…Чем тяжелее ноша, тем короче путь. Рерих Е.И. Письмо от 15.01.1931 |
Заканчивается январь и очередная командировка в Верхний Уймон. Погода почти весь месяц держалась морозная, ночью – 40–45. Но днём светит солнце, ясное голубое небо над головой, и это так способствует хорошему настроению, духовному подъёму! И совсем неважно, что мороз обжигает лицо, а зазеваешься — цапнет и за уши, норовит забраться в рукава куртки, схватывает руки, на которые опять забыла надеть перчатки, поскольку вышла на улицу по делам, на минутку, да залюбовалась чудными горами, этими заснеженными красавцами, которые притягивают взор, мысли — всего тебя, и забываешь о морозе и совсем не чувствуешь, что озяб на холодном ветру. Горы — чудо как изумительны! Бело-розовые утром, ярко сияющие днём и загадочные, таинственные вечером при лунном освещении... От такой красоты радость плеснулась изнутри, прокатилась волной, обдав жаром сердце, породила восторг, внутренний подъём... Так что никакой мороз нам не помеха, а наоборот, не даёт расслабиться, помогает быть в спортивной форме: всё делать по-военному чётко, быстро. По двору перемещаемся короткими перебежками, а иначе промёрзнешь, что называется, до костей.
Входишь в тёплую комнату и некоторое время совершенно не чувствуешь тепла. Комната кажется насквозь пронизанной холодом, и требуется какое-то время, чтобы почувствовать, как в ней тепло и уютно. И удивительное дело, совсем не тянет в тёплую, чистую городскую квартиру со всеми удобствами, в которой в любой мороз приоткрыта форточка и при этом не надо по локоть в саже пытаться развести огонь в печи, дрожа от холода в остывшей к вечеру комнате. Блага цивилизации там налицо, жить бы да радоваться, да держит Алтай «мёртвой хваткой» — не отпускает! Можете быть уверены, что с самого первого дня вашего приезда на Алтай он похитит ваше сердце, займёт в нём всё место и будет властвовать там один, безраздельно. Алтай — самая сокровенная песня души. Она звучит едва слышно, наполняет всего тебя серебряным звоном реки, едва уловимым звучанием гор, лёгким дуновением ветра, солнечным светом и чем-то ещё не понятым, волнующим, не дающим покоя.
А Мороз — он только с виду суровый. Каждый день он обходит дозором свои владенья — большое у него хозяйство! Заботливо присматривается к деревьям — надёжно ли укрыты пушистым снегом? Не холодно ли? И, убедившись, что им тепло, одобрительно покрякивает, улыбаясь в пушистые усы. Лёгким треском шумнёт на лесных зверушек: «Полезайте в тёплые норки, не время гулять по морозу!» И, пискнув, мышка юркнула в норку, заяц большими прыжками добрался до ёлки и укрылся под её густыми ветвями — надёжно защитит от ветра, а от мороза — шубка! Даже лиса, не обращая внимания на многочисленные витиеватые ниточки-следы, чётко отпечатанные на снегу, спешит к своей норке. Продрогла! Ровный след осторожной косули пролёг через лесную поляну и привлёк внимание Мороза. Шла она спокойно, но вдруг остановилась, что-то насторожило её. Замерла под деревом, прислушиваясь. Но тут незаметно подкрался ветер, тихонько шевельнул густо покрытую снегом ветку да и стряхнул большой ком снега прямо на настороженно поднятую голову косули, и она, испугавшись, стремительно, широкими прыжками ушла в сторону. Нахмурил Мороз брови, грозно стукнул о землю посохом: «Не озоруй, проказник!» И устыдился ветер своего поступка, утих. Тихо в лесу. Даже болтливых сорок не слышно. Белочка высунула носик из своего дупла, внимательно огляделась вокруг — холодно! И скрылась опять в своём уютном домике, где тепло и орешки ещё с осени припасены.
Солнышко хоть и мало греет зимой, но светом своим преображает всё вокруг. Цветными искорками вспыхивают снежинки на белом покрывале, которым метель плотно и тепло укрыла всё вокруг. Тут и там торчат из снега сухие высокие стебли со снежными шапками на головках-соцветиях, важно покачивают ими, что придаёт им некую горделивость, царственность. Доволен Мороз увиденным: «Переживут лесные зверушки студёную зиму!» Бодро идёт, поспешает. Развевается длинная борода от быстрой ходьбы, и блестит на солнце ледяной посох.
Мир природы — удивительный, ни на что не похожий. Осторожно, бережно и с любовью нужно входить в него. Зимой природа погружена в глубокий волшебный сон. Прикоснись к этому прекрасному миру. Прислушайся, почувствуй его сердцем — и словно растворишься в нём, сам станешь частичкой его. Морозная свежесть наполнит тебя радостью, одурманит голову, и почувствуешь, что уплываешь куда-то в неведомые чудесные дали, где сбываются все мечты...
И опять чудесное морозное утро. И нежно-розовые горы, и парящая от мороза река — всё вокруг затихло в ожидании каждодневного ритуала — восхода солнца. Похоже, день будет солнечный, ясный.
У нас под крышей, прямо над крыльцом, живут птицы: синички, воробьи. Так им, наверное, спокойнее, теплее — зимовать рядом с жильём человека. Они в курсе всех наших дел и совсем не боятся нас. Когда мы выходим на крыльцо, они, свесив головки, с любопытством наблюдают за нами сверху. Очень любят сидеть на крыльце, где всегда можно найти пшено, крошки, семечки, которые мы заботливо им оставляем. Насытившись, щебечут, греясь на солнышке, чистят пёрышки и заглядывают к нам в окна, — в общем, ведут себя по-домашнему, свободно. Нам тоже очень интересно наблюдать за нашими маленькими соседями. Синицы — народ серьёзный, обстоятельный, спокойный — не то что непоседы воробьи, которые имеют репутацию забияк и нередко от спора переходят к дракам, да так, что перья летят в разные стороны. При этом поднимается такой гомон, что порой приходится вмешиваться и разнимать драчунов, строго прикрикнув на них.
Сегодня воскресенье, у нас выходной, а значит, творческий день, который обычно проходит в художественной студии. Александр Васильевич впервые рисует красками. До этого он рисовал карандашом, а теперь осваивает краски, «привыкает» к ним. Получилось очень хорошо. Он критически рассматривает свой рисунок и в конце концов остаётся доволен. Анатолий Петрович в первой половине дня не мог сосредоточиться ни на чём, даже на своём любимом занятии живописью. Но к вечеру к нему вернулось творческое вдохновение, и мы, увидев его рисунок, просто ахнули! — на альбомном листе в окружении причудливых листочков сиял чудесный аленький цветочек. Весь вечер Анатолий Петрович пребывал в прекрасном расположении духа, даже приплясывал — так ему было хорошо. И мы улыбались, глядя на его сияющее лицо.
Антонина Николаевна рисовала журавлей, и её очень интересовал вопрос: отличается ли раскраска перьев у самца и самочки. По озабоченному её лицу было видно, что для неё это очень важно.
Виктор Николаевич пришёл весь пропахший лаком, которым он покрывал расписанные красками тарелки и декоративные разделочные доски такой красоты, что никому и в голову не придёт использовать их по назначению.
Такой был замечательный у нас день, полный приятных событий. А потом наступила чудная белая ночь! Луна над головой была такая огромная, и казалось, что она совсем рядом. Вокруг неё, в полнеба, сияло гало — огромный светящийся радужный нимб, и яркие звёзды сверкали как-то по-особенному. Вокруг было всё белым-бело: деревья, горы, земля, крыши домов — словно в чудесной сказке! Это ощущение усиливала глубокая тишина, которая бывает не так часто. Не слышно было ни разговоров прохожих, ни звонкого хруста снега под их ногами, ни шума машин, и даже не лаяли собаки! И дрожь пробежала по телу, то ли от мороза, то ли от восхищения этой неземной красотой.
* * *
Расскажу об удивительных детях, приезжавших к нам в Музей. За день до этого события позвонила заместитель директора спортивного лагеря «Беловодье», который находится в Усть-Коксе, попросила принять группу ребят (25 человек) и показать им фильм о космосе, поскольку детей очень интересует эта тема. Из этого лагеря к нам приезжала уже не одна группа, но такие дети — впервые. Что они люди будущего — видно невооружённым глазом. Удивительно любознательные, живые, искренние и, как оказалось, всерьёз интересуются космосом.
Какая была тишина, когда они смотрели видеофильм студии СибРО «Жизнь Космоса»! Затем обсуждали увиденное. Детей восхитили красота и гармония, царящие в Космосе. На вопрос, как они считают, есть ли жизнь на других планетах, — ответили дружно, не задумываясь: «Есть!» На некоторое время наступила тишина, и в этой тишине раздался тихий, задумчивый голос мальчика: «Хотя учёные об этом ничего не говорят». «А вот об этом скажете вы, — говорю им. — Когда подрастёте, наука шагнёт далеко вперёд, усовершенствуется техника и вы будете летать на другие планеты, изучать законы Космоса и обязательно обнаружите жизнь, другие цивилизации». И в широко распахнутых глазах я увидела готовность хоть сейчас лететь на любые планеты. Такая перспектива на будущее им очень нравится. В группе выделялся один мальчик: очень серьёзный, он даже казался немного хмурым. Его бабушка пожаловалась: «Просто болеет космосом, не знаю, что и делать. Перечитал всю имеющуюся в доме литературу о космосе». Мы немного поговорили с ним. Несмотря на свою недетскую серьёзность, мальчик оказался очень открытым и общительным. Смело высказывал своё мнение, интересно рассуждал обо всём. Я оценила его доверие и разговаривала с ним тоже серьёзно и внимательно его слушала. Фальши в общении дети не любят.
Затем посмотрели видеофильм «Сказ о художнике Николае Рерихе» и пошли осматривать достопримечательности Музея. Как интересно было общаться с ребятами! Они задавали вопросы и серьёзно рассуждали о горах, отмечали необычные, яркие цвета на картинах. Каждому хотелось высказаться, и порой они говорили наперебой, так им было интересно! Причём в группе были дети разного возраста — от 7 до 14 лет, но это совсем не мешало нам общаться.
В зале С.Н.Рериха ребята сразу обратили внимание на то, что здесь картины о природе, о людях, о прекрасной Индии. Было видно, насколько это важное событие в их жизни — посещение Музея. После осмотра залов мы ещё поговорили со старшими ребятами о легендах, о Беловодье, о котором они уже слышали, об удивительном камне Чинтамани с далёкого созвездия Ориона.
Уходя, попросили визитки обоих наших Музеев. Я вышла проводить их до калитки. Ребята, садясь в автобус, махали на прощанье руками, кричали: «До свиданья!» Они уехали, а я осталась стоять посреди двора с непокрытой головой и в распахнутом пальто (при морозе –30), и вдруг стало так тоскливо без них, тихо, одиноко. Их голоса ещё звучали в ушах, а перед глазами стояли их серьёзные лица, и я вдруг поняла, что это для них, для этих детей мы с каким-то особенным настроением в эти дни тщательно мыли Музей. Среди зимы выставили рамы, чтобы вымыть окна, побелили печь, и Музей сиял чистотой!
В нашей жизни мало встречается таких дней, которые запоминаются на всю жизнь. Этот день — один из немногих, который я никогда не забуду. Спасибо вам, мои маленькие друзья!
* * *
4 марта 2008 года — день для нас особенный: открытие выставки детских поделок в местном сельском клубе, где мы с утра занимаемся развеской, раскладкой поделок — словом, оформлением выставки. Ощущаем огромную ответственность и испытываем некоторое волнение, хотя и приятное.
Несмотря на формулировку «детские поделки», работы выполнены на вполне взрослом уровне. Ребята работали с поразительной для их возраста усидчивостью и терпением, поскольку резьба по дереву требует именно этих качеств; с желанием своими руками творить красоту, — а это, пожалуй, самое главное в любом творчестве. В набор выставочных предметов входили кухонные навесные шкафы с резными створками, красивые полочки для всякой очень необходимой для каждой хозяйки кухонной мелочи, которую мы сразу же и развесили, — изукрашенные узорами ложки и лопатки, приспособления для специй, разделочные доски. Получились привлекающие к себе внимание своеобразные наборы. На выставке были представлены и красивые столы, на которых мы расставили шкатулки разных цветов и размеров — настоящие произведения искусства; по стенам развесили зеркала и декоративные тарелки. И всё это, покрытое лаком, сияло и сверкало, пахло свежевыструганным деревом, привлекая к себе внимание и завораживая посетителей. Удивительно, как быстро выросло мастерство ребят! К открытию выставки пришли учителя и директор школы, администрация и жители села и сами герои торжества — дети, чьими руками и были изготовлены все эти чудесные вещи. Ребята скромно встали у стены, но улыбки и сияющие глаза выдавали их радость и гордость за свою работу.
Из Коксы приехали Ольга Павловна Симиренко, начальник районного отдела культуры, и сотрудники коксинского художественного салона. Реакция всех входящих в зал была почти одинаковой — сначала в удивлении замирали (ведь многие пришли из вежливости, не ожидая ничего серьёзного от детских поделок), затем восхищённо произносили: «Вот это да!» или «Какая красота!» — и, придя в себя, начинали более подробно знакомиться с работами. Каждый предмет внимательно осматривали, читали фамилию мастера, обсуждали вслух, насколько красиво и качественно изготовлена вещь. Все эти предметы были сделаны руками подростков; в этом и заключалась уникальность выставки — показать, что могут сделать дети, если их увлечь, занять интересным делом. Теперь им некогда в безделье слоняться по улице или скучать у телевизора, каждую свободную минуту ребята используют, чтобы заняться любимым делом. Они часто звонят Виктору Николаевичу Лихачёву (который организовал и занятия с детьми, и эту выставку), приходят к нему в мастерскую, и Виктор Николаевич, оставив все свои дела, помогает им, объясняет, принимая близко к сердцу все их переживания, когда у ребят что-то не получается. Сколько труда и терпения потребовалось ему, чтобы заинтересовать ребят, научить их всему тому, что они сейчас делают уже на таком высоком уровне.
Открыла выставку О.П.Симиренко. Выразив своё восхищение работами ребят, она напутствовала их на дальнейшие успехи. Самым активным вручила почётные грамоты. Директор школы Татьяна Ильинична Ничкова в своём выступлении пошутила, сказав, что, возможно, то дело, которым сейчас занимаются ребята, некоторым из них в жизни пригодится гораздо больше, чем, например, химия. Может быть, сейчас ребята приобретают свою самую главную специальность, которая определит всю их жизнь. И предложила по окончании школы выдавать ребятам свидетельства о том, что они могут работать мастерами художественной резьбы по дереву. Эта идея очень понравилась и детям, и их родителям.
Учителя школы отметили, что ребята меняются, видно, как спешат они с уроков, боясь опоздать на занятия к Виктору Николаевичу, как загорелся в них творческий огонь и вырабатывается усидчивость, наблюдательность, развивается мышление. Словом, польза от этих занятий огромная.
Неожиданно приехал глава Усть-Коксинской администрации С.Н.Гречушников. Оказывается, он совершенно случайно узнал об открытии выставки в Верхнем Уймоне и посетовал, что его не предупредили об этом событии и он мог не увидеть эту красоту.
Осматривая выставку, Сергей Николаевич не сдерживал своего восхищения и долго не мог поверить, что всё это сделано руками детей. Тогда Виктор Николаевич обратился к ребятам, стоявшим рядом и с улыбкой наблюдавшим за этой сценой: «Ребята, покажите сами свои работы». И ребята указали на свои изделия — тарелки, шкатулки, шкафы. С.Н.Гречушников был поражён. Сказал, что у него сегодня такой день был тяжёлый, «ну хоть помирай! А приехал к вам, и оттаяло на душе. Спасибо огромное — порадовали!» В беседе с Виктором Николаевичем поблагодарил его за труд, отметив, какое важное дело он делает. Директор школы сказала с гордостью: «Мы с Сибирским Рериховским Обществом сотрудничаем уже три года, и видите — какой результат!»
А как сияли глаза родителей юных мастеров! В этот момент они были самыми счастливыми людьми на свете! Гораздо счастливее, чем сами ребята.
Вновь и вновь сельчане обходили выставку, любуясь прекрасными изделиями. Столы, шкафы, полочки в комплекте с наборами были тут же распроданы (но до окончания выставки они будут ещё находиться в зале), а люди всё подходили и подходили, спрашивая, можно ли ещё заказать.
И вот опустел зал. Остались мы, устроители выставки, и сами виновники торжества. Общее дело сплотило нас, мы сдружились с ребятами, и не хотелось уходить. Вместе мы прожили чудесный, такой значительный в нашей жизни день, ознаменовавшийся ярким, полыхающим закатом, окрасившим ещё ярче наше настроение.
Чувствуем, сколько ещё впереди будет таких удивительных дней!