Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



Фото- и медиа-архив


 

«Неутомимая воительница Света»

Автор: Разное



Теги статьи:  Елена Блаватская

12 августа — День рождения Е.П. Блаватской

Ежегодно 12 августа мы вспоминаем нашу великую соотечественницу — Елену Петровну Блаватскую. В этом году исполняется 178 лет со дня её рождения и 20 лет со времени проведения в Новосибирске первой в России конференции, посвящённой Е.П. Блаватской. Об этой русской женщине во всём мире написано множество воспоминаний и исследований, но её облик был и остаётся для всех величайшей загадкой.

Наиболее известный период жизни Е.П. Блаватской начался с создания Теософского общества, открытие которого состоялось в Нью-Йорке 7 сентября 1875 года. Что привлекло к теософии многих мыслящих людей в Европе, Америке и Азии? Блаватская пишет, что суть теософии — достижение человеком «совершенной гармонии божественного и человеческого, укрепление его богоподобных качеств и устремлений и их преобладания над земными, животными страстями. Доброта, полное отсутствие недобрых чувств или самолюбия, милосердие и доброжелательность ко всем существам и совершенная справедливость по отношению к окружающим, так же как и к самому себе».

Блаватская общалась со множеством людей, странствия её охватывали весь мир, но любовь к России не оставляла её никогда. Она писала: «Я горячо люблю мою родину и всё русское». Несказанно радовали Елену Петровну успехи русских войск в Русско-турецкой войне (1877 – 1878), за которыми она жадно следила. «Письма её того времени не чернилами, а кровью и слезами писаны», — вспоминала её сестра Вера. И всю жизнь она оставалась горячей патриоткой, продолжая, как и во время войны, присылать в Россию деньги на нужды Красного Креста.

Ложные сведения, печатавшиеся о ней на родине, причиняли Елене Петровне боль: «Откуда они взяли, что я собираюсь упразднять христианство и проповедовать буддизм? Если б читали в России, что мы пишем, так и знали бы, что мы проповедуем чистую христоподобную теософию — познание Бога и жизненной морали, как её понимал сам Христос». «...Идеал Христа распятого светлеет для меня с каждым днём яснее и чище, а против православной христианской церкви — пусть повесят меня — не пойду! Так мне Россия дорога, так наболело у меня сердце за родину, за всё своё, что душу бы отдала в кабалу на десять тысяч лет за неё».

С ней поступали немилосердно при жизни и продолжали преследовать её имя градом непонимания и поношений после её ухода, но теперь наступает время, предсказанное Е.И. Рерих: «...Русские поймут всё величие того Учения, которое принесла миру Е.П. Блаватская. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания».


«Женщина, которая так или иначе заставляла окружающих — сначала в маленьком мирке своего детства, а потом по обе стороны земного шара — говорить о ней и спорить, защищать или осуждать её характер и побуждения, биться за её дело или яростно противостоять ему; смерть которой вызвала такой шквал телеграмм между двумя континентами, словно почил какой-нибудь император, — такая женщина должна быть и вправду личностью выдающейся».

Нью-йоркская газета «Сан»

«Чрезвычайно приятно видеть, что... имя Елены Петровны Блаватской, нашей великой соотечественницы, почитается так высоко, как истинной основоположенницы провозвестия. Частенько русские забывали о своих великих деятелях, и пора нам научиться ценить истинные сокровища...

Будет время, когда её имя достойно и почитаемо прозвучит по всей Руси».

Н.К. Рерих (из письма Б.М. Цыркову)

«Она была учёным, поэтом, пианисткой, художницей, философом, писателем, просветителем и прежде всего — неутомимой воительницей света... Следуя зо­ву истины и идеалам всеобщего братства, Е.П. Блават­ская нажила себе немало врагов и недоброжелателей. Пожалуй, никому в девятнадцатом веке не удалось столь изрядно пощипать перья религиозных предрассудков, спиритического шарлатанства и интеллектуального снобизма, как ей. Стоит ли удивляться, что клеветники обвиняли её именно в том, против чего она сражалась почти в одиночку с силой, меткостью и дерзким юмором Гаргантюа».

Поль Вайнцвайг

«Моё самое первое впечатление о г-же Блаватской — это мощь и масштабность её индивидуальности; я словно находился в присутствии какой-то изначальной силы Природы... Но при этом я не испытывал чувства собственной ничтожности, которое возникает рядом с великой личностью, подавляющей окружающих и деспотично попирающей их независимость. То было, скорее, ощущение глубинной, всеобъемлющей реальности, поистине неистощимого запаса прочности, — это был дух, прошедший горнило Природы и достигший извечных начал Истины. Но постепенно, сквозь доминирующее ощущение мощи, проступали её огромная нежность и доброта, неизменная готовность полностью позабыть о себе и всем сердцем отдаться служению людям».

Чарльз Джонстон, американский писатель

«Подлинный источник её влияния следует искать в "Тайной Доктрине". Эта книга говорит о религиях всего мира, прослеживая или раскрывая единство, лежащее в основе всех великих религий... это одна из самых замечательных и вдохновляющих книг, написанных за последние сто лет. (...) Если Вы когда-нибудь заглянете в Национальную библиотеку... вчитайтесь в Пролог к "Тайной Доктрине", и Вы поймёте секрет влияния этой выдающейся женщины на своих современников...»

Джордж Рассел (из письма Ш. О'Фаолейну)

«Великая основательница Теософского общества Е.П. Блаватская в своей последней статье указала на важность Искусства. Она предвидела будущее значение этой великой творческой силы, которая поможет построению Грядущего Мира, ибо Искусство — это кратчайший мост, соединяющий разные народы. Мы должны всегда помнить эту последнюю мысль великой личности, и основание в Адьяре Музея Искусства, названного в честь Е.П. Блаватской, было бы наиболее простым способом увековечить её. Такой музей привлёк бы сердца представителей всех видов Искусства и собрал бы новых людей в этом месте, где родилось столько возвышенных идей. Если Общество согласится рассмотреть моё предложение, я готов пожертвовать Музею Блаватской свою картину "Вестник", которая написана здесь и посвящена памяти этой великой женщины».

Н.К. Рерих (из письма А. Безант)

«...Единственный ключ к пониманию этой необыкновенной натуры — в том живом примере, который она давала нам своей самоотверженной жизнью. Жизнь эта научила нас видеть цель не в личном благе, а в служении миру, в служении без ропота, до самого конца».

Герберт Барроу

«Она указала нам мерцающий свет звезды, который осветил наш жизненный путь; она научила тех, кто умел слушать, как отыскать лучи этого света внутри себя, указала дорогу, направление и опасности этой дороги, заставила нас признать, что только тот, кто умеет забывать себя и любить, найдёт ключ к пониманию запутанного лабиринта жизни, потому что только при этом условии начинает расти дух и сердце человека, и сознание его способно наполниться мудростью».

Бертрам Китлей

«Основная нота всех её учений и всей её жизни — самопожертвование».

Уильям Кингсланд


Фото: Е.П. БЛАВАТСКАЯ. Нью-Йорк. 1878

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Е.П. Блаватская

Статьи по теме, смотреть список




 

 

 
Мысли на каждый день

Знак красоты откроет все «священные врата». Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся.

Рерих Н.К. «Врата в будущее»
Неслучайно-случайная
статья для Вас: