...Распознавать людей нужно по огням сердца, по их преданности и готовности к самопожертвованию и всякому сотрудничеству, другого мерила нет. Рерих Е.И. Письмо от 06.12.1934 |
Е.П. Блаватская утверждала, что «теософия предстала пред миром для того, чтобы влить в современное мышление свежую струю идей и стремлений, иными словами, чтобы подвести логическое обоснование под более возвышенную мораль, создать науку и философию, соответствующую знаниям нынешнего дня. (...) Лишь постепенное усвоение человечеством великих духовных истин способно омолодить лицо цивилизации...»1
Однако идеи теософии встретили большое противодействие в западном мире. Причину этого Блаватская объясняла так: «В наше время люди охотнее принимают на веру ложь, чем истину, а вот расставание с ложью требует от них гораздо большего труда. Эти злобные измышления омрачают горизонт вокруг теософских центров и не позволяют непредубеждённым людям узнать правду о теософии и её провозвестнике — Теософском Обществе. О том, насколько злобны и мстительны некоторые наши враги, можно судить хотя бы по тому, что время от времени они, не колеблясь, совершают над собою моральное харакири: то есть необратимо губят собственную репутацию честных и порядочных людей ради удовольствия побольнее ударить — или хотя бы попытаться ударить — тех, кого они так ненавидят. В чём причина этой ненависти? Она довольно прозаична: просто клевета, какой бы наглой и беспочвенной она ни была, очень часто прощается и даже забывается, но однажды высказанную правду вам не простят никогда! А неспособность опровергнуть эту правду честным путём, с помощью аргументов, разжигает ненависть, ибо мы ненавидим только то, чего боимся. (...) Для того чтобы признавать свои ошибки, необходимо обладать подлинным благородством или же высокоразвитым чувством долга. А значит, козёл отпущения, на голову которого виновные могут свалить все свои прегрешения, отыщется практически
в любой ситуации»2.
В своих статьях Е.П. Блаватская со свойственной ей остротой и силой обрушивается на существующий в современном обществе порядок вещей. Читая её труды, мы понимаем, что эти утверждения истинны и что пороки западной цивилизации продолжают существовать и в наше время. И сегодня России, нашей Родине, Запад пытается навязать свои ложные ценности.
Приведём несколько выдержек из статей Блаватской, которые очень ярко характеризуют как XIX век, так и наше время — начало XXI века. «Счастлив тот оптимист, в сердце которого всё ещё поёт соловей надежды, несмотря на все вопиющие беззакония и холодный эгоизм нынешнего века! Наш век преисполнен чванства, гордыни и ханжества и так же жесток, как и лицемерен.
О боги, сколько притворства и кощунственного пренебрежения истиной демонстрирует наш век, пропитанный ложью и обманом! Поистине тебя следует назвать "пексниффианским3", о девятнадцатый век христианской эры! Ибо ты породил больше лицемеров на один квадратный метр своей цивилизованной почвы, нежели древность во всех своих идолопоклоннических странах за всю свою многовековую историю. И вы, современные Пексниффы, "настолько прониклись духом фальши, что остаётесь добродетельными и во хмелю, и во лжи, и даже будучи пристыженными и разоблачёнными", следуя выражению автора "Мартина Чезлвита". (...)
Вместо правды и честности мы увидим условности и холодную, рафинированную politesse; иначе говоря — притворство. Фальшивки преследуют нас везде: суррогат моральной пищи и суррогат пищи телесной. Для желудка — маргарин вместо масла; и такой же маргарин для души. Красота и яркие краски снаружи, и тлен и разложение внутри. Вся жизнь — непрерывный бег, лихорадочная гонка, цель которой — удовлетворение своих эгоистичных амбиций, гордости, тщеславия, жажды денег и почестей. Наездники в этой скачке с препятствиями — человеческие страсти, а кони — наши не очень стойкие собратья. Приз же в ней добывается ценою крови и страданий бесчисленного множества ближних и духовной деградации победителя.
Кто в нашем столетии осмелится открыто высказать всё, что думает? Сейчас человек должен быть поистине героем, чтобы говорить правду, зачастую сопряжённую с риском для его жизни и благополучия. Сам закон запрещает говорить правду, лишь иногда настаивая на этом в своих судах, под страхом обвинения в лжесвидетельстве. Но если ложь высказывается публично и в печати, то, не будучи богатым, почти невозможно заткнуть рот клеветнику. Начни вы излагать только факты, и вас объявят лжецом, но, если промолчите при виде совершённого у вас на глазах беззакония, ваши друзья станут считать вас его соучастником — сообщником. Таким образом, в нашем цикле стало невозможно открыто и честно высказывать собственное мнение»4. «В наше время вовсе не нужно быть честным, искренним и праведным, чтобы выклянчить себе признание и лавры достойного человека. Для этого достаточно просто быть удачливым лицемером...»5
«Ложь стала политикой нашего века: лжёт общество, понуждаемое к этому собственной культурой и понятиями о добропорядочном воспитании; лгут отдельные личности... О ложь, имя тебе — легион! Выдумки и небылицы пронизывают ныне всю почву наших нравственных устоев и повседневной жизни...»6
Провозглашая великую идею Братства всего человечества, Блаватская борется с социальным неравенством, обличая бесчеловечную силу богатства. «Итак, мы видим, что цивилизованный мир и его обитатели всегда несправедливы, ибо насаждают один закон для богатых и могущественных и совершенно иной закон — для бедных и невлиятельных. (...) Сила стала правом... Богатство обеспечивает безнаказанность, а бедность чревата осуждением "по закону" даже невиновных, поскольку неимущие лишены возможности платить юристам, что отнимает у них естественное право обращаться в суд за сатисфакцией. Намекните хотя бы в частной беседе на то, что некий субъект, имеющий дурную славу нувориша, разбогатевшего за счёт грабежа и вымогательства или же благодаря нечистой игре на фондовой бирже, — самый настоящий вор, и закон, за помощью к которому он обратится, разорит вас штрафами и судебными издержками, а вдобавок ещё и упечёт вас в тюрьму за клевету, ибо "чем выше истина, тем больше клевета"»7.
Блаватская утверждает, что тлетворные эманации современной цивилизации убивают всё доброе и истинное, а корнем зла является человеческий эгоизм. «...Абсолютно эгоистичный индивидуум — это тот, кто заботится только о себе, или, иными словами, тот, кто настолько преисполнен сознания важности собственной персоны, что оно является для него верхом всех его мыслей, желаний и устремлений, а всё остальное не имеет совершенно никакого смысла»8.
Особенно ярко человеческий эгоизм проявляется в гордыне, самомнении и себялюбии. Именно эти пороки западного мира обличает Е.П. Блаватская. «Гордыня и самомнение — две ужасные язвы, пожирающие сердца цивилизованных наций, а себялюбие — меч, коим преходящая личность пытается разрубить золотую нить, связывающую её с бессмертной Индивидуальностью. (...)
Гордыня — злейший враг прежде всего для самой себя. Ей невыносимо слушать, как кого-то хвалят в её присутствии, и потому она набрасывается на любого соперника, но далеко не из каждой схватки выходит победителем. "Едина я, Божья избранница, — говорит гордая нация, — непобедимая и самая передовая, и пусть трепещут все вокруг меня!" Но неизбежно приходит день, когда она оказывается лежащей в пыли и крови. "И я Едина, — каркает в унисон с нею какая-нибудь индивидуальная ворона, ряженая в павлиньи перья, единственная настоящая художница, артистка, писательница или бог знает что ещё... — И кого осеню я светом своим, тот избран среди народов, а к кому повернусь спиной, тот обречён на всеобщее презрение и забвение".
Пустое бахвальство и спесь. Благодаря знакомству с законами кармы и евангельскими истинами мы знаем, что первые станут со временем последними, и наоборот. И те писатели, чьи мысли представляются омерзительными фанатичному большинству, останутся в памяти многих последующих поколений, а прочие, какими бы талантливыми и оригинальными они ни были, окажутся невостребованными в будущих циклах. Более того, коль скоро не ряса делает человека монахом, то и внешнее великолепие вещей, будь то шедевры литературы или искусства, не может служить гарантией моральной красоты их создателей»9.
«Таков наш век, — пишет Блаватская, — ныне с таким шумом, но к счастью для всех, готовящийся к своему финальному прыжку в вечность»10. Новый же век связан с утверждением идей теософии, и прежде всего с принятием возвышенной теософской этики.
Блаватская объясняет, какими нравственными правилами необходимо руководствоваться, чтобы стать теософом. «Каждый человек... ведущий чистую, бескорыстную жизнь и предпочитающий оказывать помощь своему ближнему, нежели получать её самому; всегда готовый пожертвовать своим собственным удовольствием ради других; и любящий Истину, Добро и Мудрость ради них самих, а не за те выгоды, которые они могут ему принести, — теософ»11.
Теософское Общество было создано совсем не для того, чтобы проповедовать новые лёгкие пути овладения оккультными «силами». «...Его единственная миссия — вновь зажечь факел истины, столь надолго погасший для всех, кроме очень немногих, и сохранять сию истину живою посредством создания братского союза человечества — единственной почвы, на которой может вырасти доброе семя. Теософское Общество действительно стремится ускорить духовный рост каждого человека, находящегося под его влиянием...»12
«Целью искателя духовной мудрости является восхождение на более высокий план бытия; он должен стать новым человеком, во всех отношениях более совершенным, нежели в настоящий момент...»13
Духовное развитие предполагает полное подчинение низшей природы высшей. Человек не может подниматься или падать один, так как человечество в своей основе едино. «Не достаточно ли просто знать, что, с самого рождения и до смерти, всякий, даже самый неприметный и безвестный, представитель рода человеческого оказывает влияние на каждого, к кому приближается и с кем вступает в контакт, и, в свою очередь, подвергается влиянию со стороны этих людей; причём делает это так же непроизвольно и неосознанно, как и дышит? Каждый из нас либо уменьшает, либо приумножает общий объём человеческого счастья и человеческих страданий — причём "не только на настоящий момент, но и на каждое последующее столетие существования человечества"...»14
Основополагающая идея теософии заключается в утверждении, что духовный прогресс возможен только для всего человечества в целом и что чем выше эволюция, тем более она стремится к Единству. «Согласно фундаментальному учению теософии, ощущаемая нами "отделённость" от других людей и от всего остального мира окружающих нас живых существ является иллюзорной. На самом же деле все люди едины, и это утверждение — не сентиментальный порыв и не истерический энтузиазм, но самая что ни на есть объективная реальность. Вся восточная философия учит, что во всей бескрайней Вселенной есть только Одна Сущность, а то, что мы, люди, называем "сущностью", есть только иллюзорное отражение Единой Сущности в неспокойных водах земли. (...) ...Духовный прогресс возможен только для всей массы человечества в целом. Ибо индивидуальный человек может рассчитывать на вечное счастье только в том случае, если все люди будут счастливы, потому что индивид является неотъемлемой частью Целого. (...) ...Духовное совершенство и духовное знание могут быть достигнуты только на духовном уровне, то есть только в том состоянии, где всякое ощущение разделённости, эгоизм и все личные стремления и интересы растворяются в более масштабном осознании единства человечества»15.
Задача, которую ставит перед собой духовный человек, — это реализация единства жизни, которое достигается соблюдением нравственных норм. Стремление ассимилировать свою индивидуальность со вселенским потоком общеизвестно как нравственная практика. Мы не сможем стать едиными со всем, пока наши поступки, помыслы и чувства не синхронизируются с эволюционирующим потоком природы.
«Главным препятствием в достижении гармоничного сосуществования выступает врождённая привычка человека вечно ставить себя в центр Вселенной. Что бы человек ни делал и ни испытывал, о чём бы он ни думал, непослушное "Я" норовит стать фокусом внимания. Это мешает... каждому индивидууму занять ту нишу жизни, которая предназначена только для него и больше ни для кого. Обретение такой гармонии является практическим, объективным аспектом этой великой задачи. Добродетельный образ жизни есть попытка найти суждённую сферу; поистине нравственность, подобно нити Ариадны, помогает человеку выбраться из лабиринта жизненных хитросплетений»16.
Теософ осознаёт, что бескорыстие является неотъемлемым законом человеческого существования, и всё, что он делает, направлено к тому, чтобы разорвать цепи эгоизма. Битва бескорыстных и эгоистических импульсов, происходящая в человеке, идущем духовным путём, будет продолжаться до тех пор, пока низшие животные стремления эгоизма не будут полностью побеждены. И лишь тогда Братство человечества будет достигнуто.
Но как труден путь к утверждению всеобщего Братства в начале XXI века, в нашу эпоху, забывшую о подлинных добродетелях! Много ли найдётся в мире тех, кто готов искать, принимать и воплощать в жизнь Истину? Готовы ли мы сами биться со своим эгоизмом до победного конца и утверждать основы возвышенной этики в нашей жизни?
Ещё в XIX веке Е.П. Блаватская писала: «Если победа останется за теософией и её всеобъемлющая философия прочно укоренится в умах и сердцах людей, а её учения о перевоплощении и карме, иными словами, о Надежде и Ответственности, станут определяющими факторами в жизни последующих поколений, то заря нового дня, дня радости и счастья, действительно воссияет для всех страждущих и отверженных. Ибо настоящая теософия — это альтруизм, и мы не устанем это повторять. Это братская любовь, взаимопомощь и непоколебимая преданность Истине. И если люди когда-нибудь поймут, что именно в этом истинное счастье, а не в богатстве, собственности или каком-то ином способе удовлетворения собственного эгоизма, то чёрные тучи рассеются и на земле родится новое человечество. И тогда действительно вернётся золотой век»17.
1 Блаватская Е.П. Напутствие бессмертным. М.: Сфера, 2004. С. 282.
2 Там же. С.182 – 183.
3 Пекснифф — персонаж романа Ч. Диккенса «Мартин Чезлвит» — елейный лицемер.
4 Блаватская Е.П. Напутствие бессмертным. С. 235 – 236.
5 Там же. С. 160.
6 Там же. С. 178.
7 Там же. С. 171.
8 Там же. С. 346.
9 Там же. С. 249 – 250.
10 Там же. С. 253.
11 Там же. С. 280.
12 Там же. С. 332.
13 Там же. С. 331.
14 Там же. С. 375.
15 Там же. С. 344.
16 Там же. С. 228 – 229.
17 Там же. С. 256 – 257.