Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально


Подписаться
Другие сайты СибРО


 

«Учить и любить — явление милости Бога»

Автор: Стройнова Юлия



«...Люди, вступившие на духовный путь и достигшие больших духовных высот»1, являются для нас Светочами Мира. «Так, изучая земную жизнь Служителей Света и Им подражая твёрдо и неуклонно»2, находим ту узкую тропу, которая ведёт к Свету.

Мы должны воспитывать детей на примерах самоотверженного служения человечеству. Именно таким примером является для нас жизнь и деятельность Наталии Дмитриевны Спириной. Что требуется от нас? Дерзнуть хотя бы отчасти следовать её примеру.

Многогранная деятельность, всестороннее знание, духовная глубина и следование путём служения Общему Благу — всё это вмещала Наталия Дмитриевна. В этом сообщении мы расскажем о её педагогиче­ском опыте.

В книге «Зов» сказано: «Учить и любить — явление милости Бога»3. В 16 лет Наталия Дмитриевна получила аттестат о присвоении ей звания домашней учительницы, в 22 года она стала «свободным художником» в области музыки и начала давать частные уроки. В Харбине Н.Д.Спирина работала в Институте иностранных языков, преподавала русский язык китайским студентам. C 1959 года, приехав в СССР, работала педагогом в детской музыкальной школе.

С самого раннего возраста Наталию Дмитриевну окружала музыка, которую она очень любила. С 7 лет начала обучаться игре на фортепиано. Она вспоминала: «Я училась на старшем курсе, и у нас уже была педагогическая практика. Нам давали отстающих учеников. Мы репетировали, а затем приводили к ведущему педагогу, и та проверяла, как мы их учим. Это дало мне очень большой навык к преподаванию, а потом я имела и своих личных учеников». «Мне хотелось преподавать. Мне хотелось передать детям то, что я поняла, что я полюбила, чтобы и они полюбили музыку. И это было так радостно, когда ребёнок приходит, сначала пальчиком пошевелить не может, а потом вдруг из-под этих пальчиков начинают звучать какие-то пьески. Родители в восторге, ребёнок ещё пуще, и все радуются. Я всегда считала, что музыку надо преподавать радостно».

В «Агни Йоге» сказано: «Труд радостный является успешным в несколько раз»4. «...Радость работы есть лучшее пламя духа»5. И образцом такого отношения к труду является для нас Наталия Дмитриевна. Она говорила: «Невозможно зажечь другого без наличия своего огня. Мы знаем о бесконечной делимости язычка пламени, когда от одной зажжённой свечи может возжечься бесчисленное количество других источников света. Но для этого свеча должна гореть»6.

Огонь сердца Наталии Дмитриевны пылал и зажигал окружающих. Препятствий и трудностей на пути Светоносца всегда немало, но они не могут помешать ему дарить свет любви и радости окружающим.

Когда Н.Д.Спирина приехала в Новосибирск, она сразу же пошла в музыкальную школу; директор сказал не задумываясь: «Подавайте заявление». Наталия Дмитриевна вспоминала: «Я сразу же приступила к работе. И когда я стала преподавать там фортепиано, мои коллеги мне говорили: «Вам что, больше других надо? Почему Вы так работаете — по 45 минут?» (Урок длился 45 минут. Отношение многих учителей к своей работе было небрежным.) Они говорили детям: «Ты поиграй», а сами шли в учительскую и болтали там. А я все 45 минут отдавала ученику, и мною были недовольны мои коллеги».

Но зато дети всегда стремились к Наталии Дмитриевне, они очень хотели у неё учиться, с удовольствием шли на занятия. Встречая на улице, с радостью подбегали и даже обнимали её (Наталия Дмитриевна не запрещала им этого); рассказывали о своих бедах, делились своими секретами.

Н.Д.Спирина работала на две ставки, а это — 24 ученика, и очень часто ей доставались не самые лучшие, а конфликтные, от которых отказывались другие учителя.

Родители всегда тепло относились к Наталии Дмитриевне и с большим удовольствием отмечали, что дети с радостью бегут на занятия. Мама одного мальчика спустя годы с благодарностью вспоминала о том, что сын учился у такого высококультурного человека, отмечая, что всем хорошим, что есть в её сыне, он обязан только Наталии Дмитриевне.

Вот как описывала годы учёбы у Наталии Дмитриевны одна из её учениц: «Не так уж часто на своём жизненном пути можно встретить человека, общение с которым давало так много и оставляло бы след. Так уж повезло, что благодаря случайности Судьбы мне посчастливилось попасть в музыкальный класс Наталии Дмитриевны. Что это был за класс, что это были за годы! Хотелось идти на урок, хотелось, чтобы урок не кончался. У нас был очень дружный музыкальный класс, и уроки были всегда радостью, а отчётные концерты в конце года всегда превращались в торжество музыки, веселья. Родители, переживающие за своих детей и старающиеся всё сделать для дорогого ребёнка, усиливали праздник, подкрепляя его тортами, пирогами, пирожными... И во главе всего была Наталия Дмитриевна, организатор программ и концертов.

Она — удивительный человек. Знание музыки и педагогические особенности могут быть понятны: такова специальность, любимое дело, которому она служит; но ещё к ней привлекает блестящее знание языков, поэзии, живописи, любовь к цветам, книгам, к жизни, и желание отдать людям всё, что у те­бя есть — свои знания. Ещё следует упомянуть о редчайшем качестве Наталии Дмитриевны — умении сопереживать. Касается ли это успеха в викторине «Знатоки поэзии», успешно сданного экзамена, защиты диссертации. И неудач тоже...

В день рождения Наталии Дмитриевны, весной, в светлом месяце мае, дверь в её квартиру не закрывается. Идут ученики всех поколений, знакомые, друзья. И дарят книги, цветы, а она печёт удивительные пироги. Весь вечер не смолкают разговоры о театре, премьерах, живописи» (М.В.Робинсон).

Администрация школы, в которой Н.Д.Спирина проработала до пенсии, так отзывалась о ней: «...Наталия Дмитриевна Спирина — ветеран нашей школы, человек, посвятивший свою чудесную жизнь двум главным статьям: музыкальной педагогике и изучению и пропаганде творчества Н.К.Рериха и его семьи. (...)

Поучительна, интересна судьба этой женщины, УЧИТЕЛЯ, рериховеда, лектора, экскурсовода, собирателя, пропагандиста, а самое важное — замечательного, интересного, доброжелательного, глубокого человека. (...) Много сил и здоровья, выдумки и изобретательности, доброжелательности, требовательности вкладывала она в своих учеников. Зачастую ей отдавали учеников, с которыми уже никто не мог справиться, а Наталия Дмитриевна справлялась. Умела она развить творческую жилку, разжечь огонёк энтузиазма и поиска в своих учениках».

Сохранились записи бесед с Наталией Дмитриевной, где она рассказывает о своей работе с детьми.

«Зная о значении радости, я старалась, чтобы мои занятия музыкой с детьми были для них радостными; если ребёнок входил в мой класс на урок без улыбки, я ставила это себе в вину, и именно в том, что мне не удалось до сих пор сделать эти занятия для него привлекательными. Когда в дневнике приходилось ставить оценку, я всегда спрашивала ученика — как он сегодня играл, хорошо ли приготовился; и обычно ученик сам честно сознавался в том, что плохо приготовил урок, и понимал, почему получил отрицательную оценку. Также я старалась, чтобы ученик понял, что когда он играет хорошо, он не только зарабатывает хорошую оценку, но и доставляет удовольствие другим, становится для них привлекательным»7.

Наталия Дмитриевна никогда не сердилась и не раздражалась на своих учеников. Она говорила: «Важно, чтобы вокруг музыки была радость».

«Два компонента очень важны — отношение к детям и отношение к музыке. Дети очень чувствительны к справедливости. Когда живёшь по Живой Этике, то ко всему отношение совсем иное; это не были просто казённые ученики, которых я обязана учить — это были дети, близкие мне. Потому что Живая Этика — это близость всех во всём, всё едино: «Я — вы, вы — Я — частицы Божественного Я». Это были мои детишки, я их жалела, понимала, что им очень трудно, ведь даровитых детей мало, большинство из них очень среднего уровня. Им так трудно сесть прямо, поставить пальцы правильно, смотреть в ноты, играть. Я их жалела, иногда и повеселю немножко, но это веселье, конечно, было очень требовательное. Они шли охотно, прямо бежали на уроки, не было такого, чтобы их заставляли».

«Когда к тебе расположен кто-то, тебя это поддерживает, а если приходит ученик и тебя ненавидит, то каково же учителю, как ему должно быть тяжело, как тяжелы должны быть эти вибрации, которые исходят от ученика. А когда ученик приходит и улыбается, тебе легче с ним справляться, не так устаёшь».

«Я всегда своим ученикам давала «четырёхручные» пьесы, они их очень любили, ходили друг к другу, репетировали эти пьесы, потом с ними выступали на школьных концертах, на родительских собраниях. Собрания я всегда делала с концертами, чтобы показать родителям нашу работу в действии, а не только отчитаться — кто двойки получает, а кто тройки. Это всех очень интересовало, и дети с удовольствием играли в четыре руки, и весь класс благодаря этому сдружился».

«Я приучала своих учеников слушать музыку. Когда они приходили, я ставила им пластинки, ведь важно научить ученика не только слушать, но и слышать. При этом можно комментировать, рассказывать что-то перед слушанием; это я считаю очень важной частью музыкального обучения».

Когда Наталию Дмитриевну спросили: «Что бы Вы порекомендовали для воспитания музыкальности в детях; с чего начать?» — она ответила: «Дети с самого начала своей жизни должны слышать хорошую музыку. Они очень реагируют на ритм. Можно приучать детей к танцевальным движениям, приплясывая и подпевая вместе с ними. Они будут подражать и стараться тоже изобразить подсказанные музыкой движения. Стараться, чтобы де­ти не слышали грубой «музыки» в кавычках, не привыкали к ней, а наоборот — отталкивались и видели, что родителям эти звуки тоже неприятны. Чтобы в тех случаях, когда она звучит, они видели отрицательную реакцию родителей, что на них безусловно действует; и тогда и сами начнут реагировать соответственно»8.

Наталия Дмитриевна вспоминала, что когда она уходила на пенсию, ученики своими силами поставили концерт, посадили её на почётное место и выступали. Они подарили ей торшер. «И как они меня провожали: одна из учениц шла с торшером впереди, а сзади шла вся колонна моих учеников со мной во главе. Это было торжественное шествие. Все прохожие смотрели. Мы пришли на мою квартиру, водрузили там торшер, и праздновали потом, ели вкусные вещи, сладости, в общем, гуляли. Вот так меня проводили».

Уйдя на пенсию, Н.Д.Спирина не оставила свою преподавательскую деятельность, она давала частные уроки детям, родители которых не хотели отдавать их в музыкальную школу.

Многие ученики, встречаясь с Наталией Дмитриевной спустя годы, с радостью вспоминали школьное время и говорили ей с благодарностью: «Вы были добрая и весёлая».

Приведём отрывок из доклада Н.Д.Спириной на педагогическом семинаре Сибирского Рериховского Общества, Основателем которого она является.

«Идя к детям, надо начинать не с них, а с самого себя. Что мы несём им в себе? Этим обуславливается успех или неуспех дела. Зажечь дpугого может лишь тот, кто гоpит сам. «Детское сеpдце знает, что гоpит и что потухло». Научить любить тот пpедмет, котоpый учитель пpеподаёт, он может только сам пламенно любя этот пpедмет. «Не уpок заданный, но совместное с учителем устpемление даст миp чудесный». Увлечённость заpажает; добpота вызывает ответную pе­акцию; кpайняя заинтеpесованность учителя в пpе­подаваемом пpедмете непpеменно заинтеpесует в нём и учеников.

Дети очень подpажательны. Они воспpинимают и часто копиpуют и внешние пpоявления педагога — его манеpу деpжаться, говоpить, жестикулиpовать. Внешняя культуpа поведения способствует и ведёт к внутpенней духовной культуpе, так же как внутpеннее благоpодство влияет на манеpу поведения. Всё взаимодействует, и эта взаимосвязь должна быть осознана и осуществлена. И там, где слова не всегда доходят, там взгляд, жест, интонация голоса (тон, как говоpят, делает музыку) может дать неожиданные pезультаты. Закон взаимности действует: взаимоуважение, взаимная любовь, взаимопонимание, сочувствие, то есть умение состpадать и соpадоваться, — всё это пpивлечёт детей и сделает пpедмет пpеподавания более доступным для понимания, более усвояемым.

В какой бы фоpме мы ни внедpяли Живую Этику в детское сознание, независимо от их возpаста, не­пpеменным условием будет несение света в нашей ауpе; света, котоpый благотвоpно повлияет на ауpы учеников. «Пылайте сеpдцами, твоpите любовью!» Дpугого пути нет»9.

«Почтим Великих Деятелей Общего Блага за Их дела и поймём, что если бы не Они, мир потонул бы во мраке. Им подражая, входим в орбиту Их дел, далеко не кончающихся со смертью каждого из Них»10. «Они Жили на Земле в обычных и часто очень тяжких условиях жизни, но, несмотря ни на что, высоко Несли сияющий светильник духа и Оставили человечеству бесценные духовные сокровища. Им подражая в мере какой-то и следуя Указанными Ими путями, каждый может по силам своим уподобиться этим Великим и Землю украсить жемчужным узором своего духа»11.


1 Н.Д.Спирина. Отблески – 2002. Новосибирск, 2003. С. 105.
2 Грани Агни Йоги. XIII. 471
3 Листы Сада М. Зов. 7.05.1921.
4 Агни Йога. 572.
5 Там же. 459.
6 Н.Д.Спирина. Отблески – 1994. Екатеринбург, 1997. С. 37.
7 На Восходе. 2003. № 9. С. 14-15.
8 Там же.
9 Н.Д.Спирина. Отблески – 1993. Екатеринбург, 1997. С. 30.
10 Грани Агни Йоги. IV. 289.
11 Грани Агни Йоги. XIII. 423.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Н.Д. Спирина

Статьи по теме, смотреть список


Новости по теме, смотреть список



 

 

 
Мысли на каждый день

Опытные люди просят об испытаниях, иначе на чем утвердить силу нашу?

Мир Огненный, ч.1, 634
Неслучайно-случайная
статья для Вас: