Спросят: «Где же поиски совершенства?» Отвечайте: «Нам в Любви, Красоте и Действии – тех трёх путей достаточно». Листы сада М. Зов, 19.07.1922 |
Предлагаем вниманию читателей фрагменты писем Зинаиды Григорьевны к Елене Ивановне и Николаю Константиновичу. Они написаны в 1923 году, в то время, когда Рерихи находились в Европе и готовились к путешествию в Индию.
Приносим благодарность Музею Николая Рериха в Нью-Йорке, предоставившему Сибирскому Рериховскому Обществу письма и фотографии З.Г. Фосдик из своего архива.
Зинаида Григорьевна Лихтман (Фосдик)
«ПОД ЛУЧАМИ ВАШЕЙ ЗВЕЗДЫ»
Дорогая моя, родная Елена Ивановна!
...Будем работать всеми фибрами нашей души и разума для дела Мастера и повиноваться Его Воле в вопросах нашего счастья, ибо счастьем полным будет для меня тот миг, когда я Вас опять увижу и родного Ник[олая] Конст[антиновича] и смогу работать под Вашим руководством. Пока же в работе и борьбе будем стремиться к этому дивному будущему.
Горячо обнимаю и целую Вас. Ваша любящая и преданная Вам на эту и все последующие жизни
Радна.
...Мы всегда ощущаем Ваше присутствие, и это нам помогает во всех наших делах и задачах. При духовной близости нет расстояния. Как часто мы говорим здесь: а вот Ник[олай] Конст[антинович] так бы сказал, а Ел[ена] Ив[ановна] так бы решила — и верьте, родные мои, мы проникаемся в этот момент частицей Вашей мудрости.
...Да, дорогие учителя, мы настолько уже прониклись сознанием этого великого Дара, который получили через Вас, что хотелось бы, чтобы всё человечество, которое так страдает в темноте и заблуждении, тоже подошло бы к Свету, который нас осенил. И жизнь кажется недостаточной, чтобы работать и давать другим то, что такою щедрою рукою даётся нам.
...Дорогая и любимая моя, мне больно до слёз при мысли, как Вы теперь измучены и устали, но ведь это Ваш огромный дух, который всем даёт силу и бодрость и заставляет идти по прямому пути. Так было и есть с нами всеми, так будет и с новыми. Вы нас всех учите, на собственном примере, полному самопожертвованию и любви к труду во Имя Его и этим
освобождаете нас от оков личного я. Мы всё это сознаём, и чем больше проводим это в жизнь, тем больше неустанный труд Вашего духа принимает семена всхода. Я ни о чём ином и не мечтаю, как всегда трудиться под Вашим руководством и учиться у Вас. Но Вы, родная, насколько можете, берегите себя. Вам ещё нужно столько сил для Великой Задачи Вашей!
Любовь Учителя к нам не только учит нас, как идти вперёд, но и также как широко любить и понимать Его дела. И Вы, любимые мои, давшие нам Источник Вечной Мудрости, под лучами Вашей Звезды путь ясен и виден далеко вперёд.
Мы видим, родные мои, как мы бережно охраняемы от всех вражеских попыток и какая Великая Любовь нас окружает. С этой уверенностью живётся очень легко и даже все будущие битвы не страшат, ибо они ведутся во Имя Его. (...)
И неужели мы не достигнем любви и понимания всех и всего, имея Вас перед нами и всегда с нами, наши светлые учителя? Будем стараться твёрдо шагать по лучезарной дороге, за Вами, ибо впереди горы, а с них с Великим Милосердием смотрит на нас наш Благой Учитель.
Дорогие, любимые мои друзья и учителя!
С чувством истинной и глубокой радости пишу Вам это письмо, ибо Вы получите его перед отъездом в страну нашего Великого, Благого Учителя. Счастлива, без конца счастлива, родные мои, за Вас, вступающих на путь полной победы духа, путь, ведущий к высотам, к которым Вы идёте «лёгкой поступью, еле земли касаясь». И, приближаясь к завершению пути, Вы беспрерывно, заботливо, оглядываетесь на нас, полные любви к нам, старающимся идти за Вами. Вы нам дали жизнь, пробудили в нас дух, понимание бытия, научили понимать и думать о Великом Плане и дали каждому из нас чашу труда и радости. И самый великий дар Вы дали нам, любимые мои, привели нас и приблизили к Единому, Великому нашему Мастеру! Свято Его Учение для нас и Его Слова к нам — наш воздух и пища, ибо без Них мы больше не смогли бы жить. Его Беседы с нами составляют всю цель нашего существования, ибо, вникая в Его святые Слова, мы можем духовно развиваться и расти.
Как убога была наша жизнь до встречи с Вами и как сказочно прекрасна она теперь!
Все мы работаем с радостью в Храме Учителя, служа Ему по мере сил наших, и в труде настоящего смотрим с восторгом в будущее, к Вам навстречу, любимые мои. Где мы ни очутимся, куда посланы ни будем, наша связь с Вами тесна и неразрывна, ибо Вы ведёте нас. Расстояния нет между нами, родные, Вы всегда с нами, и я всегда ощущаю Вас близко около себя, и это чувство даёт мне отраду и бодрость в самые трудные минуты. Так и теперь, родные мои, несмотря на Ваш приближающийся отъезд, я не чувствую, что расстояние между нами увеличится, но, наоборот, мне кажется, что Вы ещё больше приблизились ко мне, и я так счастлива этому чувству! Я вся наполнена Вашей радостью, ибо приближается день Вашего вступления на Его Благословенную Почву. Да будет Ваш путь полон красоты и победы на пользу человечеству! Ваши слова и учение, которое Вы нам так щедро давали и даёте, ненарушимо святы для нас, и мы их непреклонно будем всегда исполнять. Дай Бог, чтобы мы были достойными встретить Вас в Великом Будущем и чтобы мы пришли к Вам просветлёнными и очищенными от заблуждений и пыли. Идём радостно под Лучами Мастера и Вашей охраной.
Обнимаю и целую Вас крепко, мои любимые, светлые учителя. Всегда Ваша преданная Вам Радна.
Елена Рерих — Морису и Зинаиде Лихтманам
Родные мои, любимые, ожидая новые поучения, не забывайте ранее данные и всей силой духа старайтесь следовать им, ибо только тогда возможна следующая ступень. На жизни применяйте их. Будьте примером всем молодым стучащимся, и какая радость наполнит всё ваше существо, когда оно будет освобождено от раздражения, нетерпения и излишнего себялюбия — этих трёх самых неумолимых врагов наших! Исчезнуть они могут лишь при рождении нового широкого осознания, понимания Бытия. Работайте же, всё время расширяя ваше понимание. Не бойтесь полётов фантазии! Но осмотрительно применяйте в жизни. Слишком рано данное, так же как и запоздалое, одинаковы в своих результатах.
Во Имя Его приносите все жертвы, ибо вы уже знаете, что всё возвращается сторицею. Но жертва должна быть добровольна, больше того — радостна. Я чувствую, что у вас будут минуты высокого горения, и это наполняет меня умилением и восторгом перед великим чудом жизни.
Сколько радости в великом служении, в расширенном сознании и в понимании, хотя бы и несовершенном, Божественного Плана...