Мысли на каждый день

Радость борьбы есть основная нота Бытия.

Рерих Е.И. Письмо от 13.05.1931

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«ВЕЛИКОЕ ИСПЫТАНИЕ»

Автор: Тарасов Филипп  



Теги статьи:  Живая Этика, лжеучителя

Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь...
Евангелие от Матфея, 7: 13

 Плохие и вредные для себя дела делать легко. То же, что хорошо и полезно, — делать в высшей степени трудно.
Дхаммапада

История человечества — это живой и кипучий поток, и каждый его поворот имеет характерные особенности, которые влияют на дальнейшие перспективы развития человека — жителя Земли и Космоса. Согласно Учению Живой Этики, наше время отличается интенсивным сближением миров в сознании человека — Мира Тонкого и мира плотного. Учение также обращает наше внимание на то, что «понятие сближения миров есть великое испытание»1. Сегодня можно отметить, с одной стороны, умножающиеся с каждым днём сообщения о необычных проявлениях способностей человека, о восприятии мыслей на расстоянии, о рождении детей, обладающих особой чувствительностью к Тонкому Миру, и т.д. С другой стороны, встречаются патологии в духовном развитии человека: появляются многочисленные медиумы и контактёры, заявляющие, что они беседуют чуть ли не с Самим Господом Богом, и при этом они не гнушаются заработать на этих «контактах», а порой и стремятся научить подобным «контактам» (иногда называя это «расширением сознания») других людей, также, разумеется, за определённую плату.

Есть люди, которые, столкнувшись с какими-либо проявлениями Тонкого Мира, без оглядки доверяются и следуют им, по наивности не различая качества таких явлений и не сознавая возможных для них последствий (часто очень тяжёлых). Все перечисленные факты лишний раз подтверждают, каким «великим испытанием» для человека является «понятие сближения миров». Вспомним некоторые выдержки из Учения Живой Этики, писем Е.И.Рерих, статей Н.Д.Спириной и сохранившихся свидетельств христианских подвижников — те драгоценные жемчужины опыта и мудрости, в которых содержатся сведения, способные помочь нам лучше понять, как относиться к происходящему на наших глазах процессу.

Прежде всего, в указанных источниках обращается внимание на то, что духовная эволюция человека, его внутренний рост — это путь напряжённого труда и немалых опасностей. Одной из таких опасностей названа возможность увлечения «ложным мистицизмом». Феофан Затворник пишет об этом: «Итак, с самого начала движения отвне внутрь... возможно уклонение в ложный мистицизм»2. «Уклонение в ложный мистицизм у отцов, подвижников трезвенных, называется уклонением в прелесть...»3

Ложный мистицизм можно трактовать как восприятие мира, в котором акценты с духовного преображения внутреннего человека смещены на феноменальную сторону, на явления, которые мистически окрашены, что нередко вызывает погоню за всем не­обычным, сверхъестественным, толкает на поиск новых впечатлений от различных видений, на приобретение необыкновенных способностей и т.д. Конечно, представления о духовном пути могут присутствовать в такого рода мировосприятии, но фактически они будут не на первом месте.

От этого предостерегали Подвижники. Так, Святой Антоний Великий предупреждал против «озабоченности» приобрести «дар прозорливости»: «По­движничать и трудиться необходимо не для того, что­бы предузнавать, но чтобы доброй жизнью угодить Бо­гу. Молиться надо не о предведении и не этой награды просить за подвиги, но просить Господа, чтобы Он способствовал нам в победе над дьяволом».

В книге «Голос Безмолвия» (впервые опубликованной Е.П.Блаватской и изданной в 1927 г. в Пекине со специальным предисловием Панчен Ламы IX) подчёркивается первостепенная важность внутренней борьбы: «Борись с нечистыми своими мыслями ранее, чем они одолеют тебя. Не щади их, как они не щадят тебя, ибо, если уступишь ты им и они укоренятся и начнут расти, знай верно: эти мысли одолеют и убьют тебя. Берегись, ученик, не допускай приближения даже тени их. Ведь она начнёт расти, увеличиваться в размере и силе, и порождение мрака поглотит твоё существо прежде, чем ты осознаешь присутствие этого тёмного чудовища».

В Агни Йоге, с одной стороны, говорится о том, что в настоящее время более тонкие, чем грубоматериальный мир, уровни бытия становятся всё более доступными, и это закономерно для данного этапа: «...Окно в астральный мир должно быть открыто». Елена Ивановна Рерих пишет об одном из следствий сближения миров, или открытия «окна» в Тонкий Мир: «До чего нужно сейчас сближение миров, чтобы люди наконец убедились, как тяжко приходится им в тонком существовании, если они жили на земле, потворствуя лишь своим низким инстинктам или действуя против предначертания Сил Света»4. В Записях Б.Н.Абрамова сказано: «Связь двух миров несомненна. Ближайшая задача и ступень эволюции — это сблизить оба мира в сознании человеческом. Потому говорю «в сознании», что в действительности они неразрывны»5.

С другой стороны, об отношении к видениям астрального мира (особенно его низших слоёв) в Аг­ни Йоге сказано очень определённо: «Психизм есть ок­но в Тонкий Мир, но Учитель скажет школьнику — не оборачивайся часто к окну, но смотри в книгу Жизни»6. «...Мы называем астральный мир нагромож­дением. (...) Невозможно погружаться в астральное клише, ибо только ложное представление будет следовать. Этим вредны обычные медиумы»7. «Зачем погружаться в астральный мир? (...) ...Зачем вопрошать астральный мир!»8 Таким образом подчёркивается, что увлечение астральными видениями может привести к искажённому, ложному восприятию жизни, потому «невозможно погружаться в астральное клише». О нежелательности увлечения видениями говорит и св. Григорий Синаит: «Повсюду вокруг, возле начинающих и своевольных, бесы расстилают се­ти помыслов и губительных измышлений и копают рвы, чтобы ввергнуть их в оные...» Монах спросил его: «Что должно делать человеку, когда бес принимает вид Ангела света и прельщает человека?» Святой отвечал: «Для этого человек имеет нужду в большой рассудительности, чтобы добре распознавать различие добра и зла»9. На изощрённость испытаний указывает св. епископ Игнатий Брянчанинов: «Демоны стараются ввести человека в общение с собою и в подчинение себе не всегда явно греховными помышлениями; они внушают первоначально действия, не имеющие в себе по видимому ничего предосудительного, часто по видимому добрые, а потом уже, получив влияние и власть над человеком, ввергают его в беззакония, которые, таким образом, суть последствия первоначального следования внушениям демонов».

Св. Григорий Синаит также предостерегает нас: «Немалый труд — достигнуть точной истины и очиститься от всего, противного благодати; потому что обычно для диавола представлять свои наваждения, особенно новоначальным, под видом истины, придавая духовный облик злой сущности».

Эти слова православных подвижников абсолютно соответствуют свидетельству Е.И.Рерих: «Теперь хо­чу предупредить Вас об опасности так называемого психизма, ибо это свойство особенно опасно на первых ступенях ученичества. Психики, имея контакт с низшими слоями тонкого мира, часто впадают в за­блуждение, принимая голоса сущностей из тонких сфер, персонифицирующих Великих Учителей, за истинный Зов или Голос. Ошибочно полагать, что эти голоса всегда будут толкать только на злобные действия, разврат или преступления. Так будут действовать лишь самые грубые и низкие силы. Гораздо опаснее те, кто подходят под личиною Света Учения. Мы знаем немало прискорбных случаев таких направляющих «светлых» голосов и видений»10.

Иоанн Лествичник предупреждает о возможных явлениях во снах: «Бесы — пророки во снах: будучи пронырливы, из обстоятельств они заключают о будущем и открывают нам это во сне, чтобы мы, когда виденное исполнится, удивились и думали о себе, что уже стали прозорливыми». Оптинские старцы говорили о сновидениях: «Молиться о том, чтобы кто-ли­бо явился во сне, не следует. Любопытства не долж­но быть». В «Гранях Агни Йоги» сказано, что чаще всего «не сохраняется память о впечатлениях сна у обычных людей. Медиумы и психисты видят и запоминают больше, но не позавидуем им, ибо, если они недостаточно чисты, тьма овладевает слабовольным и нечистым сознанием».

«О снах не просите, чтобы видеть то или другое, от сего может быть душевный вред; вера больше видения сделает». Преподобный Амвросий Оптинский предостерегал о том, что на почве увлечения снами легко может зародиться «тайное и тонкое кичение и обольщение вражие». «Возомнив о себе... что он преисполнен благодати, он никогда не получит благодати... Тот, кто приписывает сам себе дары благодати, отгораживает от себя этим «имением» возможность сподобиться Божественной благодати и широко открывает дверь для заразы греха и для бесов. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Игнатий Брянчанинов).

Теперь рассмотрим проблему механического воздействия на духовные центры человека, на те тончайшие структуры организма, от которых так много зависит и которые буквально подвергаются атакам лжеучителей и псевдооккультистов.

Н.Д.Спирина, многие десятилетия изучавшая Учение Живой Этики под руководством ближайшего ученика Рерихов Б.Н.Абрамова, говорит об этом следующее: «К чему ведут лжеучителя? Они соблазняют лёгкими способами высоких духовных достижений без затрат огромных усилий в борьбе со своими недостатками и отрицательными свойствами; искусственными приёмами для раскрытия центров без очищения сознания и сердца, что приводит к психизму, открывающему вход низшим слоям тонкого мира и тёмным сущностям, которые стремятся овладеть сознанием человека»11.

В Учении Живой Этики сказано: «В то время, ко­гда один полагает душу за Мир, другой сидит на во­де. Когда один посылает сердце своё во спасение ближних, другой утопает в явлениях Тонкого Мира. Подвижники Великого Служения не имеют психизма, ибо они всегда устремлены духом к Иерархии и сердце их звучит на боль Мира»12.

Е.И.Рерих пишет: «Ни один Учитель не будет сопутствовать ученику в его попытках проникнуть в слои Астрала путём механических упражнений. Не следует делать себе в этом никаких иллюзий, ибо иначе легко можно получить учителя, персонификатора из этих слоёв. Сколько предупреждений по этому поводу написано было Е.П.Блаватской!»13 «По правде сказать, у меня инстинктивное отвращение ко всем искусственным насилиям там, где мы касаемся сокровенных огней сердца»14.

«Отрицать психическую энергию и накладывать veto на её развитие равносильно посягательству на жизнь человека. (...) Привожу параграф из Учения. «Следует принять гостя достойно, но нельзя насильно зазывать гостей — так знает каждый домохозяин. Совершенно так же и в применении психической энергии»»15.

Елена Ивановна Рерих, пройдя по царственному пути Огненной Йоги, указывает на ещё один важный момент, касающийся специфических психотехник и механических приёмов по воздействию на духовные центры человека, которые многими практикуются в городах, самостоятельно либо под руководством тех, чей духовный опыт и качество вызывают большие сомнения. Елена Ивановна говорит: «Огненная трансмутация не может совершиться в отравленной атмо­сфере. Потому в городе все упражнения страшно опасны и могут привести лишь к одержанию и да­же смерти. Запомните это и боритесь с психизмом. Думайте о духовном, сердечном совершенствовании...»16

«Все они [искусственные упражнения] опасны, и особенно в заражённой местности. Кроме того, эти упражнения не принесут Вам той духовной радости, которую может дать сердце, отданное на великое служение ближним. Каждое ласковое, к месту сказанное слово вливает новую силу и очищает атмосферу на большом радиусе.

В стихотворении Б.Н.Абрамова «Напутствие»17 говорится о том единственно возможном Пути, неу­клонное следование которому способно через все великие испытания привести к поставленной Цели:

...Преодолев себя в себе, 
		 стремится победитель
Навстречу огненной судьбе, 
		 где ждёт его Учитель.
Одна победа за другой, 
		 и мысли о победе,
Но лишь победа над собой 
		 нужней всего на свете.
Благословим же день и час 
		 тягчайших нагружений,
Ведущих непреложно нас 
		 к вершинам достижений.
Кристаллы вечные огней 
		 накапливаем в чаше,
Сокровищ всех они ценней — 
		 всё прочее не наше...

«Любящее сердце превыше всего» — так говорил Будда, так сказал и Христос. «Любовь есть ключ ко всем достижениям», — говорит Учение Жизни.

Любите людей, они так нуждаются в бескорыстной любви! Любите нашу страну, любите её героический народ! И на этом передаю Вам Благословение Учителя и Владыки»18.

 


1 Аум. 597.
2 Святитель Феофан Затворник. Страсти и борьба с ними: Выдержки из творений и писем. М.: Даниловский благовестник, 2004. С. 219.
3 Там же. С. 219.
4 Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М., 2003. 23.09.1937. С. 251.
5 Грани Агни Йоги. IX. 228.
6 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2000. 08.09.1934. С. 353.
7 Листы Сада М. Озарение. 2–V–10.
8 Там же. 1–VIII–2.
9 Приношение православного американца. М.: Российское отделение Валаамского Общества Америки, 2003. С. 271.
10 Письма Елены Рерих. Т. 1. Новосибирск, 1992. 29.08.1934. С. 293.
11 Спирина Н.Д. Отблески — 1991. Екатеринбург, 1997. С. 15.
12 Мир Огненный. II. 14.
13 Письма Елены Рерих. Т. 2. Новосибирск, 1992. 24.05.1936. С. 196.
14 Там же. Т. 1. 8.09.1934. С. 301.
15 Рерих Е.И. Письма. Т. 5. 7.01.1937. С. 15.
16 Там же. Т. 3. М., 2001. 16.01.1935. С. 32.
17 Абрамов Б.Н. Сребротканная нить. Новосибирск, 1999. С. 32–33.
18 Письмо Е.И.Рерих к И.И.Ельцову. 4.05.1946 // Утренняя Звезда. 1993. №1. С. 58.


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Доклады