Красота спасет от сквернословия. Надземное, 278 |
Чем дальше от нас весна 1945-го, тем ярче выступает значение Великой Победы и величие подвига русского народа. 65 лет назад Россия не просто одолела фашизм — она победила в войне, угрожавшей самому существованию человечества.
Мы — наследники Великой Победы — преклоняемся перед ратным и трудовым подвигом тех, кто вынес на своих плечах тяготы и лишения военного лихолетья, кто поднял из руин свою страну и помог другим народам справиться с послевоенной разрухой.
Вечная слава героям, ценой своей жизни отстоявшим Мир на Земле! Их беспримерный подвиг будет вдохновлять живущих на новые свершения во имя Добра и Человечности, во имя самого святого, чем жив человек.
Победа Родины... есть символ победы Нового Мира над старым, есть залог ручательства новых побед и конечного торжества Света и Правды... Великое будущее суждено Миру, и Моя страна, Родина ваша, внесёт бесценный вклад в построение Нового Мира. День победы отметим пониманием её для судеб мира. Великие жертвы, которые принёс великий народ, чтобы добиться победы, не были принесены понапрасну.Грани Агни Йоги. VI. 124
В первые дни Второй мировой войны Николай Константинович Рерих написал: «...сердце не допускает, что ещё один земной ужас начался»1. «Опять сброшены бомбы на мирных жителей. Опять потоплены суда, перевозившие мирных путников. Опять разбиты школы и разорваны детские тела»2. «Безмерна, бездонна беда потрясения»3.
Когда в июне 1941 года Германия вероломно напала на Советский Союз, Рерих жил в далёких Гималаях. Эта весть глубоко потрясла его. «...Болит сердце за жизнь молодого поколения, — пишет он. — Быть бы с ними!»4 «...Опять будем работать для Красного Креста, опять искусство будет напоминать о том, что недопустимо разрушительство, и опять будем надеяться, что хоть теперь человечество поймёт, где истинные ценности и в чём смысл совершенствования человека»5. Николай Константинович и Святослав Николаевич организовывают в Индии выставки-продажи своих картин. Большая часть собранных средств направляется в пользу советского Красного Креста и на нужды Красной Армии.
Каждый день вся семья Рерихов собиралась около радиоприёмника, с волнением слушая сообщения о ходе боевых действий на русско-германском фронте. Каждое известие о победном продвижении Красной Армии вызывало у них ликование.
Листы дневника художника содержат много страниц, посвящённых военному и трудовому подвигу советского народа. Он пишет: «Потрясения лишь вздымали народную мощь, накопленную и схороненную, как силушка Ильи Муромца. (...) Не успели прогреметь пять недель войны, а уже многие знаменательные знаки проявились. Обозначилось народное единение. (...) Проникло глубоко сознание, что оборона Родины повсюду — и на полях битв, и на полях труда. В грозе и в молнии рождаются герои»6.
«Каждый, посягнувший на нашу Родину, погибнет с несмываемым позором, — утверждает Н.К. Рерих. — В истории запечатлены потрясающие примеры, как были поражаемы враги русского народа. (...) Об этом можно бы написать целую поучительную книгу.
И другая книга должна быть написана — о том, как великодушно, геройски вставал весь народ русский на защиту Родины. Самые многочисленные враги Земли Русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением всего народа. Александр Невский, Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Суворов и Кутузов — сколько славнейших вех, сколько победных восхождений!»7
Уже в первые годы войны Рерих предсказывает победу. Обращаясь к образам героического прошлого Руси, он как бы напоминает о том, что бывали времена тяжкие и битвы жестокие, но всегда враги были поражаемы и впереди ждала победа. «Развернулись блистательные крылья победы!»8 — эти слова Н.К. Рериха прилетели с гималайских вершин в 1943 году. В них звучит торжество справедливости, горячая любовь к Родине и радость о том, что долгожданная Победа стремительно приближается.
«Немецкая армия шла непобедимо, пока не толкнулась о русские твердыни»9. «Вот воинство наше отметает врага от Киева, спасает матерь городов русских»10. «Москва... не сдалась и выдержала натиски германской армии, перед которой поникла вся Европа»11. «Для врага такой удар сокрушителен не только стратегически, но и морально. Зарился враг на Москву, на Ленинград, на Сталинград, думая поразить русское сердце, расшатать устои народа. Но — "огонь — на меня!" — грудью отстояли богатыри священную свою землю»12.
«Воин собою, своею жизнью велит направить орудия на него, ибо около — много врагов. Памятник должен быть на месте такого героизма. Молодое поколение должно запомнить, как славно отдавали жизнь за Родину русские воины. В полном сознании, имея возможность отступить, герой предпочитал гибель за Родину»13.
«Не о себе думает герой-воин, не о себе болеет сестра милосердия. Некоторые славные имена будут отмечены, а сколько безымянных героев, собою пожертвовавших, принёсших жизнь за общее благо»14. «На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство»15.
«Радостно отметить, что русские воины бережно относятся к культурным сокровищам! Победное воинство есть и воинство культурное. Великое дело! Славное достижение!»16
Огромное желание Рериха принести пользу Родине не осталось бесплодным, неисповедимыми путями приходило его творчество к людям даже во время войны. В ноябре 1942 года в Новосибирске была открыта выставка картин, эвакуированных из Третьяковской галереи. Среди них были и холсты Рериха, посвящённые Древней Руси, русскому народу, его истории: «Гонец», «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь», «Город строят», «Ростов Великий», «Бой» и другие. Выставка стала для города и его жителей подлинным праздником. Через два года картины были возвращены в Москву.
Николай Константинович не мог тогда знать о том, что в столице Сибири состоялся такой праздник культуры, — сведения из Советского Союза поступали крайне нерегулярно, в годы войны переписка со многими корреспондентами прервалась. В этом же, 1942 году Н.К. Рерих создаёт свою знаменитую картину «Победа». А в мае 1945-го в очерке «Победа» он пишет: «В Москве готовится выставка "Победа". (...) В дальних Гималаях радуемся. Приветы шлём. В лучах восхода видим праздник Москвы, праздник сердца народов. Хотелось бы послать на эту выставку мои: "Победа", "Партизаны", "Богатыри проснулись"... А как пошлёшь? Отсюда ещё хоть на верблюдах, а там куда довезёт поезд? Если даже малые письма не доходят, то где же думать о посылках, о ящиках!»17
Спустя 30 лет картина «Победа» была подарена С.Н. Рерихом, младшим сыном художника, Сибирскому отделению Академии наук. Вспоминается ставшая крылатой фраза из дарственной, сопровождавшей передачу картины в Новосибирск: Святослав Николаевич отметил, что в ней «сочетались непоколебимая вера [Н.К. Рериха] в Родину и прогноз великого будущего».
Наконец — Победа, та самая, к которой Рерих устремлялся, которую приближал мыслью, словом, искусством. «Победа, победа! Но какая небывалая победа! — записывает Николай Константинович в дневнике. — Победа всенародная, выдвинувшая рать героев. (...) Герои ратные, герои труда, героини-Матери, герои Культуры — великое непобедимое воинство героев!»18
«Народу-труженику, народу-творцу, народу-победителю
СЛАВА!»19
Подготовлено редакцией
1 Рерих Н.К. О Великой Отечественной войне. М., 1994. С. 17.
2 Там же.
3 Там же. С. 25.
4 Там же. С. 22.
5 Там же. С. 17.
6 Там же. С. 23.
7 Там же. С. 30.
8 Там же. С. 34.
9 Там же. С. 37.
10 Там же. С. 36.
11 Там же. С. 26.
12 Там же. С. 37.
13 Там же. С. 36.
14 Там же.
15 Там же. С. 30.
16 Там же. С. 35.
17 Там же. С. 45.
18 Там же. С. 42.
19 Там же. С. 36.