Удача есть лишь знак правильного направления. Успех – лишь понимание момента. Листы сада М. Озарение, ч. 2, гл. 2, п. 8 |
Филипп Тарасов проводит экскурсию
|
10 ноября в Музее Н.К. Рериха открылась выставка «Поэзия японской живописи», дающая возможность прикоснуться к искусству и культуре древней и загадочной Страны восходящего солнца.
Кураторы выставки, Филипп Тарасов (г. Тюмень) и Дмитрий Боронкин (г. Курган), благодаря которым она проходит теперь в Новосибирске, в день открытия провели подробную и интересную экскурсию. Экспонаты — живописные работы, миниатюрные скульптуры нэцкэ, а также книги — были предоставлены частными коллекционерами из России и Японии.
Известно, что показателем культуры любого народа является развитость искусства. Традиционная живопись Японии уникальна, как уникальна и культура этой страны вообще. Её история началась давно, много тысячелетий назад.
Особым толчком для развития искусства Японии послужило распространение буддизма в VI веке. IX век открыл новый этап в жизни страны и получил название «Хэйан» — «Мир и покой». Впитав и ассимилировав достижения других азиатских стран, Япония поднялась на новую ступень самостоятельного художественного развития. Этот период, длительный и сложный, был ознаменован расцветом изысканной столичной культуры, породившей неповторимые в своей самобытности творения архитектуры, живописи, литературы. В XII веке Япония пережила кровопролитные междоусобные войны, вследствие чего на смену изысканности пришли строгость и простота.
Представленные на выставке живописные произведения, выполненные цветной гуашью на свитках из шёлка и рисовой бумаги, были созданы в XVII – XX веках. Большинство работ отличает тщательная проработка деталей, чистота и тонкая мелодика художественных линий, яркая декоративность.
Ветка цветущей сакуры, легендарный самурай в военном облачении, священная гора Фудзияма — за всем этим легко узнаётся Страна восходящего солнца. Но вот перед нами древние философы Китая — Конфуций, изображённый в лучших традициях японской школы живописи Кано, и Лао-цзы.
Несколько свитков посвящены известным в Японии историческим личностям: императрице Дзингу, основателю чань-буддизма Даруме, государственному деятелю и учёному Сугаваре Митидзанэ. Необыкновенно прекрасен образ Небесной девы, парящей в вышине; трогательны состарившиеся влюблённые, прожившие вместе всю жизнь; Бог удачи Дайкоку с колотушкой в руках исполняет волшебный танец, наделяя мир частичкой счастья...
Н.К. Рерих очень высоко оценивал искусство Японии. В статье «Слава самураев» он писал: «В прекрасной гамме красок выражена мощная песнь, которая может вдохновлять наше беспокойное сознание. Многие вершины искусства сверкают в создании японских мастеров. Многие проблемы, такие трудные, отважно разрешены японскими создателями. Аристократизм красоты, народность, романтизм, героизм, символизм, содержание, история, этнография, подвиг — всё это так ценно человеческой природе и так часто отринуто предрассудками; всё это сокровище объединено в прекрасном творении японских мастеров. Говоря о Японии, мы можем употреблять слово Прекрасное. (...) Японский народ, осознавая богатые традиции, понесёт и дальше высокую культуру, которая уже помогла ему занять в мире такое выдающееся место».
«Чудо всегда просто и доходчиво. Оно в сердцах неравнодушных к красоте» — такая запись появилась в Книге отзывов в день открытия выставки. Красотой японской живописи посетители смогут любоваться в Музее Н.К. Рериха до 28 февраля 2013 г.