Красота спасет от сквернословия. Надземное, 278 |
В этом году выставка репродукций картин Н.К.Рериха в деревне Быстровке проводилась второй раз, первая такая выставка была в 1998 году. Основные посетители выставок — дети. В первые дни работы поток посетителей был такой большой, что я едва успевала: пока работала с одной группой, другая уже дожидалась своей очереди. В то время стояли большие морозы, и учителя вскоре перестали пускать детей на выставку. Но дети стали приходить сами: на улице мороз сорок градусов, а они на каждой переменке бегут в музей, чтобы увидеть красивые репродукции и послушать мой рассказ. Однажды я у ребят спрашиваю: «Замёрзли?» Сама уже замёрзла, в помещении было холодно, отапливалось слабо. А одна девочка говорит: «Ой, а мы забыли про холод. Здесь так от картин тепло!» И так она руками развела, чтоб показать, как ей от картин тепло, от такой красоты.
Нам нужно чаще с детьми общаться. Разовые встречи закрываются бытом, телевидением, а вот когда с ними постоянно работаешь, то чувствуешь, как дети раскрываются. Вспоминается стихотворение Наталии Дмитриевны Спириной из сборника «Капли»:
В грязи лежит затоптанный алмаз.
Прохожие спешат пройти спесиво;
Но ценность не упустит добрый глаз,
Искусная рука отчистит грязь
И тусклый камень заблестит на диво;
И в каждой грани —
светел и силён —
Огонь пространства
будет отражён!
Дети становятся другими, необыкновенными, но не все, конечно, а в основном — необыкновенные.
Дети очень опечалились, когда узнали о закрытии выставки: «А как же мы теперь?»
Под впечатлением этой выставки они нарисовали много рисунков. Темы все рериховские: горы, Знамя Мира, Чинтамани… Вот как один мальчик сказал о картинах художника: «Когда смотришь на эти горы, кажется, что ты поднимаешься, прямо всё в тебе — все эти горы». Насколько дети тонко чувствуют и понимают!
Слайдпрограммы, связанные с Живой Этикой, играют большую роль в работе с детьми. Я показывала детям слайдпрограммы о Святом Сергии Радонежском (по сказу Н.Д.Спириной «Медведь»), о Серафиме Саровском, о Н.К.Рерихе, о женщине (по радиопередаче с участием Наталии Дмитриевны). Особенно полюбилась детям слайдпрограмма «Медведь», она им доступна. Текст этой слайпрограммы был записан на радио с музыкальным сопровождением. Вначале слышится пение птиц, природа пробуждается, показываются слайды с видами природы, затем — картины Н.К.Рериха: «И мы открываем врата», «Святой Сергий», «Часовня Сергия»; рисунки из жития Святого Сергия, картины М.В.Нестерова.
Детям надо не просто показать слайдпрограмму, но и беседовать с ними, тогда они раскрываются и у них что-то откладывается. И конечно, их нужно просить писать отклики на то, что они увидели и услышали. Интересно, что дети сами написали много сочинений (хотя их никто не просил об этом), потому что у них в груди что-то зажглось и им очень захотелось выразить это, поделиться.
Учительница второго класса, после того как дети посмотрели слайдпрограмму и побывали на выставке, сказала: «Я своих детей совершенно не узнала. Я была поражена, когда они, не имея понятия даже об изложении, написали сочинения, да такие качественные! Какое-то преображение с детьми происходит. Рядом с этой красотой они совершенно другие, перерождаются».
Вот как они пишут: «Мне очень-очень понравились картины! Когда смотришь на них, то кажется, что всё живое и я стою на вершине горы. Мне понравились картины. Они прекрасны!» (А.Янчук, 2 кл.). «Мне очень понравились картины Н.К.Рериха. Все они как будто пропитаны добротой и теплом. Они написаны какими-то космическими красками. Больше всего мне понравилась ''Матерь Мира''. Но все картины Рериха такие красивые, что просто удивляешься, как человек мог такое нарисовать» (А.Емельяненко, 5 кл.).
В сочинениях о подвижниках и святых дети отмечают, что святые являлись такими, потому что они так любили, что чувствовали боль каждого человека. Дети всё понимают, потому что мы на эту тему много говорили с ними.
Во время беседы я им предлагала подумать: почему и как становится святым человек, какие в нём самые высокие качества. Сначала дети отвечают: «Потому что он молится». Я говорю, что многие молятся, однако они не святые. «Потому что он добрый». — «Но вы ведь встречаете много добрых людей, и они тоже не святые». Тогда один мальчик из 6-го класса сказал: «Наверное, это всеобщая любовь, как у Христа».
Когда дети писали о святом Сергии, они по-детски, по-своему выражали и Его трудолюбие, и что к Нему все тянулись, и свет над Его келией стоял, и в душе народа остался; что в детстве и потом взрослым Он трудился всегда для Общего Блага. Дети уже знают, что надо трудиться, что никогда не стать святым, если трудишься лишь для себя, а не для Общего Блага. Вот такие беседы мы с ними ведём. Дело в том, что их эти вопросы очень сильно волнуют.
Дети очень ждут нашей работы. Они заброшены, а в деревнях особенно. Я уверена, что в каждом селе можно работать, и одному человеку можно работать, везде. За детей надо биться, чтобы их сохранить для будущего, донести до них Красоту и Знание. Если мы к ним не придём и не донесём, у них может не быть другой возможности.
Выставка в музее в деревне Быстровке уже закончилась. Сейчас мне дали для работы пионерскую комнату. И я знаю, что каждый день дети будут приходить туда.