Мера лучшего понимается как соответствие с Высшим Началом. Аум, § 23 |
...Горение духа есть красота и щит в служении Благу. Но лишь приносящие красоту знают всё величие Служения.
Мир Огненный. III. 261
«Человечество должно быть признательно своим согражданам, которые, несмотря на все трудности, созданные тьмою, несут светоч широкого понимания, светоч благости и неустанного труда. При этом знают они, что многие всходы подвига своего они и не увидят. Но также знают они, знают всем сердцем своим, всем сознанием своим, что творимое ими неотложно нужно, и никакие глумления невежества не отвратят их от светлых трудов во Благо будущих поколений человечества»1. Эти слова Николая Константиновича Рериха, посвящённые духовным наставникам человечества, выражают смысл жизни и творчества самого художника.
Николай Константинович РЕРИХ. 1923
Всё, что создано им в области Культуры, искусства, науки, публицистики, является неоценимым вкладом в духовную сокровищницу планеты. Его понимание Культуры изменило бытующее представление о значении этого краеугольного понятия эволюции. Понятие Красоты также неразрывно связано с эволюцией. Рерих считал, что Культура и достижения всех государств строились Красотою и Знанием.
Умноживший своим творчеством Красоту мира Николай Рерих имел своё особое представление о Красоте, о её значении для настоящего и будущего человечества. Безусловно, его отношение к Красоте во всех явлениях жизни заслуживает особого внимания и изучения.
Елена Ивановна Рерих в одном из писем к сотрудникам в Америку назвала Николая Константиновича светлым Предстателем Добра и Красоты. И это не случайно. Если мы обратимся к его очеркам и письмам, то увидим, что практически в каждом из них имеется упоминание, вернее сказать, призыв к Красоте и добротворчеству. И сегодня, вспоминая его мысли, мы имеем возможность прикоснуться к этому животворящему миру Добра и Красоты, которым он щедро делился со всеми.
Н.К.Рерих писал: «Мы просим наших друзей каждый день мыслить, произносить и применять понятия Красоты и Культуры. В этом нет ничего нового, ибо вообще ничего нового нет. Но мы собираем около этих ценных понятий новое усилие, мы стараемся помочь напряжению созидательной энергии»2.
В книге «Аум» сказано, что «психическая энергия есть красота»3. Действие Красоты, как и действие психической энергии, осуществляется не только на физическом, но прежде всего на духовном плане.
Мы помним крылатую фразу из книги «Община»: «...Сознание Красоты спасёт Мир»4. В книге «Мир Огненный» читаем: «Кто искал завершения красотою, тот мог найти мощные законы Бытия»5. Именно на осознании Красоты как Закона Бытия настаивал Н.К.Рерих. Он писал: «Жизнь в Мироздании и эволюция человечества развивается Красотою». По истории человечества можно проследить, что всякое «отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение. Наоборот, каждое обращение к культурному строительству создавало все блестящие эпохи ренессанса».
«Без неустанного познавания прекрасного, без неутомимого утончения сердца и сознания мы сделаем и законы земного существования и жестокими, и омертвелыми в человеконенавистничестве»6. «Не может человечество продолжать низвергаться по пути расчленения и ненависти, иначе говоря, спешить к одичанию»7. Всякое духовное одичание стыдно. «Ведь когда-то нужно покинуть звериные привычки. Ведь сердце-то тоскует по Храму Прекрасному, по Иерусалиму Небесному, по Светлому Китежу и по всем горним Обителям Духа. (...) Бесчисленны от незапамятных времён заповеди о Прекрасном. Целые государства, целые цивилизации складывались этим великим Заветом»8.
«Лишь мыслями о прекрасном человечество могло двигаться вперёд и могло надеяться на лучшее будущее»9.
Но в невежестве своём люди думают, что «Прекрасное суждено только богатым и недоступно трудящимся. В превратном мышлении мы, пожалуй, придём к опасному заключению, что Прекрасное есть не что иное, как роскошь. Нужно раз навсегда понять, что одухотворяющая сущность Прекрасного не имеет ничего общего с роскошью. Прекрасное — это благородный водитель всей нашей жизни!»10
«Украсить, улучшить, вознести жизнь — значит пребывать в добре»11.
Прекрасное действует облагораживающим, возвышающим и умиротворяющим образом на всё живущее, вызывает в каждом, даже в самом грубом человеке, высокие эмоции и светлые порывы.
Н.К.Рерих не боялся говорить высокими словами о каждом проявлении Красоты и призывал друзей своих последовать этому примеру. Он часто употреблял слово «прекрасное» вместо слова «красота». Этим он хотел не только сказать о явлениях — в музыке, живописи, поэзии, танце, но и подчеркнуть понятие «прекрасное», которое проникает всюду. Он писал: «Беспрестанно Прекрасное твердит нам о мудрости утверждения, сердечного и объединяющего, и предостерегает не поддаваться звериному отрицанию, враждебному и свирепому»12.
«Знаком красоты открываются врата запечатанные. С песней подходят к дикому яку, чтобы он, оставив свирепость, поделился молоком своим. Песнею укрощают коней. Песне змеи внимают. Знаменательно наблюдать, как целительно и возвышающе каждое красоты прикосновение»13. «Учёные утверждают, что цвет и звук — универсальные средства от всех зол. Красота и гармония усмиряли даже диких животных»14.
Искусство неразрывно связано с Красотою, ибо имеет целью внести в обиход человеческой жизни часть божественной Красоты, которая существует в природе. «Через искусство имеете Свет», — говорит Учение15.
Н.К.Рерих. ПЕСНЬ ВОДОПАДА. Серия «Мечты мудрости». 1920
Цель искусства — творить и создавать Красоту, будить человеческий дух и бороться с его низшей природой, поднимать и возвышать человека, улучшать и облагораживать его нравственный облик. «...Недаром искусство называлось священным. Без него человечество не вышло бы из животного состояния»16.
«В искусстве таятся семена созидания. Поистине искусство и творчество являются ведущими началами жизни. Именно творчество пробуждает качественность, которая вносит в каждое дело особую духовную радость. В творчестве человек приучается к ответственности, и осознание этой ответственности преображает всю жизнь, оно же помогает удержаться от осуждений».
В процессе творчества ищут совершенствования, забывая себя во имя творимого, отвращаются от эгоизма. И в этом самоотречении заключается один из главных видов Прекрасного.
«...Творчество есть выражение сердечной энергии. Как прекрасно, когда эта могущественная энергия осознана, воспитана и приведена в действие»17.
«Египтяне называли художников, ваятелей — ''сеенех'', то есть ''оживитель'', ''воскреситель''. В этом наименовании явлено глубокое понятие сущности искусства. Как же безмерно расширяется оно, когда мы перенесём его во все проявления жизни, когда признаем в каждом украшателе обихода ''художника жизни''. И сам он, этот истинный ''оживитель'' будней, восхитится силою новою, исполняясь творческим духом в облагораживании каждого предмета обихода»18.
Творчество и жизнь так нераздельны! «Земные условия безразличны для призванного творца. Ни время, ни место, ни материал не могут ограничить порыв творчества»91.
«Мы уже достаточно знаем, что не богатство создавало и Красоту и Знание, но создавал их дух человеческий. Если вы возьмёте всемирные списки творцов, созидателей, то вы не найдёте там сказочных богатств материальных, но, конечно, найдёте неиссякаемую сокровищницу духа творящего»20.
Н.К.Рерих считал, что истинная любовь не может зародиться в сердце, не понимающем Прекрасное. «''Дети, любите друг друга'' — так заповедуют Высшие и Лучшие. Для любви надо открыть и воспитать сердце. Но где же доступ, кроме ключа Прекрасного? Духовность, религиозность, подвиг, героизм, доброжелательство, мужество, терпение и все прочие огни сердца — разве не расцветают они в Саду Прекрасном?»21
В самопожертвовании, в творении бескорыстного создания Красоты, на котором сосредотачивается духовная сила, человек становится истинным сотрудником Высшего. Ведь каждый истинный творец подражал в существе своём Высшему. «Обычно люди очень огорчаются обнаруженными подражаниями. Между тем вся жизнь полна всякими степенями подражания». Ведь подражание в лучших формах своего проявления приводит к преемственности.
«Человек становится тем, о чём он думает», — говорится в Упанишадах — религиозно-философском трактате древней Индии. И как чудесно, когда в сердце человеческом живёт Прекрасный Великий облик, которому хотелось бы подражать. «Сильные духом не страшились ответственной формулы Подражания Всевышнему»22. Н.К.Рерих особое внимание уделял именно подражанию. Он считал, что никакое духовное продвижение и совершенствование невозможно без подражания тем Светочам человечества, которые являли все прекрасные качества духа своего.
Великая красота в служении человечеству тех Высших Сущностей, которые, закончив свою человеческую эволюцию, не отходят от нас, но остаются, как Учителя мудрости и наши Руководители. Писатели и художники всех веков посвящали и будут посвящать этим высоким Обликам свои лучшие вдохновения, но не многие понимают их глубокое значение для человечества. Ведь именно в многообразии подвига героев выражена душа народа.
«Герои, во времена их строительного подвига, и не подозревали, что они являются выразителями стран, выразителями самой ценной конденсированной психологии. Они творили Благо. Они следовали своему непосредственному зову сердца. Иначе они и не могли бы действовать, ибо иначе они не были бы теми самыми героями, память о которых не только живёт, но и возносится и углубляется в проницательности народной»23.
Много прекрасных страниц написано лучшими людьми о Благодатном Воспитателе и Заступнике Земли русской, Преподобном Сергии. Немало устных преданий хранится в памяти народной. И как может забыть народ того, кто вдохнул в него чувство нравственной бодрости, духовной крепости и мужества, поднял его упавший дух, пробудил веру в свою силу и в светлое будущее. Именно благодаря Святому Сергию русский народ ощутил в себе первые проблески духовного пробуждения. Строителем русской духовной Культуры называл Преподобного Сергия Н.К.Рерих. Заветы Сергия — любовь к людям, непрерывное восхождение к нравственному совершенству путём мужественного самоотречения стали характерными чертами русской духовной культуры. И сам Сергий — то явно, то сокровенно — живёт в ней, и будет жить, «доколе стоит земля Русская».
«Не смешает со множеством славных имён народ Индии имя Акбара, собирателя, творца счастливой народной жизни. Народ не забывает и не припишет никаким умаляющим побуждениям широкие мысли великого объединителя Индии. В храмах индусских имеются изображения Акбара, несмотря на то что он был мусульманин. (...) Для Индии Акбар является... выразителем души народной. Так же как и многие, священные в памяти, имена, он собирал и сражался вовсе не для личной ненасытности, но творя новую страницу великой истории. (...) За пределами целого ряда китайских императоров, разве не судим мы Китай по Лао-Цзы и Конфуцию?»24 Так, Конфуций говорил: «Благородный устремляется кверху, низкий устремляется вниз, и потому всякое возвышение есть действие благородное. В возвышении всего мы неизбежно возвышаем самих себя...»
Как может сердце народное забыть имя учившего благородству жизни? «Ведь не по торговле греческой воссоздаём мы достоинство матери классических стран, но по Аристотелю, Пифагору, Платону, по Фидию, по Сократу. (...)
...Можно нескончаемо приводить неоспоримые примеры из стран и великих и малых о безошибочном суде души народной. В этих воспоминаниях составится блестящий ряд выразителей стран, выразителей эпох и духа человеческого. Разнообразны будут эти выразители и по времени и по положению своему, по окружавшим их обстоятельствам, но какая-то неоспоримая планетарная ценность выявляется при отборе этих строительных прекрасных имён-понятий. (...) Их вовсе не мало, и хранилище планеты, сокровищница творящего подвига, поистине прекрасна. (...) ...Все эти выразители лучших народных стремлений, запечатлевшие их и трудом и подвигом, претерпевшие и не уклонившиеся, будут тем истинным украшением планеты и прибежищем сердца народного, когда оно и болит и тоскует по правде»25.
Ведь «история не забывает... может быть и через целые века, отдать справедливую дань сердечному человеческому устремлению к Общему Благу»26.
Николай Константинович считал, что наряду с гигантами проявления Духа человеческого всегда были и есть малые и незаметные герои, которые в каждодневном проявлении доброжелательства и готовности помочь всякому, в ревностном исполнении своего долга являют пример подвига в повседневности. Их добротворчество настолько необозримо, что во всех видах своих может быть выполняемо ежечасно. Но вставший на путь подвига и добра прежде всего должен научиться самоотречению и самопожертвованию во имя общего блага. Устремление к общему благу создаёт светоносное чувство прекрасного, преобразующего как физическую, так и духовную сущность человека. Недаром говорится, что мысль благая и прекрасная является залогом здоровья и преуспеяния. И если бы люди смогли осознать непобедимость устрёмленной мысли, этими благостными мыслями они бы украшали и оздоровляли пространство.
«Думайте ещё шире! Думайте ещё лучше!» — так говорил Спиноза, великий мудрец.
Ведь каждая мысль об обновлении, улучшении и благе уже будет строительным камнем будущего. Благотворчество есть наиболее практичное и достойное занятие. Но мысль о будущем — не будет ли это мечтой?
Спросим у любого великого математика, физика, астронома, умеет ли он мечтать, не говоря о художниках и поэтах, чьё существо «построено на способности мечтать. Великий учёный, если он действительно велик и не боится недоброжелательных свидетелей, конечно, доверит вам, как прекрасно он умеет возноситься мечтами. Как многие из его открытий в основе своей имеют не только расчёт, но именно высокую жизненную мечту. (...) Поистине, мечты не знаки безграмотности, но отличия утончённых душ»27. Именно утончённый вкус «устремляет нас к улучшению, к мечтам, к сознанию. ...Не умеющий мечтать и не принадлежит к жизни будущей, не принадлежит к роду человеческому с высоким образом. Даже та простая истина, что мечта о будущем есть первое отличие человека от животного, уже превратилась в труизм»28.
«Не мечтатели, но воплотители мыслей; мечта улетает в безбрежный воздушный океан, но воплощение мыслей творит сущности и цементирует пространство грядущими созданиями»29. Все большие достижения были сперва мечтами.
Именно такими, незаметными для глаза созиданиями и были заняты все подвижники Духа человеческого. Именно они своими прекрасными мыслями оздоровляли и украшали пространство, пробуждали и оживляли сознание своих сограждан. И как прекрасно изучать жизнеописания этих светочей, при каждом прикосновении к этим обликам в сердце рождаются восторг и энтузиазм. «Именно энтузиазмом и восторгом слагались все красоты духовные и физические во имя светлого будущего», — писал Н.К.Рерих.
Но светлого будущего не может быть без Красоты и Знания. Именно они являются краеугольными камнями эволюции.
«Глотать пищу ещё не значит жить. Так же точно быть грамотным ещё не значит быть просвещённым. ...Как пища может быть и полезной и вредной, так же и значки грамоты могут служить и свету и тьме. Просвещение и культура будут синонимами. Как в том, так и в другом наименовании заключена готовность к беспредельному познанию. В горниле такого постоянного обновления сознания очищается и сущность человеческая. В этом честном и неограниченном труде знания люди облагораживаются и начинают понимать, что есть — служение человечеству и миру»30.
От безобразия современных условий жизни, от падения нравов и дальнейшего одичания человечества, от звериной борьбы за существование может спасти людей лишь Красота. «Произнёсший красота — спасён будет»31, — говорит Учение.
«Особенно в дни трудные мы должны твердить молитву сердца о прекрасном. Мы должны помнить об общедоступности этого прекрасного. (...) И не роскошь, не прихоть, но надобность ежедневную, воздух сердца составят стремление и осуществление Прекрасного на всех путях»32.
Поэтому в наше бедное красотой, но богатое всякими безобразиями время вспомним о красоте. Будем стремиться к ней, будем искать её, будем хотя бы мечтать о ней. Ведь это так легко, доступно всякому, и никого не отвлекает от его обычных занятий.
Если бы люди, сговорившись, все одновременно стали мыслить о Прекрасном, они создали бы столь великую силу, которая перевернула бы мир и создала такую красоту, какую даже трудно себе представить. И чем более безобразной и отвратительной становится жизнь, тем сильнее и напряжённее должно быть желание Прекрасного. Ведь прекрасные мысли создадут прекрасные желания, а прекрасные желания приведут к прекрасным действиям. «И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, — мы знаем, что произносим формулу международного языка»33.
«Под знаменем Красоты мы будем радостно двигаться вперёд. Красотою мы победим. Красотою мы объединены. (...) И осознавая путь истинной реальности, мы приветствуем будущее улыбкой счастья и радости»34.
«Так же предначертанно и неудержно нисходит на человечество спутница Матери Мира — живая ткань красоты. Как пелена высшего очищения, знак красоты должен освятить каждый очаг»35.
«И час утверждения Красоты в жизни пришёл. Пришёл в восстании духа народов. Пришёл в грозе и молнии. Настал час перед приходом Того, Чьи шаги уже слышны.
У каждого имеются ''весы за пазухой''. Каждый сам себе отмеривает карму. И вот сейчас, в щедрости, всем опять предложена живая ткань Красоты. И каждое живое мыслящее существо может получить из неё одеяние»36.
Н.К.Рерих напутствует: «Помни о Красоте, не изгоняй её облик из жизни и зови действенно и других к этой трапезе радости! А если увидишь союзников, не отгони их, но найди всю меру благого вмещения, чтобы позвать нас на то же мирное необъятное поле труда и созидания. В Красоте и в духе укрепятся силы твои, и возглянешь ты ввысь и прострёшь крылья свои, как завоеватель суждённого Света...»37
Учение говорит: «Тверди: красота, даже со слезами, пока дойдёшь до назначенного»38.
Всем нам назначена красота вечной жизни. Так будем стремиться к ней!
Составитель И.М.Солуянова
1 Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 216.
2 Н.К.Рерих. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 17.
3 Аум. 478.
4 Община. 27.
5 Мир Огненный. III. 23.
6 Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. С. 243.
7 Там же. С. 5.
8 Там же. С. 4 – 5.
9 Там же. С. 215.
10 Н.К.Рерих. Держава Света. Священный Дозор. С. 21.
11 Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. С. 5.
12 Н.К.Рерих. Держава Света. Священный Дозор. С. 21
13 Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. С. 244.
14 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 367.
15 Листы Сада Мории. Зов. 1.01.1921.
16 Н.К.Рерих. Об искусстве. М., 1994. С. 101.
17 Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. С. 3.
18 Там же. С. 246.
19 Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. С. 6.
20 Там же. С. 104.
21 Там же. С. 4.
22 Там же. С. 61.
23 Там же. С. 150.
24 Там же. С. 152.
25 Там же. С. 152 – 153.
26 Там же. С. 131.
27 Н.К.Рерих. Держава Света. Священный Дозор. С. 62.
28 Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. С. 243.
29 Н.К.Рерих. Держава Света. Священный Дозор. С. 18.
30 Н.К.Рерих. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991. С. 214.
31 Листы Сада Мории. Зов. 1.03.1922.
32 Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. С. 10, 12.
33 Н.К.Рерих. Об искусстве. С. 84.
34 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. С. 22.
35 Н.К.Рерих. Пути Благословения. М., 1999. С. 322.
36 Там же. С. 328.
37 Н.К.Рерих. Держава Света. Священный Дозор. С. 19.
38 Листы Сада Мории. Зов. 1.05.1922.