…Лишь тонкое восприятие даст тонкое понимание. Мир Огненный, ч.3, § 120 |
Яркая, цветущая природа; многовековая история, полная нерешённых загадок; земля, таящая в своих недрах богатое наследие предков, — всё это — Извара, «родовое гнездо» Николая Константиновича Рериха.
Судьба подарила мне возможность посетить Извару в июле этого года. Первое, что особенно впечатлило — удивительно прекрасный мир природы. Ароматное поле, парк, населённый многочисленными «зелёными жителями», среди которых вековые липы и ели, пёстрые газоны, благоухающие кусты роз... Возникает чувство, что в этом отдалённом уголке Ленинградской области ожили поэтические жемчужины русских поэтов.
Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после грёз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом мёда и роз...
С.Есенин1
В приусадебном парке расположились целебные родниковые озёра, украшенные валунами в зелёном мхе. «В народных поверьях озёра — это глаза земли», — писал М.Пришвин. Если этому верить, то Извара не смыкает своих серебряных глаз никогда. Даже лютой зимой озёрная гладь не покрывается льдом.
В воздухе Извары царит покой и умиротворённость.
Когда мы входим в зону света,
В благоуханье тишины,
Уносятся земные сны
В какое-то не наше «где-то».
Дорога, полная стихов,
Нас принимает — друг радушный —
Укрыв от суеты бездушной,
Дарует нам приют и кров.
Нам, вечным странникам планеты,
Дорога эта дорога';
Мы ей приносим в волнах света
Всё благозвучие стиха.
Н.Д.Спирина2
Тропинки изварского парка в буквальном смысле были наполнены стихами. Восторгом загоралась душа, когда звучали аудиозаписи стихов Наталии Дмитриевны Спириной из сборника «Перед Восходом». Приветливые лучи солнца, тихое журчание воды, гармоничное пение птиц и голос Поэта — всё сплеталось в тонкое ожерелье радости. Совершенно неповторимо воспринималась поэма «Вестник», посвящённая Николаю Рериху; казалось, сама земля, хранящая воспоминания о Мастере, напряжённо вслушивается в эти строки...
26 лет жизни связывает Рериха с Изварой. «Двух лет не было, а памятки связались с Изварою... — писал художник в листе дневника "Самое первое". — Всё особенное, всё милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре»3. Здесь, в гармонии с природой, формируется его мировосприятие, здесь происходит знакомство Рериха с родной историей.
«В нашей изварской библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как стала быть Земля Русская. От самых ранних лет, от начала грамоты полюбились эти рассказы, — писал Рерих. — Было и про Ледовое Побоище, и про Ольгу с древлянами, и про Ярослава, и про Бориса и Глеба... Конечно, была и битва при Калке и пересказ "Слова о полку Игореве", была и Куликовская битва, и Напутствие Сергия — Пересвет и Ослабя. Были и Минин с Пожарским, были и Пётр, и Суворов, и Кутузов... (...) На обложке был русский богатырь, топором отбивающийся от целого кольца врагов. Всё это запомнилось, и хотелось сказать, смотря на эту картину: "Не замай!"»4.
Из знакомства с историей органично вырос интерес к археологии: «Также спасибо вам, изварские курганы. (...) Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка и прикасание, именно первое непосредственное касание к предмету большой древности. (...) Когда же предметы эти особенно близки с теми историческими обликами, которые как-то самосильно вошли и поселились в сознании, тогда всё становится ещё ближе и неотрывно убедительнее»5.
У 15-летнего Николая Рериха рождались стихи. Вот несколько строчек из недоработанного стихотворения «Кольчуга»:
Курган одинокий разрыли недавно,
В нём кости и деньги нашли.
Оружье, запястья, кольчуги и сёдла
Совсем серым мхом обросли...
Сама атмосфера располагала к творчеству, и Извара стала любимым местом работы молодого художника. «1896 год. (...) Уже складывается сюита "Славяне". Задуманы "Гонец: восстал род на род" и "Сходятся старцы", и "Поход", и "Город строят". Читаются летописи»6.
Здесь же наметились нити, связующие с Востоком, с Индией. Само название «Извара», по воспоминаниям Н.К.Рериха, «от индусского слова Исвара»7, что в переводе с санскрита означает «Всевышний», «Господь». В семье Рерихов хранилось предание об одном из владельцев имения, графе Воронцове, побывавшем в Индии. Примечательно, что именно здесь, в старинном имении родителей, Николай Рерих впервые увидел изображение священной Канченджанги. «Тоже из самого раннего: старинная картина — гора при закате. Потом оказалось не что иное, как Канченджунга. Откуда? Как попала?»8
В 1984 году в Изваре был открыт государственный Музей-усадьба Н.К.Рериха. Сейчас в музейный комплекс входят: усадебный дом XVIII века, часть сохранившихся хозяйственных построек XVIII – XIX веков, в том числе и Форельная башня — вторая после дома архитектурная доминанта, старинный парк с родниковыми озёрами, а также здание бывшего Училищного дома Санкт-Петербургской земледельческой колонии (1915 г.). Длительное время в доме, где жил Николай Константинович, находился сельский совет и библиотека, и только благодаря усилиям сотрудников усадьбы это здание было полностью превращено в музей.
Сегодня для посетителей открыты восемь залов. Вся обстановка погружает в атмосферу конца XIX – начала ХХ века. Интерьер гостиной и столовой тщательно восстанавливался по документам и фотографиям, а также по оставленным записям самого Николая Константиновича. В экспозиции есть мебель, принадлежавшая Рерихам. В одной из комнат первого этажа действует выставка, посвящённая Елене Ивановне Рерих. Среди экспонатов — первые издания книг Учения Живой Этики, фотографии из архива Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке, личные вещи Елены Ивановны, замечательные вышивки, принадлежавшие ей, и многое другое. В другом зале — экспозиция, посвящённая 80-летию Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, подготовленная при участии друзей из Америки: фотографии, копии писем, прижизненные издания о Н.К.Рерихе, репродукции его картин и Знамя Мира, вышитое в Нью-Йорке по его эскизу.
Совершенно особое чувство возникает в зале, наполненном старорусскими иконами, на каждой из которых боговдохновенной рукой иконописца начертан знак Знамени Мира.
На второй этаж, в мезонин, ведёт деревянная лестница. Сразу после входа в зал взгляд падает на великолепное полотно Н.К.Рериха, эскиз фрески «Вечер богатырства киевского» (1896 г.). Сюжет картины повествует о том, как решили богатыри померяться силою с Небесным Воинством «и окаменели в своей гордыне»9. Здесь же представлен этюд Н.К.Рериха «Папоротники» (1890-е годы). В музейных витринах находятся подлинные документы и фотографии Н.К.Рериха, древности из курганов.
В следующей комнате, той, которая выходит окнами в парк, работал юный художник. В ней он писал первые этюды, стихи, очерки. Здесь размещена выставка репродукций картин, мебель из квартиры Рерихов в Санкт-Петербурге и другие экспонаты. В будущем в этой комнате планируется создание творческой мастерской.
Музей живёт насыщенной творческой жизнью. Кроме регулярных экскурсий и активной выставочной деятельности, сотрудники Музея-усадьбы Н.К. Рериха проводят семинары и конференции, в том числе и международного масштаба, а также музыкальные и поэтические встречи, ведётся издательская, научно-исследовательская работа. Кроме того, по инициативе Музея создана Ленинградская областная общественная организация «Историко-культурный центр "Извара"», Почётным Президентом которого является известный кинорежиссёр Р.А.Григорьева.
Сотрудники Музея вместе с учёными и школьниками организуют экологические экспедиции, специально для детей проводят фестивали творчества и многое другое. Каждый год 9-го октября в Изваре проводят праздники, посвящённые Дню рождения Николая Константиновича Рериха, собирающие многочисленных друзей Музея. Надо отметить, что Музей приобрёл международную известность, и дружеские связи соединяют его с Америкой, Канадой, Финляндией, Индией и другими странами, при этом интерес к Музею продолжает расти.
Сотрудники не собираются останавливаться на достигнутом. Директор Музея-усадьбы, Ольга Анатольевна Черкасова — человек большого энтузиазма, — рассказала о многочисленных планах, среди которых — создание Детского творческого Центра и постоянно действующей археологической общественно-научной базы, возрождение традиционной художественной культуры и многое другое. На фоне всей напряжённой работы в самом Музее, сотрудники находят возможность регулярно участвовать в различных конференциях, многие из которых проходят в других городах. Так, Ольга Анатольевна вспомнила о конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха, которая проходила в 2002 году в Новосибирске, где она выступила с докладом «Будьте как звёзды». Также она с теплотой вспоминала поездку на Алтай, в Верхний Уймон, где строится Музей Н.К.Рериха.
Николай Константинович Рерих писал: «...Желающий прикоснуться к душе народа должен искать истоки»10. Можно уверенно сказать: желающему прикоснуться к истокам Николая Рериха непременно нужно побывать в Изваре.
1 С.Есенин. Избранное. Ростов-на-Дону, 1995. С. 156.
2 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Стихи разных лет. Новосибирск: СибРО, 1997. С. 64.
3 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 97.
4 Там же. С. 328-329.
5 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 149.
6 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. С. 98-99.
7 Там же. С. 97.
8 Там же. С. 98.
9 О.А.Черкасова. Благой приказ. Извара, 2002. C. 13.
10 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 283.