Преданностью можно достичь всех врат. Не забудем это ни на мгновение. Иерархия, 177 |
Тема Учения Живой Этики, или Агни Йоги, неисчерпаема. Мы знаем, что Учение является основой рериховского наследия. Знаем также, что на протяжении эпох разные учения были даны человечеству. Давались они из единого Источника, и в основе всех учений лежало утверждение нравственного начала в человеке. Учения, положившие основание многим религиям, соответствовали уровню развития сознания и этническим особенностям людей, живших в те эпохи. И вот в первой половине ХХ столетия человечеству дано Учение Живой Этики.
Все мы в той или иной степени знакомы с Учением. Не могу говорить в этой связи, что мы «знаем Живую Этику». Учение столь глубоко и многогранно, что никто не может считать себя постигшим его во всей полноте. Мы можем вместить в сознание только часть его. С расширением сознания будут открываться всё новые горизонты знания, содержащегося в Учении. Оно дано на многие века.
Люди по-разному воспринимают Учение. Одни, ознакомившись с ним, спешат заявить о несогласии с основными его положениями и о неприемлемости Учения. Другие скажут, что оно правдоподобно и логично, но нужны доказательства основных положений. И, наконец, третьи вдруг осознают и почувствуют, что именно этого знания им не хватало для того, чтобы привести в единую систему восприятие окружающего мира и понимание места человека в нём. И для них уже не требуется доказательств, они сердцем чувствуют истину.
Учение дано в прошлом столетии и совсем недавно стало доступным для широкого ознакомления. В этом смысле нам повезло. Каждый человек по-своему оценивает, что в его жизни явилось главным событием. И как знать, может быть, многими из нас знакомство с Учением будет осознано как главное событие жизни...
Живая Этика не отменяет предшествующих учений и не противоречит им. Она являет собой синтез данных ранее знаний, их расширение и углубление. Учение соответствует нынешнему времени и уровню сознания наших современников. Оно очень детализированно. На все случаи жизни человек получает подробные знания о том, к чему нужно стремиться и чего не следует допускать. Собственно, это свойство любой этической системы. Данное человечеству Учение есть Этика живая, потому что это Учение живёт, развивается и указывает путь эволюционного развития человечества, это Этика жизни в её космическом аспекте.
Выражаясь языком математики, можно сказать, что жизнь и деятельность человека очень многомерны и развиваются по многим направлениям. Учение задаёт как бы систему координат, определяя положительное направление движения по каждой координате.
Живая Этика дана для блага человека и человечества в целом. Даётся оптимистическое знание о том, что жизнь человека бесконечна, что смерти нет, а есть только переход в новое состояние. Говорится о том, что возможности человека беспредельны, что они в потенциале заложены в каждом из нас, и указывается путь к их развитию. Эволюционное развитие тонких структур в человеке принесёт ему новые возможности, в том числе и для деятельности в нашем обычном плотном мире.
Основная причина выдачи столь мощного объёма знаний — приближение сроков эволюционного сдвига для человечества. В основе Учения лежит принцип эволюции. Эволюция означает прежде всего духовный рост. Весь Космос находится в процессе эволюции, и человек является неотъемлемым элементом этого процесса. Можно образно сказать, что человечество засиделось в болоте бездуховности. Требуется ускорить течение эволюции, а это возможно, только если процесс эволюции человека станет сознательным. Для этого необходимо расширение сознания, и Живая Этика имеет целью именно расширение сознания. Но знакомство с Учением — только первый шаг на этом пути. Самое трудное — утвердить в своей жизни те качества духа, ради которых и расширяется сознание. Следует помнить, что ответственность возрастает для тех, кто ознакомился с Учением, но не спешит применить его в жизни.
Заметим, что утверждение духовных, нравственных начал в человеке присуще разным религиозным учениям, но целесообразность и необходимость этого процесса преподносилась человечеству по-разному в зависимости от места и времени, когда давалось соответствующее учение. Для образованного человека ХХ и ХХI столетий объяснение с помощью понятий «рай» и «ад» вряд ли будет удовлетворительным. Живая Этика утверждает духовный рост как необходимость эволюционного развития на том этапе, на котором находится человечество.
Кстати, наша действительность сегодня являет массу примеров тому, насколько важно понятие нравственности в жизни и к чему можно прийти, если отодвинуть это понятие на задний план.
Учение даёт расширенную модель мироздания по сравнению с той, которая принята современной наукой. Благодаря науке человечество к настоящему времени накопило много знаний об окружающем мире. Есть, однако, множество явлений, которые не вписываются в современную научную картину мироустройства, их называют паранормальными, сверхъестественными и т.д. И есть берущие начало в религиозных учениях знания о потустороннем мире, о послесмертном существовании, об ангелах, архангелах и т.д. Живая Этика включает в единую стройную систему все накопленные знания и открывает много нового, неизвестного до сей поры человеку. Новая модель мироздания является динамической, то есть мы имеем не застывшую статическую картину мира, а находящуюся в движении, развитии. Указывается, куда движется мир в процессе эволюции и что ждёт человечество в будущем, если оно не отклонится от истинного пути. В эволюционном движении находится весь Космос, всё сущее в природе, можно представлять себе это как мощный поток, и человек тоже является его частицей. Человек сам выбирает направление своей жизни, и очень важно, чтобы оно совпадало с вектором всеобщей эволюции, потому что в противном случае его собственное движение будет, образно выражаясь, идти против или же поперёк течения. В этом случае человек будет сокрушён потоком, потому что невозможно противостоять Космической эволюции.
По сравнению с учениями предшествующих веков Учение Агни Йоги даёт много новых понятий: эволюция, Иерархия светлых сил, огонь, психическая энергия, беспредельность и др. Во многом это объясняется возросшим уровнем образованности людей планеты, способностью воспринять многое из того, что ранее было бы не понято.
Учение является материалистическим — но в расширенном понимании. Даётся знание о бесконечной шкале всё более утончающихся форм материи. Говорится о роли сердца. Даются основные законы мироздания. Назовём некоторые из них: «Закон периодичности, или приливов и отливов явлений; Закон полюсности, то есть наличие двух противоположных начал, обуславливающих существование вещи единой; Закон спирали, то есть устремление развития явлений во времени от форм низших к более совершенным; Закон жизни и смерти, то есть сбрасывание каждым фокусом жизни своей изжитой внешней формы для замены её новой, более совершенной; Закон эволюции сущего и устремление всего, что проявлено, к более совершенным формам своего выражения. Законы эти называются основными, ибо им подчинено всё, что существует в пространстве» (Грани Агни Йоги, 1958, 63).
По своей форме Учение Живой Этики аналогично строению научной теории. Например, подобно математике Живая Этика имеет в своей основе некоторое количество аксиом, или постулатов, которые каждый человек может принять без доказательства или не принять. И если эти постулаты принимаются, то дальнейшее содержание Учения строится на базе этих аксиом с помощью логики здравого смысла. Отметим, что оно не ограничивается призывом брать на веру то или иное положение. Человечество призывается к новым исследованиям с целью получить подтверждение основных положений Живой Этики, и во многих случаях подсказываются пути таких научных исследований. Таким образом, можно сделать вывод о том, что по сравнению с учениями предшествующих эпох Живая Этика приближается к научному знанию в его современном состоянии.
С другой стороны, наука тоже не стоит на месте. Она стремительно движется к обнаружению тонкого мира. Уже сейчас физическая наука пришла к выводу о том, что всё космическое пространство заполнено некоей невидимой материей. Даже вычислено процентное соотношение видимой нами материи и невидимой. Оказалось, что невидимой материи в космосе в разы больше, чем видимой. Однако пока что ни один из существующих приборов не может «разглядеть» эту невидимую материю. И сейчас идёт усиленный поиск этой материи. Хочется верить, что рано или поздно он увенчается успехом. Это станет величайшим открытием, которое в корне изменит научную картину мира. Но это будет только первым шагом. Я позволю себе пофантазировать о том, какими будут следующие шаги. Будет обнаружено, что человек тоже в значительной степени состоит из невидимой материи, функционирование которой является определяющим в его жизни. Более того, невидимая часть сохраняется после смерти человека и продолжает развиваться. Думаю, что после этих открытий наука существенно сблизится с Учением Живой Этики.
На этой оптимистической ноте я заканчиваю своё выступление.
* Сообщение, прозвучавшее на «круглом столе» СибРО. 25.03.2012.