Мысли на каждый день

Тонкость чувств, тонкость понимания, тонкость выражений и действий являются единым мерилом на пути продвижения.

Рерих Е.И. Письмо от 21.06.1934

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«То, что вечно, кончиться не может…»

Автор: Ольховая Ольга  



Теги статьи:  статьи о поэзии, Наталия Спирина (отзывы и обращения), Наталия Спирина (о ней), о рериховской поэзии, дружественные организации

4 мая 2006 года в Музее Н.К.Рериха в Новосибирске вновь собрались друзья, чтобы разделить общую радость о том, что ровно 95 лет назад на Землю пришёл Высокий дух — Наталия Дмитриевна Спирина, Основатель и Руководитель СибРО. С её именем навсегда связан и День рериховской поэзии. Этот двойной праздник в шестой раз проводился Сибирским Рериховским Обществом.

Не только в Новосибирске, но и во многих уголках планеты зажглись в этот день огни сердечной признательности и любви к Наталии Дмитриевне, о чём свидетельствовали многочисленные поздравительные письма и телеграммы.

Как и прежде, День рериховской поэзии в Музее Рериха был наполнен стихами и музыкой. Но в этот раз праздник 4 мая отличался тем, что его участники не только читали стихи, но и делились своими воспоминаниями о встречах с Наталией Дмитриевной. У одних они были постоянными и длительными по времени, у других — краткими, но, независимо от этого, впечатление от них осталось на всю жизнь.

Г.П.Горина (г. Бердск) — автор ряда живописных работ, посвящённых Наталии Дмитриевне, — в этот раз выступила как автор поэтического текста, который она назвала «Баллада Сибири». В ней рассказывается о Доброй Вестнице, ступившей на сибирскую землю:

«Красиво и бережно несла свою светозарную Чашу Прекрасная Посланница через пустыню и дремучую дикость, через холод равнодушия и горечь непонимания.
Шла среди заиндевевших душ отрицателей, среди удивлённых и потрясённых.
Озаряющий Огонь несла она людям…
Шла и говорила Правду там, где господствовало заблуждение.
Прощала, когда Её обижали.
Проявляла любовь там, где ненавидели и пугались всего нового.
Спешила туда, чтобы дать радость там, где жила печаль.
Зажигала Свет, где царствовала тьма.
Красиво и просто разъясняя, давала Она истинное понимание назначения жизни.
В каждом Слове Её — искры радости.
В каждой строчке — Звёздная дорога.
В каждой капле Её стиха — Радуга сияет».

Очень проникновенно звучал голос автора, завершая балладу красивым и образным описанием тех, кто откликнулся на зов Вестницы:

 «Устремлённо и восхищённо идут отважные, надёжные, красивые люди. К новым подвигам, к новому строительству Страны Светлой.
Такой народ не испугать шипеньем ядовитым, не прельстить пустыми забавами, не соблазнить «приманкой сладкой бытия».
У него — прекрасная, свободная, 
                          уводящая к Звёздам 
                                                      дальняя Дорога».

Постоянный участник Дня рериховской поэзии Вадим Красильников прочёл стихотворение Наталии Дмитриевны «Мысли Истины». Чувствовалось, что юный чтец не просто выучил серьёзнейший текст, но и постарался осмыслить его.

Наталии Дмитриевне Спириной и Музею Николая Константиновича Рериха в Новосибирске посвятила своё стихотворение «Символ чистоты» К.Г.Беспалько (п. Барышево, Новосибирская обл.).

Как символ чистоты стоит Музей,
Всех нас приветствуя сердечно.
Стоит как храм, как воплощение идей
Великой женщины-подвижницы,
Взыскующей красот и истин вечных.
Даруя радость и духовный свет,
Здесь каждый уголок огнём её души согрет...

Е.П.Ананьина (г. Кемерово) рассказала, что первое знакомство с Н.Д.Спириной состоялось через аудиозапись стихов Наталии Дмитриевны в её исполнении. Тогда ей сразу представился образ великой мужественной женщины, и это впечатление только крепло год от года.

Л.И.Ефимова вспомнила о том, как однажды, зайдя с сотрудницами Бердской рериховской группы к Наталии Дмитриевне, они получили от неё листочки с только что законченным стихотворением «Осень» и услышали его в прочтении автора. «Я до сих пор хорошо помню этот эпизод. Навсегда осталось впечатление от самой Наталии Дмитриевны в тот момент. Весь облик её — сплошная радость, у неё были такие сияющие глаза! Это чувство радости тут же передалось нам, оно не покидало меня в течение нескольких дней! О земной, обычной радости Наталия Дмитриевна сказала в свой «капле»: «Земная радость, как цветок, — сорви его, и он увянет», но в тот момент в маленькой прихожей её старой квартиры мы прикоснулись к радости другой — неземной, необычной».

Об этом же, о приобщении к радости высшей, говорила и Н.М.Кочергина: «Наша дорогая Наталия Дмитриевна использовала любую возможность, чтобы пробудить в нас любовь к поэзии, научить тонкости чувств. Бесценные беседы, бесценные минуты общения... Она стремилась приобщить нас к лучшему, что есть в мировой поэзии, к тому, что она так любила! Пребывая постоянно в этом прекрасном мире, она хотела, чтобы и мы могли разделить с нею эту радость».

Л.М.Мельниковой запомнилось, как однажды она встретила Наталию Дмитриевну, гуляющую по аллеям Академгородка вместе с А.П.Юшковым: «Они читали стихи поэтов разных стран. Это количество стихов и разнообразие авторов изумляло. Мы гуляли часа три, и всё это время без перерыва звучали стихи. Это было поразительно! Ещё запомнилось, что очень часто многие шутки Наталии Дмитриевны звучали в рифму».

С.А.Горянский: «Многие могут подтвердить воистину энциклопедические знания Наталии Дмитриевны, и это казалось вполне естественным; но всех нас поражало, сколько стихов она знает наизусть! Однажды я задал ей вопрос, как это ей удаётся, надеясь услышать рассказ об определённой системе запоминания, о каких-то специальных упражнениях. Но в ответ Наталия Дмитриевна сказала: «То, что любишь, — всегда помнишь». Это было так просто, но, с другой стороны, в этом ответе было столько глубины! Она зажгла в нас эту любовь к поэзии, открыла многих поэтов. После бесед с Наталией Дмитриевной я открыл для себя Маяковского. Она говорила о том, что это очень самобытный и интересный поэт. В поэтах она ценила индивидуальность.

Однажды я задал Наталии Дмитриевне вопрос — как вести себя за столом (мы как раз ужинали у неё в гостях). Подумав, она сказала, что все правила поведения сводятся к тому, чтобы есть тихо, не мешая окружающим. Это самое главное, и не стоит так уж задумываться о каких-то глубоких эстетических правилах. Затем, в связи с моим вопросом, Наталия Дмитриевна прочитала стихотворение Андрея Вознесен­ского «Правила поведения за столом», написанное в очень своеобразной манере, и это запомнилось на всю жизнь.

Уважьте пальцы пирогом,
в солонку курицу макая,
но умоляю об одном —
не трожьте музыку руками! (...)

Руками ешьте даже суп,
но с музыкой — беда такая!
Чтоб вам не оторвало рук,
не трожьте музыку руками.

Так, даже к самым, казалось бы, обиходным во­просам Наталия Дмитриевна подходила необычно».

Г.С.Николаиди: «Наталия Дмитриевна и поэзия — это одно целое, эти понятия нераздельны. «Поэзия — это моя держава» — так она говорила, и иногда, смеясь, просила её останавливать, потому что, когда разговор заходил о поэзии, она была неисчерпаема. На каждый случай жизни у неё находились стихи или афоризмы. Наталия Дмитриевна часто цитировала те или иные строки в связи с какими-то конкретными событиями, и тогда это особенно прочно входило в наше сознание. Часто звучали строки М.Цветаевой, А.Вознесенского, а также В.Маяковского: «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней».

То, что мы получали и ощущали, находясь рядом с нею, нельзя ни с чем сравнить, а тем более забыть. Мы живём, возвращаясь время от времени к этим ощущениям, обдумываем её слова, сказанные по какому-то поводу, и заново осмысливаем их. Как созвучны её облику слова Маяковского: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить —
и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!»

Она постоянно сокрушалась о безвременно ушедших поэтах, говорила о том, сколько они ещё могли бы сделать.

Её поэзия охватывает и нашу планету, и дальние миры, в ней — Беспредельность. Она отрывает нас от обыденности и уводит в бесконечные Обители Красоты и Любви. Порадуемся этому обогащению нашего духа».

Ю.В.Цыганкова говорила о стихах, которые особенно любила Наталия Дмитриевна. Прозвучало стихотворение Марины Цветаевой «Тоска по Родине...», которое заканчивается такими словами:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё — равно, и всё — едино.
Но если по дороге — куст
Встаёт, особенно — рябина...

«Как читала его Наталия Дмитриевна! — вспоминала Ю.В.Цыганкова. — «Пусть оно всегда будет с нами на прогулках, — просила она. — Мы будем гулять по рябиновой аллее и читать его, чтобы выучить наизусть». Часто от Цветаевой Наталия Дмитриевна переходила к Гумилёву, которого она называла наиболее духовно озарённым поэтом ХХ века. Многие из нас впервые узнали о поэме Гумилёва «Дракон» от Наталии Дмитриевны.

...Первый раз уста человека
Говорить осмелились днём,
Раздалось в первый раз от века
Запрещённое слово: «ОМ!»

Не раз Наталия Дмитриевна читала это одно из самых значительных творений поэта, разъясняя его глубокий смысл».

Л.С.Полтавская (г. Екатеринбург): «Каждое событие, однажды произошедшее, начинает жить в пространстве самостоятельной жизнью. Мне хочется вернуться в несколько таких мгновений и прожить их заново, чтобы испытать то счастье, которое я ощущала, общаясь с Наталией Дмитриевной.

В творчестве каждого поэта Наталия Дмитриевна особенно ценила и выделяла те строки, в которых духовные понятия и категории облекались в точные, выразительные поэтические образы. Она прекрасно знала не только классическую, но и современную поэзию. Однажды она прочла стихотворение Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь, 
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!..

Главное, конечно, было в том, как произносила эти слова Наталия Дмитриевна: в её изложении они приобретали иную глубину, открывали новые горизонты. Наталия Дмитриевна говорила о том, что она сама прочувствовала и применила к себе. И когда она произнесла эти строки, я ощутила то, о чём она свидетельствовала, тот труд и гигантский духовный подвиг, который постоянно совершался ею.

Она вспомнила ещё такие строки из Заболоцкого:

...Что' есть красота 
и почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота, 
или огонь, мерцающий в сосуде?

И тогда мне стало понятно, что красота — это неугасимый огонь, заключённый в произведениях искусства или в сердце человека. Этот огонь освещает всё вокруг, и его не загасить ничем: ни злобой, ни уродством, ни разрушающим хаосом».

И.И.Сереброва: «У Наталии Дмитриевны есть стихотворение «Открыть»:

Открыть глаза людей на радости Земли: 
На солнечную песнь закатов и восходов, 
На блики облаков, которые легли 
Небесным цветником по голубому своду...

Наталия Дмитриевна осуществила то, о чём сказала в этих строках: она открыла наши глаза на многое прекрасное, что есть в этом мире, — на красоту природы, искусства, поэзии, которую она называла царицей всех искусств. Поэзия — это неисчерпаемая область прекрасного, и многих из нас приобщила к ней именно Наталия Дмитриевна. Она учила нас не просто любить поэзию, но уметь находить в стихах разных поэтов истинные жемчужины мудрости. Она говорила: «Во всех явлениях жизни и природы поэты видели что-то удивительное и находили такие же удивительные слова».

Многие годы Наталия Дмитриевна отыскивала у разных поэтов те стихи, в которых были отражены аспекты Учения Живой Этики. Она утверждала: «Нет такой сферы в мире Прекрасного, где Живая Этика не проявлялась бы в той или иной степени и форме. Велика радость для изучающих и любящих Живую Этику встречать её отблески во всех проявлениях искусства. Часто люди, ничего не зная о Живой Этике, приобщаются к ней через эти зарницы несказуемого света».

Иногда Наталию Дмитриевну кто-нибудь просил написать стихотворение на заданную тему. На это она отвечала, что писать по заказу не умеет, а пишет лишь о том, чем вдохновится, и при этом читала А.Вознесенского:

Стихи не пишутся — случаются,
Как чувства или же закат.
Душа — слепая соучастница,
Не написал — случилось так!

Когда начинался разговор о рериховской поэзии, Наталия Дмитриевна отмечала, что благодаря изучению Живой Этики мы начинаем смотреть на окружающий мир другими глазами — через призму Учения. И чем глубже мы его изучаем, тем этот взгляд на мир становится более осознанным. Она постоянно вдохновляла нас на написание стихов и говорила, что стихи, написанные нами на самые разные темы, в том числе и о природе, будут не просто описательными, но неизбежно будут отражать наше мировоззрение».

С.А.Деменко, представляя 4-й выпуск поэтического сборника поэтов СибРО «Огни трудов», сказал: «Особенность этого сборника в том, что в него во­шли ранние стихи Наталии Дмитриевны Спириной, относящиеся к 1940 – 50 годам, обнаруженные в её архиве. Одно из стихотворений посвящено Катуни. Оно было написано в апреле 1953 года, когда Наталия Дмитриевна ещё не знала, где она окажется через несколько лет, но дух поэта уже прозревал это:

Помните, братья, в далёком пути —
Вам суждено до Катуни дойти,
Вам суждена голубая река, — 
Радость близка, и победа близка!»

Так в День рериховской поэзии «не только утверждалось могучее поэтическое Слово, но и объединились сердца разных людей в благодарности к Высшему» (Е.Вагина, г. Екатеринбург).

К 4 мая был приурочен выход сборника «Возвышенная миссия твоя...», подготовленного Издатель­ским центром Сибирского Рериховского Общества РОССАЗИЯ. Это первая книга, посвящённая Наталии Дмитриевне Спириной и рассказывающая о её жизни и земной миссии. Цель книги — дать представление о значимости её работы для человечества.

Мы знаем, что признание своего литературного творчества Наталия Дмитриевна получила при жизни. В один из разделов книги вошли отклики людей, на которых оказало влияние её творчество. Необычайно широк и разнообразен этот круг: Наталию Дмитриевну благодарят люди совершенно разные по уровню образования, общественного положения, культуры, жизненного опыта. Ей пишет корифей науки и подросток; деятель культуры и отбывающий срок в местах лишения свободы; в изумлении описывает свои ощущения от встречи с поэзией Наталии Дмитриевны убеждённый атеист; шлют приветы сердца те, кто, однажды соприкоснувшись с Наталией Дмитриевной, сразу почувствовали всю судьбоносность этой встречи и выбрали свой духовный путь.

Доклад «Наш путь — БУДЬ!», помещённый в книге, прозвучал на конференции «Великая семья России» в октябре 2004 года. Это было последнее сообщение СибРО, сделанное при жизни Наталии Дмитриевны. В нём чётко обозначена роль Н.Д.Спириной в истории развития Рериховского движения в Сибири. О большем в то время говорить было нельзя. Теперь же, в разделе, озаглавленном «Яро Помогу ей...», помещены Высокие Свидетельства труднейшей земной миссии Наталии Дмитриевны Спириной, рассказывающие о той незримой духовной работе, которая не прекращалась никогда и не зависела ни от каких условий жизни.

Материалы продолжают накапливаться — идёт их сбор для следующей книги, становятся известны новые интересные факты. А пока впереди — издание полного собрания трудов Н.Д.Спириной.

Ольга ОЛЬХОВАЯ


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Рериховская поэзия