Радость есть особая мудрость. Община, 163 |
Имя великого русского художника Николая Константиновича Рериха занимает почётное место в истории отечественной и мировой культуры. Его творчество столь многогранно, а достижения столь велики, что не могут не вызывать удивления и восхищения. «Сделанное Рерихом не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях» — так сказал о Н.К. Рерихе сибирский учёный академик А.П. Окладников.
Н.К. Рерих известен всему миру прежде всего как художник, но в мировую культуру он внёс большой вклад ещё и как писатель, археолог, учёный, путешественник, философ и общественный деятель. В своём многогранном творчестве он соединил мудрость Востока и культуру Запада.
Знание истории, участие в археологических раскопках помогли Николаю Константиновичу по-новому отобразить в своём творчестве тот духовный путь, который за тысячелетнюю историю прошёл русский народ. Не только история Руси, но и общечеловеческие вопросы волновали художника, стремившегося осмыслить происходящее на планете. Рериха привлекала и Индия, не утратившая и доныне присущей ей мудрости. Исследуя искусство разных народов, Николай Константинович приходит к выводу о единстве истоков культуры всего человечества.
Рерих оставил огромное художественное наследие: его кисти принадлежит более семи тысяч полотен, многие из которых находятся в лучших музеях мира. Его картины пронизаны светом высокой мудрости. Светоносность его полотен позволяет соприкоснуться с непостижимыми тайнами мироздания, приблизиться к познанию вечных и нетленных основ жизни. Как утверждал Н.К. Рерих, от внесения Света Культуры рассеивается тьма невежества. Он провозгласил понятие истинной Культуры как почитания Света.
Рерих — «Вестник Красоты». Он глубоко чувствует значение Прекрасного в жизни и призывает людей обратиться к его осознанию как условию существования человечества.
Философские взгляды Рериха, имеющие общечеловеческую направленность, нашли большой отклик в сердцах миллионов людей. Уже при жизни художника в разных странах мира существовало более 50 обществ, носящих его имя, и десятки образовательных учреждений, которые поддерживали и осуществляли идеи Рериха.
О популярности и признании Н.К. Рериха во всём мире свидетельствует и тот факт, что множество академий, институтов и других организаций избрали его своим почётным и пожизненным членом. В разные годы жизни Николай Рерих возглавлял объединение художников «Мир искусства», Международные культурные центры «Венец Мира», «Пылающее Сердце», Институт объединённых искусств, Всемирную лигу Культуры и другие.
Рерих сотрудничал с лучшими представителями науки и искусства разных стран: Роменом Ролланом и Рабиндранатом Тагором, Бернардом Шоу и Гербертом Уэллсом, Владимиром Стасовым и Игорем Стравинским, Альбертом Эйнштейном и Джагадисом Боше и многими другими выдающимися деятелями.
Его по праву называют Водителем Культуры. Выдвинутый Н.К. Рерихом призыв «Мир через Культуру» становится лозунгом новой эпохи. «Там, где культура, там и мир, — писал художник. — Там, где верное решение трудных социальных проблем, там и достижение». «Культура должна войти в ближайший каждодневный обиход как хижины, так и дворца».
Большую роль в деле укрепления дружбы и сотрудничества между народами сыграл Пакт Рериха. Этим документом Рерих поднял задачу охраны исторического и культурного наследия на уровень общечеловеческой проблемы. Главная цель Пакта — защитить прекрасные творения рук человеческих, произведения искусства и все лучшие достижения всего мира от забвения и уничтожения. Пакт Рериха был подписан большинством государств, в том числе и нашей страной.
Рерих предложил Знамя Мира как символ охранения всего того, что создано гением человечества. На белом полотнище Знамени изображены три сферы амарантового цвета, объединённые в круге. Значение этого древнейшего символа Триединства очень глубоко. Самое распространённое его объяснение — это прошлые, настоящие и будущие достижения человечества в круге Вечности. Или — искусство, наука, религия в синтезе Культуры.
В настоящее время Знамя Мира имеется в Организации Объединённых Наций, в Государственной Думе России. Оно неоднократно поднималось альпинистами на высочайшие вершины мира. Его берут с собой на борт корабля космонавты.
Возглавляемая Н.К. Рерихом Центрально-Азиатская экспедиция (1923 – 1928), в которой также приняли участие жена художника Елена Ивановна и их старший сын Юрий Николаевич, стала крупнейшим достижением в области географических исследований планеты, настоящим научным и человеческим подвигом. В ходе экспедиции Рерих нашёл подтверждение своим предположениям о том, что Центральная Азия является колыбелью всех мировых религий и самого человечества. Были собраны уникальные археологические, геологические, ботанические, этнографические коллекции. Это были настолько неожиданные и новые для науки находки и открытия, что поистине трудно переоценить их значение.
Главным итогом Центрально-Азиатской экспедиции явилось основание Института гималайских исследований «Урусвати» (что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней Звезды»), его директором стал Юрий Николаевич Рерих. За время работы института были налажены контакты с научными учреждениями Азии, Америки, Европы, с ним сотрудничали А. Эйнштейн, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов и другие деятели науки разных стран мира. Институт «Урусвати» стал международным научным центром нового типа.
В труднейших экспедиционных условиях художником было создано более 500 картин, посвящённых Гималаям. Когда Николая Рериха спросили: «Что значит ваше тяготение к Гималаям?» — он ответил: «Это тяготение к величию, которое питает дух». На своих полотнах художник запечатлел обширную панораму земель и народов Центральной Азии; в них нашли отражение древние легенды, верования и философия Востока.
Елена Ивановна Рерих, жена художника, была его другиней, спутницей, вдохновительницей всех его светлых начинаний. По словам Николая Константиновича, его произведения должны быть подписаны двумя именами — мужским и женским. Вся жизнь Елены Ивановны прошла в неустанных трудах. Она написала огромное количество писем, отвечая на многочисленные вопросы корреспондентов из разных стран. Письма Е.И. Рерих, в которых освещались важнейшие вопросы, затрагивающие эволюцию космоса и человека, начали издаваться ещё при её жизни.
И сейчас они востребованы людьми, устремлёнными к осмыслению духовных основ Бытия. Кроме писем Елена Ивановна написала ряд книг под разными псевдонимами. Она была блестящей переводчицей труднейших текстов по восточной философии.
Старший сын Рерихов Юрий Николаевич, обладавший феноменальными способностями и знавший более 30 языков, стал всемирно известным учёным-востоковедом, был одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока. О нём было сказано, что «он не знал границ в области познания». Единственный из всей семьи Рерихов, он смог вернуться на Родину. Работая в Институте востоковедения в Москве, он очень много сделал для развития советского востоковедения. Но главное — после долгих лет забвения он вернул Родине имя своего отца и передал России более 400 картин — дар великого художника Родине, которую он любил и куда мечтал вернуться.
Святослав Николаевич, младший сын Рерихов, — художник, учёный, искусствовед, крупный общественный деятель. Огромен его вклад в борьбу за мир и укрепление дружбы между Индией и Россией. Художник-философ, он поражает широтой своих интересов: помимо искусства он много занимался орнитологией, минералогией, археологией, ботаникой, медициной. С.Н. Рерих — духовный наследник своего великого отца и продолжатель его дела. Он неоднократно приезжал в Советский Союз с выставками картин, был инициатором создания Музея Н.К. Рериха в Москве, принёс в дар Родине часть своих картин и картины Н.К. Рериха.
Семья Рерихов — это поистине уникальная семья, оставившая человечеству огромное художественное, научное, духовное и философское наследие, которое предстоит изучать ещё многим поколениям.
«Гиганты духа и мысли будут всегда впереди своего времени. Они как бы приходят из будущего в настоящее, чтобы приблизить нас к этому будущему. Они не современны нам и часто бывают в начале их появления не понимаемы и не принимаемы нами. Их идеи и замыслы нам новы и непривычны; направление мысли их неожиданно. Но время идёт, люди возрастают в разуме и постепенно начинают втягиваться в орбиту прогрессивного движения, проложенного вождём возрождения. Его начинают воспринимать и следовать за ним передовые люди своего времени; за ними, с их помощью, подтягиваются и все те, которые в состоянии что-то понимать. И, под конец, наступает та эпоха, создать которую и было этому творцу будущего предназначено.
Сейчас наступает эпоха Рериха. Эпоха, неразрывно связанная с возникающей культурой духа. Это происходит на краю пропасти, перед лицом тотальной гибели цивилизации и угрозой полной духовной деградации и одичания. Такое экстремальное положение способствует пониманию его альтернативы, а именно принятию наследия и вмещению образа вождя Культуры, которую он провозгласил как почитание Света...
Не совершается ли сейчас, в эти роковые мгновения нашей истории, его новый приход в свете нарастающего понимания того, что он создал и дал?
Этот новый приход, знаменующий новую эпоху духоразумения, мы отмечаем и приветствуем»
(Н.Д. Спирина).
Подготовлено редакцией
* По тексту сценария видеофильма студии Сибирского Рериховского Общества.
Фото: С.Н. Рерих. ПОРТРЕТ Н.К. РЕРИХА. 1938