Мысли на каждый день

Каждая деятельность ценится Вел[икими] Учителями по той мере самоотверженности, которую она в себе заключает.

Рерих Е.И. Письмо от 17.08.1934

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

КОСМИЧЕСКИЕ СТРУНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ РЕРИХА*

Автор: Рудзитис Рихард  



Теги статьи:  Николай Рерих, картины Рериха

Н.К. Рерих. ГИМАЛАИ. 1944

В долгой истории человечества всегда появлялись смелые, бесстрашные первопроходцы, которые вели народы по пути прогресса и своей дерзновенной мыслью стремились познать и исследовать истинные взаимосвязи и законы в процессах необъятной Космической Природы. (...)

...У людей, созерцающих картины Николая Рериха, первое впечатление — великое изумление: всё необычно, чудесно, поверх логики разума, всё захватывает и волнует мысль и чувства. Всё насыщено пламенеющими огнями или бархатным мерцанием, в безбрежную лазурь уходят серебристые вершины гор, люди не таковы, какими мы привыкли видеть их, они словно сошли с холста мастеров Ренессанса: их облики излучают духовный свет, и этот свет ощущается во всех компонентах картин — в цвете, в линиях.

После первого эмоционального и эстетического впечатления зритель начинает углубляться в идейный замысел картин, в сюжетный узор, сравнивает, оценивает, ищет истинное мерило для их восприя­тия. Взволнованный, он вглядывается в них, как в отражение своей совести, и — удивительно — в глубинах души вдруг вспыхивает мгновенное желание свершить нечто великое, героическое, устремиться вместе с автором произведений поверх повседневности — ввысь, в космические просторы.

Истинно, мы чувствуем в картинах Рериха победу человеческого духа над тяжестью плотной материи, преображение инертного вещества в духовные структуры, великое озарение и великую поэзию полёта мысли в Космос.

В первое мгновение мы интуитивно ощущаем, как невыразимое словами, незримое космическое дуновение исходит от картин Рериха. Кажется, что в одухотворённых фигурах, в языке цветовой гаммы, даже в деревьях, скалах, в контурах мятущихся облаков — во всём звучат космические струны. (...)

...В картинах Николая Рериха мы прежде всего ощущаем необъятный простор и космичность. Кажется, что Космос у него отражается и звучит в каждой былинке и цветке придорожном, и тем более в величественных обликах гор и прекрасной душе человека, являющей собою венец эволюции. В западной философской литературе в своё время было немало дискуссий о выявлениях космического сознания в деятельности некоторых великих духовных личностей. Такое высокое психологическое проявление мы невольно относим и к картинам Рериха, когда спонтанно отдаёмся влиянию их красоты.

Бетховен в своей Девятой симфонии создал жизнеутверждающий гимн братству сердец всего человечества — исполненную экстаза космическую, величественную песнь. Ода Радости возносится в высоты беспредельности, проникает и озаряет пространства и, сливаясь с токами космических лучей, тончайших вибраций и энергий, как властная, возвышенная сила, возвращается в души человеческие. Так и картины Рериха словно преодолевают границы земной тверди, устремляясь в необъятные космические горизонты. Они — словно частицы планеты, что отделились от своей праматери Земли и обрели самостоятельное бытие в сонме творений солнечной космической Красоты. (...)

Рерих ощущает жизнь мироздания повсюду, как бы биение сердца во всём, и не только в органической, но и в так называемой неживой природе. Он видит её одушевлённой, в процессе вечного становления. В природе текут потоки неведомых космических сил, которые, дополненные богатым поэтическим воображением, выявляются в причудливых, нередко фантастических образах. (...) Даже облака, изображённые им с великим мастерством и в бесчисленных вариациях, подсказанных воображением, словно тоже наделены душой. Они горят то розово-золотистые, радостные и прояснённые, то угрожающие и мрачные, или — серебристые и умиротворяющие. (...)

В бескрайних просторах Вселенной царит великое единство, которое объединяет в созвучные системы как гигантские галактики и вращающиеся туманности, так и самые дифференцированные формы природы, силы и существа, и устремляет их в общем эволюционном шествии к неизведанному космическому Будущему. И художник-творец, словно орёл с вершины утёса, созерцает калейдоскопически ме­няющиеся ритмы великой вечной природы, бесконечные взаимопревращения явлений и энергий, воспринимает их сердцем, радуясь их мощи, величию и красоте. Из потока форм и видений великой Реальности мастер выбирает для своих полотен самобытное, существенное, неповторимо прекрасное, в котором он чувствует проблески космической красоты. (...)

Никто не может утверждать, что Рерих в своих символических изображениях абстрактен. Напротив, в его картинах отражаются многообразные идеи и темы, психологически и философски завершённые образы прошлого, видения будущего. В его работах ощутимо само дыхание живой жизни. В искусстве Рериха, можно сказать, отображается великая Реальность Космоса. (...)

Бескрайняя широта мировоззрения Рериха отражается и в размахе его творчества. Николай Рерих напоминает титанов Ренессанса, которые устремлялись к горизонтам всеобъемлющей культуры и знаний. Ренессанс происходит от широких мировоззрений, говорит Рерих. В творческой гамме искусства Рериха мы видим каменный век и древних славян, Мадонн и Святых христианских фресок, выразителей духовной культуры народов Азии. Всё, к чему прикасается Рерих, как бы раздвигает границы, расширяет горизонты. (...)

Но сердце вечного странника, устремлённое жаждой познания, хочет видеть больше, чем вмещается в круге положений и доктрин современной точной науки. С каждым новым познанием великого Неизвестного в его бесконечных градациях космических энергий сердце всё больше жаждет завоёвывать, устремляться дальше и глубже. Это и есть та огненная мечта, живущая в сердце каждого творца, не позволяющая удовлетвориться достигнутым, но, подобно герою известной сказки, взглянуть хоть раз в жизни на тайну мироздания, распахнув запретные врата.

Так и Николай Рерих с молодых лет искал повсюду, в знаках планеты и великого звёздного Космоса, то новое и самобытное, что он мог бы познать и воплотить как в творчестве, так и в жизни.

Подобно устремлённому герою многих сказок, Рерих годами ищет там, за морями, за тридевять земель, волшебный огненный цветок, который сделал бы лучше и светлее не только его жизнь, но всю обитель человечества, всё сущее. Этот чудесный цветок он наконец находит под вечной защитой горных вершин. (...)

Истинно, невидимый свет чудесного ключа сияет и сверкает в композициях Рериха. Поэтому так удивительно гармонично, пластично, логично построены не только все его живописные работы, но и стихи и статьи и, наконец, его многогранная, деятельная, посвящённая созиданию жизнь.


Репродукция: Н.К. Рерих. ГИМАЛАИ. 1944

* Фрагменты из книги.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Н.К. Рерих