. Цесюлевич: «Психическая энергия — это энергия психики. Психика (psyche) — это душа, то есть та энергия, которая излучается сознанием человека, это не энергия мышц или какой-либо деятельности. Самый главный генератор психической энергии — сердце. Самая сильная энергия — энергия любви, любви в самом широком смысле — к природе, красоте, жизни, родине. Теперь подумаем: сколько на земле людей, излучающих строительные, гармоничные, светлые, доброжелательные, жертвенные эманации своим духом, своей душой, своим сердцем? Сколько таких сердец? И сколько вредоносного яда, который тоже излучается?..»
Е.П. Маточкин: «В Живой Этике сердце называется солнцем человека и даже солнцем вселенной. И не случайно многие поэты и писатели огромное внимание уделяли сердцу. Вспомним Максима Горького, описавшего героя Данко, который своим горящим сердцем указал людям путь к Свету. Живая Этика говорит о важности стремления к прекрасному. Нужно расширять сознание познаванием и утончать сознание прекрасным. Следуя формуле Ф.М. Достоевского, Н.К. Рерих утверждал, что "осознание красоты спасёт мир". И красота, и мысль человека, объединённая с мыслями других людей, будут действенной силой будущего».
Каждый человек, воплощаясь, берёт на себя добровольно определённое задание, чаще всего касающееся его собственного усовершенствования. Но в суете и сутолоке жизни забывает... о том, ради чего он пришёл на Землю. Тогда земное пребывание теряет смысл и жизнь становится бесцельной. ...Надо прежде утвердиться на Основах. Основы Учения — как фундамент для здания, без них не устоять.
Грани Агни Йоги, IX, 116
Е.П. Маточкин: «Живая Этика прежде всего даёт человеку понимание смысла его жизни, его цели, его места в нашем мире. Живая Этика обращает внимание человека на его мысли. Мысль — это огромный фактор. Каждый человек должен быть ответственным за свои мысли, поскольку рождённая им мысль приводит к большим последствиям. Мысль блага рождает благо, мысль, посеявшая зло, принесёт бурю. И это рано или поздно отзовётся и на самом человеке, и на судьбе всей планеты. Ощущать себя человеком мыслящим, который должен отвечать за свои мысли, а потом и за действия, — на этом акцентирует внимание людей Учение Живой Этики.
Оно говорит о том, что мысль должна быть оплодотворена сердцем, чувством. И если мысль насыщена любовью, сердечным огнём, то она будет наиболее действенной. Пространственный огонь — это субстанция, которая присуща всему Космосу и всей материи. Она оплодотворяет и развивает всё существующее на свете. В этом смысле "огонь" — очень важное понятие, и не случайно в Живой Этике три книги посвящены Миру Огненному.
Огонь — субстанция эволюционная. Ещё Леонардо да Винчи в своих картинах-прозрениях изображал, как космический огонь обрушивается на планету, наступают катаклизмы. Сейчас мы воочию наблюдаем, что происходит с атмосферой Земли, какие возмущения происходят в разных концах мира. Таким образом, предсказания пророков о наступлении Эры Огня являются реальностью.
О том, что человечество должно развиваться соответственно тем условиям, которые складываются на планете, предупреждают и Учение Живой Этики, и Н.К. Рерих в своём творчестве. Если люди будут воспринимать пространственный огонь адекватно, тогда и новая раса человечества будет соответствовать космической эволюции. Картины Николая Константиновича, сияющие этим неземным пространственным огнём, подготавливают человека к восприятию высоких энергий и развитию его внутренней сущности».
В письмах Елены Ивановны Рерих, в книгах Учения утверждается, что Новый Мир, новые знания придут через науку и что именно науке сейчас отдана ведущая роль в эволюции человечества.
В.И. Лотов: «Учение Живой Этики говорит о том, что процесс мышления человека играет огромную роль. Мысль — это материальное образование. Учение призывает нашу науку с помощью тех или иных экспериментов обнаружить это и зафиксировать. И это будет новым шагом в развитии науки.
Многое из того, что даёт нам Живая Этика, физическими экспериментами пока не подтверждается. Не умеют ещё наши исследователи обнаружить, например, те или иные аспекты мира невидимого. Но наука стремительными темпами приближается к обнаружению невидимой материи. Уже сейчас физическая наука пришла к выводу — пока теоретическому, — что космическое пространство заполнено некой невидимой материей. Сейчас интенсивно осуществляется поиск этих форм материи, и когда они будут обнаружены, а я верю, что эти исследования завершатся с успехом, это будет означать гигантский шаг вперёд в осмыслении нашего мира, потому что обнаружится новая среда, которая существует и развивается по каким-то своим законам. Вероятно, между видимой и невидимой составляющими нашего мира имеется взаимодействие, а Учение Живой Этики утверждает, что в эволюционном процессе в большей степени задействована как раз невидимая составляющая человека, имеющая многоступенчатую структуру. Духовное развитие, совершенствование нравственных начал и означает функционирование человека в диапазоне тонких энергий, тонких форм материи».
Ещё в 1990-е годы известный академик А.Л. Яншин высказал мысль, что Учение Живой Этики является мировой этической системой и именно эта система станет основой мировоззрения будущих поколений, которые будут соизмерять свою жизнь, свои действия с положениями, данными в Учении.
Н.Д. Спирина: «Живая Этика потому названа живой, что она имеет отношение ко всем проявлениям жизни. Она жизненна и указывает на то, что понятие "этика" насущно необходимо, и без этики, без нравственности, не может быть ни личного совершенствования, ни спасения всей планеты. Живая Этика говорит, что совершенствоваться можно по-настоящему, только не уходя из жизни: в труде, в столкновениях, в борьбе усовершенствуются наши качества, наша воля, наши энергии. Уединяясь, мы не имеем возможности бороться со своими отрицательными свойствами, потому что они не приходят в столкновение с жизнью»13.
В.И. Лотов: «Человечество приостановилось в развитии духовного начала, но настало время, когда от людей следует ожидать скачка в духовном развитии, и Живая Этика объясняет необходимость следования этому эволюционному процессу. Именно это должно быть осознано человеком, потому что его дальнейший путь в эволюции должен быть осознанным. Для этого требуется некая степень расширения сознания, и одна из главных целей Живой Этики — помочь в этом людям. Вот почему в Учении даётся расширенная система мироздания и подробно разъясняется, что ведёт в тупик, а что — к Свету, к дальнейшему развитию внутреннего содержания человека».
Л.Р. Цесюлевич: «Теперь, когда высшие энергии пришли на землю и идёт сгущение близких к земле слоёв, становится всё более трудно мыслить ясно, думать ясно, сохранять красоту сознания, гармонию, дружелюбие, любовь. Но усилием воли, усилием сознания, усилием сердца надо вызывать в себе высшие чувства и творить.
Материя сопротивляется духу, она имеет инерцию, и наше сознание тоже во многом материально. Не хочется приступать к делу, не хочется начинать что-то новое, человек думает: "Пусть будет всё так, как было, как живём, так и проживём..." Помогают удары жизни, а Николай Константинович ещё говорил: "Похвала врагам". Враги могут быть самые разные: и несчастья, и бедствия, и болезни. Очень хорошо помогает реальная опасность жизни, когда человек понимает, что нет другого выхода, как идти вперёд. Это метод Чингисхана, когда он зажигал за собой степь и всё его войско устремлялось вперёд, потому что другого выхода не было. Очень часто именно это продвигает, является первым импульсом, который заставляет человека очень серьёзно меняться. Бывает и внутренний импульс, но, чтобы он был, надо уже иметь в себе большой духовный запас. Тогда этот запас у человека прорывается, как будто он был закрыт в каком-то ларце, и вдруг ларец открывается, и человек расцветает.
Надо понять, что есть человек и какая колоссальнейшая ответственность на нём лежит. В чём смысл жизни? Смысл жизни — это служение эволюции. Не просто эволюция, а служение эволюции».
Е.П. Маточкин: «Н.Д. Спирина всегда подчёркивала, что Учение дано людям для того, чтобы им было хорошо. Казалось бы, такие простые слова, но как они глубоки! Чтобы было хорошо во всех отношениях, и прежде всего — в области гуманитарной, в области человеческого духа. Наталия Дмитриевна называла Живую Этику мировоззрением Новой Эпохи. Учение Живой Этики — это как раз то, что нужно нашему времени. Мир стал единым; мы встречаемся с индусами, исповедующими индуизм, монголами, которые проповедуют буддизм, мы встречаемся с арабами, религия которых — ислам. И все мы находим общие точки соприкосновения в этических воззрениях. Эти общие истоки очень подробно изложены в Живой Этике. Красота мысли, красота духа — они сейчас очень важны для всего человечества. Живая Этика даёт тот ключ, ту основу, которая объединит мир. Это действительно мировоззрение будущего, ибо цель человеческого существования — объединиться в красоте, на том лучшем, что человечество осознавало давно, но не воспринимало как реальность».
В.И. Лотов: «Наш мир, по Учению Живой Этики, находится в постоянном движении, в развитии. Это не статическая картина, это картина динамическая, и Живая Этика указывает направление этого движения. Можно сравнить это движение с мощным потоком — это эволюционный поток, а человек является частицей этого потока. И если он свою жизнь строит так, что её вектор совпадает с направлением потока, то он может далеко продвинуться в своём развитии. Если же он будет идти поперёк или против потока, то он будет сокрушён, потому что невозможно противостоять космической эволюции».
Никто не избирает нас —
Отбор мы совершаем сами;
Свою судьбу мы каждый час
Слагаем нашими руками.
Земной отряхивая прах,
Мы строим жизнь в иных мирах
Стремленьем, мыслями, делами14.
Е.П. Маточкин: «Человечество, по утверждению В.И. Вернадского, стало мощной геологической силой. Объединившись, оно оказывает такое огромное воздействие на планету и на ближайший Космос, что не учитывать этого нельзя. И потому этические критерии, этическая оценка добра и зла очень важны для понимания нашей эволюции. Учение Живой Этики заостряет внимание на этих вопросах и побуждает человечество задуматься о судьбе планеты, о том, как человек своей мыслью, своей деятельностью оказывает влияние на наш космический дом.
В настоящее время мы замечаем, что меняются не только природные условия на земле, но меняется и сам человек. Рождаются дети с необычными способностями. Человечество осознаёт свои возможности и пытается использовать их в полную силу. И поэтому мы должны обратить особое внимание на реализацию наших способностей, на то, что заложено в нас природой. Ведь известно, что человеку очень сложно найти себя в этом мире, реализовать своё призвание. Учение Живой Этики помогает понять место человека в мире, устремиться к совершенствованию и следовать законам космической эволюции».
Н.Д. Спирина: «База наша, основа — это Живая Этика. И те, кто считает, что она уже устарела, просто не понимают, что мы только приступаем к её изучению, что она дана на всю эпоху. Никакое теоретизирование нам уже не поможет, никакие медитации, концентрации и всякие магические приёмы, — это всё в прошлом, это всё мы оставляем тем, кто ничем другим заниматься не может. А для нас — самое простое, то, что говорится о повседневной жизни и как себя в ней вести. И главное — это взаимоотношения. Взаимоотношения сейчас играют просто решающую роль. И мы подвинемся — подвинемся колоссально в наших успехах, — когда все будем едины».
«Учение даётся не для Ангелов и не для Архатов, оно даётся именно для нас, несовершенных людей. Если есть хоть с зерно горчичное в нас добра, то это зерно можно взрастить.
Когда человек получает Учение, он получает буквально озарение. Он начинает понимать, для чего живёт, какая у него цель, какое будущее, что ему делать дальше. Ведь, например, церковь не даёт будущего: одна жизнь, и всё кончено, и потом или в рай, или в ад. Разве это перспектива? А где же совершенствование, где же эволюция? (...) И только Учение Живой Этики, данное ко времени, может открыть людям путь в будущее и сделать их людьми, способными к эволюции, к дальнейшему развитию, росту. Оно даёт представление о жизни бесконечной, вечной, непрерываемой, о том, что дух неуничтожим. И это настолько важно! В любом состоянии мы действуем, думаем, живём. В Учении очень много говорится о "загробном мире" — о Тонком Мире, в который все мы обязательно перейдём. Какое Учение, кроме Живой Этики, даёт какое-либо понятие о следующем нашем этапе, тонком этапе? Сейчас мы в плотном теле, но не сегодня-завтра все мы там окажемся. И как там быть, что делать, чтобы продолжать там нашу эволюцию, и познавать, и помогать другим, и совершенствоваться? Только Учение даёт ответ. Это наше счастье, что мы сейчас воплотились, в такую эпоху, и можем нести то, что так нужно людям. Может быть, мы уже много воплощений искали это Учение, но его тогда ещё не было. А сейчас мы воплотились, на наше счастье, и имеем это в руках».
Как хорошо, что будущее в нас —
В дерзаньях наших,
в представленьях наших.
Пока огонь стремлений не угас,
Бессмертием мы наполняем чашу —
И мы растём.
И сами кузнецы
Мы счастья своего,
своей судьбы творцы;
И выбор роковой
лежит во власти нашей15.
Великая русская женщина Елена Ивановна Рерих, передавшая нам от Старших Братьев человечества ковчег спасения, не просто верила, но знала, что настанет время, когда Учение это станет мировым и ляжет в основание появления и воспитания нового человечества.
Елена Ивановна пророчески предсказала будущее нашей Родины. Она писала: «Страна наша, страна лучшая и прекрасная, вознесётся на большие высоты»16. «Все Силы Света хранили и хранят нашу Родину. Никакие устрашения ей не страшны»17. «Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это осознавать»18. «Возрождение России есть возрождение всего мира»19.
Страна Твоя стоит как факел Света;
Вокруг неё бушует море мглы,
Но дни её грядущие светлы
И предначертана её победа.
Страна Твоя...
Твоей Рукой она
От полчищ вражеских была охранена,
И рок ей уготован небывалый.
Чертог воздвигнут.
Умысел лукавый
Десницей мощной будет сокрушён.
Она восстанет в ореоле славы
Оплотом мира,
духа маяком20.
Составитель Т.М. ДЕМЕНКО
1 Листы Сада Мории. Зов. Вступление.
2 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 244.
3 Там же. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 149.
4 Там же. С. 147.
5 Там же. Т. 3. С. 87.
6 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 168.
7 Там же. С. 348 – 350.
8 Там же. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 219.
9 Там же. Т. 3. С. 82.
10 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 448.
11 Там же. С. 266.
12 Там же. Т. 3. С. 39.
13 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. С. 221.
14 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 90.
15 Там же. С. 79.
16 Рерих Е.И. Письма. Т. 8. М., 2008. С. 425 (8.10.1950).
17 Там же. С. 349 (18.04.1950).
18 Там же. Т. 3. М., 2001. С. 707 (17.12.1935).
19 Там же.
20 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 267.