Противоречия обычно лишь различные качества одного и того же явления. Община, 172 |
Алексей Леонов открывает выставку. Музей Н.К. Рериха
|
В любом настоящем произведении искусства автор выражает себя, своё видение мира, своё отношение к тому, кого или что он изображает. Представленная в музее выставка называется "Думая о вечном". Подавляющее число работ посвящено святым и подвижникам разных стран, веков и народов — личностям, которые творили историю человечества. И как прекрасно, что дух автора взыскует Высшего и это устремление передаётся через его произведения. К работам Алексея Леонова трудно остаться равнодушным, их нельзя не запомнить. Его скульптуры побуждают к размышлению — зачем мы приходим на Землю, как и во имя чего мы живём, заставляют вспомнить извечный на Руси вопрос: "Как жить, чтобы святу быть?"
Мы мало задумываемся над тем, насколько влияют на людей — взрослых и детей — произведения искусства, хоть часто и можно слышать выражения "мне врезалось в память" или "этого ощущения нельзя забыть" и т.д. Благо, если эти высказывания связаны с какими-то высокими переживаниями, созерцанием чего-то прекрасного. Мы приложим усилия к тому, чтобы с выставкой скульптур Алексея Леонова познакомилось как можно больше людей. Особенно важно, чтобы эти работы увидела молодёжь, которой предстоит строить Новый Мир».
Выставка молодого, талантливого и уже довольно известного скульптора привлекла внимание многих новосибирцев: концертный зал музея, в котором проходило открытие, был полон. На торжественной церемонии открытия присутствовали представитель министерства культуры Новосибирской области А.И. Караулова и председатель национально-культурной автономии украинцев г. Новосибирска В.Ф. Павук.
Поздравляя автора с открытием в Новосибирске его уже второй персональной выставки, А.И. Караулова подчеркнула, что 2014 год в России объявлен годом Культуры. Приветствуя Алексея Леонова, представитель украинской диаспоры В.Ф. Павук напомнил присутствующим, что 2014 год объявлен ЮНЕСКО годом Тараса Григорьевича Шевченко в связи с его 200-летним юбилеем. В Новосибирске, на перекрёстке улиц Шевченко и Кирова, планируется установить на общественные средства памятник Кобзарю. В.Ф. Павук призвал всех, кто чтит творчество великого сына Украины, кому дорога дружба народов России и Украины, принять участие в этом проекте.
Алексей Леонов в своём приветственном слове поделился впечатлениями о Новосибирске, огромный культурный потенциал которого он почувствовал. «То, что сегодня выставка открывается в Музее Николая Константиновича Рериха, это, конечно, очень значимое событие», — подчеркнул скульптор, серьёзно изучающий творчество и философию Рерихов.
Он отметил, что его выставки не имеют коммерческой цели, их основная задача — просветительская. Своим творчеством он призывает людей к ответственности за настоящее и будущее планеты, следуя мысли В.И. Вернадского: «Задача человека — одухотворяя, преображать кору земли на благо всех живых существ». Скульптор стремится донести до людей близкие ему идеи красоты, гармонии, созидания. Он обращается к «великим Водителям человечества, к основателям религий, великим художникам, учёным, писателям, поэтам, которые своим примером показали, чего может достичь человек, какой высокой организации может достичь человеческая мысль, если она направлена на благо. На примере великих представителей человечества мы можем понять, что потенциал человека огромен».
Далее Алексей Леонов провёл подробную экскурсию по выставке скульптур, размещённых во всех залах музея, — всего представлено сорок три работы, кроме того, экспозицию дополняют фотографии более четырёх десятков скульптурных изображений.
Большая часть произведений посвящена теме величия духа: Силам Небесным («Архангел Михаил, хранящий камень Алатырь» и «Архангел Гавриил»), святым и подвижникам разных времён, народов и религий, Великим Учителям человечества Запада и Востока.
Автор создаёт возвышенные женские образы: «Покрова», «Богородица Умиление», «Мадонна с младенцем», «Мария Магдалина», «Царица Небесная. Алтарь». Последняя скульптура, как пояснил автор, — «это центральный образ в церкви Святого Духа в Талашкино, которую расписывал Николай Рерих. По мотивам его эскизов я и создал "Царицу Небесную", которая благословляет всех людей».
Ряд произведений Алексея Леонова выполнен по мотивам картин Н.К. Рериха: «Ригден Джапо» (по картине «Приказ Ригден Джапо»), «Страж» (по картине «Страж входа»), «Покровительница Мира» (по картине «Святая Покровительница»).
Часть скульптур названа так же, как картины Н.К. Рериха: «Огненные Мысли», «Франциск Ассизский», «Моление о Чаше». В основе последней лежит библейский сюжет «Молитва Христа в Гефсиманском саду». Тема Христа в творчестве скульптора имеет особенно важное значение. На выставке есть несколько посвящённых ему работ: «Спас Чистое Око», «Иисус. Молитва Мира», «Путь Сердца». Говоря о скульптуре «Путь Сердца», изображающей Спасителя и двух маленьких детей, доверчиво следующих за Ним, автор дал такое пояснение: «Конечно, это моё личное ощущение Христа, той близости Христа, которую должен чувствовать ребёнок с детства, а не тогда, когда мы уже выучились, получили образование и начали читать Библию, как сейчас это происходит. Образ Христа, Учение Христа и Его заповеди должны быть с самого раннего детства близки ребёнку, дети должны за руку с Христом идти по жизни. Вот моё ощущение, и этому посвящены многие композиции».
Представляя скульптуру «Святой Сергий Радонежский — Объединитель», А. Леонов подчеркнул: «Память о великом Святом, собирателе русских земель, очень важна для нас. Важно не просто об этом помнить, а изучать его жизнь, потому что это наша история. Святой Сергий — центральная личность нашей истории».
Отдельная и очень значимая для художника тема — семья Рерихов. На выставке представлены бюсты всех четырёх членов Великой семьи России.
Особо следует отметить многочисленные работы Алексея Леонова, связанные с Востоком. Композиция «Будда — открытое Сердце» создана, как пояснил автор, по мотивам древних скульптурных изображений Будды. Возле фотографии своей скульптуры «Будда с колесом Закона» Алексей объясняет: «Образов Будды в моём творчестве много, чаще, конечно, встречается образ Христа, но философия буддизма мне тоже, безусловно, близка». На выставке можно увидеть скульптуру «Шакти и Шива», скульптурные портреты Шри Шанкарачарья, Рамакришны, Вивекананды, Рабиндраната Тагора и другие работы, посвящённые духовным подвижникам, великим Учителям и философам Древней Индии.
В творчестве Алексея Леонова звучит ещё одна важная и пока необычная для искусства ваяния тема: дети нового сознания, дети новой расы. Остановившись около скульптуры маленького Будды, сидящего в лотосе, автор рассказывает: «Это одна из работ, которая начала в моём творчестве цикл, посвящённый детям нового сознания. Как известно, Будда — это имя царевича Сиддхартхи Гаутамы, который достиг просветления и тем самым открыл новый путь к духовному совершенствованию. По буддийским легендам, мы живём в эпоху тысячи Будд, когда на нашу Землю должна воплотиться тысяча Бодхисаттв для духовной помощи человечеству. Я считаю, что они уже воплощаются, в моём творчестве это образы детей, рождённых или сидящих в лотосе. А лотос является символом царственности духа, высоких духовных достижений. Он растёт из ила, поднимаясь со дна водоёмов, проходит через толщу воды, которая символизирует наш физический мир, поднимается на поверхность и расцветает прекрасным цветком. Цветок лотоса является символом духовного преображения, символом того, что сквозь гущу всех материальных слоёв может процвести духовная красота человека, преодолевшего ряд испытаний на пути совершенствования. Так возникла эта тема — дети шестой расы. Об этом же пути говорил и Христос, в христианстве планка указана Христом, сказавшим: "Будьте как дети"; "Кто не сможет стать как дети, не войдёт в Царствие Небесное"».
После концерта классической музыки экскурсия продолжилась — скульптор допоздна отвечал на вопросы заинтересованных посетителей.
* * *
Сколько камерных работ Вы создали?
Более пятисот.
С какого возраста Вы начали создавать скульптуры философской тематики?
С пятнадцати лет.
Расскажите про скульптуру как вид искусства.
Хочу сказать, что из всех видов искусства скульптура, конечно, физически самый сложный. В живописи — так как я художник, я это на опыте знаю — намного проще, находясь в определённом состоянии, особенно если это духовное состояние, с меньшим сопротивлением материала фиксировать что-то. Скульптуру отличает большая сопротивляемость материала. Соответственно удержать состояние и вложить его в скульптуру сложнее. Вообще одухотворённых скульптур в истории не так уж много. Есть, но мало, я изучаю эту тему профессионально. И если говорить про настоящее одухотворение, то это больше древняя скульптура. Это Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, где создание таких скульптур, в основном религиозных, являлось ритуалом, то есть человека специально подготавливали. В современной же атмосфере светского искусства это очень, очень сложно.
Где сейчас ещё открыты выставки Ваших скульптур?
Буквально неделю назад открылась выставка в Бресте, относительно недавно в Николаеве. Сейчас проходят выставки в Черновцах, в Мариуполе. В Москве есть несколько экспозиций, в Калужской области — в Боровском. И конечно, в Киеве.
Назовите самую крупную Вашу монументальную скульптуру.
Из монументальных работ — это в первую очередь памятник Циолковскому и Королёву (Калуга), также памятники Льву Гумилёву, юному Ломоносову (Москва), Юрию Гагарину (США, Хьюстон).
* * *
Сразу же после открытия выставки в книге отзывов начали появляться записи посетителей Музея:
«Чистота — первое чувство от работ Алексея Леонова».
«Потрясающи чистота, глубина и многообразие тем, зовущих к Дерзанию и Подвигу».
«Мастер — настоящий, современный, такой глубокий, ещё совсем молодой и такой талантливый».
«Работы мастера сродни работам великих мастеров Античности и эпохи Возрождения».
Ученица художественной школы: «Мне очень понравилась выставка, в ней так много вдохновения, так и хочется взять в руки глину и начать лепить!»
«Отрадно видеть в наш век инсталляций и арт-объектов настоящее изобразительное искусство. Алексей, не сворачивайте со своего пути! Пройдёт время, и Ваше имя будет в ряду старых мастеров».
«Когда рождаются такие дети, есть такая творческая молодёжь, есть надежда, что конец света отложится на какое-то время».
«Скульптуры подталкивают людей мыслить о великом предназначении Человека — познавать свою суть, задумываться о Жизни, о Вечности, о Боге».
«Автору дан Дар, который он смог реализовать в потоке Добра и Чистоты. Это так важно, ведь любой дар — вещь обоюдоострая. Счастье, что Алексей талантливо творит именно образы Красоты».
В Учении Живой Этики есть такие слова: «Мыслитель выказывал восхищение перед гениями скульптуры, он говорил: "Мы не встречали в земной жизни таких совершенных образов, но ваятель вообразил их и воплотил для будущего"» (Надземное, 602). Глядя на прекрасные образы, созданные Алексеем Леоновым, думаешь о том, что автор обладает способностью вызывать из своего сердца образы красоты, любви и сострадания и мастерски воплощает их. Многие его работы можно было бы охарактеризовать как скульптуры духа — ваяние того невидимого глазу совершенного мира, который существует поверх кипящей лавы человеческих чувств и страстей; поднявшись над ней, можно ощутить дыхание Вечности.Алексей Дмитриевич Леонов родился в 1982 году в городе Сумы на Украине. Когда ему исполнилось два года, семья переехала в Киев. Одарённый мальчик с раннего детства почувствовал тягу к лепке и уже в двухлетнем возрасте с увлечением лепил из пластилина, а с пяти лет в художественной студии начал работать с глиной. В 1993 году Алексей поступил в Государственную художественную среднюю школу им. Т.Г. Шевченко в Киеве на отделение скульптуры. С 1999 года учился в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (г. Киев), которую закончил с отличием в 2005 году по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство». В дальнейшем совершенствовал своё мастерство в аспирантуре под руководством академика В.З. Бородая.
О формальной стороне произведений Леонова можно сказать, что они выполнены на основе глубокого знания анатомии человеческого тела. Искусство молодого скульптора несёт ярко выраженный позитивный заряд, утверждает духовно-нравственные идеалы. А. Леонов отдаёт предпочтение податливому пластичному материалу — шамотной глине, позволяющей передать все особенности авторского замысла.
В 2008 году Алексей Леонов стал членом Национального союза художников Украины. Он участник многих выставок, один из авторов «Аллеи искусств» в Киеве (скульптуры Муз на берегу Днепра). С 2005 по 2014 год в городах России и Украины прошло более 70 его персональных выставок. Работы Алексея Леонова находятся более чем в 30 городах мира, среди которых Чикаго, Хьюстон, Страсбург, Париж (Ле Бурже), Кёльн, Варна, Мумбаи, Калькутта, Пекин, Астана, Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Калуга, Киев, Симферополь и др.