Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



Фото- и медиа-архив


 

Празднование 120-летия Новосибирска в Музее Н.К. Рериха

Автор: Горская Елена



Теги статьи:  о рериховской поэзии, выставки


Димитрий Кшеновский открывает выставку


А. Рамачандран. СОБИРАЯ ЛОТОСЫ


Н.М. Кочергина представляет
сборник «Весть Красоты»

М.А. Максудова читает стихи Н.Д. Спириной


Десять лет назад, в 2003 году, в Сибирском Рериховском Обществе было принято решение отмечать день рождения Новосибирска праздничными мероприятиями в Музее Н.К. Рериха. С тех пор в День города проводится День открытых дверей музея и к нему готовится специальная программа.

В этом году Новосибирск праздновал своё 120-летие. Сделаем краткий экскурс в его историю, вспомнив некоторые наиболее значимые для города даты.

Прежде всего — 1903 год, когда посёлок Новониколаевский, возникший на месте строительства железнодорожного моста через реку Обь, получил статус города. Затем 1925-й, когда Новониколаевск был переименован в Новосибирск. Этот год вошёл в историю города ещё и в связи с тем, что именно тогда было создано Общество изучения Сибири и её производительных сил, то есть было положено начало развитию научного потенциала Новосибирска.

В начале Великой Отечественной войны наш город, имевший 400 тысяч жителей, значительно увеличил численность своего населения, приняв 128 тысяч человек из блокадного Ленинграда. В Новосибирске нашли место и 50 ленинградских предприятий и учреждений. И поныне ощущается какая-то особенная теплота в отношении жителей Санкт-Петербурга к новосибирцам. А Новосибирск за время пребывания в нём ленинградцев перенял многое из культурных традиций северной столицы.

В феврале 1990 года нашему городу был присвоен статус исторического города как центра науки и культуры Сибири, а через десять лет, в 2000 году, был образован Сибирский федеральный округ, центром которого стал Новосибирск.

120 лет — возраст для города небольшой, но уже сейчас по количеству жителей, а их более 1,5 млн человек, Новосибирск занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга.

* * *

Так называемый Запад и так называемый Восток смотрят проницательно друг на друга. ...Они могут быть ближайшими друзьями и сотрудниками.

Н.К. Рерих

По традиции праздник начался Словом Н.Д. Спириной «Счастливый город» в сопровождении слайдов. Написанное ею к Дню города в 2003 году, оно неизменно будет звучать и в будущем.

Акцент в празднике этого года был сделан на культуре удивительной страны — древней и вечно молодой Индии, про которую Н.К. Рерих сказал: «Индия не чужбина, а родная сестра Руси».

С Индией теснейшим образом была связана вся семья Рерихов. Последнего из Рерихов — Святослава Николаевича, большую часть жизни прожившего в Индии и отразившего в своих картинах жизнь этой страны, её людей, её изумительные пейзажи, — называют русским и индийским художником.

После просмотра видеопрограмм о С.Н. Рерихе состоялось открытие выставки «Мотивы Индии». Идею её проведения предложил Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в России г-н Аджай Малхотра,
в феврале текущего года посетивший наш музей: тёплая и дружественная встреча закончилась договорённостью о выставке репродукций картин современных индийских художников. Экспонаты бы­ли присланы в музей из Культурного центра им. Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в Москве.

Предваряя открытие выставки, О.А. Ольховая сказала: «Проживший в Индии почти четверть века Н.К. Рерих писал: "Трогательно наблюдать интерес Индии ко всему русскому. В нём не только доверие к русской мощи, но и нечто родственное. (...) Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские. (...) Непрочны швы политические, то и дело лопаются... Другое дело — прочные сердечные узоры"1.

Рерих, как никто другой, проявил эти сердечные узоры и сознательно укрепил их. Николай Константинович подчёркивал утончённость и возвышенность мысли индийцев и отмечал, что "любой индус, от самого учёного до простого кули, будет рад побеседовать о предметах высоких"2. Он говорил о том, что народ, который так заботится об искусстве мышления и хранит его, достоин почтительного поклона. Никто не написал и не сказал о красоте Гималаев так, как это сделал великий русский художник Н.К. Рерих».

Далее Ольга Андреевна привела суждения о взаимоотношениях Индии и России современного учёного-индолога, блестящего знатока Индии, награждённого орденом Белого Лотоса, Ростислава Борисовича Рыбакова. При чисто внешнем различии наших стран и народов, считает Рыбаков, их объединяет глубинное родство — именно родство духовного плана. Эту общность двух народов Ростислав Борисович прежде всего видит в примате духовных ценностей над материальными, чем буквально пропитана индийская культура, и это же является основной чертой культуры России. Нас роднит общинность — понятие, глубоко свойственное двум народам, а также идея бескорыстного служения людям. В Индии есть аналог ключевому для русской культуры понятию совести, которое точно и полно не переводится ни на один европейский язык.

В выставочном зале музея Рериха было представлено 30 работ восьми признанных не только в самой Индии, но и во всём мире мастеров индийской живописи XX в. Обзор выставки сделал Димитрий Кшеновский. Открывая её, он сказал: «XX столетие, пожалуй, самое динамичное в истории человечества. Оно ворвалось в историю торжеством науки и техники, рациональностью интеллекта, социальными бурями и мировыми войнами, сметающими всё на своём пути. Это больше век разрушения, нежели созидания, век материальных идеалов, которые выдвигаются
в противовес духовным. Искусство XX века разрушает каноны прошлого и активно ищет новые формы, жанры и средства выражения. Но Индия стала в чём-то уникальной страной, где высокие каноны искусства древности были сплавлены с требованиями современности. Здесь на протяжении нескольких тысячелетий сохраняется преемственность культурного развития. Для искусства этой страны характерен философский подтекст, отражение жизнеутверждающего мировоззрения, где добро и справедливость побеждают зло, где превыше всего ставится человек с приматом его духовного, внутреннего мира и его духовное совершенствование».

Димитрий пояснил сюжеты некоторых картин, начав с яркого полотна Арпаны Каур «Вышивальщица», которое первым встречает зрителя, входящего в зал: «Нить есть символ непрерывного потока времени. Но в Индии время неразрывно связывают с судьбой, кармой и перерождением человека для жизни на земле, — и в нужный момент нить перерезается и человек завершает свой жизненный путь, чтобы начать его вновь...»

Творчество К.Г. Субраманьяна, одного из самых деятельных и влиятельных художников Индии, представлено картиной «Терраса».

Острые вопросы современности ставят в своих работах Анджоли Эла Менон и Кришен Кханна. Чувство печали и сострадания вызывают образы матери и детей в картине «Полдень». Они заставляют сжаться сердце и глубоко задуматься о том, в каком обществе живёт современный человек, какой мир он строит. Картина «Баттикалоа» с фигурой сидящего мужчины отображает тот же безнадёжный мир, отрешённость и потерянность.

Творчество одного из выдающихся художников Индии А. Рамачандрана представлено картинами «Собирая лотосы» и «Смотрящая». А. Рамачандран представлял себе идеальное общество как теснейшее единство человека и природы, служащее неисчерпаемым источником благополучия, гармонии и красоты.

Выставка дополнена картинами Святослава Николаевича Рериха, в которых он воплотил один из основополагающих принципов индийского искусства — ликование жизни и неизменную радость бытия.

«Мы надеемся, — сказал в заключение Д. Кшеновский, — что выставка "Мотивы Индии" не только откроет для нас мир современной индийской живописи, но и позволит испытать новые чувства и переживания, подвигнет на внутреннюю работу, которая в итоге обогатит наш духовный опыт».

Далее присутствующим был предложен фильм о традициях индийского изобразительного искусства, созданный в СибРО к открытию этой выставки.

* * *

Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат.

Леонардо да Винчи

Встреча в «поэтической гостиной», которая началась после открытия выставки, была посвящена творчеству Наталии Дмитриевны Спириной.

Н.М. Кочергина рассказала об истории создания сборника «Весть Красоты», в который вошли стихи, написанные Н.Д. Спириной по картинам Н.К. Рериха: «Впервые сборник с таким названием появился
в 1997 году, но путь к нему был очень долгим. Наталия Дмитриевна начала писать стихи в начале 1940-х гг., как только познакомилась с Учением Живой Этики. В те же годы она приобщилась и к художественному творчеству Рериха — через альбом-монографию, вышедший в 1939 г. в Риге. Самое первое поэтическое произведение по картине Рериха, "Сокровище Мира — Чинтамани", появилось в 1943 году.

В 1952 году, к 3 июня, дню Св. Елены, который отмечали в группе Б.Н. Абрамова, Наталией Дмитриевной было завершено стихотворение "Сам Вышел", посвящённое Елене Ивановне Рерих. Борис Николаевич, который очень поощрял и поддерживал развитие поэтического дара в своей ученице, по её воспоминаниям, очень высоко отозвался об этом стихотворении. Известен также отзыв З.Г. Фосдик о стихах Наталии Дмитриевны: «Люблю Ваши чудесные стихи на "Кор Арденс". Они именно отвечают "Пламенному сердцу"», — тем самым Зинаида Григорьевна подчеркнула соответствие духа и полное созвучие стихотворения и картины.

Для издания книги стихов по картинам Рериха, подготовленной совместно сотрудниками Сибирского, Челябинского и Свердловского Рериховских обществ, требовались немалые средства, и здесь существенную помощь оказало Свердловское (ныне Уральское) Рериховское общество, которое нашло этому проекту финансовую поддержку в лице ректора Уральского института фондового рынка В.О. Ситникова. Книга-альбом "Весть Красоты" вышла в 1997 году накануне Пятых Рериховских чтений; по радиостанции "Маяк" и по новосибирскому радио прозвучали репортажи о выходе этого альбома, и жители всей страны услышали стихи, прочитанные Наталией Дмитриевной. "Весть Красоты" приняла участие в Конкурсе книгоиздателей в 1997 году и стала лауреатом, получив почётный диплом "За изящество, художественный вкус и высокий издательско-полиграфический уровень"».

Говоря об истории создания вошедших в книгу стихотворений, Н.М. Кочергина подчеркнула, что стихи этого жанра Наталия Дмитриевна писала до конца своей жизни. В последние годы жизни, когда ей было уже за 90, появились стихи, собранные в мини-альбомы «Священная сюита» (по картинам Н.К. Рериха из серии «Санкта») и «Лучшая трапеза» (по картинам Н.К. и С.Н. Рерихов). В 2008 году, уже после ухода Наталии Дмитриевны из жизни, было осуществлено ещё одно издание «Вести Красоты», куда вошли все стихи этого жанра.

Далее в «поэтической гостиной» прозвучали стихи по картинам Н.К. Рериха в исполнении сотрудников СибРО. Находящиеся в зале люди, в большинстве своём впервые пришедшие в Музей Н.К. Рериха, с огромным вниманием слушали стихи Н.Д. Спириной, о которых она сама как-то сказала: «В них много подтекста (и этим они интересны), который будет раскрываться по мере роста сознания».

Традиционно в этот праздничный день каждый горожанин и гость города, пожелавший ударить в Колокол Мира, мог сделать это на протяжении всего дня. А в музее до самого закрытия шли экскурсии, велись беседы, демонстрировались фильмы.


1 Рерих Н.К. Русь – Индия // Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 193.

2 Рерих Н.К. Чандогия Упанишады // Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 338.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске

Статьи по теме, смотреть список




 

 

 
Мысли на каждый день

Не разрушайте чужого храма, если не можете немедленно воздвигнуть на месте том новую храмину. Место храма не должно оставаться пустым.

Знаки Агни Йоги, 58
Неслучайно-случайная
статья для Вас: