Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



Фото- и медиа-архив


 

«То, что вечно, кончиться не может…»

Автор: Ольховая Ольга



Теги статьи:  Наталия Спирина (отзывы и обращения), Наталия Спирина (о ней), о рериховской поэзии, дружественные организации

4 мая 2006 года в Музее Н.К.Рериха в Новосибирске вновь собрались друзья, чтобы разделить общую радость о том, что ровно 95 лет назад на Землю пришёл Высокий дух — Наталия Дмитриевна Спирина, Основатель и Руководитель СибРО. С её именем навсегда связан и День рериховской поэзии. Этот двойной праздник в шестой раз проводился Сибирским Рериховским Обществом.

Не только в Новосибирске, но и во многих уголках планеты зажглись в этот день огни сердечной признательности и любви к Наталии Дмитриевне, о чём свидетельствовали многочисленные поздравительные письма и телеграммы.

Как и прежде, День рериховской поэзии в Музее Рериха был наполнен стихами и музыкой. Но в этот раз праздник 4 мая отличался тем, что его участники не только читали стихи, но и делились своими воспоминаниями о встречах с Наталией Дмитриевной. У одних они были постоянными и длительными по времени, у других — краткими, но, независимо от этого, впечатление от них осталось на всю жизнь.

Г.П.Горина (г. Бердск) — автор ряда живописных работ, посвящённых Наталии Дмитриевне, — в этот раз выступила как автор поэтического текста, который она назвала «Баллада Сибири». В ней рассказывается о Доброй Вестнице, ступившей на сибирскую землю:

«Красиво и бережно несла свою светозарную Чашу Прекрасная Посланница через пустыню и дремучую дикость, через холод равнодушия и горечь непонимания.
Шла среди заиндевевших душ отрицателей, среди удивлённых и потрясённых.
Озаряющий Огонь несла она людям…
Шла и говорила Правду там, где господствовало заблуждение.
Прощала, когда Её обижали.
Проявляла любовь там, где ненавидели и пугались всего нового.
Спешила туда, чтобы дать радость там, где жила печаль.
Зажигала Свет, где царствовала тьма.
Красиво и просто разъясняя, давала Она истинное понимание назначения жизни.
В каждом Слове Её — искры радости.
В каждой строчке — Звёздная дорога.
В каждой капле Её стиха — Радуга сияет».

Очень проникновенно звучал голос автора, завершая балладу красивым и образным описанием тех, кто откликнулся на зов Вестницы:

 «Устремлённо и восхищённо идут отважные, надёжные, красивые люди. К новым подвигам, к новому строительству Страны Светлой.
Такой народ не испугать шипеньем ядовитым, не прельстить пустыми забавами, не соблазнить «приманкой сладкой бытия».
У него — прекрасная, свободная, 
                          уводящая к Звёздам 
                                                      дальняя Дорога».

Постоянный участник Дня рериховской поэзии Вадим Красильников прочёл стихотворение Наталии Дмитриевны «Мысли Истины». Чувствовалось, что юный чтец не просто выучил серьёзнейший текст, но и постарался осмыслить его.

Наталии Дмитриевне Спириной и Музею Николая Константиновича Рериха в Новосибирске посвятила своё стихотворение «Символ чистоты» К.Г.Беспалько (п. Барышево, Новосибирская обл.).

Как символ чистоты стоит Музей,
Всех нас приветствуя сердечно.
Стоит как храм, как воплощение идей
Великой женщины-подвижницы,
Взыскующей красот и истин вечных.
Даруя радость и духовный свет,
Здесь каждый уголок огнём её души согрет...

Е.П.Ананьина (г. Кемерово) рассказала, что первое знакомство с Н.Д.Спириной состоялось через аудиозапись стихов Наталии Дмитриевны в её исполнении. Тогда ей сразу представился образ великой мужественной женщины, и это впечатление только крепло год от года.

Л.И.Ефимова вспомнила о том, как однажды, зайдя с сотрудницами Бердской рериховской группы к Наталии Дмитриевне, они получили от неё листочки с только что законченным стихотворением «Осень» и услышали его в прочтении автора. «Я до сих пор хорошо помню этот эпизод. Навсегда осталось впечатление от самой Наталии Дмитриевны в тот момент. Весь облик её — сплошная радость, у неё были такие сияющие глаза! Это чувство радости тут же передалось нам, оно не покидало меня в течение нескольких дней! О земной, обычной радости Наталия Дмитриевна сказала в свой «капле»: «Земная радость, как цветок, — сорви его, и он увянет», но в тот момент в маленькой прихожей её старой квартиры мы прикоснулись к радости другой — неземной, необычной».

Об этом же, о приобщении к радости высшей, говорила и Н.М.Кочергина: «Наша дорогая Наталия Дмитриевна использовала любую возможность, чтобы пробудить в нас любовь к поэзии, научить тонкости чувств. Бесценные беседы, бесценные минуты общения... Она стремилась приобщить нас к лучшему, что есть в мировой поэзии, к тому, что она так любила! Пребывая постоянно в этом прекрасном мире, она хотела, чтобы и мы могли разделить с нею эту радость».

Л.М.Мельниковой запомнилось, как однажды она встретила Наталию Дмитриевну, гуляющую по аллеям Академгородка вместе с А.П.Юшковым: «Они читали стихи поэтов разных стран. Это количество стихов и разнообразие авторов изумляло. Мы гуляли часа три, и всё это время без перерыва звучали стихи. Это было поразительно! Ещё запомнилось, что очень часто многие шутки Наталии Дмитриевны звучали в рифму».

С.А.Горянский: «Многие могут подтвердить воистину энциклопедические знания Наталии Дмитриевны, и это казалось вполне естественным; но всех нас поражало, сколько стихов она знает наизусть! Однажды я задал ей вопрос, как это ей удаётся, надеясь услышать рассказ об определённой системе запоминания, о каких-то специальных упражнениях. Но в ответ Наталия Дмитриевна сказала: «То, что любишь, — всегда помнишь». Это было так просто, но, с другой стороны, в этом ответе было столько глубины! Она зажгла в нас эту любовь к поэзии, открыла многих поэтов. После бесед с Наталией Дмитриевной я открыл для себя Маяковского. Она говорила о том, что это очень самобытный и интересный поэт. В поэтах она ценила индивидуальность.

Однажды я задал Наталии Дмитриевне вопрос — как вести себя за столом (мы как раз ужинали у неё в гостях). Подумав, она сказала, что все правила поведения сводятся к тому, чтобы есть тихо, не мешая окружающим. Это самое главное, и не стоит так уж задумываться о каких-то глубоких эстетических правилах. Затем, в связи с моим вопросом, Наталия Дмитриевна прочитала стихотворение Андрея Вознесен­ского «Правила поведения за столом», написанное в очень своеобразной манере, и это запомнилось на всю жизнь.

Уважьте пальцы пирогом,
в солонку курицу макая,
но умоляю об одном —
не трожьте музыку руками! (...)

Руками ешьте даже суп,
но с музыкой — беда такая!
Чтоб вам не оторвало рук,
не трожьте музыку руками.

Так, даже к самым, казалось бы, обиходным во­просам Наталия Дмитриевна подходила необычно».

Г.С.Николаиди: «Наталия Дмитриевна и поэзия — это одно целое, эти понятия нераздельны. «Поэзия — это моя держава» — так она говорила, и иногда, смеясь, просила её останавливать, потому что, когда разговор заходил о поэзии, она была неисчерпаема. На каждый случай жизни у неё находились стихи или афоризмы. Наталия Дмитриевна часто цитировала те или иные строки в связи с какими-то конкретными событиями, и тогда это особенно прочно входило в наше сознание. Часто звучали строки М.Цветаевой, А.Вознесенского, а также В.Маяковского: «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней».

То, что мы получали и ощущали, находясь рядом с нею, нельзя ни с чем сравнить, а тем более забыть. Мы живём, возвращаясь время от времени к этим ощущениям, обдумываем её слова, сказанные по какому-то поводу, и заново осмысливаем их. Как созвучны её облику слова Маяковского: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить —
и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!»

Она постоянно сокрушалась о безвременно ушедших поэтах, говорила о том, сколько они ещё могли бы сделать.

Её поэзия охватывает и нашу планету, и дальние миры, в ней — Беспредельность. Она отрывает нас от обыденности и уводит в бесконечные Обители Красоты и Любви. Порадуемся этому обогащению нашего духа».

Ю.В.Цыганкова говорила о стихах, которые особенно любила Наталия Дмитриевна. Прозвучало стихотворение Марины Цветаевой «Тоска по Родине...», которое заканчивается такими словами:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё — равно, и всё — едино.
Но если по дороге — куст
Встаёт, особенно — рябина...

«Как читала его Наталия Дмитриевна! — вспоминала Ю.В.Цыганкова. — «Пусть оно всегда будет с нами на прогулках, — просила она. — Мы будем гулять по рябиновой аллее и читать его, чтобы выучить наизусть». Часто от Цветаевой Наталия Дмитриевна переходила к Гумилёву, которого она называла наиболее духовно озарённым поэтом ХХ века. Многие из нас впервые узнали о поэме Гумилёва «Дракон» от Наталии Дмитриевны.

...Первый раз уста человека
Говорить осмелились днём,
Раздалось в первый раз от века
Запрещённое слово: «ОМ!»

Не раз Наталия Дмитриевна читала это одно из самых значительных творений поэта, разъясняя его глубокий смысл».

Л.С.Полтавская (г. Екатеринбург): «Каждое событие, однажды произошедшее, начинает жить в пространстве самостоятельной жизнью. Мне хочется вернуться в несколько таких мгновений и прожить их заново, чтобы испытать то счастье, которое я ощущала, общаясь с Наталией Дмитриевной.

В творчестве каждого поэта Наталия Дмитриевна особенно ценила и выделяла те строки, в которых духовные понятия и категории облекались в точные, выразительные поэтические образы. Она прекрасно знала не только классическую, но и современную поэзию. Однажды она прочла стихотворение Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь, 
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!..

Главное, конечно, было в том, как произносила эти слова Наталия Дмитриевна: в её изложении они приобретали иную глубину, открывали новые горизонты. Наталия Дмитриевна говорила о том, что она сама прочувствовала и применила к себе. И когда она произнесла эти строки, я ощутила то, о чём она свидетельствовала, тот труд и гигантский духовный подвиг, который постоянно совершался ею.

Она вспомнила ещё такие строки из Заболоцкого:

...Что' есть красота 
и почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота, 
или огонь, мерцающий в сосуде?

И тогда мне стало понятно, что красота — это неугасимый огонь, заключённый в произведениях искусства или в сердце человека. Этот огонь освещает всё вокруг, и его не загасить ничем: ни злобой, ни уродством, ни разрушающим хаосом».

И.И.Сереброва: «У Наталии Дмитриевны есть стихотворение «Открыть»:

Открыть глаза людей на радости Земли: 
На солнечную песнь закатов и восходов, 
На блики облаков, которые легли 
Небесным цветником по голубому своду...

Наталия Дмитриевна осуществила то, о чём сказала в этих строках: она открыла наши глаза на многое прекрасное, что есть в этом мире, — на красоту природы, искусства, поэзии, которую она называла царицей всех искусств. Поэзия — это неисчерпаемая область прекрасного, и многих из нас приобщила к ней именно Наталия Дмитриевна. Она учила нас не просто любить поэзию, но уметь находить в стихах разных поэтов истинные жемчужины мудрости. Она говорила: «Во всех явлениях жизни и природы поэты видели что-то удивительное и находили такие же удивительные слова».

Многие годы Наталия Дмитриевна отыскивала у разных поэтов те стихи, в которых были отражены аспекты Учения Живой Этики. Она утверждала: «Нет такой сферы в мире Прекрасного, где Живая Этика не проявлялась бы в той или иной степени и форме. Велика радость для изучающих и любящих Живую Этику встречать её отблески во всех проявлениях искусства. Часто люди, ничего не зная о Живой Этике, приобщаются к ней через эти зарницы несказуемого света».

Иногда Наталию Дмитриевну кто-нибудь просил написать стихотворение на заданную тему. На это она отвечала, что писать по заказу не умеет, а пишет лишь о том, чем вдохновится, и при этом читала А.Вознесенского:

Стихи не пишутся — случаются,
Как чувства или же закат.
Душа — слепая соучастница,
Не написал — случилось так!

Когда начинался разговор о рериховской поэзии, Наталия Дмитриевна отмечала, что благодаря изучению Живой Этики мы начинаем смотреть на окружающий мир другими глазами — через призму Учения. И чем глубже мы его изучаем, тем этот взгляд на мир становится более осознанным. Она постоянно вдохновляла нас на написание стихов и говорила, что стихи, написанные нами на самые разные темы, в том числе и о природе, будут не просто описательными, но неизбежно будут отражать наше мировоззрение».

С.А.Деменко, представляя 4-й выпуск поэтического сборника поэтов СибРО «Огни трудов», сказал: «Особенность этого сборника в том, что в него во­шли ранние стихи Наталии Дмитриевны Спириной, относящиеся к 1940 – 50 годам, обнаруженные в её архиве. Одно из стихотворений посвящено Катуни. Оно было написано в апреле 1953 года, когда Наталия Дмитриевна ещё не знала, где она окажется через несколько лет, но дух поэта уже прозревал это:

Помните, братья, в далёком пути —
Вам суждено до Катуни дойти,
Вам суждена голубая река, — 
Радость близка, и победа близка!»

Так в День рериховской поэзии «не только утверждалось могучее поэтическое Слово, но и объединились сердца разных людей в благодарности к Высшему» (Е.Вагина, г. Екатеринбург).

К 4 мая был приурочен выход сборника «Возвышенная миссия твоя...», подготовленного Издатель­ским центром Сибирского Рериховского Общества РОССАЗИЯ. Это первая книга, посвящённая Наталии Дмитриевне Спириной и рассказывающая о её жизни и земной миссии. Цель книги — дать представление о значимости её работы для человечества.

Мы знаем, что признание своего литературного творчества Наталия Дмитриевна получила при жизни. В один из разделов книги вошли отклики людей, на которых оказало влияние её творчество. Необычайно широк и разнообразен этот круг: Наталию Дмитриевну благодарят люди совершенно разные по уровню образования, общественного положения, культуры, жизненного опыта. Ей пишет корифей науки и подросток; деятель культуры и отбывающий срок в местах лишения свободы; в изумлении описывает свои ощущения от встречи с поэзией Наталии Дмитриевны убеждённый атеист; шлют приветы сердца те, кто, однажды соприкоснувшись с Наталией Дмитриевной, сразу почувствовали всю судьбоносность этой встречи и выбрали свой духовный путь.

Доклад «Наш путь — БУДЬ!», помещённый в книге, прозвучал на конференции «Великая семья России» в октябре 2004 года. Это было последнее сообщение СибРО, сделанное при жизни Наталии Дмитриевны. В нём чётко обозначена роль Н.Д.Спириной в истории развития Рериховского движения в Сибири. О большем в то время говорить было нельзя. Теперь же, в разделе, озаглавленном «Яро Помогу ей...», помещены Высокие Свидетельства труднейшей земной миссии Наталии Дмитриевны Спириной, рассказывающие о той незримой духовной работе, которая не прекращалась никогда и не зависела ни от каких условий жизни.

Материалы продолжают накапливаться — идёт их сбор для следующей книги, становятся известны новые интересные факты. А пока впереди — издание полного собрания трудов Н.Д.Спириной.

Ольга ОЛЬХОВАЯ

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Рериховская поэзия

Статьи по теме, смотреть список




 

 

 
Мысли на каждый день

Знак красоты откроет все «священные врата». Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся.

Рерих Н.К. «Врата в будущее»
Неслучайно-случайная
статья для Вас: