Мысли на каждый день

«Величайший человек тот, кто велик в терпении».

Рерих Е.И. Письмо от 17.08.1934

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«НАШ ПУТЬ – БУДЬ!»*

Автор: Ольховая Ольга  



Теги статьи:  Павел Беликов, Живая Этика, Строительство Общины, Николай Рерих, Наталия Спирина (о ней), Алтай, Рерих и Алтай, Строительство Музея, Новосибирск, Харбин, Святослав Рерих, Елена Рерих, Борис Абрамов, Зинаида Фосдик, Центральноазиатская экспедиция

О.А.ОЛЬХОВАЯ, Сибирское Рериховское Общество, Новосибирск

Сейчас наступает Эпоха Рериха. Эпоха, неразрывно связанная с возникающей культурой духа.

Н.Д.Спирина

 

Часть 1

Семья Рерихов провела нас через весь ХХ век, который войдёт в историю развития человечества как самый тёмный из всех веков, какие знала история, накануне наступления эпохи Света.

Четверо ближайших Великому Учителю духов не только передали людям Учение Живой Этики — Учение Жизни, но каждый из них своим трудом и своим жизненным подвигом оставил на Земле такие сокровища, которые будут питать человечество многие сотни лет.

Огромен вклад в мировую культуру и науку каждого из Рерихов.

Мы являемся свидетелями того, как вопреки всем противодействиям неудержимо множится число людей, строящих своё мировоззрение на основе Учения Живой Этики; в самых отдалённых от крупных центров городах и посёлках возникают Рериховские общества и группы; уже появляются исследования о Рериховском движении в России. И перед всеми, кто изучает Живую Этику, встают очень серьёзные вопросы, решать которые людям, не имеющим духовного руководства, непросто. Рано или поздно, но неизбежно наступает момент, когда требуется определить те ориентиры, по которым можно сверить своё понимание прочитанного, и найти приложение своим силам и знаниям в труде на Общее Благо.

Мы, сотрудники Сибирского Рериховского Общества, собравшиеся в Новосибирске из многих регионов страны, нашли для себя ответы на эти вопросы.

В этом докладе мы хотим рассказать об истории Рериховского движения в Сибири, о том, как понимает свои задачи Сибирское Рериховское Общество и все его друзья — прилежащие ему Общества и группы из разных регионов России, и как реализуются эти задачи.

 

Истоки Рериховского движения в Сибири следует отнести к тому времени, когда в 1926 году сюда прибыли Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Николаевич Рерихи в составе Центрально-Азиатской экспедиции, ставшей кульминацией всех устремлений Н.К.Рериха как учёного и художника. Эта экспедиция не имела аналогов в истории географических исследований планеты; за 5 лет она прошла огромный путь через Туркестан, Китай, Монголию, Индию, Тибет и Алтай. В её задачи входила археологическая разведка малоизученных районов, сбор этнографических и лингвистических материалов, характеризующих древние культуры региона. «Главной целью экспедиции, — писал Юрий Николаевич Рерих, — было создание живописной панорамы земель и народов Срединной Азии».

Мощным магнитом для экспедиции была Сибирь, а в её пределах — центр, «сердце Азии» — Горный Алтай.

В Учении Живой Этики говорится: «Правильно изучать все циклы легенд Азии. Так можно дойти до древнейших Учений, связанных с Сибирью, как самою неизвестною и исконною частью материка»1.

 

26 июля 1926 года, по пути на Алтай, экспедиция Рериха прибыла в Новониколаевск. «...Маленький грязный городок...»2 — так записала в своём дневнике Зинаида Григорьевна Фосдик.

А вот что записывает в это же время Елена Ивановна Рерих, принимая Указ Учителя: «Усвойте неслыханную серьёзность момента. Усвойте ощущение центра Моей земли»3.

На обратном пути, возвращаясь с Алтая (о пребывании там Рерихов мы расскажем несколько позже), члены экспедиции вновь приехали в Новониколаевск, в котором пробыли 8 дней, остановившись в гостинице «Метрополь». Рерихи и их американские сотрудники сфотографировались на память у Дома Ленина — здания, построенного в центре города на народные пожертвования; сделали много снимков Новониколаевска.

В мае 1974 года Зинаида Григорьевна Фосдик, директор Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке, писала Наталии Дмитриевне Спириной: «Дорогой Друг, спасибо за Вашу весточку вместе с набором открыток с видами современного Новосибирска. Действительно, город очень вырос, и было интересно вспомнить о нём в прошлом и увидеть его крупный рост. Согласно с Вашей просьбой посылаем Вам маленькую фотографию (оригинал), на которой сняты Елена Ивановна, Николай Константинович, я и Юрий Николаевич в Новосибирске. ...Карточка эта мне особенно дорога».

В общей сложности экспедиция Рериха пробыла в Сибири чуть больше месяца (с 26 июля по 2 сентября); далее её путь лежал в Монголию.

Позднее Николай Константинович Рерих назовёт Сибирь «сокровищницей русской, неизведанной, сохранённой»4, страной «глубокого прошлого и великого будущего»5, утверждая великое несказуемое значение Сибири.

 

Обратимся ещё к одной экспедиции Рериха, имеющей прямое отношение к теме нашего доклада. Это экспедиция, которую он предпринял в 1934 – 1935 годах в Манчжурию и Китай по поручению правительства Соединённых Штатов Америки. Её целью, как значилось в документах, был сбор засухоустойчивых злаков, трав и лекарственных растений по окраинным районам Гоби.

30 мая 1934 года Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи прибыли в Харбин — город в Китае, населённый в то время выходцами из России. Рериха уже знал весь культурный мир. Газеты публиковали статьи, наполненные преклонением перед гением знаменитого художника и путешественника. Его приезд стал событием в культурной жизни Харбина. Время Николая Константиновича было расписано буквально по минутам — столько людей желало с ним встретиться: с визитами к нему спешили политики, военные, деятели Русской православной церкви, студенты, простой люд.

Пребывание Рерихов в Харбине длилось полгода, они уехали оттуда в конце ноября 1934-го. В «Листах дневника» Николай Константинович отмечает, что в результате задержки экспедиционных работ они «оставались в Харбине на два месяца дольше, нежели предполагали»6.

Мы не будем сейчас говорить о том, как триумф первых дней пребывания в Харбине сменился клеветой, распространяемой теми же газетами, как эти измышления с завидной быстротой достигли американского континента и насколько двухмесячная задержка повлияла на планы самого Рериха. Обратим внимание на это обстоятельство в связи с тем, что на целых два месяца дольше продлилось общение Николая Константиновича Рериха с Борисом Николаевичем Абрамовым.

Среди множества приходящих к Рериху харбинцев он выделил группу людей, чьи духовные устремления и накопления позволили им воспринять высокую философию Учения Живой Этики. Среди них был Борис Николаевич Абрамов. К этому времени ему исполнилось 37 лет. Русский интеллигент, в прошлом военный моряк, Б.Н.Абрамов после революции оказался за границей, в Китае. Человек высокой культуры, всесторонне образованный, он хорошо знал литературу, музыку, живопись; писал стихи и рассказы, рисовал; серьёзно и глубоко изучал философию Востока.

Б.Н.Абрамов получил от Н.К.Рериха кольцо ученичества как знак особого признания и духовной близости. Таким образом Рерих стал для него духовным учителем, земным Гуру. Отныне вся жизнь Бориса Николаевича посвящена Великому Служению.

Их общение продолжалось и после отъезда Рериха в Индию. «...Борис Николаевич стал вести переписку с ним и Еленой Ивановной Рерих, надеясь на скорую встречу с ними в России, куда направлены были устремления всей семьи Рерихов. Ещё в 40-е годы Борис Николаевич стал воспринимать приходящие из пространства мысли и записывал их. Послав эти записи Елене Ивановне, он получил от неё ответ, подтверждающий их Высокий Источник»7. Е.И.Рерих писала: «...С радостью, троекратно, подтверждаю то, что Вы передаёте мне, как именно исходящее из Высшего Источника.

Итак, не опасайтесь некоторого сомнения в себя, в свои силы... и стремитесь лишь выполнить возложенную на Вас миссию уявиться свидетелем проявлений Вел[икого] Вл[адыки]. Очень хотела бы иметь ещё строки Изречений, явленных Вам. Храните эти жемчужины, и не удивляйтесь, что услышанное и рождающееся в Вашем мозгу близко получаемому Учению, но иначе как же усвоить даваемое?»8

До конца своих дней, в труднейших жизненных условиях, преодолевая неимоверные препятствия, Борис Николаевич Абрамов ведёт эти Записи. Он изучает Учение Живой Этики и постепенно формирует группу учеников, с которыми регулярно занимается. Вскоре в эту группу приходит приглашённая Борисом Николаевичем молодая преподавательница музыки, родившаяся в Харбине, Наталия Дмитриевна Спирина. Вот как она сама вспоминает об этом: «Сначала я получала книги Живой Этики от его ученика. Он рассказал обо мне Борису Николаевичу, и тот выразил желание встретиться со мною»9. «Встреча с Б.Н.Абрамовым решила всю мою жизнь, ибо с тех пор мы стали регулярно встречаться и заниматься Учением...»10

«...Мы, его постоянные слушатели в течение многих лет... при каждой встрече с жадностью слушали чтение его Записей и черпали из них всё необходимое для нашего продвижения. (...) Часто мы получали ценнейшие указания, непосредственно нас касавшиеся. Это было конкретное проявление через его канал непрестанной заботы Иерархии о нас, выраженное в доступной нам форме...»11

В одном из своих интервью Наталия Дмитриевна рассказывала, что у Бориса Николаевича было очень мало учеников, он строго отбирал тех, кто воспринимал Учение и понимал значимость Николая Константиновича Рериха.

Наталия Дмитриевна занималась в группе у Бориса Николаевича в Харбине около двадцати лет. Опекала эту группу сама Елена Ивановна, имея от Бориса Николаевича подробную информацию о каждой из его учениц. Также она получила их фотографии. Обладая безошибочным духовным зрением, Е.И.Рерих давала Б.Н.Абрамову советы и рекомендации относительно каждой ученицы. Фотография Наталии Дмитриевны Спириной тоже была послана Елене Ивановне. В своём ответе Борису Николаевичу от 23 января 1951 года она пишет, что Наталия Дмитриевна «не должна оявляться на тяжком физическом труде, ей нужно сосредоточиться на писательстве. Она может прекрасно писать... и напишет прекрасные статьи и полезные книжечки. (...) Так приветствую от всего сердца новую сотрудницу и радуюсь возможности для неё уявиться на такой прекрасной и столь нужной сейчас работе».

Всех харбинцев, имевших контакт с Николаем Константиновичем, а впоследствии состоящих с ним и Еленой Ивановной в переписке, Рерихи побуждали к возвращению в Россию. Наталия Дмитриевна Спирина вспоминает об этом так: «Нам в Харбин без конца писали и Николай Константинович, и Елена Ивановна: "Ехать, ехать и ехать на Родину! Вы там нужны". Они писали, что если мы там будем только читать Учение, и то уже сделаем очень большое дело для пространства России»12.

В 1950-х годах такая возможность появилась — была разрешена репатриация в Советский Союз. Но был и выбор: русские, покидающие Харбин, имели возможность выехать также в Германию, Австралию, Америку. Многие так и сделали.

В 1954 году в Россию возвратился Борис Андреевич Данилов — ученик Екатерины Петровны Инге, за четыре года до этого уехавшей в Германию. Следует отметить, что через 35 лет, в 1989 году, Б.А.Данилов основал в Новосибирске издательство «Алгим», выпустившее крайне востребованные книги Учения Живой Этики, а начиная с 1993 года и по настоящее время в «Алгиме» издаются «Грани Агни Йоги» — Записи Б.Н.Абрамова.

 

Наступил 1959 год. Б.Н.Абрамов готовится к отъезду на Родину. Ему 62 года, на руках — больная жена. Из группы его учениц в Россию собирается только Н.Д.Спирина, у которой в то время была мать весьма преклонного возраста.

Накануне отъезда, 24 июля 1959 года, Б.Н.Абрамов записывает: «Считаю необходимым спешить с отъездом... Ждём вашего сдвига и Готовимся Помочь»13.

Когда слушаешь рассказ Наталии Дмитриевны о переезде границы и прохождении таможенного досмотра, становится понятным, о какой помощи говорил Учитель. Ни одна сумка, ни один сундук, ни один чемодан не остались невскрытыми при досмотре, но таможенники не увидели книг Учения! Высшая Помощь отвела беду...

О многом говорят тексты14, полученные Борисом Николаевичем в год отъезда на Родину.

«Упоры нужны Нам — на них зиждется Дело Моё... Другим верить не можем — не близки. Но вам доверяем вполне» (январь, 16).

«Готовил веками не напрасно. Нам надо иметь ближе преданных делу друзей... Мало близких, во Мне устоявших» (август, 11).

«Беру на себя ответственность за ваше будущее. Защитою встану на новых путях» (октябрь, 1).

«Мы яро следим за теми, кто избран, и Помощь Готовы послать в любую минуту» (октябрь, 2).

«Ваши имена записаны в Книгу Судеб (Книга Жизни)» (ноябрь, 10).

 

В 1959 году Борис Николаевич Абрамов и Наталия Дмитриевна Спирина прибыли в Новосибирск.

Они привезли с собой все книги Учения, а Борис Николаевич также и свои Записи, и переписку с Рерихами.

Рамки нашего доклада не позволяют рассказать о тех мытарствах, которые претерпел Б.Н.Абрамов при обустройстве на Родине. Около года он жил в Новосибирске, снимая комнату. После мучительных попыток устроиться в Киеве и Москве, куда его приглашали знакомые, он с женой поселился в Венёве — небольшом городке Тульской области.

Н.Д.Спирина, также испытав немало тягот и утеснений, поселилась с матерью в новосибирском Академгородке.

 

Николай Константинович и Елена Ивановна до конца своих земных дней неудержимо стремились к возвращению на Родину, всё для этого предпринимая. Не сложилось...

Выполняя волю родителей, в 1957 году в Советский Союз возвратился их старший сын, Юрий Николаевич Рерих. Беспримерен его научный подвиг, совершённый им за те неполные три года, которые он прожил на Родине, и всё-таки главное, что сделал старший сын Рерихов, — он вернул России наследие своего отца.

Доктор исторических наук Р.Б.Рыбаков вспоминает: «Несколько десятилетий в Советском Союзе его (Рериха) знали и помнили немногие. И когда в студенческой компании я назвал его своим любимым художником, то среди однокурсников не нашлось ни одного (конец 50-х годов!), кто знал бы это имя. Но вскоре полыхнули на Кузнецком первые выставки, потом появилась запись Гагарина в бортовом журнале, стали издаваться книги — его и о нём, и насильственное забвение закончилось».

Итак, в Москве в конце 50-х, как образно выразился Рыбаков, «полыхнули первые выставки»; а что происходит в это время в Сибири? В связи с этим будет интересна Запись Б.Н.Абрамова, датированная 1957 годом: «Теперь созданное воплощается в жизнь. Новый центр Культуры утверждается там — север, град со старым славянским названием»15.

Надо сказать, что Новониколаевск стал Новосибирском за несколько месяцев до приезда сюда Рерихов. Новое наименование приживалось с трудом; как мы помним, в своём дневнике З.Г.Фосдик называет его первым, исконным именем.

Зримое утверждение нового центра культуры началось 27 сентября 1960 года, когда в Новосибирской картинной галерее состоялось открытие выставки, в которой было представлено 60 шедевров мирового изобразительного искусства — картин Николая Константиновича Рериха последних лет его жизни. Город получил этот дар от Юрия Николаевича Рериха с единственным условием: картины должны находиться в постоянной экспозиции.

Н.Д.Спирина вспоминает: «Незабываемо прекрасен был этот праздник встречи с картинами Рериха. Мне посчастливилось быть на этом торжестве. Помню радостные и изумлённые лица людей, впервые увидевших такое. (...) Картины начали свою "работу"»16.

 

Все 13 лет, которые прожил Борис Николаевич Абрамов на Родине после своего возвращения, Наталия Дмитриевна Спирина продолжала заниматься Учением Живой Этики под его руководством. Духовную традицию, идущую от самих Рерихов, Б.Н.Абрамов по линии преемственности передаёт дальше — своей ближайшей ученице. Каждый год в период отпуска она приезжала в Венёв; в остальное время они интенсивно переписывались, обмениваясь мыслями, отмечая происходящие в мире изменения, сопоставляя их с тем, что сказано в книгах Учения и в Записях.

5 сентября 1972 года Борис Николаевич Абрамов ушёл из жизни. Ему было 75 лет.

 «Тридцать лет его жизни прошли перед глазами. Тридцать лет непрестанного подвига, земного и надземного. (...) Накопленные Записи — это подвиг жизни»17, — говорит Наталия Дмитриевна.

Тридцать лет теснейшей духовной связи Учителя и его ученицы, — скажут те, кто познакомился с фрагментами их переписки, опубликованной в ряде номеров журнала, издаваемого Сибирским Рериховским Обществом.

«Как было бы хорошо, если бы, например, Вы и мы жили в одном доме...» — пишет Борис Николаевич Наталии Дмитриевне в январе 1965 года. Он переписывает и посылает ей отрывки из получаемых Сообщений. Наталия Дмитриевна знакомится с ними, как когда-то в группе в Харбине, с той разницей, что теперь их читает она одна. Лишь четверть века спустя многие из этих Записей стали известны всем, изучающим «Грани Агни Йоги».

Во всех трудных ситуациях, которых в её жизни было немало, Наталия Дмитриевна всегда имела поддержку от своего духовного учителя. В марте 1971 года она получила такое ободрение: «Только верьте в себя и способности свои не теряйте, вспомните, что Вам говорила Дорогая. Вам трудно сейчас, но по диалектике вещей и явлений должны знать, что это противоположный полюс того, что неизбежно ожидает Вас в жизни».

В переписке по известным соображениям имена Рерихов «шифровались»; так, Борис Николаевич называл Елену Ивановну «Дорогая» или «Матерь».

В его последнем письме к Наталии Дмитриевне, датированном 31 июля 1972 года, звучит как напутствие: «Помните, что сказал о Вас Владыка. Есть чему радоваться и быть уверенным, что всё обернётся лучше лучшего в Вашей личной жизни».

Далее Наталии Дмитриевне Спириной предстояло одной продолжать то великое дело, ради которого они приехали на Родину. Но от своего Учителя она знала, что не будет оставлена без Помощи.

В книге «Надземное» говорится: «Боец должен быть спокоен, ибо знает о безупречности своей цели. Он знает о злоумышлениях тёмных, знает, что битва неизбежна. Но пусть он знает, что у него имеются и сильные Друзья. Пусть он знает это в полной непоколебимости»18.

«Смотрите на пребывание своё в определённом Учителем месте как на Поручение. Не ради себя, но ради пространства и заботы о нём Посылает Учитель тех, кто близок Ему и кто может насытить окружающие сферы эволюционными мыслями»19, — сказано в Записях Б.Н.Абрамова. И годами, не прерываясь, идёт работа, до срока никому широко не известная, но притягивающая к себе ищущие сердца.

Наталия Дмитриевна, музыкальный педагог по образованию, через музыкальные занятия и беседы несёт людям полученное знание о могучей силе культуры.

Для неё нет мелочей. Пример её собственной жизни, необыкновенная скромность поведения, чуткое отношение к людям и, конечно же, объём знаний, которые невозможно не почувствовать, — всё это влечёт к ней людей. И вокруг Наталии Дмитриевны постепенно начинает складываться круг единомышленников, ищущих духовных знаний, которые они могли получить только от неё.

Очень непросто было в те годы открывать людям творчество Великой Семьи. Идеологические рамки были ещё достаточно сильны, и мы понимаем, какие качества духа нужно было иметь для того, чтобы продвигать вперёд идеи Учения, не нанося вреда ни порученному делу, ни доверившимся людям.

Роль Н.Д.Спириной в раскрытии наследия Рерихов для Сибири невозможно переоценить. Отметим, что если на западе страны, в Москве, несколько лет трудился сам Юрий Николаевич Рерих, учёный с мировым именем, то в Сибири ситуация была иной. Тем удивительней тот огромный всплеск интереса к Рериховскому наследию именно в Новосибирске. Огромная часть работы остаётся скрытой и известной только её участникам, нам же видны наиболее крупные вехи. Вот некоторые из них.

 

Август 1973 года. В Доме учёных Академгородка открылась выставка произведений Н.К.Рериха, содержащая более 150 полотен. Здесь же было и несколько работ С.Н.Рериха. «Большой спортивный зал, в котором она проходила, горел и сиял сверкающими красками невиданной красоты, — вспоминает Н.Д.Спирина. — Надо было рассказывать о художниках, о которых тогда почти ничего не знали. Писали о них в газетах и журналах мало и с большой оглядкой. Во время экскурсий по выставке выяснилось, что о Николае Рерихе у зрителей не было почти никаких сведений, ни о его картинах и их содержании, ни о нём самом и других сферах его деятельности»20.

Наталия Дмитриевна становится бессменным экскурсоводом на всех первых выставках картин Рерихов в Новосибирске.

1974 год. Юбилей Н.К.Рериха.

Решением ЮНЕСКО столетие со дня рождения Н.К.Рериха было внесено в список дат, отмечаемых как выдающееся событие мирового значения.

Различными мероприятиями и публикациями 100-летие отмечается в США — в Нью-Йоркском Музее Рериха, в Англии, Франции, Австрии и в других странах. В Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Риге, Вильнюсе, Томске, Новосибирске проходят юбилейные выставки и торжественные вечера, издаются сборники трудов Рериха, ведутся съёмки документального фильма, появляется много публикаций в научных журналах и периодической печати.

Казалось бы, ничего удивительного в этом нет, но обратимся к свидетельству П.Ф.Беликова: «После ухода... Ю[рия] Н[иколаевича] пришлось заново закладывать фундамент дела Н.К.[Рериха]. Я смею утверждать, что мне лучше, чем кому-либо, известно, с каким трудом это делалось, какие препятствия приходилось преодолевать. Чего стоила только книга серии ЖЗЛ, пробившая дорогу другим изданиям и оказавшая решающее значение в праздновании Юбилея»21. Но об этом труде тоже знали немногие.

В подготовке к юбилею принимаются меры к сохранению мест и строений, связанных с Н.К.Рерихом. Устанавливается мемориальная доска и бронзовый барельеф на уцелевшей части дома старовера В.С.Атаманова в горно-алтайском селе Верхний Уймон, где в 1926 году останавливался Н.К.Рерих с экспедицией.

В Москву прилетает С.Н.Рерих с Дэвикой Рани. Он выступает на выставках картин в крупнейших музеях Москвы и Ленинграда, участвует в съёмках документального фильма, даёт интервью, встречается с людьми.

21 ноября 1974 года в Москве со Святославом Николаевичем Рерихом встретилась группа сибиряков, среди них была и Наталия Дмитриевна Спирина. В дальнейшем было ещё несколько таких встреч. Ей запомнились слова С.Н.Рериха: «Величайшее богатство России всегда составляла Сибирь. Мы должны всегда думать о молодом поколении, думать о том, как воспитать тех, кто придёт к нам на смену. Вы в Сибири во многом так и поступаете. У вас есть школы юных физиков, математиков, школы искусств».

В архиве СибРО бережно хранится записанная на плёнку беседа С.Н.Рериха с Н.Д.Спириной, где между ними идёт обмен мнениями о развитии искусства, об отношении к цветомузыке.

 

Биограф семьи Рерихов, доверенное лицо Святослава Николаевича Рериха в России, Павел Фёдорович Беликов подробно описывает подготовку к юбилею, идущую в Новосибирске: он говорит о большой телевизионной программе, посвящённой Н.К.Рериху, о том, что новосибирцы очень ждут приезда самого Святослава Николаевича, и даже есть решение дать одной из улиц Новосибирска имя Н.К.Рериха. К сожалению, это осталось невыполненным по сей день.

25 декабря 1974 года. В Новосибирской картинной галерее состоялся юбилейный вечер, посвящённый 100-летию со дня рождения Н.К.Рериха. Ведущей была Н.Д.Спирина.

Июнь 1975 года. В помещении спорткомплекса Новосибирского государственного университета открылась выставка картин Н.К.Рериха из коллекции С.Н.Рериха. Академик А.П.Окладников на открытии выставки сказал: «Мы рады, что такой крупный художник стал во главе культурного строительства Сибири». Сибирские учёные высказали пожелание приобрести картину Н.К.Рериха «Победа», на которой изображена священная Белуха. В ответ на их просьбу из Индии пришла телеграмма: «С большим удовольствием приношу в дар Сибирскому отделению Академии наук картину Николая Константиновича "Победа". В этой картине сочетались его непоколебимая вера в Родину и прогноз великого будущего. Прошу передать мой самый сердечный привет коллективу Академии. Святослав Рерих».

Июль 1975 года. В Новосибирской картинной галерее проходит выставка произведений С.Н.Рериха.

Н.Д.Спирина, продолжая работу бессменного экскурсовода, вспоминает: «И когда, наконец, запруды и запреты были сняты и стало возможным не только думать, но и говорить, и писать, и читать всё то, к чему смутно, но властно стремился дух, — нам стало доступно наследие Рерихов»22.

 

Павел Фёдорович Беликов, которого связывали дружеские отношения с Наталией Дмитриевной Спириной, в письме к ней пишет: «Деятельность новосибирцев, активизации которой, конечно, способствовали выставка и организованные Вами вечера, несказанно радуют сердце». «Новосибирцы заслуживают того, чтобы всё, сделанное там, было занесено полностью в отдельную "Хронику"».

В одном из писем за 1977 год он отмечает: «Для меня ясно, что будущее за Сибирью. Жалею иногда, что в своё время не переселился. Но теперь уже приходится подготовляться к более дальним переселениям, чем Сибирь. Тем не менее мысли мои и усилия во многом направлены на Сибирь и сибиряков»23.

Ситуацию проясняет письмо к Г.Ф.Лукину от 11 августа 1977 года, в котором Павел Фёдорович, в частности, пишет, что он получил одобрение от Ю.Н. и С.Н. Рерихов о переселении в Сибирь, но после ухода Юрия Николаевича Святослав Николаевич попросил его остаться ближе к центру24.

В «Слове о друге», прозвучавшем в Таллинне на конференции, посвящённой 80-летию со дня рождения П.Ф.Беликова, Н.Д.Спирина сказала: «Говорят, что время залечивает раны и помогает забыть пережитое горе; но так бывает не всегда. Не проходит боль утраты, не приходит забвение, когда тот, кого больше с нами нет, незаменим. Когда нужность его ощущается постоянно — в самых важных и насущных делах.

Таким был и остался для нас Павел Фёдорович Беликов — верным другом, мудрым советчиком; человеком, с которым было хорошо работать и общаться, говорить и переписываться, радоваться и печаловаться. Он щедро делился своими обширными и точными знаниями всего, что касалось Николая Константиновича Рериха и его наследия.

 Без всякого преувеличения можно сказать, что Павел Фёдорович был уникальным рериховедом, коему не было равных в нашей стране».

П.Ф.Беликов ушёл из жизни в 1982 году.

 

Тесный сердечный контакт установился у Наталии Дмитриевны Спириной с Зинаидой Григорьевной Фосдик — ближайшей сотрудницей Рерихов и директором Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Они познакомились сначала по переписке, а потом лично во время приезда Зинаиды Григорьевны в Советский Союз.

Ученица Н.Д.Спириной в Харбине, Людмила Страва, стала близкой помощницей З.Г.Фосдик в Америке. В своих письмах Зинаида Григорьевна благодарила Наталию Дмитриевну за прекрасную помощницу, даже называла её своей племянницей.

В 1983 году Зинаида Григорьевна Фосдик уходит с земного плана, назначая директором Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Дэниэля Энтина.

Бывала в Новосибирске и Кэтрин Кэмпбэлл, сотрудница Рерихов в Америке, хорошо известная нам по письмам Е.И.Рерих.

Сибирское Рериховское Общество поддерживает дружеские связи с сотрудниками Нью-Йоркского Музея и признательно им за помощь материалами из их бесценного Рериховского архива.

 

Часть 2. Сибирское Рериховское Общество

31 марта 1989 года при Новосибирском отделении Общества советско-индийской дружбы образовалась Рериховская секция, объединившая людей, изучающих Учение Живой Этики. К 110-летию со дня рождения Е.И.Рерих участниками секции была проведена конференция, на которой Н.Д.Спирина выступила с приветственным словом. В частности, она сказала: «...Занимаясь много лет изучением этого духовного богатства, я не надеялась дожить до такого момента, когда открыто будет обсуждаться этот кладезь духовной мудрости, который доселе изучался индивидуально, без всякой огласки»25.

Через два года Рериховская секция преобразовалась в самостоятельную общественную культурно-просветительскую организацию Сибирское Рериховское Общество, которое было зарегистрировано в 1991 году в Новосибирске. Почётным Председателем созданного Общества была выбрана Наталия Дмитриевна Спирина.

Созданная организация чётко обозначила свои цели: нести людям Свет Учения, изучать и распространять творческое наследие семьи Рерихов.

Со временем видоизменялась структура Общества, искались нужные формы правления, — председателея и секретаря сменил совет, время от времени по разным причинам уходили одни сотрудники и приходили другие.

Как всякий живой организм, Общество развивается и растёт. Но постоянно в нём одно: его руководителем и вдохновителем неизменно остаётся Наталия Дмитриевна Спирина. В самые тяжёлые периоды становления Общества её спокойный и негромкий голос ободрял и давал надежду, что «и это пройдёт».

«Что могут тёмные? — говорит Наталия Дмитриевна, — только раздувать то, что в нас уже есть: увеличивать отрицательное до погибели дела или человека»26. Ни того, ни другого допустить было нельзя.

Нелегко вырабатывать на практике умение сотрудничать, то есть совместно трудиться, преодолевая свои недостатки и, как писала Елена Ивановна Рерих, «распиная себя и только себя».

Насколько успешно ведёт эту внутреннюю работу над собой человек, выбравший путь Живой Этики, видно по тому, как он меняется. Когда этим путём следует целый коллектив, находящийся под пристальным вниманием окружающих, — основным критерием для оценки являются результаты его дел. («По плодам их узнаете их», — сказано в Евангелии.)

Невозможно в одном докладе даже кратко рассказать обо всей работе, проделанной Сибирским Рериховским Обществом за 14 лет его деятельности. Скажем о главном.

В начале 90-х годов нашу страну «захлестнула» волна активности различных «контактёров» и мистиков, которые нередко прикрывались именем Рерихов. Поэтому особенно важным было разъяснить людям, по каким человеческим качествам можно отличить истинное духовное водительство от ложного, самозваного. Эта тема звучала на «круглых столах» СибРО, в выступлениях Наталии Дмитриевны Спириной, в её ответах своим многочисленным корреспондентам.

В одном из выступлений она сказала: «В то время как нам указывается на практическое применение Учения в жизни, главным условием которого является изжитие своих недостатков и совершенствование своих качеств, лженаставники, совершенно игнорируя это непременное условие, устремляют учеников на феноменально-эзотерическую сторону Учения, на искусственное раскрытие духовных центров, на потусторонние явления, совершенно не указывая, что всего этого можно достичь не насильственными упражнениями, а именно путём самосовершенствования и очищения сердца и сознания»27.

Именно эта тема — совершенствование человека — всегда является основной на «круглых столах» Сибирского Рериховского Общества.

В 1993 году Рериховское движение пережило тяжелую утрату — 30 января газеты объявили об уходе с земного плана последнего члена семьи Рерихов — Святослава Николаевича.

31 января, на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества, Н.Д.Спирина сказала: «Он много раз приезжал сюда. Мы много раз с ним встречались. Но где бы он ни был, мы его чрезвычайно близко чувствовали, он был с нами, он был на нашей Земле. Это так важно для нашей планеты. И только сейчас, когда его нет, мы вдруг ощущаем эту страшную невосполнимую духовную утрату... Он есть, но уже на другом плане, а до этого плана нам надо дотянуться. Теперь мы можем встречаться с ним, если приложим огромные усилия, чтобы соединиться с ним в духе. (...) Теперь надо держаться очень крепко»28.

Этот призыв побудил сотрудников СибРО с новой силой взяться за утверждение Учения Живой Этики и в себе, и вокруг.

Святослав Николаевич много говорил о значении воспитания. И вот, в июне 1993 года организована первая общественно-научная педагогическая школа-семинар «Дети и Живая Этика», на которую собрались около 250 человек из 40 городов и сёл России и стран СНГ, — собрались, чтобы обсудить животрепещущие проблемы несения детям красоты слова, поступка и мысли.

В последующие годы было проведено ещё три школы-семинара «Дети и Живая Этика», а также два семинара «Живая Этика и наука» совместно с учёными Сибирского отделения РАН.

О теме «Рерих и наука Сибири» хотелось бы сказать особо. Она ещё ждёт отдельного глубокого исследования. Сейчас несомненно одно: именно в Сибири начали воплощаться идеи Рериха о синтезе науки и культуры. Подтверждением этому служат ставшие уже традиционными научно-общественные конференции, зародившиеся в Новосибирске более четверти века тому назад. Это Рериховские Чтения, которые теперь проводятся совместно Сибирским Рериховским Обществом и Сибирским отделением Российской академии наук.

Всесоюзные конференции переросли в международные. Последние, Шестые Рериховские Чтения, состоялись в Новосибирске в декабре 2001 года. Конференция отметила возросший научный уровень представленных докладов, их непосредственную связь с уникальным наследием семьи Рерихов. Особо отмечен ряд докладов молодых учёных, в которых предпринимаются первые шаги научного анализа различных положений Учения Живой Этики.

В 1993 году начала издаваться газета «Перед Восходом», рассказывающая об Учении Живой Этики, о семье Рерихов, о Рериховском движении. Так родилось издательство СибРО.

С 1995 года газета «Перед Восходом» обрела новое рождение в виде полноцветного журнала. И как резонанс — удивительные отзывы, приходящие в адрес главного редактора журнала — Наталии Дмитриевны Спириной. Вот один из них: «Поздравляю с налаживанием (на фоне всеобщего разлаживания) прекрасного, красочного и, как говорил Николай Константинович, звонкого периодического издания! Следует сразу признать его ведущим изданием, так необходимым растущему сознанию. Высокий уровень авторского актива, разнообразие форм подачи материалов, широкое распространение издания, энтузиазм его выпускающих — залог успешного развития прекрасно взятого старта. Расцвета — очень важному делу! Как иногда заканчивал свои очерки Н.К.Рерих: "Радоваться вам!"» (С.А.Пономаренко, г.Москва).

Через несколько лет журнал стал называться «На Восходе», а с марта 2004 года главный редактор журнала Наталия Дмитриевна Спирина утвердила его новое наименование — «Восход».

Имея более раннее становление и мудрого руководителя, СибРО могло поделиться уже наработанным опытом с более молодыми Рериховскими Обществами, направляя туда своих представителей. Так, откликаясь на приглашения Рериховских Обществ, сотрудники СибРО побывали с культурными программами в городах и сёлах Урала, Дальнего Востока и Сибири — Тюменского края, Кузбасса, Алтая. Одним из значительных событий стала поездка на Камчатку. Здесь, в краю гейзеров и вулканов, среди первозданной красоты огненной земли, люди особенно чутко восприняли красоту картин Рериха. За две недели было проведено более 50 бесед и слайдпрограмм о творчестве семьи Рерихов. Эти поездки, в свою очередь, вызвали огромный интерес к работе Сибирского Рериховского Общества и к его руководителю. «Круглые столы» в Новосибирске стали собирать представителей десятков городов и населённых пунктов нашей страны. Возможность непосредственных встреч и общения с Наталией Дмитриевной Спириной до сих пор является главной причиной стремления людей в Сибирское Рериховское Общество.

 

С середины 1990-х годов в выступлениях Н.Д.Спириной повелительно зазвучала тема построения общины. В её слове на одном из «круглых столов» (26 мая 1996 г.) сказано так: «Зовы сроков ведут нас к Общине... Ступенью к ней является сотрудничество, которое учит нас взаимопониманию и совместному труду во имя общего дела, общего блага... в наступившее новое время, космические энергии и веления ведут нас к общему труду, к слиянию сознаний, к единению»29.

При этом Наталия Дмитриевна постоянно приводила в пример Преподобного Сергия, который ковал прообраз общины в XIV веке. «Он показал на своём наглядном примере, что она возможна. Он был величайшим общинником, разделявшим все труды общины... Он не признавал знаков отличия и высоких званий... (...) Общину может строить только общинник, а тем более возглавлять. Те же, кто утверждают самовластие и принижают других, — лжеобщинники, какие бы высокие и красивые слова они ни говорили»30.

 

С 7 сентября по 9 октября 1991 года в Новосибирске, в залах Союза художников РСФСР прошла выставка картин Н.К.Рериха под общим названием «Гималаи» из коллекции Советского Фонда Рерихов.

Город не только получил мощный заряд света от присутствия в нём дивных пейзажей великого художника, но это событие знаменательно ещё и тем, что многие посетители выставки высказали мысли о создании в Новосибирске Музея имени Николая Рериха. Вот что они писали в книге отзывов: «Живой музей, в действии и напряжении, в устремлении к красоте и самоотверженности, в постоянном служении народу, его Культуре и во имя Культуры, — уже заложен Сибирским Рериховским Обществом и проявил себя лишь в малой степени здесь, на выставке. Не стены являются признаком существования Музея, но люди, которые сердцем почувствовали необходимость истинного Храма Культуры. Не коммерческий интерес влечёт их сердца, но подлинное служение Красоте. Прочное основание заложено для Музея, как показывает эта выставка».

«Пора бы уже создавать музей имени Рериха в Новосибирске. Неспроста же картины Николая Константиновича переданы нам Юрием Николаевичем Рерихом. Здесь останавливалась экспедиция в 1926 году. Здесь живут люди, которым довелось получить Учение Живой Этики по прямой цепи ученичества от Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих. (...) Музею Рерихов в Новосибирске быть!» (Студенты НГПИ, всего 21 чел.).

Алтайский Музей

Прежде чем перейти к истории создания Музея Н.К.Рериха в Новосибирске, расскажем о Мемориальном музее Рериха в далёком горно-алтайском селе Верхний Уймон.

В 1926 году экспедиция Рерихов приближается к Алтаю. Елена Ивановна записывает слова Учителя: «Вы будете жить в Верхнем Уймоне»31. И ещё: «Чаша красная в доме и белый пёс у ворот, соберём знаки...»32

Мы знаем, что Рерихи остановились в доме просвещённого старовера, патриарха многочисленного семейства Вахрамея Семёновича Атаманова. Это в его доме на одной из стен была нарисована красная чаша. В книге «Алтай — Гималаи» Н.К.Рерих пишет: «Стоим в бывшей староверской моленной. По стенам ещё видны четырёхугольники бывших икон. В светлице рядом написана красная чаша. Откуда? У ворот сидит белый пёс. Пришёл с нами. Откуда?»33

В конце августа 1926 года Рерихи покинули гостеприимный дом в Верхнем Уймоне. Пройдёт больше сорока лет, прежде чем он будет обнаружен самодеятельной экспедицией, поставившей своей целью найти следы пребывания Рерихов на Алтае. Тогда же члены экспедиции предложили организовать в этом доме Музей Н.К.Рериха и установить мемориальную доску.

В августе 1974 года в Москве прошли съёмки фильма «Николай Рерих» режиссёров Р.Григорьевой и Р.Сергиенко. Работа над кинолентой была продолжена в селе Верхний Уймон. Здесь 28 августа состоялось открытие мемориальной доски с барельефом Н.К.Рериха на доме, где он останавливался во время экспедиции.

На Вторые Рериховские Чтения, которые было решено провести в 1979 году, дал согласие приехать Святослав Николаевич Рерих. Предполагалось, что в рамках Чтений он посетит Алтай. И в связи с грядущим приездом Святослава Николаевича встал вопрос о спешной работе по восстановлению дома и о создании в нём Мемориального музея Н.К.Рериха. Но за столь короткий срок оказалось невозможным восстановить дом в том виде, в каком он был во время пребывания там членов экспедиции, и создание Мемориального музея было отложено на десятилетия.

В письме в Новосибирск П.Ф.Беликов пишет: «Болею душой за строительство и организацию музея на Алтае».

В 1995 году Сибирское Рериховское Общество активно подключилось к решению этой задачи.

Наталия Дмитриевна Спирина ещё в ноябре 1958 года в Харбине, в беседе с Борисом Николаевичем Абрамовым, услышала такие слова: «В горах Алтая есть малоизвестное место, насыщенное токами особого напряжения. Там будет город будущего, со временем мировой центр культуры нашей планеты. Туда посылаем Наши Лучи, утверждается строительство и нового Града. Ещё много магнитов заложено по лику великой страны. Всё ко времени выявится».

И вот в мартовском номере журнала «Перед Восходом» зазвучал призыв: «Дорогие друзья! Просим откликнуться всех, кому дорога память о нашем великом соотечественнике Николае Константиновиче Рерихе, и посильно помочь в этом благородном деле!»34

На этот призыв откликнулось множество людей и организаций: вкладывались денежные средства, присылались строительные материалы и одежда для строителей, энтузиасты приезжали трудиться на строительстве Музея. Начались реставрационные работы. Одновременно продолжалась культурно-просветительная деятельность СибРО.

В 1996 году исполнилось 70 лет пребывания экспедиции Рерихов в Сибири и на Алтае. Выставка репродукций картин Н.К.Рериха из фондов Сибирского Рериховского Общества шла по Алтаю: Горно-Алтайск, Чемал, Шебалино, Усть-Кан, Усть-Кокса, Катанда, Верхний Уймон, Чендек, Тихонькая, Амур, Онгудай, Кош-Агач, Улаган... Жители впервые знакомились с творчеством художника, увидели сверкающие краски Гималаев, одухотворённые лики подвижников.

Было необходимо дать подлинное понимание значимости деятельности Н.К.Рериха. Помимо экскурсий, этой цели служили и слайдпрограммы, и видеофильмы, и широко представленная литература.

Книга отзывов заполнялась откликами детей и взрослых: «Спасибо вам огромное за выставку от нас и наших детей, в наши трудные дни это помощь нашему духу».«Мир спасёт красота, чем больше мы духовно обогащаемся, тем сильнее духом в этом мире. Вы нужны, нужны, почаще приезжайте».

В январе 1997 года на Алтай пришли подлинники. Выставка картин Н.К.Рериха из серии «Гималаи» стала событием огромной важности. На её открытии присутствовали члены правительства Республики Алтай. «Министр культуры В.Е.Кончев особенно отметил важность восстанавливаемого в селе Верхний Уймон Дома-Музея Н.К.Рериха, назвав его национальной гордостью Республики Алтай. Все поздравляли друг друга с праздником; казалось, выставка вдохнула в сердца людей новые силы, проблемы текущего дня потеряли свою актуальность перед Вечным духом Гималаев, веявшим с картин Н.К.Рериха»35.

Прошли годы. Сейчас строительство Музея близится к завершению; сотни людей уже побывали в нём, оставив в книге отзывов свои восторженные отклики. Множится поток туристов, ширится молва о Музее в горном селе Алтая, где утверждается великое имя Николая Константиновича Рериха.

В начале строительства Музея Наталия Дмитриевна Спирина написала величественный «Гимн Алтаю»36:

Алтай, воскресай!
Воскресай, Алтай!
Пробуждай свои силы,
Свой дух, Алтай!
Земля тебя ждёт,
И Небо зовёт,
Звезда поведёт
Вперёд —
           на Восход.

Музей Н.К.Рериха в Новосибирске

6 июля 1958 года, после беседы с Борисом Николаевичем Абрамовым, в блокноте у Наталии Дмитриевны Спириной появилась такая запись: «Нам в будущем немалое отведено место и труд. Ускорение идёт в геометрической прогрессии. Сознание приготовьте к неожиданностям. Цель одна — к Приходу людей подготовить. Будет Музей и репродукции всех размеров»37.

Наступил 1997 год. Повествование о том, сколько пришлось потрудиться, чтобы возвести Музей, — тема отдельного доклада.

Многочисленные обращения деятелей науки и культуры, бесчисленные письма представителей общественности нашли отклик у руководителей города и области: Сибирское Рериховское Общество получило в аренду полуразрушенное здание в центре Новосибирска по улице Коммунистической, 38, для создания в нём Музея Н.К.Рериха.

1997 год — год 100-летия со дня рождения Бориса Николаевича Абрамова. Торжественно отмечается в СибРО это событие.

Нарастает мощь издательства, выходят в свет: новое издание стихов Н.Д.Спириной «Перед Восходом», художественный альбом «Весть Красоты», акварели Б.Н.Абрамова и его книга «Устремлённое сердце», сборник статей и очерков Н.Д.Спириной «Отблески», наборы открыток «Светочи Мира», художественные календари «Весть Красоты» и «Настасья Микулична».

В этом же году проводятся Пятые Рериховские Чтения. Поступили первые дары строящемуся Музею: Знамя Мира из Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке; изданный в июле 1931 года первый номер журнала «Урусвати», подаренный М.Ф.Дроздовой-Черноволенко; скульптура «Мадонна Творчества» работы литовской художницы Тарабилдене из Рериховского Общества Литвы.

Все эти события проходили на предельном напряжении — достигали пика события, связанные с выселением Общества из полуподвального помещения Картинной галереи, шли судебные разбирательства.

В своём слове «Зов времени» Наталия Дмитриевна Спирина сказала: «Этот год настолько особенный, что если мы его особенности не осознаем, можем отстать от эволюции... нужен энтузиазм. Энтузиазм — это абсолютная вера в то, что будет, в будущее нашей страны, России. Энтузиазм — это наступление. Мы идём на приступ Нового Мира.

Деловой энтузиазм — наша главная линия»38.

Много ли было тех, кто верил в результат небывалого строительства, начавшегося в тяжелейшее для нашей страны время?

Какой огненной силой должен был обладать призыв, прозвучавший из Новосибирска, чтобы множество людей в разных уголках мира услышали и откликнулись на него!

«Помните, что нельзя уже отложить сроки, — сказано в Учении Живой Этики, — такое насилие может вызвать космические катаклизмы. Каждый должен действовать посильно, помня о великом служении»39.

На «круглых столах» звучат пламенные слова: «Русь возрождается через строительство духовного сознания. (...) И в большом, и в малом начертании закон строительства един, поэтому мы можем порадоваться и строительству двух наших Музеев Н.К.Рериха, идущему на Алтае и в Новосибирске. Эти стройки — веление нашего времени, они подсказаны самой эпохой; и вспоминаются слова Благословенного Будды о том, что "каждое мгновение имеет свою необходимость, и это называется справедливостью действия". Поэтому мы, несмотря на все громоздящиеся на нашем пути препятствия,полны оптимизма, нас окрыляют слова Учителя: "Действуйте, а Мы вам поможем"»40.

Со временем появятся книги, фильмы, исследования — всё это будет. Летопись стройки Музея зафиксировала примеры потрясающей самоотдачи и трудового героизма. В Записях Б.Н.Абрамова Сказано о России: «Не перевелись на ней богатыри. Великие её труды и величие её впереди. Она уже ведущая и будет ведущая»41.

Музей продолжает строиться, но он начал работать практически сразу, только лишь появились первые помещения. Днём его неофициального открытия сотрудники Сибирского Рериховского Общества считают 4 мая 2001 года, когда здесь состоялось празднование 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной. В этот же день был учреждён День Рериховской поэзии — поэзии Нового века.

Приближается завершение строительства, нарастает и объём культурной работы СибРО. Ежедневные сводки проделанного, планы на ближайшее время и перспективу — всё обсуждается с Руководителем Сибирского Рериховского Общества, Наталией Дмитриевной Спириной. «Доктрина напряжения нам заповедана!» — подчёркивает она, слушая наши сводки новостей.

Во все значительные праздники и памятные даты, когда Наталия Дмитриевна не может присутствовать в Музее, с нею непременно устанавливается селекторная связь — это стало уже традицией. Она хорошо знает всех друзей СибРО, приезжающих помогать, и с радостью встречается с ними.

«Что нам злато-серебро?! Мы — единое СибРО!» — любит повторять Наталия Дмитриевна слова из стихотворения Сергея Деменко. Она попросила поместить эти строки на входе в Музей.

Музей преображается на глазах. Ширятся контакты. Работа секций, творческой студии СибРО, выступления талантливой молодёжи и профессионалов-музыкантов — это лишь начало воплощения творческих замыслов, а сколько их ещё впереди!

Сибирское Рериховское Общество... Это понятие много шире, чем нам представляется. К 10-летию СибРО Наталия Дмитриевна Спирина сказала: «Когда мы поймём значение Сибирского Рериховского Общества, мы поймём, что это — мировой праздник; но сами мы это ещё слабо понимаем — "большое видится на расстоянии". Понимание Учения помогает пониманию значения Сибирского Рериховского Общества, потому что с него начинается осуществление той Общины, "без которой земля жить не может"»42.

Темы её слов, написанных к «круглым столам» в последние два года, говорят о многом: «Колокола Будущего», «Приказ свыше», «Явление Музея», «Начнём готовиться», «Осмысление», «Наш путь — БУДЬ!», «Путь к Общине», «Счастливый город»...

«Время сжато до пределов выносимости», — часто говорит Наталия Дмитриевна в последнее время.

«Начался Новый Мир именно у нас. И ничего подобного нет ни в Европе, ни в Америке, ни во всём остальном мире. Началась Община, которая должна была начаться на нашей планете. Она возникла именно у нас в Сибири, в Новосибирске, в Россазии — в центре огромного материка, — утверждает Наталия Дмитриевна. — Нам суждено общение с Силами Света, управляющими всем мирозданием. Мы — малая часть величайшего космического Единства, несущая в своём малом то, что заложено в Великом.

Будем достойны этого назначения»43.

Наступает иная весна,
Полыхает рассвет небывалый!
Весть Твоя на земле прозвучала,
Спящих духом пробудит она;
И восстанут они ото сна
К жизни новой, к иному Началу.
44

 


* Так называлось выступление Н.Д.Спириной на «круглом столе» 23 февраля 2003 г.

1 Мир Огненный. I. 97.
2 З.Г.Фосдик. Мои Учителя. М., 1998. С. 257.
3 Рериховский вестник. Вып. 4. 1991. Январь – декабрь. СПб. – Извара, 1992. С. 42.
4 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 114.
5 Н.К.Рерих. Держава Света. Священный дозор. Рига, 1992. С. 225.
6 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 639.
7 Б.Н.Абрамов. Устремлённое сердце. Новосибирск, 1997. С. 7-8.
8 Мир Огненный. 1997, № 4.
9 Б.Н.Абрамов. Устремлённое сердце. С. 145.
10 Там же. С. 150.
11 Там же. С. 163.
12 Там же. С. 160, 161.
13 Грани Агни Йоги. 1959. Новосибирск, 2004.
14 Там же.
15 Искры Света. Вып. 2-3. Новосибирск: СибРО, 2000. С. 47.
16 На Восходе. 2002, № 9. С. 2.
17 Б.Н.Абрамов. Устремлённое сердце. С. 165.
18 Надземное. 601.
19 Грани Агни Йоги. IX. 66.
20 Н.Д.Спирина. Отблески – 1992. С. 39.
21 Непрерывное восхождение. Сборник. Т. 2. Ч. 2. М., 2003. С. 320.
22 Н.Д.Спирина. Отблески – 2002. С. 46.
23 Непрерывное восхождение. Т. 2. Ч. 2. С. 139.
24 Там же. С. 165.
25 Н.Д.Спирина. Отблески. I. 1944 – 1989. С. 70.
26 Н.Д.Спирина. Отблески – 1994. С. 14.
27 Н.Д.Спирина. Отблески – 1993. С. 27.
28 Там же. С. 12.
29 Н.Д.Спирина. Отблески – 1996. С. 12.
30 Там же. С. 14.
31 З.Г.Фосдик. Мои Учителя. С. 258.
32 Рериховский вестник. Вып. 4. 1991. Янв. – дек.
33 Н.К.Рерих. Алтай – Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 290.
34 Перед Восходом. 1995, № 3. С. 8.
35 Перед Восходом. 1997, № 1. С. 11.
36 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск: СибРО, 1997. С. 49.
37 Искры Света. Вып. 4. Новосибирск: СибРО, 2000. С. 5.
38 Н.Д.Спирина. Отблески – 1997. С. 18.
39 Мир Огненный. II. 81.
40 Н.Д.Спирина. Отблески – 1997. С. 38-39.
41 Искры Света. Вып. 2-3. С. 62.
42 Н.Д.Спирина. Отблески – 2001. С. 33.
43 Н.Д.Спирина. Отблески – 2002. С. 15.
44 Н.Д.Спирина. Подняться в духе до Звезды... Новосибирск: СибРО, 2002. С. 6.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Центральноазиатская экспедиция