На пути не отдыхай под гнилым деревом. В жизни не прикасайся к людям с потухшим сознанием. Община, 97 |
Торжественное открытие выставки
Личные вещи Н.К. Рериха и Е.И. Рерих. Музей Н.К. Рериха. 2012 г. Л.Р. Цесюлевич у картины «Николай Рерих» |
Летом прошлого года в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске впервые была представлена выставка живописных работ Леопольда Романовича Цесюлевича, посвящённых Укокской принцессе из открытого археологами захоронения, — художник назвал её «Царицей Алтая». С января этого года и по сей день в музее экспонируется его триптих «Голгофа». Обе выставки вызвали большой интерес посетителей. А совсем недавно в музей пришла большая картина Л.Р. Цесюлевича «Николай Рерих» — дар художника музею.
Перед официальным открытием выставки картины, запланированным на 14 апреля, портрет Н.К. Рериха был представлен друзьям Сибирского Рериховского Общества в особо значимый для последователей Учения Живой Этики день — 24 марта. К этому дню в музей съехались рериховцы из ряда городов и посёлков Сибири.
Те, кто знает масштаб личности Н.К. Рериха, понимают: создать портрет этого великого деятеля, не разделяя его философии, — невозможно. Об этом сказала исполнительный директор СибРО О.А. Ольховая на открытии выставки: «Сегодня у нас праздник особенный. Во-первых, мы открываем выставку портрета Н.К. Рериха, имя которого носит наш музей. Во-вторых, для нас важен тот факт, что это работа кисти заслуженного художника России Леопольда Романовича Цесюлевича, — это человек, о котором можно без преувеличения сказать: он молитвенно относится ко всем членам Великой семьи. Леопольд Романович не только изучил художественное наследие Н.К. Рериха, он глубоко проникся идеями, изложенными в Учении Живой Этики, и следует им. Другого такого художника сегодня мы не знаем. Стоит сказать и о том, что судьба подарила Леопольду Романовичу встречи и общение с обоими сыновьями Николая Константиновича, от которых он очень многое почерпнул. И наша радость по поводу того, что Л.Р. Цесюлевич решил написать портрет великого Вождя Культуры и подарить его нашему музею, очень велика. Сейчас результат большого труда художника перед вами, и нашу встречу с этим произведением мы начнём поэмой "Вестник", которую Н.Д. Спирина посвятила Николаю Константиновичу Рериху».
Зазвучала поэма в исполнении автора. Строка за строкой она раскрывала грани высочайшей миссии Николая Константиновича Рериха, приход которого на Землю стал исключительным явлением в культурной и общественной жизни XX столетия.
О многом говорили рериховцы у портрета величественного мудреца с ларцом в руках, символизирующим знания, накопленные за многовековую историю человечества. Вспоминали слова З.Г. Фосдик: «На Западе его знали как великого гуманиста, а на Востоке — как великого Риши, Гуру... Он был пламенным провозвестником красоты, но слепы те, кто в Рерихе видят лишь живописца, ибо он был одним из величайших духовных водителей нашей эры».
Говорили о том, как высоко отозвалась Наталия Дмитриевна Спирина ещё в начале восьмидесятых годов о картине Леопольда Романовича «Н.К. Рерих на Алтае»1. Увидев фотографию этой работы, Наталия Дмитриевна написала художнику: «[Картина] произвела на нас глубокое впечатление. В ней два плана: один реальный, с некоторыми жизненными подробностями, а другой — тонкий, глубоко утончённый. Особенно впечатляет образ самого художника, удивительно схожий и передающий его состояние в момент творческой работы. Трудно от него оторваться!»2. Можно только представить, как порадовалась бы Наталия Дмитриевна новой работе Л.Р. Цесюлевича.
На открытии был показан видеосюжет, в котором художник рассказывает о своей картине. «Рерих идёт, он — Вестник. Он не стоит, он идёт, он должен нести весть. Идёт медленно. П.Ф. Беликов рассказывал мне, что Елена Ивановна любила ходить быстро, а Николай Константинович — медленно. Он несёт сокровище и смотрит на нас: поймём или не поймём, примем или не примем, оценим или не оценим... Кругом бушует Армагеддон; он готов отдать сокровище, но присматривается, есть ли последователи, есть ли те, кто понесёт дальше... Он готов протянуть и отдать сокровище...
А глаза у него — очень добрые и одновременно суровые, потому что жизнь такая, время такое ответственное. Он постоянно жил Высшим Миром, и его глаза — это зеркало Высшего Мира. Я стремился к тому, чтобы мы смотрели на портрет и думали не о том, что перед нами человек с тёмно-синими глазами, а о том, что перед нами Истина, Чистота, Духовность... Стоит Гигант Духа. Такие, как он, по сути есть живая Душа планеты. Как вы знаете, планета сама по себе не имеет высших принципов. Высший принцип — это человечество, а поскольку человечество живёт не так, как надо, и высшие эманации не излучает, а чаще всего люди выдают в пространство то, что называется разложением, то кто-то должен нести за них всех эту Душу мира, эту Алайю крылатую... На этих гигантов и возлагается колоссальнейшая нагрузка.
Когда я встречался с Юрием Николаевичем, у меня было заготовлено 28 вопросов. Конечно, были вопросы, касающиеся будущего, — будет ли третья мировая война, термоядерная? Он сказал: "Нет, удержат. Но катаклизмы неизбежны". Они пока не случились. В потрясении может проснуться дух человека — его психическая энергия — если, конечно, есть чему просыпаться. Но уже пора наступает, уже крайний срок настал...»3
В последнее время тема будущего в Сибирском Рериховском Обществе звучит особенно часто — об этом говорится на «круглых столах», на пятиминутках, семинарах, встречах с единомышленниками. Как никогда актуальными представляются слова, сказанные Н.К. Рерихом ещё в 1918 году, в самом начале его странствий: «...Я рассказываю не о сиюминутной России — это пройдёт, а о России неизменно могучей и неиссякаемой»4. Очень помогает эта вера сейчас, в труднейший период истории нашей страны. Елена Ивановна Рерих писала своим американским сотрудникам: «Мы верим, что как в древние времена были пророки и провидцы и Учителя Этики, так и в наше время они появляются и указывают человечеству путь следования Свету и предупреждают человечество о бедствиях, ему грозящих... Можно смело утверждать, что таким провидцем вы считаете Николая Константиновича, ибо всё искусство, все писания его... продолжают утверждать и свидетельствовать о всём происходящем и грядущем»5.
Официальное открытие выставки портрета Н.К. Рериха было приурочено к Дню подписания Пакта Рериха — первого международного соглашения по охране культурных ценностей, важнейшего исторического документа ХХ века, автором которого был Николай Константинович Рерих.
Одним из гостей музея в этот день был член-корреспондент Российской академии художеств, доктор искусствоведения Евгений Палладиевич Маточкин, хорошо знакомый с наследием семьи Рерихов и с творчеством Л.Р. Цесюлевича.
В своём выступлении он сказал: «Л.Р. Цесюлевич — это глубокий художник, каждая его работа несёт какую-то большую идею. Во всём, что он делает, есть глубокий смысл, даже в его пейзажах чувствуется эстетическое осмысление духовной сущности пространства. Леопольд Романович написал несколько портретов Николая Константиновича, но этот последний портрет, подаренный им Новосибирску, — конечно, особый.
Что меня всегда поражает в творчестве Цесюлевича — его картины всегда узнаваемы. Их цветовая гамма очень богатая и непривычная. Портрет, созданный Леопольдом Романовичем, представляет Николая Константиновича находящимся в каком-то другом, духовном пространстве, и в то же время его живой взгляд как бы вызывает нас на непосредственный диалог, — Рерих испытующе глядит на нас, обращается к нам... Воплотить это в живописи очень сложно, нужно было объединить какие-то и традиционные, и новые средства живописного языка, чтобы всё это так гармонично представить.
Зрителю предстоит над многим подумать, осмыслить все детали, увязать их в каком-то едином контексте, разобраться, что они дают для понимания образа. Собственно, современное искусство и предполагает, что зритель будет сотворцом. Это всегда подчёркивал и Николай Константинович, говоря, что зритель должен стать соавтором художника, чтобы в полной мере осознать новое произведение».
Отвечая на вопросы присутствующих, Евгений Палладиевич дал своё понимание некоторых деталей картины — радуги, очертаний Белухи, необычности фона, который вызывает у него ассоциации с музыкой Скрябина. Рассказал о том, как близки Леопольду Романовичу особый изобразительный язык Николая Константиновича, его этические взгляды и идеи космизма, интерес к эпохе Возрождения, к Востоку. И Цесюлевич следует тем же путём, продолжая свои поиски в искусстве.
Е.П. Маточкин отметил особенный рисунок рук Николая Константиновича: «Здесь совсем другой штрих — более нервный, живой. Автор делает это сознательно, чтобы обратить наше внимание на самое важное. Рерих, который испытал боль всего XX века, хочет передать нам завет, который символически представлен в этом ларце. Леопольд Романович считает, что сейчас наступило критическое время, когда культура нам столь необходима, столь нужна! Нужно прекратить нравственное падение нашего общества и вернуться к живительным основам духовной культуры».
Пришедшие в музей на открытие выставки портрета Н.К. Рериха могли также познакомиться с экспозицией личных вещей семьи Рерихов из фондов Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (г. Барнаул) и из фондов Музея Н.К. Рериха (г. Новосибирск).
Мероприятие продолжилось в концертном зале музея, где был показан фильм студии СибРО «Голос эпохи». Праздник завершился концертом камерной музыки.
1 Картина опубликована в журнале «Восход», 2010, № 9.
2 Письмо Н.Д. Спириной от 29.04.1984 г. (архив Сибирского Рериховского Общества).
3 Из интервью Л.Р. Цесюлевича (архив СибРО).
4 Н.К. Рерих. 1917 – 1919. Материалы к биографии. СПб., 2008. С. 424.
5 Рерих Е.И. Письма. Т. V. М., 2003. C. 85 – 86.